Прогнозирование на уроках химии
статья по химии по теме
Прогноз - научно обоснованное предсказание, успех которого зависит от знания теорий, законов, понятий и границ их применимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prognozirovanie.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогнозирование на уроках химии.
Прогноз – научно обоснованное предсказание, успех которого зависит от знаний теорий, законов, понятий и границ их применимости.
При прогнозировании необходимо уметь:
проводить анализ и синтез;
применять усвоенные знания в новых нестандартных условиях;
осуществлять обоснование (доказательство);
делать выводы.
Прогнозирование может осуществляться на уровне теоретического объяснения, как выводов из законов и теорий, и на эмпирическом уровне при наблюдении, эксперименте, при проведении аналогий и т.д.
В начале изучения курса химии идет накопление фактического материала: изучение состава, строения и свойств, закономерностей протекания реакций и т.п. Приобретенные знания в дальнейшем служат основой для прогнозирования. Впервые это умение можно применять при выполнении задания после знакомства с электрохимическим рядом напряжений металлов, на примере взаимодействия растворов кислот с металлами: не прибегая к опыту, определите, какой из двух металлов – медь или железо – будет реагировать с соляной кислотой. На основании электрохимического ряда напряжений металлов устанавливают, что в реакцию с соляной кислотой вступает железо, так как оно в ряду стоит левее водорода. В дальнейшем закрепление умения прогнозировать происходит на примерах взаимодействия воды и растворов солей с металлами.
По мере накопления знаний увеличиваются и прогностические возможности. В особенности это проявляется после изучения периодического закона и периодической системы химических элементов, химической связи и строения вещества. Для осуществления общей характеристики элементов и их соединений следует хорошо усвоить некоторые закономерности изменений свойств в периодах и в главных подгруппах периодической системы химических элементов.
Знакомство с основными положениями теории электролитической диссоциации и теории химического строения органических веществ позволяет еще более полно составлять прогноз веществ и явлений, которые еще не изучались. Прогнозирование в процессе эксперимента, наблюдений и т.п. основывается на знании теорий, законов и фундаментальных понятий. Например, для осознанного предположения протекающих процессов при электролизе солей и составления уравнений их реакций (схем) нужно знать закономерности процессов, протекающих на аноде и на катоде.
На основе анализа соли сульфата меди можно предсказать, какие продукты образуются на катоде и аноде и доказать это экспериментально. Например, при электролизе данной соли катод покрывается налетом меди, а на аноде выделяется кислород, наличие которого доказывают по загоранию тлеющей лучинки. После этого составляют схему электролиза соли и делают выводы.
В школьном курсе химии овладеть умением прогнозировать можно при выполнении заданий, требующих характеристики свойств веществ на основании их строения и определения строения, способов получения, нахождения в природе, областей применения веществ. Ключ к предсказанию строения и свойств веществ, протекания явлений и т.п. – в прочном усвоении теоретического материала и умении применять его в сходных и новых условиях. Проиллюстрирую это на примерах.
Пример №1. Определите способ получения, характерные свойства и области применения гидроксида бария.
Барий и его соединения на уроках подробно не изучаются. Задача состоит в том, чтобы на основании знаний о строении и свойствах одного представителя второй группы главной подгруппы (кальция и его соединений) и знаний об общих закономерностях в этой подгруппе предсказать общие свойства гидроксида бария.
По аналогии с гидроксидом кальция можно предположить, что гидроксид бария получают при взаимодействии бария и оксида бария с водой. Он находится в твердом состоянии, растворяется в воде . Гидроксид бария проявляет все общие химические свойства, характерные для растворимых оснований. В подгруппе у него наиболее сильно выражены основные свойства. Исходя из всего этого, можно предположить, что гидроксид бария применяется для получения солей, определения углекислого газа и т.д.
Пример №2. Определите элемент, группу и подгруппу, в которой он находится, а также строение атома, если известно, что степень его окисления +1, атомная масса наименьшая по сравнению с другими элементами данной подгруппы. Кроме того, основный характер его гидроксида выражен наиболее слабо.
По приведенным данным можно предположить, что это – литий. Он является начальным представителем подгруппы щелочных металлов, т.е. элементом главной подгруппы первой группы. По положению его в периодической системе химических элементов рассматривают строение атома.
Пример №3. Могут ли щелочные металлы находиться в природе в свободном состоянии? Ответ обоснуйте.
Все щелочные металлы очень реакционноспособные и на воздухе сразу же окисляются, поэтому они не встречаются в природе в свободном состоянии, а входят в состав минералов.
Пример №4. Укажите, как изменится в зависимости от понижения и повышения температуры и давления следующее равновесие:
2NO + O2 = 2NO2 + Q.
Процесс синтеза оксида азота (IV) является экзотермическим и повышение температуры сдвигает равновесие влево, а понижение ее – вправо. Неодинаковый объем исходных веществ и полученного дает возможность сделать вывод, что повышение давления смещает равновесие вправо, а понижение его – влево.
Систематическое применение прогнозирования приносит эмоциональное удовлетворение, так как при этом в полной мере используется уровень ваших знаний, возникает потребность в поиске новых задач, проблем нестандартных ситуаций. Приобретенные в школе умения прогнозировать помогут в будущем решать как теоретические, так и практические задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...
Презентация к уроку химии по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов», 9 класс
Презентация может быть использована на уроке химии при изучении темы «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов&raq...