Урок по теме "Вещества экорегуляторы в природе"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Цель урока: На основе межпредметных связей с биологией выяснить, как вещества - посредники помогают живым организмам адаптироваться к условиям окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekoregulyatory.zip | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Информационный материал
Химические взаимодействия в живой природе
Вопрос возникновения сложных систем хемокоммуникаций в живой природе сопряжен с вопросами эволюции органического мира и возникновением приспособлений, многие симбиотические отношения имеют в своей основе ярко выраженные химические связи, например, симбиоз клубеньковых бактерий и бобовых обеспечивается наличием в первых нитрогеназной ферментативной системы, катализирующей восстановление азота в аммиак.
В природе химические соединения осуществляют функции связи между организмами и средой в экосистемах, такие вещества называют посредниками, химическими экорегуляторами или хемомедиаторами.
Ферромоны - хемомедиаторы, участвующие в отношениях между особями одного вида.
Алломоны - вещества, способствующие межвидовым взаимодействиям.
На действие абиотических факторов организмы могут отвечать продуцированием специфических веществ: эндометаболиты - оставаясь организме, смягчают воздействие фактора, например, вещества криопротекторы и антифризы у зимующих животных, экзометаболиты - выделяются во внешнюю среду и формируют ее свойства (например, перекись водорода, которая продуцируется некоторыми гидробионтами и определяет в некоторой степени окислительно-восстановительные свойства природной воды).
Все многообразие взаимодействий, осуществляемое в экосистемах хемомедиаторами, можно свести к следующим функциям:
Защитная, ее осуществляют многие ядовитые и репелентные вещества растений - например: алкалоиды покрытосеменных - кодеин, хинин, кофеин, стрихнин и др, другой пример - мускарин у мухомора, у животных оборонительную функцию несут специальные экскременты и токсины: 3 метилбутантиол у скунса.
Наступательная, паразитические грибы и некоторые бактерии используют химические средства нападения на жертву (ферменты - хитиназы, лигнин пектаназы, разрушающие клеточные стенки подвергащихся нападению растений).
Сдерживание конкурентов, некоторые высшие растения с помощью выделяемых ими хемомедиаторов подавляют рост или вызывают гибель растений-конкурентов, это могут быть органические кислоты, хиноны, фенолы и др. Так, с помощью токсина юглона (5-окси-альфа-нафтохинона) черный орех подавляет прорастание семян и развитие травянистых растений, животные метят свои участки с помощью органических соединений различной структуры (путресцин и кадаверин у лисицы, фенилуксусная кислота у песчанки).
Аттрактивная. Хемосигналы подобных соединений возбуждают пищевую, двигательную и (или) репродуктивную активность, к таким соединениям относятся половые ферромоны, например бомбикол (гексадекадиенол), выделяемый самкой бабочки тутового шелкопряда и привлекающий самца молекулы 5-н-гексилпроизводного гамма-лактона, обеспечивающие запах тропических плодов, приманивают некоторые виды летучих мышей (последние способствуют распространению семян), к соединениям этого класса можно отнести вещества-кайромоны, выделяемые животными жертвами и используемые хищниками для их поиска: например, молочная кислота теплокровных является хемосигнализатором для комаров.
Регуляция взаимоотношений внутри какой-либо социальной группы, соединения с такой функцией наиболее распространены у общественных насекомых, так, пчелиной маткой вырабатывается 9-окси-2-транс-деценовая кислота - так называемое "царское вещество" - которое способствует выполнению следующих функций: привлекать рабочих пчел к матке; подавлять развитие яичников у рабочих пчел; привлекать самцов к матке брачный период; подавлять активность пчел по строительству "царских ячеек" для будущей матки.
Снабжение организмов исходными веществами для формирования ферромонов, гормонов и др. гусеницы бабочек-данаид поедают некоторые виды молочаев, содержащих алкалоиды пирролюзидина. в организме эти соединения превращаются в производные пиррола, они отпугивают хищников, а у взрослых бабочек привлекают самцов.
Формирование среды обитания, гидробионтами выделяется в среду обитания множество экзометаболитов. так, выделяемые сине-зелеными водорослям токсины (например, анатоксина) делают непригодной среду обитания для большинства рыб, моллюсков и членистоногих, некоторые гидробионты выделяют антиоксиданты, Н2О2, что влияет на окислительно-восстановительные свойства природной воды.
Индикационная, выполняют роль сдерживания конкурентов, а также помогают ориентироваться в пространстве, капроновой кислотой некоторые муравьи термиты метят свой корм и дорожки, ведущие к нему, а изовалериановая_ кислота является маркером участка у антилоп-вилорогов северной Америки
Предупреждающая, у общественных насекомых обнаружены многочисленные "ферромоны тревоги". 2-гексеналь продуцируют и выбрасывают при опасности некоторые виды клопов и муравьев, муравьиная кислота у последних является сигналом тревоги и одновременно средством зашиты потревоженная или раненая актиния выделяет в воду (3-карбокси-2,Здиокси-п,п,п-триметил-1-пропанаммонийхлорид, который сигнализирует опасности соседям и вызывает смыкание щупалец.
Адаптационная к воздействию абиотических факторов, к ним относятся вещества, позволяющие существовать обитателям горячих источников, засоленных водоемов, у зимующих животных, полярных морских рыб обнаружены гликопептиты - белки-антифризы, блокирующие кристаллизацию внутриклеточной воды, дополнительными антифризами у зимующих насекомых служат многоатомные спирты - глицерин, криопротекторы (например, дисахарид трегалоза и аминокислота пролин у насекомых) препятствуют резким сокращениям клеток при замораживании, у лягушек, жаб роль криопротектора играет глюкоза, образующаяся из гликогена печени перед зимовкой.
Многие хемомедиаторы полифункциональны и отнести их к конкретной группе затруднительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку физики Электрические явления в природе
Электрические явления в природе: молнии, Шаровая молния, природа шаровой молнии...
Урок физики «ФИЗИКА – НАУКА О ПРИРОДЕ (подготовка к ГИА)»
Урок обощения и систематизации знаний.Ознакомив учеников с типовыми конструкциями тестовых заданий ГИА, я формирую у них необходимые навыки выполнения тестовых заданий ГИА, и они практически не ...
Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....
Урок по теме "Силы в природе" для 7 классов
Разработка урока предназначена для использования на уроках физики в 7 класса в общеобразовательной школе.Цели урока1. Сформировать представление о силе как о физической величине;2....
Интегрированный урок ( литература и английский язык). Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.
Этот урок разработали учитель русского языка и литературы Кунаева Е. В. и учитель английского языка Евдокимова С. В....
Урок развития речи по теме " Природа родного края". Конспект урока.
Данный материал может быть использован при подготовкек к написанию сочинения о природе родного края....
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....