Урок физики «ФИЗИКА – НАУКА О ПРИРОДЕ (подготовка к ГИА)»
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Урок обощения и систематизации знаний.
Ознакомив учеников с типовыми конструкциями тестовых заданий ГИА, я формирую у них необходимые навыки выполнения тестовых заданий ГИА, и они практически не будут тратить время на понимание инструкции по их выполнению. При этом основную часть работы с целью тренировки желательно проводить в случаях не столь эмоционально напряженных как экзамен или контрольная работа. Это может проходить на уроках обобщения и систематизации знаний в форме домашнего задания, самопроверки, взаимопроверки.
Практические методы обучения использую для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний обобщения и систематизации знаний. Во время их применения использую следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения. Одним из таких методов является проблемное изложение. Этот метод в равной мере позволяет организовать на уроке как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности, работа с программой графический редактор Paint, работа на интерактивной доске и работа на компьютере (поиск информации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»
Урок физики
9 Б класс
Тема: «ФИЗИКА – НАУКА О ПРИРОДЕ (подготовка к ГИА)»
Разработал Шершнева Елена Геннадьевна, 1 категории, стаж работы 24 года |
Сорск, 2012
Цели урока:
- формирование умений, носящих в современных условиях общенаучный характер;
- развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- развитие интереса к предметам путем выполнения разных заданий: практических и теоретических;
- установление связи информатики и физики;
- развитие аналитико-синтезирующего мышления.
Задачи урока:
- образовательные:
вспомнить основные знания по темам: «Электрические явления», «Механические явления» по физике, «Компьютерные сети», «Векторные графические редакторы», «Компьютерные презентации» по информатике; повторить и закрепить изученный материал, выраженный в нестандартных ситуациях;
- развивающие:
развить у школьников творческое и образное мышление, умения самостоятельно решать логические задачи, находить нестандартные методы решения, творческую активность и познавательный интерес;
- воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к изучению физических явлений и воспитывать информационную культуру; научить аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную.
Используемые технологии:
Информационно – коммуникационные технологии;
личностно-ориентированное обучение;
проблемно-исследовательская технология;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии;
обучение в сотрудничестве.
Форма работы: индивидуально-групповая.
Оборудование: интерактивный комплекс.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: ОС Windows XP, приложения MS Office, ПО «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (Физика)».
Дидактический материал: презентация, карточки с заданиями.
Место проведения: кабинет информатики 3-2.
План урока:
- Оргмомент. Инструктаж по ТБ в кабинете информатики.
- Вступительное слово учителя физики.
- Актуализация знаний.
- Работа в графическом редакторе Paint.
- Работа с интерактивной доской.
- Тестирование.
- Работа за компьютером.
- Решение задач.
- Рефлексия.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(на экран выводится Слайд 1. с темой урока и проводится краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе (учитель информатики))
II. Вступительное слово учителя физики.
Слайд 2. На экране написано изречение:
«Человек, несомненно, сотворен чтобы мыслить: в этом главное его достоинство и главное дело жизни…»
Блез Паскаль
Учитель обращает внимание ребят на это высказывание и задает вопрос: Как вы понимаете слова Б.Паскаля?
Учащиеся высказывают свое мнение, после чего учитель сообщает о темах из курса физики и информатики, используемых в ходе урока.
Сообщение темы, целей и задач урока.
III. Актуализация знаний.
- Какое движение называется равномерным?
- Что называют импульсом тела?
- Как направлен вектор скорости при движении тела по окружности?
- Какие виды механической энергии вы знаете?
Слайд 3. (при выполнении этого и последующих заданий используется интерактивная доска).
Прочитайте число, составленное вами из номеров верных формул(245).
1. I = UR | 2. U = IR | 3. U = I/R |
4. R = U/I | 5. I = U/R | 6. R = I/U |
Слайд 4.
Заполните пустые клетки таблицы. В каждом столбце должны стоять обозначения физической величины и единица ее измерения.
l | U | |||
Р | A | Ом |
Слайд 5.
Выразите в СИ:
15 кОм =
0,024 МВ =
634 мА =
0,35 кВ =
Тренажер «Элементы цепи» (электронный интерактивный комплекс)-2 ученика работают у доски.
ΙV. Работа в графическом редакторе Paint.
Слайд 6. Задание:
Нарисуйте средствами графического редактора Paint схему изображенной электрической цепи.
Задание выполняется по вариантам. Ребята работают в группах по два человека.
Слайд 7. Варианты заданий
Слайд 8.При проверке заданий на экран выводятся готовые схемы.
V. Работа на интерактивной доске.
Учитель:
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи называется вольт – амперной характеристикой. Выражается обычно в виде графика или таблицы. Вам необходимо снять вольт – амперную характеристику для трех различных проводников и построить графики.
Вызываются по очереди три ученика к доске и строят графики.
Вывод: сила тока и напряжение прямо пропорциональны друг другу.
Отвечают на вопросы:
1. Какой проводник обладает наибольшим сопротивлением?
2. Чему равно сопротивление каждого проводника?
VΙ. Тестирование.
Самостоятельная работа ребят по вариантам. Проводится на фоне релаксирующей музыки.
Каждому ученику раздается карточка-задание. При правильном ответе на вопросы первого варианта получается слово «график», а второго – «провод».
VΙΙ. Работа за компьютером.
Слайд 9. Поиск информации.
Каждой группе (по 2 человека) дается вопрос по информатике, нужно самостоятельно найти на него ответ (ответы спрятаны на компьютере).
- В каком году появилась первая ЭВМ? (1946)
- Кем была написана первая программа? (Ада Лавлейс)
- С чьим именем связано слово «алгоритм»? (Мохаммед Аль-Хорезми)
- В каком возрасте французский физик и математик Блез Паскаль создает первую модель вычислительной машины «Паскалину» или «Паскалево колесо». (1642 г. – 18-летний)
- «Я сам удивляюсь могуществу составляемой мною машины, за год перед этим я не поверил бы возможности такого результата. Эта машина может производить действия над 100 переменными, которые могут изменяться; каждое число может состоять из 25 цифр». О чем идет речь? (Автором письма является Чарльз Бэббидж. Речь идет об «аналитической машине», над которой он работал в 50-е годы XIX века.)
- Около 200 лет назад на одной из улиц знаменитого города был открыт храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет. При входе гостей встречал механический швейцар. Кошка мяукала, змея шипела. Механические слуги обслуживали посетителей. Слуга-автомат разносил на подносе напитки… (С-Петербург)
- «Мы почитаем всех нулями. А единицами себя.» Кто автор строк? (А.С.Пушкин)
- Кто автор первого отечественного школьного учебника по информатике? (А.П.Ершов)
Слайды 10-14. Содержат ответы на вопросы с краткими комментариями.
VIII. Решение задач.
Слайды 15-28. Используется демонстрационный вариант заданий ГИА по физике.
Ребята решают задачи из блока А и В. Объясняя свои ответы. Задания выводятся на экран.
IX. Рефлексия.
∙ Что удалось на уроке?
∙ Что вызвало затруднение?
∙ На что нужно обратить внимание в первую очередь?
∙ Как вы оцениваете свою работу на уроке в целом?
X. Итог урока. (Слайд 29.Заключительное слово учителя).
Мы сегодня вспоминали ученых, чьи имена навсегда вошли в историю. Они внесли большой вклад в историю научно-технического прогресса. Человечество благодарно им за их открытия. Сегодня мы с вами повторили закон Ома, виды механического движения, использовали сетевые технологии.
Но как сказал Сократ «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай сделать мне, и я пойму»
Следуя совету Сократа, я предлагаю вам следующее домашнее задание.
XI. Домашнее задание.
Найти и решить две задачи из материалов для подготовки к ГИА: одну на «Электрические явления», а другую на «Механическое движение».
Объявляются оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"
Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...
разработка урока по природоведению "Науки о природе"
Презентацию можно использывать как дополнеине к уроку....
Презентация к уроку по физике "Физика высоких энергий" 11 класс
Презентация к уроку по физике "Физика высоких энергий" 11 класс...
Конспект биоадекватного урока по теме "Науки о природе".
Класс – 5Тема – Науки о природеЦель урока: ознакомление с науками о природе, объектами их изучения.Метод обучения: биоадекватная методика преподавания...
Конспект урока по физике "Оптические явления в природе. Источники и приёмники света"
Цель: познакомить учащихся с историей развития взглядов на природу света; дать понятие о свете, как форме энергии электромагнитного поля, его источниках и приёмниках; рассмотреть закон пря...
Внеклассное мероприятие по физике: "Физика в науке и в жизни"
Внеклассное мероприятие по физике: "Физика в науке и в жизни"...
Неделя физики "Физика как наука"
Неделя физики...