Металлы-простые вещества
методическая разработка (химия, 8 класс) на тему
Урок - путешествие. Открытый урок на семинар по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistovik_otkrytogo_uroka.docx | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
http://nsportal.ru/isaeva-tatyana-pavlovna
Урок-путешествие: Металлы - простые вещества
Эпиграф : «Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно». М.В.Ломоносов.
Вид урока: изучение нового материала
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩАЯ
Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе;
Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов;
Обобщить знания учащихся о распространении металлов в окружающей среде;
Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека;
Формирование знаний учащихся об основах здоровья на основе интеграции химических и валеологических знаний;
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии;
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев).
Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность целеустремленность учащихся;
Оборудование урока:
1) Задания – инструкции для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов"
2) наборы металлов и неметаллов для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов"
3) ПСХЭ Д.И.Менделеева;
5) Компьютер, мультимедийный проектор, Презентация
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Приветствие
2.Актуализация знаний
Ребята , сегодня мы с вами будем изучать тему без знаний которой не обходятся люди многих профессий: врачи, фармацевты, биологи, химики, физики, минерологи, геологи, агрономы, ветеринары, инженеры, повара, и список этот можно продолжать до бесконечности.
Вы не догадались, о чем пойдет речь? Тогда отгадайте ребусы, ответы будут темой сегодняшнего урока.
3. Этап усвоения новых знаний
Задумывались ли вы когда– нибудь о том, какими материалами человек пользуется чаще всего? Давайте оглянемся вокруг. Мебель в классе деревянная держится на металлических шурупах. К каждой парте подведена вода, которая течёт по металлическим трубам. Краны в классе, детали компьютера, провода по которым течет электрический ток металлические.
Из металла сделаны ложки, ножи ,вилки, кастрюли, сковородки, детали телевизоров и, автомобили. Кроме того, металлы входят в состав живых организмов.
Знания о металлах имеют огромное значение для каждого из нас. Дело в том, что здоровье человека напрямую зависит от наличия или отсутствия в нашем организме некоторых металлов. В крови человека найдено 76 химических элементов из них 62 металла. К металлам – “элементам жизни” относят 10 химических элементов металлов - K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn,Мо Значение их огромно.
При недостатке ионов Na+ появляется головная боль, потеря памяти, а при избытке – развивается гипертония.
Са - участвует в свёртываемости крови ,способствует росту зубов, образованию молока у кормящих женщин, входит в состав скелета.
Недостаток К - приводит к аритмии,
Zn - к повреждению кожи, нарушению волосяного покрова, замедлению полового созревания,
Mg – к повышению возбудимости, а избыток Mg вызывает депрессивное состояние.
Говорить об этом можно много, но переходим к теме.
Таблица 1 с образование
Перед вами периодическая таблица. Из 110 элементов представленных в ней 88 приходится на долю металлов. Если провести диагональ В – At, то в левом нижнем углу мы видим, располагаются только металлические элементы. За пределами этой диагонали есть еще металлы – это элементы побочных подгрупп.
2.Изучение нового материала.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ 25 мин
1.Историческая
В древности было известно людям только 7 металлов. Их считали посланниками космоса на Земле и связывали с планетами, приписывали чудодейственные свойства.
2.1Энциклопедическая
Представляю подборку интересных фактов о золоте и обо всем, что с ним связано. Но сначала небольшая сценка
Сценка (профессор и студент)
Профессор спрашивает студента:
- Если бы вам предложили ум или золото, что бы вы выбрали?
- Конечно, золото.
- А я ум, и знаете почему?
- Знаю, каждый берет то, чего ему не хватает.
А теперь 7 фактов о золоте!
Слово «gold» появилось из Индо-Европейского корня «желтый», отражающий наиболее заметную характеристику этого металла. Этот факт находит свое отражение в том, что произношение слова золота gold на разных языках похоже, например Gold (по-английски), Gold (по-немецки), Guld (по-датски), Gulden (по-голландски), Gull (по-норвежски) и Kulta (по-фински).
В конце XVIII века модно было украшать зубы золотыми коронками, которые ставили на совершенно здоровые зубы. Это требовала не только мода. Наличие блестящих зубов должно было подчеркнуть и высокое положение хозяина.
Если сплавить воедино весь мировой запас золота, который составляет 32 тыс. тонн, то в результате получится куб со стороной лишь в 12 метров
Кусочек золота размером со спичечный коробок можно раскатать в лист площадью в теннисный корт.
В Таджикистане гражданским чиновникам запрещено иметь золотые зубы.
Абсолютно чистое золото очень мягкое, его можно мять руками
В ЮАР добывается почти 2/3 всего мирового золота
Учитель : Самый большой смородок,котырый был найден весил 112 кг.
2.2 Серебро
Знания, получаемые в школе по химии, мы не часто используем в повседневной жизни. Но именно химия может стать источником знаний о нашем здоровье. Благодаря химии, мы узнаем, как вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, жизнь в целом, что полезно человеку и в каких количествах, что вредно и до какой степени.
Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. Трудно представить, но наше самочувствие, настроение, аппетит зависят от...металлов. В таблице Д.И.Менделеева трудно найти химический элемент – металл, который был бы не связан с нашей жизнью.
Серебро пользовалось особым уважением в средние века. Алхимики считали, что серебро входит в число семи металлов, которые они наделяли целительной силой. Серебро использовали для лечения эпилепсии, невралгии, холеры, гнойных ран. В водах священной индийской реки Ганга повышено содержание серебра. Высокие дезинфицирующие свойства серебра превосходят такие же свойства карболки, хлорной извести. Специально приготовленное серебро применяется при головных болях, потере голоса у певцов, страхах, головокружении.
Наиболее эффективно и безопасно действует серебро в сверхмалых дозах. В нашей стране оно существует в виде препарата «Серебряный дождь». Лечебное действие этого препарата наблюдают при поражении голосовых связок, возникающих в результате перегрузок у певцов, лекторов и учителей.
Во время вторжения войска Александра Македонского в IV в. до н. э. в Индию на берегах р. Инд в войске разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний. Но она не затронула ни одного военачальника. Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры – серебряной. Невесомых количеств растворенного серебра оказалось достаточно для дезинфекции воды и пищи.
Учитель: Самый большой смородок,котырый был найден весил 13,5 тонн.
3.Экспериментальная (выполняют в парах лабораторную работу)
Сегодня нам необходимо также познакомиться с физическими свойствами металлов. На с.69 черным шрифтом выделены основные свойства.
Вам даны вещества: Определите какие из них металлы, а какие неметаллы. Работаете по
Инструкционной карточке и заполняете таблицу
№ Об-ца | Вещество 2 | Аграрное состояние 3 | Цвет 4 | Блеск 5 | Пластич- Ность 6 | Тепло- Проводность 7 | Электропроводность 8 |
1. | Железо | ||||||
2. | Сера | ||||||
3. | Алюминий | ||||||
4. | Графит | ||||||
5. | Медь | ||||||
6. | Цинк |
Инструкционная карточка
Исследование физических свойств простых веществ»
Задание 1. Рассмотрите образцы веществ и заполните колонки таблицы.
Заполните колонку 3 и 4 таблицы.
Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте в колонке 5 «+» или «-».
Согните образец. Сгибается? Поставьте в колонке 6 «+» или «-».
Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.
Положите алюминии на сгиб локтя. Тепло? Поставьте в колонке 7 «+» или «-».
Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.
Отметьте образцы которые проводят электрический ток, опираясь на знания из курса физики.
Задание 2. Распределите представленные вещества на две группы, выбрав ключевой признак. Запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав признак(и) распределения.
Специфические свойства: учитель
ртуть жидкий.(показать ртутный градусник)
Магнитные свойства железо(показать опыт)
Металлы самые самые(на доске)
Тяжёлый- осмий
Твёрдый- хром
Пластичный- золото
Тугоплавкий- вольфрам (3420)
Электропроводный -серебро
4.Литературная (читают стихи ученики)
1.Называем в честь металлов
Иногда наперебой
Если нервы, то стальные,
А характер – золотой.
Золотой у солнца лучик,
Снег – скопленье серебра,
Из свинцовой мрачной тучи
Дождик льет, как из ведра.
2.А у рыжих – медный волос
Или просто медный блеск.
Золотой пленяет голос,
Золотой проходит век.
Золотая лихорадка
Губит душу у людей
Видно, кто к богатству падкий,
Кто простак, а кто злодей.
3. Металл – это точность.
Металл – это прочность
Скорость, высота,
Блеск и красота.
Не сразу в дом пришел металл,
Не сразу ложкой, вилкой стал
И заводской игрушкой.
Был путь металла долог…
Он в проводах несет нам свет,
Металл – коньки, велосипед,
Метро, трамвай, будильник,
Утюг и холодильник…
Загадки (учитель)
В состав какого металла входит дерево? (Никель.)
Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина.)
Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото.)
5.Практическая
Выпишите номер правильного ответа
Вариант 1
Простое вещество – металл у элемента
1)Ar; 2) As; 3) C; 4) Ag
Нехарактерное свойство для металлов
1)пластичность 2) ковкость 3)хрупкость 4)блеск
При комнатной температуре жидкий металл
1)Zn; 2) Al; 3) Ag; 4)Hg
Наиболее пластичный металл
1)Fe; 2) Au; 3) Cu; 4) Cr
В каком ряду элементов свойства металлов усиливаются?
1)Al, Mg, Na; 2) Sr, Ca, Mg; 3) K, Mn, Rb; 4) Cs, Ba, Al.
Вариант 2
Простое вещество – металл у элемента
1)Hg; 2) He; 3) S; 4) Ne
Нехарактерное свойство для металлов
1)электропроводность 2)тягучесть 3)теплопроводность 4)прозрачность
Наиболее тугоплавкий металл
1)Au; 2) Al; 3) W; 4)Fe
Наиболее электропроводный металл
1)Ag; 2) Al; 3) Fe; 4) Zn
Электронная формула 1s2 2s 22p6 3s1
Fe; 2) Na; 3) Cu; 4) Cr.
3.Заключение
Над какой темой мы сегодня работали?
Что нового мы узнали о металлах?
В чём отличие металлов от неметаллов?
К каким выводам пришли?
Д.З § 13 Упр. 2-5
Самоанализ
Тема: «Металлы – простые вещества»
Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении тем «Бинарные соединения», «Оксиды», «Химические свойства металлов », «Гидролиз солей», «Электролитическая диссоциация» и др.
Реальные учебные возможности учащихся мной учитывались – учащиеся 8 класса знают знаки химических элементов, умеют по периодической таблице определять металл и неметалл. В соответствии с возрастом им были предложены задания – В ходе лабораторной работы на практике определить отличие металлов от неметаллов по физическим свойствам.
3. Цель урока:
изучить, расширить знания учащихся о металлах ,какое влияние они имеют на здоровье человека
4.Задачи урока:
Обучающие:
Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе;
Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов;
Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека;
Формирование знаний учащихся об основах здоровья на основе интеграции химических и валеологических знаний;
Развивающие:
1.Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии;
2.Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию;
Воспитательные
«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев).
1.Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность целеустремленность учащихся;
5.Тип урока: . изучение нового материала
Структура урока характерна для данного типа и рациональна для достижения поставленных целей.
В организационном моменте я постаралась создать спокойную психологическую обстановку в классе. Во вступительном слове подчеркнула значение материала изучаемой темы, сообщила цели и план урока.
Выполнение заданий обобщающего характера – лабораторной, устных и письменных с использованием опорных обобщающих схем позволило сформулировать выводы. На основе обобщения фактов и явлений, а также с помощью проблемных вопросов удалось подвести учащихся к пониманию важности изучения темы .
При планировании урока « Металлы - простые вещества» обращала внимание на практическую направленность, доступность, выделение главного в содержании, высокую информированность, быстрый темп, использование технических средств обучения.
Главный акцент на уроке делался на закрепление знаний учащихся о металлах, на значимости этих веществ для жизни .
Методические приемы в связи с тем, что данная организация урока интересна и класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: проблемный, словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: работа в парах, индивидуальная, коллективная классно-урочная форма
обучения
Контроль усвоений знаний осуществлялся в ходе лабораторной, тестового задания.
На уроке целесообразно использовались возможности химического кабинета, мультимедийного проектора, и сделанной мной презентации урока.
Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера и интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, за счет демонстрации интересных фактов, нетрадиционной формы проведения урока, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.
Я думаю, что время на различных этапах урока использовалось рационально. Для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения учащимся было предложены ребусы, загадки ,стихи, сценка.
Были продуманы следующие запасные варианты для непредвиденных ситуаций: интерактивные задания по программе 1 с образование.
13. Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.
Лабораторная работа ( работа в парах)
Вам даны вещества: Определите какие из них металлы, а какие неметаллы. Работаете по
Инструкционной карточке и заполняете таблицу
№ Об-ца | Вещество 2 | Аграрное состояние 3 | Цвет 4 | Блеск 5 | Пластич- Ность 6 | Тепло- Проводность 7 | Электропроводность 8 |
1. | Железо | ||||||
2. | Сера | ||||||
3. | Алюминий | ||||||
4. | Графит | ||||||
5. | Медь | ||||||
6. | Цинк |
Инструкционная карточка
Исследование физических свойств простых веществ»
Задание 1. Рассмотрите образцы веществ и заполните колонки таблицы.
Заполните колонку 3 и 4 таблицы.
Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте в колонке 5 «+» или «-».
Согните образец. Сгибается? Поставьте в колонке 6 «+» или «-».
Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.
Положите алюминии на сгиб локтя. Тепло? Поставьте в колонке 7 «+» или «-».
Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.
Отметьте образцы которые проводят электрический ток, опираясь на знания из курса физики.
Задание 2. Распределите представленные вещества на две группы, выбрав ключевой признак. Запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав признак(и) распределения.
76 62
“элементы жизни” K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn,Мо
САМЫЕ,
САМЫЕ…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 8 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема: "Металлы - простые вещества". Разработан с помощью технологии критического мышления.
Конспект урока "Металлы - простые вещества" с презентацией для 8 класса. Урок разработан с помощью технологии критического мышления....
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
Металлы-простые вещества
Урок - путешествие. Открытый урок на семинар по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии....
презентация к уроку металлы простые вещества
в презентации рассмотрены общие физические свойства металлов...
Урок с элементами исследовательской деятельности "Металлы-простые вещества"
Урок позволяет сформировать знания учащихся о металлах в свободном состоянии, о характерных для них свойствах. Урок позволяет включить учащихся в активный познавательный процесс, заинтересовать пассив...
конспект урока по теме: "Щелочные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства"
конспект урока по химии в 9 классе...
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....