Использование музейных технологий на уроках химии
статья по химии по теме

Шачнева Наталия Викторовна

Термин «музейная технология», появившийся в отечественной музееведческой литературе как обозначение определенного направления деятельности музеев, а впоследствии и концепции работы с посетителями, никогда не означал исключительного способа передачи знаний. Музейная технология является смежной дисциплиной на стыке музееведения, педагогики, психологии и ряда других дисциплин, предметом которых является культурно-образовательный аспект. Одним из основополагающих понятий является музейное образование.В системе воспитательной работы школы миссия музея - быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально значимая деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новое качество.

Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.

Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tvorcheskaya_rabota.zip328.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование музейных технологий на уроках химии

                                 Автор: Шачнева Наталия Викторовна

                                 учитель химии Муниципального              

                                 общеобразовательного учреждения

                                 «Средняя общеобразовательная с.Терновка

                                 Балашовского района Саратовской области

 

                               

Оглавление

Введение.

Актуальность проблемы.

Применение музейных технологий на уроках химии с посещением местного школьного музея.

Исследовательская деятельность учащихся

Фрагмент урока с посещением виртуального музея.

Заключение

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

   Образование в России, как и во всем мире, переживает период затяжного кризиса. Многочисленные образовательные реформы последних лет только усложнили и без того непростую ситуацию в системе образования, поставили отечественную школу на грань катастрофы. В результате всех этих «свершений» образование утратило четкие ориентиры своего развития. Экономические кризисы, политические потрясения, национальные противоречия, неопределенность жизненных устоев, потеря положительных идеалов, сложные экологические проблемы - все это лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность в обществе, способствует разрушению жизненных традиций. Главными механизмами решения социальных проблем в современном обществе становится возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей общества, любовь к Родине, народу, созидательно-добротворческая деятельность человека. На первый план выходит осознание необходимости патриотизма во всех его проявлениях. В настоящее время сельская школа является основным (а порой единственным) интеллектуально-культурным центром села, и поэтом)' в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов в деревне. Роль сельской школы как социокультурного института естественно возрастала в период реформирования образования. Поэтому неудивительно, что проблемы ее развития сегодня вновь волнуют многих. Восстановление во многом разрушенного производственного, кадрового, социокультурного потенциала села, возвращение принадлежащего селу статуса кормильца общества, хранителя народной мудрости, культуры, духовности, воспитателя трудолюбивых, жизненно и нравственно стойких людей со всей необходимостью требует существенных изменений в содержании образования на селе, в подходах к структурированию образовательного процесса, в формах организации образования для различных групп сельского населения .Говоря о судьбе сельской школы, мы, по существу, затрагиваем судьбу всего села. Школа на селе - это не просто образовательное учреждение, а. если угодно, центральная составляющая самого российского уклада жизни, стратегический резерв государства, мощный фактор развития самой деревенской жизни. Недаром в народе говорят: «Село без школы - всё равно что церковь без креста». Есть хорошая школа - будет хорошее село, а значит, будет страна, будет Россия. В связи с этим свою задачу мы видим в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, возродить, сохранить и распространить культуру и исторические традиции «малой» родины и при этом дать учащимся сильное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовывать себя в жизни, бьиь адекватными миру и себе, развить в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

Возможные формы педагогической деятельности с использованием музейной технологии

Термин «музейная технология», появившийся в отечественной музееведческой литературе как обозначение определенного направления деятельности музеев, а впоследствии и концепции работы с посетителями, никогда не означал исключительного способа передачи знаний. Музейная технология является смежной дисциплиной на стыке музееведения, педагогики, психологии и ряда других дисциплин, предметом которых является культурно-образовательный аспект. Одним из основополагающих понятий является музейное образование. Особенность музейного пространства состоит в том. что в нем действуют различные информационные и воспитательные потоки. Музей не просто транслирует ту или иную информацию, а воздействует прежде всего на чувства человека, пробуждает эмоции и воспитывает вкус.

Школьный музей является ключевым звеном в процессе передачи от поколения к поколению нравственных и культурных ценностей.

В системе воспитательной работы школы миссия музея - быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально значимая

деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новое качество.

Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых музейных коллекций. Воспитательная функция школьного музея в том. что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческом} наследию.

Можно выделить основные отличия образования в условиях  учебных занятий в классах и в условиях музея.

Во - первых. В отличие от информационного подхода традиционной школы. В музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей».

Во-вторых, на уроках в школе общение носит в основном вербальный характер, музей же дает возможность учить детей, опираясь на первоисточник.

В-третьих, урок проходит в особой, эстетически значимой. Информационно-насыщенной предметно-пространственной среде. Где ребенок ощущает свою сопричастность к былому.

Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.

Главное в музейной технологии - уроки доброты.

Цель учи теля - увлечь, зажечь, направить в нужное русло. Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные урок с использованием музейных материалов.

     

    В нашей школе есть историко-краеведческий музей , дар нашего земляка Василия Рогова. В нем представлены различные экспонаты, в том числе те, с помощью которых можно проводить уроки химии : глиняные крынки для молока («Силикатная промышленность»),винтовка, пистолет, булатный клинок, топор 1380 года, с Куликовской битвы, каменные оружия: ножи, наконечники, гребень из меди и другие различные украшения 4-5 века («Металлы», « Век медный, бронзовый, железный. Рассмотрим использование элементов музейной педагогики .

Уроки по химии по теме «Силикатная промышленность» в 9классе.

   Учитель: Изучив тему « Кремний и его соединения» мы познакомились с природными веществами, содержащими кремний. Это глина и  песок. Их называют природными силикатами. Глина и песок самый доступный природный материал, т.к. встречается повсеместно. Ещё в древние времена человек оценил возможности этих материалов и стал использовать в изготовлении строительных материалов и предметов быта.

           В XXI веке мы не мыслим свою жизнь без предметов сделанных из глины также как и в первом. К самым распространённым относятся: посуда , фарфор, керамика, облицовочная плитка, фаянсовая сантехника, кирпичи, цемент и стекло от оконного до увеличительного.

 Промышленность, которая занимается производством различных строительных материалов, стекла и керамики из природных силикатов называется силикатной и включает в себя три основных направления: производство стекла, производство цемента и производство керамики.

Наш урок не обычный. Мы проводим наш урок в музее. И так, добро пожаловать на выставку «Силикатная промышленность: вчера, сегодня, завтра».

                               

 Стенд №1 « Керамика»

     С химической технологией гончарного ремесла люди были знакомы ещё в древности. Основным сырьём для этого процесса стала глина. Изготовление керамических изделий основано на свойстве глины при смешивании её с небольшим количеством воды, образовывать пластическую массу. Этой массе можно придать любую форму, которая сохраниться после высыхания и закрепляется посредством обжига при высокой температуре. В состав глины входит каолин (  AI2O3 . 2SiO2H2O ) и в виде механических примесей песок ( SiO2)  и известняк( CaCO3). С тех далёких времён сырьё и технология не изменились, а процесс подготовки сырья и производства готовой продукции ускорился.

Перед вами два образца: кусок глины и глиняный горшок (крынка)

Ты – глины ком.

Какая это мука, так долго спать!

Теперь тебе пора в нечёсаной,

в звериной чаще слуха

Очнуться под руками гончара.

А он – гончар – не опускает руки.

И круг бежит, и ты на этом круге.

И так ли важно, что тебе дано:

 горшком предстать,

иль амфорой родиться

Работа не должна остановиться!

Стенд№2 «Строительные материалы».

Современная силикатная промышленность – важнейшая отрасль народного хозяйства. Она обеспечивает основные потребности страны в строительных материалах. Из всего многообразия строительных материалов, производимых из природных силикатов, мы представим вам сегодня кирпич и цемент, используемый для приготовления связывающего раствора.

8 000 лет назад появились первые города. Уже в то время широко применялся кирпич – древнейший строительный материал, изготовляемый из глины.(Рассматриваются различные виды кирпича и их состав)

                                 Стенд№3. «Стекло».

                      Пою перед тобой в восторге похвалу

                            Не  камням дорогим, не злату, а стеклу.

                    Так писал Михаил Васильевич Ломоносов в « Оде стеклу» в1736 году. В словаре Ожегова читаем: Стекло- это прозрачный твёрдый материал, полученный из кварцевого песка и оксидов ряда металлов.

История стекла уходит своими корнями в Древний Египет, где впервые из него сделали бусы. На Руси стеклянные вещи: бокалы, браслеты  изготовлялись ещё в XI-XIII веках.          

           ВXVIII  веке Ломоносов открыл секрет изготовления цветных стёкл, а в XX веке существуют следующие его разновидности: Обыкновенное стекло, химическое, хрустальное, рубиновое, кварцевое, жидкое. 

Деловая игра "Научный совет" по теме "Семь металлов создали свет по числу семи планет"

Этапы подготовки игры.

1 этап. Сообщается общая тема игры.

2 этап. В классе формируются группы учащихся.

3 этап. Каждая группа определяет тему для своих выступлений: «История в металлах»; «Металлы тоже воевали»; «Металлы в архитектуре городов»; «Роль металлов в жизни человека».

4 этап. Изучение литературы, различных статей опубликованных в СМИ и на специальных сайтах Интернета.

Цели:

Рассмотреть роль металлов в истории человеческого общества.

Расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к изучению предмета.

Формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

 Урок химии в 9 классе« Век медный, бронзовый, железный»

Цель урока: рассмотреть металлы в разные века на музейных экспонатах

Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945 гг в школьных дисциплинах. Химия»

 Реферат “Значение металлов и сплавов в современной военной технике”; “Роль металлов в развитии человеческой цивилизации”

Сказка “Металл - труженик” В ней проследить и образно отразить значение железа в развитии человеческой цивилизации. Начало сказки: “В некотором царстве, у подножия горы Магнитной , жил-был человек- старичок по имени Железо, а по прозвищу Феррум. Жил он в ветхой землянке ровно 5000 лет. Однажды…”

Начало сказки: “Однажды на Всемирной выставке в Париже встретились Алюминий и Железо и давай спорить, кто из них важней …”

Элементы музейной педагогики можно использовать в исследовательской деятельности (Приложение)

В конце ноября в нашей школе был проведён семинар по теме «Музейные технологии в учебно-воспитательном процессе». На этом семинаре я представляла фрагмент урока с применением музейных технологий

«Спирты. Токсическое воздействие этанола на организм человека» Пояснительная записка

При изучении темы «Предельные одноатомные спирты» я провожу урок о влиянии алкоголя на организм человека. Урок является интегрированным, так как опирается на знания учащихся в области анатомии, химии, физиологии и гигиены человека. Для наглядности использую проектор с выходом в сети интернет, химический эксперимент, статистические данные. Урок проходит с применением музейных и здоровьесберегающих технологий.

Цели урока:

показать вредное влияние алкоголя на здоровье человека;

показать связь химии, анатомии с жизнью;

способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.

 формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений 

Тип урока:

интегрированный.

Оборудование:

проектор с выходом в сети интернет( Виртуальная экскурсия в музей Русской водки

Демонстрационный эксперимент

Слайд-презентация

План изучения

Вступительное слово учителя.

Этиловый спирт – наркотик.

Демонстрационный эксперимент

Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком (слайд-презентация)

Экскурсия в виртуальный музей Русской водки

Заключительное слово учителя.

                                                                                                                                                                                               Эпиграф:

«Лоза приносит три грозди:
– гроздь наслаждения,
– гроздь опьянения,
– гроздь омерзения».

Скифский мудрец Анахарсис

Вступительное слово учителя .Этиловый спирт – наркотик

Главная составляющая любого алкогольного напитка – этиловый спирт или этанол. Химическая формула – C 2H 5OH.

Этанол – ядовитое наркотическое вещество, вызывающее тяжелые заболевания нервной, пищеварительной, кровеносной системы (Приложение) Различают эндогенный или внутренний спирт, который содержится в организме и участвует в окислении питательных веществ. И экзогенный или наружный спирт, который потребляет человек. 50 мл экзогенного спирта снижает количество эндогенного в 10 раз. Этанол действует на организм как любое другое наркотическое вещество.

Проведём эксперимент.

Химический эксперимент "Влияние этанола на молекулы белков".

Цель эксперимента - выяснить влияние этанола на молекулы белков.

Оборудование и реактивы - раствор куриного белка в 2 пробирках, вода, этанол.

Инструктивная карта.

В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 1-2 мл воды, а во вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих изменений

На какие системы и органы человека влияет этанол?

(ребята с помощью яркого зрительного образа представили биохимические процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола; осознали, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие)

                    3.. Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком 

- Ребята , скажите пожалуйста, почему человек тянется к рюмке?

 (высказывания учащихся)

 А теперь давайте посмотрим, какие существуют теории, объясняющие употребление алкоголя.

Показ слайд-презентации

 1) Биологическая теория.

Существует 5-7% людей с большим содержанием эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается и организм требует введения спирта извне.

 2) Теория неправильного питания.

При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта.

 3) Теория социальной псевдоадаптации.

В период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира.

 4) Теория эмоционального комфорта.

Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства.

 5) Теория удовлетворения потребностей.

Физиологических, безопасности, любви, уважения, духовных.

 6) Генетическая.

У ребенка, пьющих родителей происходят генетические изменения, и не вырабатывается эндогенный спирт.

 7) Психологическая.

Традиции, устои.

4. Виртуальная экскурсия

Люди веками использовали множество полезных веществ: поваренная соль, сахар, металлы, каучук. И этот перечень можно продолжить. Однако есть вещества, о вреде которых неустанно повторяют десятки лет. И все-таки их употребляют во всех странах люди разных рас, вероисповеданий и культур.

Без водки теперь не представляется ни одно застолье, она стала постоянным атрибутом любого важнейшего события нашей жизни. Поэтому вполне заслуженно было бы посвятить этому напитку с богатейшей историей целую экспозицию. И вот, свершилось – в октябре  2006 года  Москва стала богаче еще на один музей –Национальный музей Русской водки. Здесь вся история национального русского напитка - когда и где изобретена, из чего производится, чем закусывается и многое другое, связанное с водкой - напитком, появившимся в России в середине XV века. Основная часть экспонатов Музея русской водки - старинные сосуды, емкости, кухонная утварь, этикетки, пробки и другие предметы. Особая гордость музея - бутылки, изготовленные знаменитыми русскими винокуренными заводами в XIX столетии. Глядя на стеклянные и фарфоровые экспонаты, убеждаешься, что застолье в России - не просто выпивка, а красивый ритуал, почти религия.

А сейчас мы побываем в Виртуальном музее русской водки. Для этого выйдем в сеть интернет. http://www.nikishin-collections.ru/project/210/index.php

5. Заключительное слово учителя

О вредном влиянии алкоголя на организм, много говорят в средствах массовой информации, пишут в книгах и учебниках. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам.

Но пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, перед тем как взять бутылку пива или  рюмку водки. Ведь внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка, должны служить руководством во всех действиях и поступках.

Отрицательное воздействие алкоголя не ограничивается организмом человека, эта проблема носит социальный характер и на одном уроке все аспекты проблемы обобщить невозможно. Для создания хорошего настроения лучше использовать простые, но очень эффективные средства. Ученые установили: чтобы жить на свете долго, надо каждый день улыбаться минимум 17 минут. Желаем вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас никогда, и чтобы в жизни у вас было больше счастливых моментов.

                           Человек рождается на свет,

                           Чтоб творить, дерзать - и не иначе,

                           Чтоб оставить в жизни добрый след

                           И решить все сложные задачи.

                           Человек рождается на свет…

                           Для чего? Ищите свой ответ!

Список литературы

 

Балаев И.И. «Противоалкогольная пропаганда при изучении спиртов», «Химия в школе». №6,1988 г.

Волжская Н.Ю. «Деловая игра «Здоровье нации», Химия, еженедельное приложение к газете «Первое сентября». №43,1998 г.

http://www.nfvo.ru/stat/2007/04/15/stat_6.html

http://vestnik.volgmed.ru/

Заключение

Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея , экскурсии в виртуальные музеи не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса любого предмета, делают знания учащихся более прочными и глубокими. 

                                                                         

Библиография 

«Химия в школе 2010 г №8

Учебники химии 8-11 класс О.С.Габриелян

Ресурсы сети интернет

                                                                     

                                                                   

                                                                      Приложение

«Умели строить наши деды»

Красный керамический кирпич.

Состав: глина-80%, песок -20%.

Прочность кирпича зависела, видимо, от состава самого кирпича и раствора его скрепляющего.

Размер: 250х120х88мм.

Объёмная масса 1800-1900кг| м3.

Сырьё: глина -объёмная масса 1600-1800 кг|м3, плотность 2500 - 2800 кг|м3.

Песок: объёмная масса – 1500-1800 кг|м3, плотность – 2500-2600 кг|м3

Наиболее чистые глины называют каолитами.Жёлтые и бурые глины не представляют большой ценности для кирпичного производства. Хорошие глины имеют серовато-синюю, белую, зеленоватую, красную или черную окраску.

Под кирпичными глинами подразумевают суглинки – смесь глины с тонкими кварцевым песком (с зерном от 0,2 до 1 мм) слюдой и окисью железа.

Примерный химический состав:

SiO2-50-85%;   CaO- 0,5-8%     SO3-0-1,5%

Al2O3-8-25%   MgO – 0-5%  орг.вещества и

Fe2O3 -2-8%   K2O+Na2O -0-2,5%   вода -2-10%.

Про извёстку в растворе:

Для получения извести пригодны практически любые карбонатные породы: известняки, ракушечник, у которых содержание в их составе глины, кварцевого песка и других примесей не превышает 6%.

При обработке этого полуфабриката (при t=9000, а желательно до 12000), его масса уменьшается почти в 2 раза. Получаемая таким образом в виде кусков известь называется «комовой» и представляет собой полуфабрикат, который для превращения  в вяжущее вещество измельчают химическим путём (гашением водой) или механическим: размалывают. Негашёная известь в растворе способствует увеличению его прочности – раствор быстро «схватывается» и твердеет.Вот почему в растворе, скрепляющем кирпич церкви, большие куски извести.

Раствор между кирпичами.

Мел+глина+отмельный песок («тонкий»,его брали в реках, где есть резкий поворот реки, его вода отмывает в сторону, он, как шёлковый)+ известь + белки яиц. Белков там столько, что до сих пор различим их вкус.

Кирпич = песчаник + глина +опилки

.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...

Методика использования мультимедиа технологий на уроках химии.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемы...

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащих...

Методическая разработка урока "Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы "Углеводороды" в 10 классе."

Теоретические аспекты использования технологии "Адаптивная система обучения"- это новая модель организации урока.Цель урока: используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении ...

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...