Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
методическая разработка по химии по теме
Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащихся. Качество подготовки школьников определяется содержанием образования, технологиями проведения урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovr_tekhn_koshuba_shkno8.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8,
им. А. Демина ст. Чепигинской муниципального образования Брюховецкий район
« Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся »
(вид методической продукции-
описание педагогических технологий)
Учитель химии
Кошуба Наталья Викторовна
учитель высшей категории
ст. Чепигинская
2012 год
В последние годы перед российским образованием встала проблема модернизации, связанная с обеспечением его соответствия запросам и возможностям общества, темпы развития которого существенно возросли. Еще в ХХ веке Л.С. Выгодский подчеркивал, что основная задача психологической науки состоит в том, чтобы найти методы, в определенном смысле аналогичные лучам Рентгена, которые помогли бы понять, как в голове ребенка совершаются процессы развития, вызываемые ходом школьного обучения. Каким будет мир в середине ХХI века, трудно себе представить. Однако новое время потребует и новых качеств от нынешних школьников: мобильность, динамизм, инициативность, умение принимать самостоятельные решения. Современному обществу необходим компетентный гражданин и труженик. Компетентность означает уровень образованности, способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности. Цель школы – формирование ключевых компетенций, что, в конечном счете, сводится к формированию у школьников общих учебных умений и способов деятельности, зафиксированных в новых государственных стандартах образования. Искать способы решения этих проблем, как мне кажется, нужно с одной стороны через раскрытие резервов творческого человеческого потенциала.
Однако каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Отсюда тема моей работы «Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Работая первый год в школе, я искала наиболее эффективные варианты изложения нового материала и сопровождающие мой рассказ наглядные пособия. Опытный коллега, присутствующий на моем уроке «Щелочные металлы», дал мне дельный совет, которым пользуюсь уже много лет. Речь шла об опыте взаимодействия щелочных металлов с водой, который он предложил мне проводить в начале урока, создав тем самым проблемную ситуацию. И урок идет в совсем другом русле. Даже самый дремлющий ребенок просыпается и сам задает вопрос: «А почему не все металлы одинаково движутся?» Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя.
Технология проблемного обучения относится к разделу педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификации учебной деятельности обучаемых. Ученые установили, что человек включается в деятельность по своему желанию лишь тогда, когда предмет активности имеет смысл и представляет ценность для него. Происходит сдвиг мотива на цель. Цель- проблема, которая решается на уроке. Кроме химического опыта, который уже на начальном этапе урока помогает ученику включиться в работу, я использую прием нестандартной постановки вопроса. Например, после объяснения темы «Коррозия металлов» предлагаю учащимся обсудить следующие вопросы:
? Какую яхту лучше выбрать для кругосветного путешествия: «Серебряная птица»- вся из алюминия с сияющими медными заклепками или «Огнедышащий дракон» - вся из меди, с новенькими алюминиевыми заклепками ?
? Почему долго не портятся консервы в железных банках?
Обычно на подобные вопросы правильно отвечают далеко не все. Зато все испытывают интеллектуальные затруднения, и при этом очень велика цена правильного ответа. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
В моем арсенале есть еще ряд методов, помогающих создать проблемную ситуацию. Так, проводя интегрированный урок «Кислород», создаю проблемную ситуацию на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу. Это помогает учащимся определить тему урока. В ходе урока школьники сталкиваются с еще одним проблемным заданием. Им необходимо собрать прибор, как показано на рисунке, и ответить: «Можно ли воспользоваться им для получения кислорода?».
А при изучении темы «Жесткость воды» урок начинаю не с темы, а ситуации, содержащую жизненно-практическую проблему, связанную с личностным опытом в быту. Тему учащиеся называют сами позже.
? При стирке белья в Краснодаре затрачивается мыла меньше, чем в Новороссийске. Почему?
Учащиеся заинтересовываются, высказывают мнения. Учитель обобщает предположения. Это связано с месторасположением населенных пунктов. Вода в Новороссийске жестче, чем в Краснодаре.
? Что же придает жесткость воде? Заметили ли вы, в какой воде лучше мылится мыло: в дождевой или речной, в речной или морской? Что происходит с мылом в морской воде? Почему же вода называется жесткой?
Учащиеся отмечают, что морская вода соленая, хлопья образуются потому, что мыло, по-видимому, вступает в реакцию с какими-то веществами. И вот теперь время включить учащихся в индивидуальную работу над познавательными, практическими заданиями с учебником. Активизировать работу поможет опыт образования мыльной пены в дистиллированной воде и в воде из- под крана.
При использовании всех этих методов роль преподавателя сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся. Использование таких приемов возбуждает интерес к содержанию материала, включает в интересную для них форму работы, способствует осознанию потребности в приобретении новых знаний. Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя. Можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять.
Известно, что 12-14-летним школьникам сложно концентрировать внимание на рассказе учителя в течение 20-30 минут. И вместе с тем не секрет, что мир волшебства, фантазии занимает значительное место в сознании подростков. И это увлечение можно использовать для лучшего усвоения химии. С этой целью я применяю игровые педагогические технологии, которые наряду с технологией проблемного обучения относятся к педагогическим технологиям, направленным на активизацию учебной деятельности. Учитывая современные психологические критерии, в своей работе я использую различные игровые формы творческих заданий: кроссворды, викторины, дидактические игры, тесты разного типа, химические диктанты, поисковую сеть Интернет, создание учащимися компьютерных презентаций, web-сайты. Широко использую в своей практике игры тренажеры.
«Логические цепочки»
Учитель задает начало фразы: «Алюминий- металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку выбывает из игры.
«Лото наоборот»
Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ,
Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты – формулу основания, на формулу основного оксида – формулу кислотного оксида и т.п.
«Убери лишнее»
В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;
б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2 S
«Третий лишний»
В каждой строчке по три формулы
Например:
BaO CO2 CaO
HNO3 HCl H2O
Na2SO4 H2SO4 BaCl2
P2O5 SO2 MgO
Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты и непременно с комментариями, пояснениями.
Мои восьмиклассники с первых уроков химии окунаются в атмосферу творчества и уже вскоре сами участвуют в составлении таких игр. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу или не всегда получается составление игры. Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.
В рамках модернизации общеобразовательной школы перед учителем поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, развитие творческого начала. Стремясь сделать обучение более интересным, стараюсь совершенствовать методы и формы работы, проводя уроки КВН, уроки – игры, исследовательские уроки, конференции, урок путешествие. В рамках школьной недели химии обязательно провожу итоговое игровое мероприятие. Причем независимо от класса будь то 8 или 11 ребята принимают в нем активное участие. Большой популярностью у учащихся 10-11 классов пользуется интегрированный урок «Своя игра». Ребята не особо сильные в химии могут блеснуть своими знаниями в области алгебры, геометрии, географии, биологии.
В любом возрасте важен постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их и отчет о заученном. Свою задачу вижу в создании условий, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение пойдет по пути поиска истинного решения. В школьной практике нашли широкое применение - уроки игры. Подобные нетрадиционные методы обучения дают возможность обобщить знания, развить умственные и творческие способности, фантазию, культуру речи, уверенность и смелость, расширить кругозор. Таких уроков в моей практике много.
В 8 классе на уроке «Обобщение знаний о важнейших классах неорганических соединений» ребятам было дано творческое задание, изобразить эмблему каждого класса соединений. Сколько выдумки, фантазии было проявлено. Уже не одно поколение моих учеников по эмблеме синьора Лимона отыскивает кислоты и дает им характеристику, по курочке и яйцу в огненном гнездышке – оксиды.
Редко достигаемые развивающие эффекты инновационных образовательных технологий объясняются тем, что урок остается, как правило, неизменным по структуре (опрос- объяснение- закрепление) и влечет за собой преимущественное использование объяснительно-репродуктивных методов в ущерб поисково-исследовательским, развивающим самостоятельность, креативность (творческие способности), рефлексивность (способность к самоанализу собственных действий, осмыслению знаний) учащихся.
В зависимости от интересов детей, их эрудиции, увлечений видоизменяю проведение уроков, используя различные формы и методы. На таком же уроке-обобщении знаний о важнейших классах неорганических соединений «Путешествие по химическим государствам» учащиеся выполняли другие творческие задания. На данном уроке ставила задачу не только закрепить базовый уровень знаний, но и показать значимость химии в жизни человека. Данный урок имел цель практическую направленность изучения химии. В начале урока ребята знакомятся с картой маршрутов, по которым двигаются 4 группы учащихся по четырем химическим государствам. На демонстрационном столе вещества, о применении которых ребята должны рассказать на привалах. За две недели до проведения урока учащимся были даны темы творческих заданий
1) Цветная химия красок
2) Оксиды - самоцветы
3) Кислоты в нашей пище
4) Кислоты в военном деле
5) Каустик – разлагающий жир
6) Роль соли в жизни человека
Интересный бытовой химический пример может из пассивного слушателя сделать ученика активным участником урока. Поэтому после выполнения каждого задания объявлялся привал, где представители команд кратко характеризовали вещества, выставленные на демонстрационный стол, рассказывая об определенной стороне их применения, упоминая их тривиальные названия.
Из сообщения «Цветная химия красок» учащиеся узнали, что из соединений свинца можно получить ряд цветных гамм. С конца XIXв. в место ядовитых свинцовых белил стали применять цинковые, изготовленные на основе оксида цинка. В настоящее время лидирующим белым пигментом являются титановые белила на основе диоксида титана.
Познавательной получилась работа учащихся «Кислоты в нашей пище». Фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы поставляют нам целый букет кислот: яблочную, щавелевую, молочную, лимонную, масляную, винную. Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, стала уксусная кислота, полученная первоначально при скисании виноградного сока.
Совсем не пищевая серная кислота имела исторически сложившиеся пищевые названия, такие как «квасцовый спирт» и купоросное масло.
Удивительна роль соляной кислоты в процессе переработки пищи в организме человека. Она увеличивает ферментативную активность пепсина, а также обладает бактерицидными свойствами. Отмечена особая бактерицидная роль соляной кислоты в желудке стервятников. Интересно, что у птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока поразительно высока. И это помогает им расправляться с теми миллиардами микробов, которые буквально кишат в падали.
Заслуживает одобрения творческая работа ребят «Кислоты в военном деле». Несколько веков азотную кислоту и её соли использовали в войнах и для разрушения, так как они были основой для изготовления пороха. С появлением огнестрельного оружия применение пороха резко возросло и потребление селитры заметно увеличилось. Во многих странах появилось даже специальное селитровое производство, и возникла новая профессия-селитровар. Из-за сильных окислительных свойств азотная кислота стала в последнее время важнейшим окислителем ракетного топлива. В ракеты, работающие на жидком топливе, её закачивают тоннами.
Кроме того при взаимодействии азотной кислотой с органическими соединениями получают такие взрывчатые вещества как тротил (тол), пикриновую кислоту, тринитрат целлюлозу (пироксилин), на основе которого готовится бездымный порох.
Интересные данные нашли учащиеся о роли фосфорной кислоты и ее солей в спасении исторических памятников Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года, овладев ближайшими аэропортами вокруг Ленинграда, немцы приступили к методическому уничтожению города. Но враги понимали, что фугасными бомбами не удастся быстро сравнять с землей такой большой город. Пожары – вот на что они рассчитывали. На защиту города «пришла» фосфорная кислота и ее соли. Пропитка древесины самой кислотой и ее солями делает дерево негорючим. На этой основе сейчас производят огнезащитные краски, негорючие фосфодревесные плиты, негорючий фосфатный пенопласт и другие строительные материалы
Кроме того на данном уроке использовались разнообразные формы контроля с использованием информационных технологий.
Считаю, что такая творческая работа с различными источниками информации помогает узнать новое, расширить кругозор учащихся, способствуют пониманию того, что за каждой формулой стоит конкретное вещество и, несомненно, служит важнейшим фактором повышения мотивации в учебном процессе.
На мой взгляд, использование на уроке тесной взаимосвязи между изучаемым теоретическим материалом и практикой жизни позволяет убедить школьника, что химия – наука значимая, необходимая и интересная. Данный урок был представлен на Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», посвященный 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева.
В условиях модернизации современного школьного образования особую значимость приобрели идеи личностно ориентированного и компетентностного подхода в обучении. Личностно ориентированный образовательный процесс построен с учетом изначально присущих ребенку творческого потенциала, любопытства, потребности в самостоятельном познании мира, общении, развивает природное стремление личности к самоутверждению. Из современных личностно-ориентированных технологий в работе использовала модульную технология, технологию сотрудничества (ее идеи составили основу Концепции среднего образования РФ), диалоговую технологию, ИКТ; метод проектов.
При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию, важнейшими компонентами которой являются проблемность, общение, сотрудничество. Диалоговая технология включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и ее рефлексию, сотрудничество. В своей работе я использую следующие формы деятельности: дискуссию, диспут, групповую проектную деятельность, обсуждение и решение комплексных экологических проблем. Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, что в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося, усиливая его познавательную активность.
Интересные разнообразные творческие задания выполнялись на исследовательском уроке диспуте «Синтетические волокна». Эпиграфом к этому уроку стали слова Ильи Шевелева « В споре важно не только доказывать свое, но и обогатиться мыслями оппонента». Фронтальный опрос проводился в виде игры «Аукцион».На продажу выставлены неизвестные вещества. Лучшую оценку получит тот, кто предложит большую цену, т.е. больше расскажет о данном веществе и убедит собеседника в острой необходимости этого вещества. Для изучения данной темы класс был поделен на 5 групп, каждой из которых было дано задание: изучить историю создания данного волокна, состав, свойства, области применения. Оформить свою исследовательскую работу. Кроме того необходимо доказать значимость изучаемого волокна. Каждая группа должна была создать «репродукцию» какого-либо художественного полотна с использованием фрагментов из своего вида волокна. Ребятами были созданы репродукции картин Куиджи «Натюрморт», Васнецова «Снегурочка», Саврасова «Грачи прилетели», Шишкин «Утро в сосновом бору». Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний.
Большая возможность для творчества у школьников на экологических уроках. На таких уроках можно убедить учащихся, что недостаток химических знаний нередко становится причиной различных бедствий. Театрализованная конференция «Земля мой дом» ставила задачу показать пагубное влияние деятельности человека на атмосферу, состояние мирового океана и всех вод планеты, структуру почв, климат земли и что данные явления носят глобальный характер. Поэтому на заседание ООН приглашаются представители всех континентов, они обсуждают экологические проблемы и составляют декларацию-обращение к народам мира, призывающую беречь Землю свой дом.
Учитывая специфику предмета наряду с экологическими проблемами, прикладной направленностью химии в своей работе использую историко-искусствоведческий аспект, который включаю как в конкретный урок, так и в спецкурс «Химия и искусство». На мой взгляд, эта тема в сочетании с использованием компьютерных информационных технологий дает колоссальные возможности для раскрытия творческих способностей учащихся. Работы учащихся «Хрустальная сказка», «Работы Фаберже», «Храм Василия Блаженного», «Камни в сказках», «Витражи» используются учителями предметниками и классными руководителями.
Готовые уроки в виде презентаций - это и хорошо, и не очень. Они имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны ничего не нужно писать на доске, с другой ребята их смотрят как мультфильмы. Я предпочитаю вполне законченную презентацию в которой есть проверка домашнего задания, объяснение, закрепление, проверка изученного. В этом случае включаются все мыслительные процессы обучающихся: анализа, синтеза, умений формулировать и высказывать свои мысли, использование всех органов чувств для восприятия материала: слышу, вижу, пишу.
Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько „передать" их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому я оставляю при объяснении в презинтации „белые" пятна, которые ученики должны заполнить или на уроке, или дома. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы. Такие приемы я использовала при составлении презентаций к урокам «Каучук», «Азотная кислота», «Серная кислота».
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала что ведет к более глубокому погружению в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Использование ИКТ в сочетании с проектной деятельностью дает удивительные результаты. Данный вид деятельности как никакой другой дает возможность ребенку реализовать свои творческие иногда и скрытые способности Глубокой, насыщенной, многогранной получилась работа учащихся 10 кл. «Металлы в искусстве», которая была представлена на заседании ресурсного центра и получила высокую оценку. Класс был маленький, но абсолютно каждый участвовал в поиске материалов, создании презентаций, слайд показов, вырезке видеофрагментов. Использовалась как индивидуальная, так и групповая работа с удивительной взаимовыручкой. Такого вида деятельность, где даже маленькая победа в познании придает уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания.
Высокий интерес к проектному методу обучения стал подлинной приметой нашего времени. Его автор профессор педагогики Колумбийского университета Уильям Херд Киллпатрик считал, что получать знания учащиеся должны включаясь в реалии жизни, решая вместе с учителем какую-либо практическую задачу. Т.е. проектирование – это деятельность, где цели соответствуют результату. В связи с этим надо отметить, что ряд наших педагогов-ученых (Я.А. Пономарев, профессор МПГУ А.И. Савенков) уточняют, что творчество в отличие от проектирования – не деятельность. Здесь цель и результат далеко не всегда совпадают. И я с этим согласна. Для развития творческой, активной личности большие возможности имеет проектно-исследовательская деятельность. Химия – это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы.
19 ноября 2011г. исполнилось 300-летие со дня рождения величайшего русского просветителя, судьба которого олицетворяет всё лучшее, что свойственно нашему народу: чувство патриотизма, стремление к прогрессу,преданность своему делу, первого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Отметить эту дату мы решили, участвуя в проекте «Великий сподвижник великого Петра». Основные цели нашего проекта:
-расширить свои познания о вкладе Ломоносова в науку
-постараться понять суть его личности, характера, мотивацию поступков?
-развивать умения самостоятельной работы с большими объемами информации.
На уроках спецкурса «Химия и искусство» на обсуждение учащимся 10 и 11 классов были предложены вопросы из разделов «Ломоносов и химия» и «Ломоносов и изобразительное искусство». В ходе выполнения данного проекта ребята не раз восхищались широтой его кругозора, познакомились с его мозаичные картины и были удивлены, как человек, не будучи художником, создал широко известные произведения? Эти работы помогла раскрыть масштабность личности М. В. Ломоносова как сына Отечества, показать необходимость и значимость противостояния Ломоносова с некомпетентными управленцами русской науки, увидеть отношение таланта и власти, личности и роли покровительства в ее судьбе.
Данная работа была представлена на районном конкурсе «Проектная деятельность на уроках химии» в 2012, где работа Давиденко Екатерины ученицы 11 класса заняла призовое место в номинации «исследовательский проект». Данный проект был представлен в мае 2012 года на первой школьной научной конференции
Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и задача учителя - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.
Список использованной литературы.
1.В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.- Пб.: Знание, 2006.
2.Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. М.: 5 знания, 2007.
3.О.В. Богомолова Об организации проектной деятельности учащихся. Журнал Химия в школе.2008. №2
4.Осипова Т.А. Любознательность – путь к познанию. Химия в школе. 2001. №2.
5.О.С.Габриелян, В.Г.Краснова, С.А. Сладков Личностно ориентированные технологии обучения химии. Журнал Химия. 2007. № 23.
6.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007.
7. О.В. Богомолова Об организации проектной деятельности учащихся. Журнал Химия в школе.2008. №2
8.Осипова Т.А. Любознательность – путь к познанию. Химия в школе. 2001. №2.
9.О.С.Габриелян, В.Г.Краснова, С.А. Сладков Личностно ориентированные технологии обучения химии. Журнал Химия. 2007. № 23.
10.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007.
Пояснительная записка
Работа представлена по номинации «Технологии внедрения ФГОС»
Тема работы «Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Выбранная тема интересна и актуальна, в первую очередь тем, что в последние годы перед российским образованием встала проблема модернизации, связанная с обеспечением его соответствия запросам и возможностям общества, темпы развития которого существенно возросли. Современная школа переживает период принципиальных преобразований: переход к новым базовым учебным планам и стандартам, включение в общеобразовательный процесс дистанционных форм обучения, использование электронных учебников и интернет ресурсов. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Новая концепция образования ориентирует образовательные программы на высококачественное обучение. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе
Решение этой проблемы, в конечном счете, сводится к формированию у школьников общих учебных умений и способов деятельности, зафиксированных в государственных стандартах образования.
Цели данной работы:
- Повысить уровень активности школьников на уроке
-Стимулировать интерес учащихся к предмету
-Развить навыки индивидуальной и коллективной деятельности
-Научить работать с различными источниками информации
-Расширить кругозор учащихся
-Устранить формализм знаний
-Развить интеллектуальные умения: умения рассуждать, приводить доказательство, строить умозаключение
Данная работа представлена как обобщение опыта работы на уроках химии с использованием современных технологий с учетом ФГОС. Современные педагогические технологии использую как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Возрастной интервал школьников, обучающихся химии, небольшой, но, тем не менее, любой урок готовлю с учетом индивидуальных особенностей учащихся, класса, их склонностей, интересов, состоянии здоровья.
Работа по активизации познавательной деятельности учащихся дает неплохие результаты. В процессе обучения химии происходит усвоение учащимися содержания образования, при этом качество составляет от 42% до 80%. Показателем результативности является активное участие школьников в конкурсах, научно – практических конференциях; школьных, районных и зональных олимпиадах, в которых они каждый год занимают призовые места, а так же высокие баллы при сдаче ЕГЭ. 2010г. – Сукачева Н. -81б; Латоша Ю. – 70б; Пищида С. -66б; 2012г. – Калякина М. – 73б. По результатам проведения краевых диагностических контрольных работ качество знаний составляет 62 % и 71%. Ежегодно растет количество учеников 8-9 классов принимающих участие в школьных олимпиадах с 15 % в 2010 году до 25% в 2011 году. Количество детей, проявляющих интерес к предмету во внеурочное время, стабильно высокое до 35%.
Аннотация
В последние годы перед российским образованием встала проблема модернизации, связанная с обеспечением его соответствия запросам и возможностям общества, темпы развития которого существенно возросли. Современному обществу необходим компетентный гражданин и труженик. Искать способы решения этих проблем, как мне кажется, нужно с одной стороны через раскрытие резервов творческого человеческого потенциала, а с другой, применения новых педагогических технологий в образовательном процессе. Отсюда тема моей работы «Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Реализовать данную проблему мне помогают педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификации учебной деятельности обучаемых. Широко использую в своей практике проблемную технологию. В моем арсенале есть ряд методов, помогающих создать проблемную ситуацию:
- проведение опыта;
- создание противоречащей ситуации;
- высказывание противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу;
-прием нестандартной постановки вопроса.
При использовании всех этих методов роль преподавателя сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся. Использование таких приемов возбуждает интерес к содержанию материала, включает в интересную для них форму работы, способствует осознанию потребности в приобретении новых знаний.
Учитывая физиологические и психические особенности развития школьников, я применяю игровые педагогические технологии, которые наряду с технологией проблемного обучения относятся к педагогическим технологиям, направленным на активизацию учебной деятельности. В своей работе я использую различные игровые формы творческих заданий: кроссворды, викторины, дидактические игры, тесты разного типа, химические диктанты, поисковую сеть Интернет, создание учащимися компьютерных презентаций, web-сайты. Широко применяю в своей практике игры тренажеры. Стремясь сделать обучение более интересным, стараюсь совершенствовать методы и формы работы, проводя уроки КВН, уроки – игры, исследовательские уроки, конференции, урок путешествие. В рамках школьной недели химии обязательно провожу итоговое игровое мероприятие. Свою задачу вижу в создании условий, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение пойдет по пути поиска истинного решения.
В условиях модернизации современного школьного образования особую значимость приобрели идеи личностно ориентированного и компетентностного подхода в обучении. Личностно ориентированный образовательный процесс построен с учетом изначально присущих ребенку творческого потенциала, любопытства, потребности в самостоятельном познании мира, общении, развивает природное стремление личности к самоутверждению. Из современных личностно-ориентированных технологий в работе использовала модульную технология, технологию сотрудничества (ее идеи составили основу Концепции среднего образования РФ), диалоговую технологию, ИКТ; метод проектов.
Стремясь сделать обучение более плодотворным, результативным, интересным, совершенствую методы и формы работы, проводя уроки- дискуссии, диспуты, групповую проектную деятельность, обсуждение и решение комплексных экологических проблем, использую ИКТ. Каждый из этих уроков содержит тот или иной элемент творчества, а иные полностью являются творчеством учащихся. Включение прикладной направленности и историко-искусствоведческих знаний в канву урока химии также служит надежным средством привлечения и переключения внимания учащихся, создает положительный эмоциональный фон, психологическую разрядку, атмосферу творчества. Считаю, что такая творческая работа с применения современных педагогических технологий в образовательном процессе поможет расширить кругозор уч-ся, будет способствовать пониманию того, что за каждой формулой стоит конкретное вещество и, несомненно, служит важным фактором повышения мотивации в учебном процессе. Приобретенный опыт, прежде всего необходим самому учителю в его повседневной работе. Кроме того данный материал может быть рекомендован к использованию коллегами, по их усмотрению. Опыт работы по данной теме был обобщен на школьном МО ( апрель20 11г.),
методическом совете школы(декабрь 2010), районном МО (ноябрь 20 10г), педсовете (апрель 20 12г).
Работа по активизации познавательной деятельности учащихся дает неплохие результаты. В процессе обучения химии происходит усвоение учащимися содержания образования, при этом качество составляет от 42% до 80%. Показателем результативности является активное участие школьников в конкурсах, научно – практических конференциях; школьных, районных и зональных олимпиадах, в которых они каждый год занимают призовые места, а так же высокие баллы при сдаче ЕГЭ. 2010г. – Сукачева Н. -81б; Латоша Ю. – 70б; Пищида С. -66б; 2012г. – Калякина М. – 73б. По результатам проведения краевых диагностических контрольных работ качество знаний составляет 62 % и 71%. Ежегодно растет количество учеников 8-9 классов принимающих участие в школьных олимпиадах с 15 % в 2010 году до 25% в 2011 году. Количество детей, проявляющих интерес к предмету во внеурочное время, стабильно высокое до 35%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
С появлением компьютера и мультимедийных программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...
Работа с одаренными детьми: Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...
описание педагогического опыта "Использование ИКТ на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
В данной работе опыт использования ИКТ на уроках исории ,результаты ,методы ,приложения...
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....
Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Из опыта работы Ицкович Татьяны Яковлевны, учителя химии I квалификационной категории МБОУ ООШ № 81 г. Краснодара "Использование современных технологий на уроках химии как средство активизац...
Использование информационных технологий в преподавании ОБЖ как средство активизации познавательной деятельности учащихся
За годы трудовой деятельности сумела доказать, что урок ОБЖ так же значим, как и «основные учебные предметы».В соответствии с требованиями ФГОС большое внимание уделяю системно-деятельностному подходу...
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...
Комментарии
опыт работы
Цель творчества- самоотдача, а не шумиха... В этом Вы вся, Наталья Викторовна. Дальнейших Вам успехов и отличных баллов на ЕГЭ!