Использование проектной технологии на уроках химии. Тема "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии на уроках химии.
Тема "Оксиды"
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся полученные учащимися;
- знать состав, нахождение в природе, строение, свойства, способы получения, и применение оксидов;
- уметь составлять уравнения различных реакций, уравнивать их, определять типы реакций;
- уметь проводить химические реакции, соблюдая правила техники безопасности.
Задачи урока:
- изучить литературные источники о составе, нахождении в природе, строении, свойствах, способах получения и применении оксидов;
- практически осуществить химические реакции свойств оксидов;
- проверить полученные знания через работу с тестом.
Теоретическая часть учебного проекта
Содержание:
- Понятия об оксидах.
- Номенклатура оксидов.
- Классификация оксидов.
- Оксиды в природе.
- Способы получения оксидов.
- Физические свойства оксидов.
- Химические свойства оксидов.
- Применение оксидов.
Практическая часть
Проведения химических реакций свойств оксидов и выполнение теста по теме “Оксиды”.
Теоретическая часть проекта: сообщения учащихся по 2-3 минуты .
Понятия об оксидах.
Оксиды – важнейший класс неорганических соединений.
“Оксидами называются соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.
Примеры оксидов: Mq O, Al 2 О3 ,СО2.
Эти соединения оксиды. От латинского названия кислорода oxygenium
( оксигениум)”1.
“Оксиды, содержащие группу атомов кислорода, соединенных друг с другом ( - О – О -), называются пероксидами, например
Н – О – О – Н.
пероксид водорода
Пероксиды, в которых два атомо кислорода связаны с двухвалентным металлом, например
Ва
/ \
О --- О
пероксид бария
Следует отличать пероксиды от диоксидов О = Тi = O (диоксид титана)”.
Номенклатура оксидов.
“Любой оксид называют оксидом с указанием названия элемента в родительном падеже. При этом элемент имеет несколько степеней окисления, то это отражают в названии, ставя в скобках соответствующую римскую цифру .
Название оксида = “ Оксид” + Название элемента + (с. о. римскими цифрами) в родительном падеже.
Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности. Например, MgO – оксид магния. Если же в состав оксида входит химический элемент с переменной валентностью этого элемента, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность этого элемента. Например: SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI).”
“Названия оксидов зависят от числа атомов кислорода в формуле.
СО – монооксид углерода (приставка моно обозначает один) или оксид углерода СО (II), угарный газ
СО2 – диоксид углерода или оксид углерода ( IV) всем известный углекислый газ.
Существуют тривиальные названия, например – углекислый газ, угарный газ и другие. До сих пор в химической литературе встречаются старые названия – закись (для более низких), окись (для более высоких с.о. ) степеней окисления.
NO - закись азота или оксид азота (I)
NO2 - окись азота или оксид азота (II)”
Классификация оксидов.
По кислотно – основным свойствам оксиды делятся:
Основные, кислотные, амфотерные и безразличные (несолеобразующие).
Одним оксидам соответствуют основания, а другим - кислоты. Поэтому оксиды прежде всего классифицируют на основные и кислотные. Но есть оксиды, которым соответствуют и основания, и кислоты, - амфотерные оксиды. Несолеобразующие – NO, CO и др.
Оксиды, которым соответствуют основания, называют основными. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называют кислотными.
Неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью меньше четырёх, как правило, образуют основные оксиды, а с валентностью больше четырёх – кислотные оксиды. Например, хром Cr и марганец Mn образуют как основные, так и кислотные оксиды. Они являются амфотерными.
По типу химической связи:
Ковалентные и ионные. Примеры: Н2О – ковалентный оксид, CaO – кислотный оксид.
По составу:
Нормальные, пероксиды, смешанные.
См. Приложение № 1, приложение №2.
Оксиды в природе
“Оксиды очень распространённый в природе класс неорганических соединений:
1) SiO2 - кварцевый песок кремнезём. Очень чистый кристаллический известен также в виде минералов горного хрусталя. SiO2, окрашенный различными примесями образует драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат.
Более 50 % земной коры состоит из SiO2
2) Al2O3* 2SiO2 * 2 H2O – белая глина, в основном состоит из оксидов алюминия и кремния.
3) Руды железа – красный ( Fe2O3), бурый ( Fe2O3 * n H2O) и магнитный железняки
( Fe3O4 или FeO * Fe2O3)
Водная оболочка Земли (гидросфера) состоит также из оксида - оксида водорода Н2О.
Оксиды входят, также в состав атмосферы – СО2, СО, оксиды азота, серы и другие.”
Способы получения оксидов.
Оксиды образуется:
1) при горении простых и сложных веществ;
2)при разложении сложных веществ:
а)нерастворимости оснований;
б) кислот
в) солей.
Таблица . Получение оксидов
Способы | Примеры | Примечание |
Взаимодействие простых веществ с кислородом | S+O2> SO2 4Al + 3O2> 2Al2O3 | Так получают, преимущественно, оксиды неметаллов |
Термическое разложение оснований, солей, кислот | t CaCO3 > CaO + CO2^ t 2H3BO3 >B2O3 + H2O^ t Mg(OH)2 >MgO + H2O | Так получают, преимущественно, оксиды металлов |
Взаимодействие простых веществ и солей с кислотами-окислителями | С + 4HNO3(p-p) >CO2 + 4NO2 + H2O Cu + 4HNO3(конц.) > Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Na2SO3 + 2H2SO4> 2NaHSO4 + SO2^ + H2O | Так получают, преимущественно, оксиды неметаллов |
Физические свойства.
“Оксиды бывают твёрдые, жидкие и газообразные, различного цвета. Например, оксид меди (II) CuO чёрного цвета, оксид кальция СаО белого цвета – твёрдые вещества. Оксид серы (VI ) SO3 - бесцветная летучая жидкость, а оксид углерода (IV) СО2 - бесцветный газ при обычных условиях.”3
Химические свойства. Кислотные и основные оксиды обладают разными свойствами3.
Химические свойства оксидов | |
основных | кислотных |
1. Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, получаются соль и вода: t СuО + Н2S04 =СиS04 + Н20 | 1. Кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями, получаются соль и вода: С02 + Са(ОН)2 = СаСО3+ Н20 |
2. Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочи: Li20 + Н20 = 2LiОН | Большинство кислотных оксидов взаимодействуют с водой с образованием кислоты: t Р205 + ЗН20 = 2Н3Р04 |
3. Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой с образованием соли: СаО + С02 = СаСО3 | |
| 4. Менее летучие кислотные оксиды вытесняют более летучие из их солей: t СаС03 + SiO2 = СаSiO3 + С02^ |
Применение оксидов. “Всем известно, какое применение имеет (оксид водорода) в природе, в промышленности и в быту. Многие другие оксиды также широко применяются. Например, из руд, состоящих из оксидов железа Fe2 O3, Fe3 O4, получают чугун и сталь. Оксид кальция СаО ( основная составная часть жжёной, или гашеной, извести) используется для получения гашеной извести Са(ОН)2 , которая применяется в строительстве. Нерастворимый в воде оксид кремния (IV) SiO2 используется в производстве строительных материалов. Некоторые из оксидов применяют для производства красок. Так, например, основная составная часть белой краски- цинковые белила, это оксид цинка ZnO, зелёной краски - Cr2O3 и т. д.”3
Практическая часть
Помимо изучения литературных источников об оксидах, нас интересовали и выполнения практической части. Учащиеся выполняли следующие задания:
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
“В две пробирки насыпьте немного оксида меди (II). В одну из них прилейте 1 мл разбавленной соляной кислоты, а в другую – столько же разбавленной серной кислоты. Пробирки слегка нагрейте. Перенесите несколько капель полученных растворов на стеклянную пластинку и выпарьте.
- Какие признаки подтверждают, что оксиды металлов реагируют с кислотами? Какие вещества вы обнаружили на стеклянных пластинках после выпаривания растворов? Напишите химические формулы веществ.
- Составьте уравнения реакций, которые протекали в этих опытах.”3
Определение оксидов по характерным свойствам.
В двух пробирках даны:
А) оксид кальция;
Б) оксид железа.
Определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ.
Получение из основного оксида из основания.
Дан оксид меди (II). Получите гидроксид меди (II)
Проведение теста по теме: “ Оксиды” (Приложение № 3)
Рефлексия. (Приложение № 4)
ЛИТЕРАТУРА.
- Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс. М.: ВАКО, 2004
- Еженедельное приложение к газете “ Первое сентября” Химия №15 1999 г
- Химия: Проектная деятельность учащихся/ автор-составитель Н.В. Ширмина. Волгоград: Учитель, 2007
- Тесты по химии 8-9 класс: Учебно-методическое пособие/ Л.С. Гузей, Н.И. Останний, А.О. Татур. изд-во, стереотип – М.: Дрофа, 2000
Химия в таблицах 8-11 классы: Справочное пособие/ Автор-составитель А.Е. Насонова – 7-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2004
Приложение № 1
ковалентные ионные
по типу химической связи
Оксиды по кислотно-основным свойствам
амфотерные безразличные основные кислотные
(несолеобразующиеся)
по составу
нормальные пероксиды смешанные
Приложение №2
Классификация оксидов.
Оксиды | Определение | Пример |
Нормальные | Те, в которых есть только связи между кислородом и каким-нибудь элементом | Мg O,SO2 |
Пероксиды | Те, в которых есть связи между двумя атомами кислорода | Na2O2, H2O2 |
Смешанные | Те, которые представляют собой смесь двух оксидов одного элемента в разных степенях окисления | Pb3O4=2PbO PbO2 Fe3O4=FeO Fe2O3 |
Кислотные или ангидриды | Те, которые реагируют с водой, образуют кислоты; с основаниями и основными оксидами образуют соли | SO3, SO2, Mn2O7 |
Основные | Те, которые реагируют с водой, образуя основания; с кислотами и кислотными оксидами образуют соли | CaO, Na2O |
Амфотерные | Те, которые в зависимости от условий проявляют свойства и кислотных, и основных оксидов | ZnO, Al2O3 |
Безразличные (несолеобразующие) | Те, которые не реагируют ни с кислотами, ни с основаниями. Солей не образуют | NO, N2O |
Приложение № 3
Тест по теме «Оксиды».
- Высшую валентность азот проявляет в оксиде
1) Sn 2) NO2
3) NO 4) N2O
- Оксид кальция реагирует с
1) Li 2 O 2) Cu
3) HNO3 4) MqO
- Формулы кислотного, основного, амфотерного оксидов, соответственно
- MnO2, CO2, Al2O3
- CaO, SO2, BeO
- Mn2O7, CaO, ZnO
- MnO, CuO, CO2
- Формула продукта горения фосфора в кислороде и коэффициент перед ней в соответствующем уравнении реакций:
- РО
- Р2О5
- 2Р2О5
- Р2О3
- Оксид серы не реагирует с:
- NaOH
- CaO
- H2O
- CO2
6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой СО2+О2= СО2, равна
1) 3, 2) 4, 3) 5, 4) 6
7.Основные оксиды активных металлов могут реагировать:
- только с водой
- со щелочами
- с водой и кислотами
- с кислотами и щелочами
8. Большинство кислотных оксидов реагирует
1) только с водой
2) только с кислотами
3) со щелочами и кислотами
4) с водой и щелочами
9. Формулы оксидов хлора (VII) и алюминия, соответственно:
1) Cl2O и Al2O3 2) ClO2 и Al2O3
3) Al2O3 и Cl2O7 4) Cl2O7 и Al2O3
10. Высшую и низшую валентность сера проявляет соответственно в соединениях
1) SO3 и ZnS 2) SO2 и H2S
3) SO3 и SO2 4) H2S и SO3
Приложение №4
Мини – анкета для учащихся
Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в жизни: Да Нет Не знаю Иное | Понравилось ли вам форма проведения урока: Да Нет Не очень Не знаю |
Узнали вы сегодня что-либо новое: Да Нет Не знаю | Хотелось ли вам проводить уроки по такому типу (проектирование): Да Нет Не знаю Иное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"
По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...
Использование проектной технологии на уроках литературы
Данная технология, используя современные эффективные формы работы, помогает обучать детей <взрослым> способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности мыслить, добыват...
Использование проектной технологии на уроках
Выполнение проектов самое интересное и увлекательное задание на уроке технологии. В статье кратко описан опыт по работе с проектами....
Использование проектной технологии на уроках русской литературы в старших классах
Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни, поскольку она является эффективным средством личностного развития школьника, ориентирует образовательный процесс н...
Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"
Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...
Статья «Использование проектных технологий на уроках химии»
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....
Использование проектной технологии на уроках химии
Из опыта работы...