Рабочая программа элективного курса "Решение химических задач"
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса "Решение химических задач" разработана для учащихся 10 класса.

Расчетные химические задачи занимают важное место в изучении химии, так как они обеспечивают более глубокое и полное усвоение учебного материала, его закрепление и выработку умений применять приобретенные знания.

Разнообразие химических задач чрезвычайно велико: как по тематике, так и сложности. Однако любая усложненная задача состоит из ряда простых, каждая из которых решается по определенному алгоритму. Эти так называемые типовые (стандартные) задачи, предусмотренные школьной программой, формируют базовые умения, без которых решение сложных задач становится невозможным.

Программа элективного курса «Решение химических задач» ставит своей целью помочь каждому обучающемуся овладеть умением решать типовые (стандартные) задачи. Для быстрого достижения успеха предлагается использовать алгоритмический подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА:                           УТВЕРЖДЕНА:

Педагогическим советом МКОУ                          приказ по

«Брусовская СОШ»                                                                МКОУ  «Брусовская СОШ»

Протокол №1 от 29 августа 2016 г.                                       от    сентября 2016 г. №

                           Директор школы

                                                                                                        _____________ Костина Т.А.

Рабочая программа

элективного курса по химии

«Решение химических задач»

 10 класс

Лепиной Ирины Михайловны

2016 – 2017 учебный год

Содержание

1.

Пояснительная записка…………………………………………………………

3

2.

Учебно-тематический план…………………………………………………….

5

3.

Календарно-тематическое планирование……………………………………..

5

4.

Литература……………………………………………………………………..

9

1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Решение химических задач» составлена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Расчетные химические задачи занимают важное место в изучении химии, так как они обеспечивают более глубокое и полное усвоение учебного материала, его закрепление и выработку умений применять приобретенные знания.

Разнообразие химических задач чрезвычайно велико: как по тематике, так и сложности. Однако любая усложненная задача состоит из ряда простых, каждая из которых решается по определенному алгоритму. Эти так называемые типовые (стандартные) задачи, предусмотренные школьной программой, формируют базовые умения, без которых решение сложных задач становится невозможным.

Программа элективного курса «Решение химических задач» ставит своей целью помочь каждому обучающемуся овладеть умением решать типовые (стандартные) задачи. Для быстрого достижения успеха предлагается использовать алгоритмический подход.

Слово «алгоритм» происходит от имени узбекского математика Хорезми (по-арабски – «аль-Хорезми»), который в X веке н.э. разработал правила четырех арифметических действий над числами в десятичной системе исчисления. Совокупность этих правил в Европе стали называть «алгоризм», в дальнейшем это слово трансформировалось в «алгоритм» и стало собирательным названием отдельных правил определенного вида, выполняемых в строго определенной последовательности.

Обучение простейшим алгоритмам и их использование дисциплинирует, приучает к порядку и организованности. При этом мышление перестает быть аморфным, приобретает более четкие формы, становится управляемым. Алгоритмы облегчают усвоение информации, избавляют от излишних поисков решения проблемы, обучают рациональным приемам мышления и указывают кратчайший путь к достижению поставленной цели, например, овладение методами решения типовых (стандартных) химических задач.

Цель рабочей программы: сформировать необходимые умения и навыки для решения типовых расчетных задач по химии.

Задачи:

  1. Коррекция и углубление  имеющихся  химических знаний, ликвидация пробелов;
  2. Обучение решению задач, систематизация знаний;
  3. Выработка целостного взгляда на химию;
  4. Развитие творческой активности и инициативности.

Ожидаемые результаты:

  1. Знать понятия, законы и формулы: абсолютная атомная (молекулярная), относительная атомная (молекулярная) массы; количество вещества; моль; число Авогадро; молярный объем; н.у.; относительная плотность; идеальный газ. Уметь использовать формулы;
  2. Знать понятия, законы и формулы: массовая доля, объемная доля, раствор, растворимость. Уметь делать вычисления с использованием долей;
  3. Знать понятия и формулы: закон постоянства состава, вещества молекулярного и немолекулярного строения, массовая  доля элемента, массовые соотношения. Уметь выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления;
  4. Знать понятия и формулы: массовые, молярные, объемные доли, смеси, растворы, практическая, теоретическая доля выхода;
  5.  Уметь решать типовые химические задачи.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов

Кол-во часов

1

Расчеты по химической формуле

6

2

Вывод химической формулы вещества

5

3

Система расчетов по уравнениям химических реакций

8

4

Расчеты с применением понятия «массовая доля растворенного вещества»

13

Резервное время – 2 ч

Итого:

34

3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

I. Расчеты по химической формуле

6

1

1.1

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по химической формуле. Вычисление массовой доли элементов по формуле вещества.

1

2

1.2

Расчет массы элемента в бинарном соединении по известной массе другого элемента. Расчет массы элемента по известной массе сложного вещества.

1

3

1.3

Расчет массы элемента по известной массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

1

4

1.4

Расчет массовой (объемной) доли выхода продукта по формуле вещества.

1

5

1.5

Расчет массы элемента по известной массе исходного вещества, содержащего примеси, если задана массовая доля выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

1

6

1.6

Вычисление относительной плотности газов. Расчет относительной молекулярной массы газа, если известна относительная плотность газа по водороду или воздуху.

1

II. Вывод химической формулы вещества

5

7

2.1

Нахождение молекулярной формулы вещества на основании его плотности (ρ или D) и массовых долей элементов ω (Э).

1

8

2.2

Определение молекулярной формулы вещества по плотности его паров (ρ или D) и массе продуктов сгорания (H2O, CO2, N2 и др.).

1

9

2.3

Вывод формулы вещества на основе объемных отношений газов.

1

10

2.4

Вывод формулы кристаллогидрата по известной массе кристаллизационной воды. Вывод формулы кристаллогидрата по известной массовой доле кристаллизационной воды.

1

11

2.5

Вывод формулы кристаллогидрата по известной массовой доле элемента в составе кристаллогидрата или массовой доле безводной соли.

1

III. Система расчетов по уравнениям химических реакций

8

12

3.1

Вычисление по химическим уравнениям количества вещества, участвующего в реакции, по известному количеству другого вещества (ν2 → ν1). Расчет по химическим уравнениям массы по заданному количеству вещества (ν1 → m2). Расчет по химическому уравнению объема газа (н.у.) по известному количеству вещества (ν1 → V2).

1

13

3.2

Расчет по химическим уравнениям количества теплоты по известному количеству вещества (ν → Q). Расчет по химическому уравнению количества теплоты по известной массе (объему (н.у.)) (m → Q), (V→ Q).

1

14

3.3

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

1

15

3.4

Расчет по химическому уравнению массовой (объемной) доли выхода продукта.

1

16

3.5

Расчет по химическому уравнению массовой (объемной) доли выхода продукта.

1

17

3.6

Расчет по химическому уравнению массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

1

18

3.7

Расчет по химическому уравнению массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

1

19

3.8

Вычисление массовой (объемной) доли примесей в исходном веществе по известной массе (объему) продукта реакции.

1

IV. Расчеты с применением понятия «массовая доля растворенного вещества»

13

20

4.1

Нахождение массовой доли растворенного вещества, если известны масса растворенного вещества и масса раствора.

1

21

4.2

Нахождение массовой доли вещества в растворе, полученном при смешивании воды и соли, массы которых (или объемы) приведены в условии задачи.

1

22

4.3

Определение массовой доли растворенного вещества по объему растворителя и массе растворенного вещества.

1

23

4.4

Определение массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном в результате смешивания двух растворов.

1

24

4.5

Определение массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном в результате смешивания двух растворов.

1

25

4.6

Определение массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном в результате разбавления исходного раствора.

1

26

4.7

Определение массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном в результате разбавления исходного раствора.

1

27

4.8

Нахождение массы растворенного вещества, если известны массовая доля и масса (объем) раствора.

1

28

4.9

Нахождение массы растворенного вещества, если известны массовая доля и масса (объем) раствора.

1

29

4.10

Нахождение массы раствора, если известны массовая доля растворенного вещества и масса воды.

1

30

4.11

Нахождение массы раствора, если известны массовая доля растворенного вещества и масса воды.

1

31

4.12

Нахождение массы или объема воды, необходимой для приготовления раствора если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества в нем.

1

32

4.13

Нахождение массы или объема воды, необходимой для приготовления раствора если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества в нем.

1

33

34

Резерв

2

Литература

1. Морозюк П.Д., Гребенников Р.В., Дорофеев Д.Н. Методические рекомендации по решению типовых химических задач по алгоритмам «А вы умеете решать задачи по химии?». – Курский государственный педагогический университет, 1999.

2. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2014.

3. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2006.

4. Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.

5. Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. – М.: Школа-Пресс, 1999.

6. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии 8 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2001.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Избранные задачи планиметрии

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебны...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач"

Рабочая программа предназначена для учащихся 9-10 классов, для закрепления навыка решения задач различного типа...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)

                               Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса

Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...