календарно-тематическое планирование по химии 11 класс
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс) на тему
материалы для разработки рабочей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП | 189.5 КБ |
Пояснительная записка | 70.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Химия» 11 класс
№ | Дата проведения урока | Название раздела, темы | Изучаемые вопросы | Практическая часть, ЦОРы | НРК | Организация повторения. Инструментарий отслеживания результатов |
план | факт |
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (8 часов). Федеральный стандарт: Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, р-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: важнейшие химические понятия: атом, изотопы. Атомные орбитали. s, p элементы. Аллотропия. Основной закон химии: периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). |
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Основные сведения о строении атома. | Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. | Презентация. | § 1, упр.1-4 |
2-3 | Строение электронных оболочек атомов. | Электронная оболочка. Энергетический уровень. Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | Презентация. | § 1, упр.5-7 |
4-5 | Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы. | Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). | Презентация. | § 1, упр.8- 11 |
6 | Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. | Презентация. | § 2 , упр. 1-6 |
7 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). | Лабораторный опыт № 1 Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек. Презентация. | § 2, упр.7-10 |
8 | Значение периодического закона и периодической системы для науки и понимания химической картины мира. Контрольная работа № 1 | Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Положение водорода в периодической системе. | Д. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Презентация. | § 2 |
Тема 2. Строение вещества (24 часа). Федеральный стандарт: Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ, — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Золи, гели, понятие о коллоидах. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Вид химической связи в соединениях. Важнейшие вещества и материалы: полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Уметь объяснять: природу химической связи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: экологически грамотного поведения в окружающей среде, приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве. |
9 (1) | Ионная химическая связь. Ионные кристаллические решётки. | Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. | Д. Модель кристаллической решётки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита, галита. Презентация. | § 3, упр. 1-6 |
10 (2) | Ковалентная химическая связь. | Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. | Презентация. | § 4, упр.1-3 |
Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. | Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. | Презентация. | § 4 , упр. 4-6 |
11 (3) | Молекулярные и атомные кристаллические решётки. | Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. | Д. Модели кристаллических решёток «сухого льда», алмаза, графита. Лабораторный опыт № 2 Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств. Презентация. | § 4, 7-10 |
12 (4) | Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. | Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. | * Д. Модели металлических кристаллических решёток. Презентация. | § 5, упр.1-5 |
13 (5) | Водородная химическая связь. | Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. | Д. Модель молекулы ДНК. Презентация. | § 6, упр.1-6 |
14 (6) | Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты. | Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. | Д. Образцы пластмасс и изделия из них. Образцы неорганических полимеров. Презентация. 1 С Образование | НРК 1 | § 7, упр. 1-5 |
15 (7) | Волокна природные и химические. | Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. | Д. Образцы волокон и изделия из них. Лабораторный опыт № 3 Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс волокон и изделий из них. Презентация. 1 С Образование | § 7, упр. 6-10 |
16-17 (8-9) | Газообразное состояние вещества. | Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. | Д. Три агрегатных состояния воды. Д. Модель молярного объёма газов. Презентация. | § 8, упр. 1-9 |
Примеры газообразных природных смесей. Загрязнение атмосферы. | Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. | НРК 2 | § 8, упр. 10-14 |
18 (10) | Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание газов. | Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание газов. | С. 217 - 218 |
19 (11) | Жидкое состояние вещества. | Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. | Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Лабораторный опыт № 4 Испытание воды на жёсткость. Устранение жёсткости воды. Презентация. | НРК 3 | § 9, упр. 1-7 |
20 (12) | Минеральные воды. | Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. | Лабораторный опыт № 5 Ознакомление с минеральными водами. | НРК 4 | § 9, упр. 8-10 |
21 (13) | Жидкие кристаллы и их применение. | Жидкие кристаллы и их применение. | Д. Приборы на жидких кристаллах. | § 9, упр. 11 |
22 (14) | Твёрдое состояние вещества. | Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. | Презентация. 1 С Образование | § 10, упр. 1-4 |
23 (15) | Дисперсные системы, их классификация. | Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. | Д. Образцы различных дисперсных систем. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Презентация. | § 11, упр. 1-3 |
24 (16) | Грубодисперсные и тонкодисперсные системы. | Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. | * Д. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. Лабораторный опыт № 6 Ознакомление с дисперсными системами. | § 11, упр. 4-8 |
25 (17) | Состав вещества и смесей. | Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. | § 12 |
26 (18) | Понятие «доля» и её разновидности. | Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. | § 12, упр.1-4 |
27 (19) | Массовая доля растворённого вещества в растворе. | Решение задач | упр. 5-7 |
28 (20) | Массовая доля примесей. | Решение задач | упр. 8-9 |
29 (21) | Объёмная доля. | Решение задач |
30 (22) | Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Решение задач | упр. 10-12 |
31 (23) | Обобщающее повторение по теме «Строение вещества». | Систематизация и обобщение знаний по теме «Строение вещества». | Повторить § 1-12 |
32 (24) | Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества». | Контрольные и проверочные работы с. 163-170 |
Тема 3. Химические реакции (16 часов). Федеральный стандарт: Явления, происходящие при растворении веществ, — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, изомерия, гомология. Основные теории химии: электролитической диссоциации. Объяснить: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий. экологически грамотного поведения в окружающей среде. |
33 (1) | Повторный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Реакции, идущие без изменения состава веществ. | Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. | Д. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. * Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора. Презентация. 1 С Образование | § 13, упр. 1-6 |
34 (2) | Изомеры и изомерия. | Изомеры и изомерия. Виды изомерии | Д. Модели молекул н-бутана и изобутана. Презентация. | § 13, упр. 7 |
35 (3) | Реакции, идущие с изменением состава веществ. | Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. | Лабораторный опыт № 7 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Лабораторный опыт № 8 Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. Презентация. | § 14, упр. 1-5 |
36 (4) | Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. | Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. | Презентация. 1 С Образование | НРК 5 | § 14, упр. 6-9 |
37 (5) | Скорость химической реакции. | Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. | Д. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с со-. ляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. *Д. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Презентация. 1 С Образование | НРК 6 | § 15, упр.1-5 |
38 (6) | Катализ и катализаторы. Ферменты как биологические катализаторы. | Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. | Д. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и картофеля. Лабораторный опыт № 9 Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. Презентация. | § 15, упр. 6-12 |
39 (7) | Обратимость химических реакций. | Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. | Д. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Презентация. | § 16, упр. 1 |
40 (8) | Химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия. | Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты. | Презентация. 1 С Образование | НРК 7 | § 16, упр. 2-5 |
41 (9) | Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость. | Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. | * Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III). Презентация. | НРК 8 | § 17, упр.1-5 |
42 (10) | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. | Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Д. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора *Лабораторный опыт № 9а Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. Презентация. 1 С Образование | § 17, упр. 6-7 |
43 (11) | Химические свойства воды. | Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии. | Д. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфорa (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов Презентация. 1 С Образование | § 17, упр. 8-10 |
44 (12) | Гидролиз органических и неорганических соединений. | Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. | Д. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Лабораторный опыт № 11 Различные случаи гидролиза солей. Презентация. | § 18, упр. 1-8 |
45 (13) | Окислительно-восстановительные реакции. | Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. | Д. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Лабораторный опыт № 10 Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. | § 19, упр.1-3 |
46 (14) | Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза. | Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. | Д. Модель электролизёра. Модель электролизной ванны для получения алюминия. | НРК 9 | § 19, упр. 7-9 |
47 (15) | Обобщающее повторение по теме «Химические реакции». | Систематизация и обобщение знаний по теме «Химические реакции». | Повторить § 13-19 |
48 (16) | Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции». | Контрольные и проверочные работы с. 172-181 |
Тема 4. Вещества и их свойства (18 часов). Федеральный стандарт: Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений. Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, мыла, глюкоза, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде. |
49 (1) | Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. | Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. | Д. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. *Д. Образцы металлов и их соединений. Горение серы, фосфора, железа в кислороде. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями металлов. *Лабораторный опыт № 18а Знакомство с образцами металлов и их рудами. Презентация. 1 С Образование | НРК 10 | §20, упр. 1-2 |
50 (2) | Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. | Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. | Д. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. | §20, упр. 3-5 |
51 (3) | Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. | Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. | Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий её протекания. *Д. Опыты по коррозии металлов и защиты от нее. Презентация. | НРК 11 | §20, упр. 6-7 |
52 (4) | Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов. | Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. | Д. Коллекция образцов неметаллов. *Д. Возгонка йода. Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями неметаллов. *Лабораторный опыт № 18б Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями. Презентация. 1 С Образование | НРК 12 | §21, упр. 1-2 |
53 (5) | Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. | Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). | Д. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида калия *Д. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. | §21, упр.3-7 |
54 (6) | Кислоты неорганические и органические. | Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот.
| Д. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями кислот. | НРК 13 | §22, упр. 1-4 |
55 (7) | Химические свойства кислот. | Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). | Лабораторный опыт № 12 Испытание растворов кислот индикаторами. *Лабораторный опыт №12а Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора. Лабораторный опыт № 13 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. Лабораторный опыт № 14 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. Лабораторный опыт № 15 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. Презентация. 1 С Образование | §22, упр.5-6 |
56 (8) | Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. | Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. | Д. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Презентация. | §22, упр.7-8 |
57 (9) | Основания неорганические и органические. | Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. | Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями оснований. | НРК 14 | §23, упр.1-4 |
58 (10) | Химические свойства оснований. | Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. | Лабораторный опыт № 12 Испытание растворов оснований индикаторами Лабораторный опыт № 16 Получение и свойства нерастворимых оснований. *Лабораторный опыт №19 Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Презентация. 1 С Образование | §23, упр. 5-7 |
59 (11) | Соли. Химические свойства. | Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. | Лабораторный опыт № 12 Испытание растворов солей индикаторами. Лабораторный опыт № 17 Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. Презентация. 1 С Образование | §24, упр. 1-5 |
60 (12) | Представители солей и их значение. | Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль). | Д. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гироксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли. | §24 |
61 (13) | Качественные реакции на ионы. | Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III) | Д. Качественные реакции на катионы и анионы. Лабораторный опыт №20 Распознавание хлоридов и сульфатов. Презентация. |
62 (14) | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. | §25, упр. 1-7 |
63 (15) | Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. | Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. |
64 (16) | Обобщающее повторение по теме «Вещества и их свойства». |
65 (17) | Обобщающее повторение по теме «Вещества и их свойства». | Систематизация и обобщение знаний по теме «Вещества и их свойства». | Презентация. | Повторить § 20-25 |
66 (18) | Контрольная работа № 4 по теме: «Вещества и их свойства». | Контрольные и проверочные работы с. 183-191 |
Резервное время (2 часа). |
Предварительный просмотр:
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2008.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем:
Тема № 1 «Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева » до 8 вместо 6 часов. Содержание учебного материала этой темы отрабатывается и используется в дальнейшем в практической деятельности учащихся при изучении других тем. Данные часы взяты из темы №2 «Строение вещества» - 1 час и 1 час резервного времени. В резерве 1 час. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала курса «Химия » 11 класса.
Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Тематическое планирование базовый уровень (68ч; 2ч/нед).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева. | 8 | №1 | ||
2. | Строение вещества. | 23+1 | №1 | №2 | |
3. | Химические реакции. | 16 | №3 | ||
4. | Вещества и их свойства. | 17+1 | №2 | №4 | |
Резерв | 2 | ||||
Итого | 68 |
Содержание программы «Общая химия»
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (8 ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества (24 ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции (16 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства (18 ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен ЗНАТЬ:
- Важнейшие хим. понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, аллотропия, изотопы, хим. связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, в-ва молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект хим. реакции, катализ, хим. равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.
- Основные законы химии: сохранение массы в-в, постоянство состава, Периодический закон.
- Основные теории в химии: химической связи, ЭД, строение органических соединений (ТСБ).
- Важнейшие в-ва и материалы: основные Ме и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения; метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
В результате изучения химии ученик должен УМЕТЬ:
- Назвать изученные в-ва по международной и «тривиальной» номенклатуре.
- Определять: валентность и степень окисления х.э., тип хим. связи в соединениях, заряд иона, характер среды водных растворов неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность в-в к различным классам органических соединений.
- Характеризовать: х.э. малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие хим. св-ва Ме, НеМе, основных классов неорганических и органических соединений; строение и хим. св-ва изученных органических соединений.
- Объяснять: зависимость св-в в-в от их состава и строения; природу хим. связи; зависимость скорости хим. реакций и положения хим. равновесия от различных факторов.
- Выполнять хим. эксперимент по распознаванию различных органических и неорганических в-в.
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных ресурсов Интернета). Использовать ИКТ для обработки и передачи хим. информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения хим. явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания хим. превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- безопасного обращения с в-вами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о в-вах, используемых в быту и на производстве;
- приготовления растворов заданной концентрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...