Обобщающий урок в 8 классе "Химический марафон"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Обобщающий урок проводится после изучения темы "Типы химических реакций" в форме соревнования. Учащиеся уже знают классы неорганических веществ, признаки реакций, умеют составлять формулы веществ, уравнения химических реакций и, чтобы проверить качество знаний, можно использовать не традиционную контрольную работу, а урок - соревнование. На этом уроке оценивается как работа всей группы, так и индивидуальные работы учащихся. Этот урок отличается от обычного насыщенностью проверяемых знаний, высоким темпом выполнения работ, несет важную воспитательную функцию: умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskiy_marafon.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по химии в 8 классе по программе О.С. Габриелян
Автор: учитель химии Суранова Татьяна Егоровна
Химический марафон.
Обобщающий урок по теме: «Классы неорганических веществ и типы химических реакций»
Цель: закрепить знания, умения и навыки в составлении формул веществ и определении их класса, в составлении уравнений химических реакций и определении их типов; развивать логическое мышление при решении неординарных заданий; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и развивать коммуникабельность.
Оборудование.
Карточки с заданиями.
Бланки для выполнения заданий.
Оценочные листы.
Химические уравнения на разных листах.
Химические формулы разных классов.
Магниты (20 штук)
Цветные мелки.
Красные пасты, калькуляторы.
Листы с ответами для консультантов.
Вступление.
Тема нашего урока «Химический марафон». А что такое марафон? (Ответы учащихся)
Марафон – это спортивный бег на расстояние 42 км 195м. Вы знаете, почему именно это расстояние берется для марафона? В исторический летописи говорится, что воин из д. Марафон бежал до г. Афины с вестью о победе над персами в V веке до нашей эры. Эта дистанция была равна 42км 195м.
Мы сегодня будем участниками марафона, только не спортивного, а химического. Наша дистанция разделена на 5 этапов, на каждом этапе вы будете выполнять задания. А в конце урока консультанты, которые будут проверять ваши задания и ставить вам баллы, назовут победителей нашего марафона. (На доске начерчен путь с номерами этапов и флажком на старте)
Вы изучили классы неорганических веществ, типы химических реакций, поэтому ваша задача – показать свои знания и умения для успешного преодоления расстояния от пункта «Старт» до пункта «Финиш».
(Класс разделен на рабочие группы по 5 человек, один из которых консультант; консультант проверяет выполненные задания и проставляет баллы, затем подсчитывает их и ставит оценку). У участников – комплекты с заданиями (столько вариантов, сколько участников), а также чистые листы для выполнения заданий.
На старт. (3 мин.)
Перед соревнованиями спортсмены разминаются. Вот и вам нужно размяться. Соедините прямой линией формулы веществ одного класса: кислоты, соли, основания и оксиды. Линии могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными. По сигналу свистка передайте ваши листы консультантам.
Карточка №1
1 вариант – выбрать оксиды
Na2O | H2SO4 | Li2S |
KOH | H2O | AlCl3 |
SO2 | Ba(OH)2 | CuO |
2 вариант – выбрать основания
Na2SiO3 | H2SO4 | Li2S |
KOH | Ba(OH)2 | Al(OH)3 |
BaO | HCl | CaCO3 |
3 вариант – выбрать кислоты
Na2SiO3 | Ba(OH)2 | H2SO4 |
CaCO3 | H3PO4 | HCl |
HNO3 | SO2 | H2O |
4 вариант – выбрать соли
Li2S | Na2SiO3 | SO2 |
H2SO4 | CaCO3 | Mg (NO3)2 |
H3PO4 | AlCl3 | HNO3 |
Начало марафона.
Первый этап: «Составь формулу» (5 мин)
По карточке №2 составьте формулы по названиям веществ. За каждую правильную формулу – 1 балл, передайте листочки с ответами консультантам по сигналу свистка.
Карточка №2
Вариант 1: оксид натрия, гидроксид бария, сульфат магния, хлорид водорода, оксид железа(III).
Вариант 2: оксид кальция, гидроксид натрия, фосфат бария, нитрат калия, сульфат железа (III).
Вариант 3: гидроксид алюминия, оксид водорода, гидроксид лития, силикат натрия, оксид серы(VI).
Вариант 4: фосфат водорода, хлорид цинка, оксид алюминия, сульфат калия, гидроксид меди(II).
Второй этап: «Выбери явление» (5 мин)
Из предложенного перечня явлений нужно выбрать физические и химические и записать в две колонки.
Карточка №3.
1 вариант.
Выписать из перечня те явления, которые относятся к химическим:
При нагревании вода превращается в пар.
Серебряные ложки чернеют на воздухе.
При пропускании электрического тока через воду образуется два газообразных вещества.
При нагревании парафин плавится.
Скисание молока.
Замерзание воды.
Образование тумана.
Подгорание пищи.
Горение древесины.
Испарение ртути.
2 вариант. Выписать из перечня те явления, которые относятся к физическим.
Горение древесины.
При пропускании электрического тока через воду образуется два газообразных вещества.
При нагревании вода превращается в пар.
Испарение ртути.
Подгорание пищи.
Образование тумана.
Замерзание воды.
Скисание молока.
При пропускании электрического тока через воду образуется два газообразных вещества.
При нагревании парафин плавится.
3 вариант. Выписать из перечня те явления, которые относятся к физическим:
Гниение растительных остатков.
Плавление сливочного масла.
Почернение медных монет.
Образование ржавчины.
Горение свечи.
Аромат духов из открытого флакона.
Искривление стеклянной палочки при нагревании.
Засыхание клея на бумаге.
Гашение соды уксусом.
Образование инея на деревьях.
вариант. Выписать из перечня те явления, которые относятся к химическим:
Почернение медных монет.
Образование ржавчины.
Гниение растительных остатков.
Плавление сливочного масла.
Горение свечи.
Аромат духов из открытого флакона.
Гашение соды уксусом.
Образование инея на деревьях.
Искривление стеклянной палочки при нагревании.
Засыхание клея на бумаге.
Третий этап: «Закончи уравнение, расставь коэффициенты» (10 мин)
За каждое правильно составленное уравнение вы можете получить по 2 балла.
Карточка №4.
1 вариант.
H2 + O2 =
Ca + Cl2 =
CH4 =
Zn + H2SO4 =
KCl + AgNO3 =
2 вариант.
Mg + Br2 =
CuO + H2 =
Na + S =
HgO =
BaCl2 + H2SO4 =
3 вариант.
Cu + O2 =
BaCO3 =
Mg + CuCl2 =
HCl + NaOH =
AlCl3 + NaOH =
4 вариант.
Ca + O2 =
Mg(OH)2 =
Zn + CuCl2 =
K2SO4 + BaCl2 =
NaOH + HCl =
Четвертый этап: «Найди шифр» (5 мин)
По карточке №5 нужно определить правильно тип реакции и составить название элемента по выбранным буквам. Проверьте, правильно ли вы определили элемент. (На доске записаны заранее правильные ответы и закрыты ватманом).
Карточка №5.
Вариант 1.
Химические реакции | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция замещения |
Zn +2HCl=ZnCl2+H2 | Ц | Р | Г |
2Na+S=Na2S | А | Е | Е |
CaCO3=CaO+CO2 | З | Л | К |
N2+3H2=2NH3 | Л | Н | И |
2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O | М | И | О |
Mg+CuCl2=MgCl2+Cu | И | Ш | Й |
Вариант 2.
Химические реакции | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена |
Fe+S=FeS | К | Н | Ф |
2H2O=2H2+O2 | О | А | О |
HCl+KOH=KCl+H2O | Б | С | Д |
BaCO3=BaO+CO2 | А | М | Ф |
Na2S+FeCl2=2NaCl+FeS | О | Л | И |
K2O+CO2=K2CO3 | Й | Р | Ь |
Вариант 3.
Химические реакции | Реакция разложения | Реакция замещения | Реакция обмена |
2KNO3=2KNO2+O2 | Н | В | М |
CuCl2+2KOH=Cu(OH)2+2KCl | И | Ы | И |
CaCO3=CaO+CO2 | К | С | Ш |
Mg+H2SO4=MgSO4+H2 | Ь | Е | М |
NaOH+HI=NaI+H2O | У | Я | Л |
Sn+CuCl2=SnCl2+Cu | К | Ь | Т |
Вариант 4.
Химические реакции | Реакция замещения | Реакция обмена | Реакция соединения |
FeCl2+2NaOH=2NaCl+Fe(OH)2 | М | К | З |
CuO+CO2=CuCO3 | О | А | С |
Fe2O3+3H2=2Fe+3H2O | Е | Л | Г |
2K+S=K2S | Н | О | Н |
BaCl2+H2SO4=2HCl+BaSO4 | Т | О | И |
CuCl2+Fe=FeCl2+Cu | Н | Й | О |
Финишная прямая.
Пока консультанты подводят итоги и выставляют оценки, мы все дружно придем к финишу.
Итак, ребята, что мы с вами знаем и умеем?
1 задание: каждая группа цветным мелком должна подчеркнуть формулы какого-либо класса веществ (на доске прикреплены формулы веществ разных классов): 1 группа – оксиды, 2 группа – кислоты, 3 группа – основания, 4 группа – соли.
2 задание: на доске расположены половинки уравнений реакций, а недостающие части лежат на столах, причем есть лишние. Нужно найти вторые половинки уравнений и прикрепить соответственно на доске. Назовите типы этих реакций.
Если консультанты задерживаются с подведением итогов, то можно загадать несколько химических загадок:
Эта красавица всем знакома,
С ней вы встречаетесь в школе и дома,
Бесцветна, чиста почти,
Ток электрический включи – и разлагается она
На два газообразных вещества.
Я известен с давних пор и имею спрос
Опусти меня в раствор,
В медный купорос,
Удивительный момент
Вытесняю элемент.
На меня взгляни, ответь:
Начинаю я краснеть. (Железный гвоздь покрывается медью)
Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные,
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин,
Кто я? (Фенолфталеин)
Ответы (для консультантов)
У консультантов каждой группы имеются оценочные листы, которые постепенно заполняются, по мере выполнения заданий.
Оценочный лист
Ф.И. ученика | Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 | Карточка №4 | Карточка №5 | Итог |
Задание 1. Найди вещества одного класса» (карточка №1) (3 балла)
1-в: Na2O, H2O, CuO
2-в: KOH, Ba(OH)2, Al(OH)3
3-в: HNO3, H2SO4, H3PO4
4-в: Na2SiO3, CaCO3, AlCl3
Задание 2. Составь формулу. (5 баллов)
1-в: Na2O, Ba(OH)2, MgSO4, HCl, Fe2O3
2-в: CaO, NaOH, Ba3(PO4)2, KNO3, Fe2(SO4)3
3-в: Al(OH)3, H2O, LiOH, Na2SiO3, SO3
4-в: H3PO4, ZnCl2, Al2O3, K2SO4, Cu(OH)2
Задание 3. «Физические и химические явления». (5 баллов)
1-в: 2,3,5,8,9
2-в: 3,4,6,7,10
3-в: 1,3,4,5,9
4-в: 1,2,3,5,7
Задание 4. «Закончи уравнение, расставь коэффициенты» (10 баллов)
1 вариант.
2H2 + O2 =2H2O
Ca + Cl2 =CaCl2
CH4 =C+2H2
Zn + H2SO4 =ZnSO4+H2
KCl + AgNO3 =KNO3+AgCl
2 вариант.
Mg + Br2 =MgBr2
CuO + H2 =Cu+H2O
2Na + S =Na2S
2HgO =2Hg+O2
BaCl2 + H2SO4 =BaSO4+2H2O
3 вариант.
2Cu + O2 =2CuO
BaCO3 =BaO+CO2
Mg + CuCl2 =MgCl2+Cu
HCl + NaOH =NaCl+H2O
AlCl3 + 3NaOH =3NaCl+Al(OH)3
4 вариант.
2Ca + O2 =2CaO
Mg(OH)2 =MgO+H2O
Zn + CuCl2 =ZnCl2+Cu
K2SO4 + BaCl2 =BaSO4+2KCl
NaOH + HCl =NaCl+H2O
Задание 5. «Найди шифр» (5 баллов)
В-1: галлий; В-2: кадмий, В-3: никель, В-4: ксенон
Критерии оценок.
От 26 до 28 баллов – оценка «5»
От 21 до 25 баллов – оценка «4»
От 15 до 20 баллов – оценка «3»
Менее 14 баллов – оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "Логарифмический марафон"
Разработка представляет собой план урока-соревнования между несколькими командами по теме "Логарифмы". Урок в нестандартной форме позволяет обобщить знания по теме, сопровождается презентацией и...
Урокв 5 классе "Как получить информацию"
Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...
Урок обобщающего повторения в 10 классе "Европейский марафон"
Данную разработку можно использовать не только на уроке обобщающего повторения, но и как внеклассное мероприятие по географии. Урок построен в виде командной игры....
Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома
Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....
Урок обобщающего повторения по теме: Океаны.Урок - игра " Географический марафон".
Ребятам предлагаются разнообразные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, которые будут способствовать развитию коммуникативных универсальных действией: интегрироваться в пару, группу ...
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...
Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина" Председатель жюри Марафона
Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина"...