справочник по химии для 8 класса
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Межакова Наталья Александровна

Учебник для учащихся, учителя , родителя. Набор презентаций по учебному курсу 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uroki_himii.zip1.67 МБ

Подписи к слайдам:

электронный помощник по химии 8 класс.

*
Содержание:
1. Химический элемент.
2. Тренировочный материал для изучения знаков химических элементов.
3. Чтение химических формул.
4. Валентность.
5. Орбитально – планетарная модель строения атома.
6. Строение электронной оболочки. (Часть 1)
7. Строение электронной оболочки. (Часть 2)
8. Ионы и ионная химическая связь.
9. Ковалентная неполярная связь.
10. Ковалентная полярная связь.
Далее
Содержание
Назад
*
*
Содержание:
12. Степень окисления.
13. Классификация неорганических веществ.
14. Кристаллические решетки.
15. Чистые вещества и смеси.
16. Уравнения химических реакций.
17. Составление уравнений химических реакций.
18. Прибор для определения электролитов.
11. Молярный объем газов.
19. Реакции ионного обмена.
20. Условия протекания реакций ионного обмена.
Далее
Содержание
Назад
*
Примечание.
*
ЖиваяБиология
НеживаяГеографияФизикаХимия
Физика и химия – это науки о веществах.
Тема: Предмет изучения химии. I. Науки.Науки делятся на:- гуманитарные- математические- естественные – изучающие природу (биология, физика, география, химия)Природа – это все, что окружает нас. Природа *
Примеры:
1. Физическое тело вещество.
2. Физическое тело вещество.
вещество.
вещество.
3. Физическое тело вещество.
Физическое тело
Физическое тело
Тема: Предмет изучения химии. II. Вещества – это то, из чего состоят физические тела. *
Свойства
Физические
Химические
1. Агрегатное состояние твердое (тв) жидкое (ж) газообразное (г)
2. Плотность (ρ – г/см3) ρ(вода) = 1 г/см3
3. Тепло-, электропроводность.
4. Температура. (t – оС)tпл(вода) = 0 оСtкип(вода) = 100 оС
5. Цвет, форма.
1. Превращение одних веществ в другие.
Тема: Предмет изучения химии. III. Свойства – это признаки по которым вещества схожи или отличаются друг от друга. *
Домашнее задание: &1 Стр. 5-6. Выучить определения. упр. 3 Стр. 10 письменно.
Тема: Предмет изучения химии. IV. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. *
Явления – это изменения происходящие с веществами.
Физические – это явления в результате которых состав вещества остается неизменным.
-Изменение агрегатного состояния.
-Изменение формы, размера.
-Явления связанные с электрическим током.
Химические – это явления в результате которых из одних веществ образуются другие.
Кислород
Водород
Вода
Проверка знаний
Тема: Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. I. Физические и химические явления. *
- Изменение окраски.
- Выделение тепла и света.
- Образование осадка.
- Выделение газа.
- Появление запаха.
Тема: Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. II. Признаки химических явлений (реакций). *
- Производство медикаментов.
- Производство пластмасс.
- Производство взрывчатых веществ.
- Производство металлов.
- Производство удобрений.
- Производство моющих средств.
- Производство бумаги.
- Производство тканей.
- Производство красок.
- Производство косметики.
Тема: Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. III. Роль химии в жизни человека. *
Тема: Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Домашнее задание: выучить определения. & 2 Стр.12-18 1. Расположите вещества в два столбика.
Просты вещества.
Сложные вещества.
Водород
Железо
Вода
Кислород
Углекислый газ
Алмаз
Щелочь
Хлор
Поваренная соль
Серная кислота
2. Что такое химический элемент?
ВЕРНУТЬСЯ К ТЕМЕ УРОКА
*
Проверка знаний:
*
Химический элемент – это определенная группа атомов.
m = 1 (протий)
m = 2 (дейтерий)
m = 3 (тритий)
Водород
Химический элемент
Н
1 1,00797
1s1Водород
Тема: Химический элемент. Простые и сложные вещества.
Урок 2
Далее
Содержание
Назад
*
Символы II
о
Оксигенум
Кислород
O
I─V
эн
Нитрогениум
Азот
N
II,IV
це
Карбонеум
Углерод
C
III
Бор
Бор
Бор
B
II
Бериллий
Бериллиум
Бериллий
Be
I
7
литий
литий
литий
Li
I
1
аш
гидрогениум
водород
Н
Валентность
Аr
Как читается в формулах
Латинское
Русское название
Символ
II, IV, VI
эс
сульфур
Сера
S
III, V
пэ
Фосфорум
Фосфор
P
II IV
силициум
Силициум
Кремний
Si
III
Алюминий
Алюминиум
Алюминий
Al
II
Магний
Магнезиум
Магний
Mg
I
Натрий
Натрий
Натрий
Na
I
Фтор
Фтор
Фтор
F
Валентность
Аr
Как читается в формулах
Латинское
Русское название
Символ
II, III
Никель
Никелюм
Никель
Ni
II, III
Кобальт
Кобальт
Кобальт
Co
II, III
Феррум
Феррум
Железо
Fe
II, IV, VI,VII
Марганец
Манганум
Марганец
Mn
II
кальций
кальциум
Кальций
Ca
I
калий
калиум
Калий
K
I-VII
Хлор
Хлор
Хлор
Cl
Валентность
Аr
Как читается в формулах
Латинское
Русское название
Символ
III,V
Стибиум
Стибиум
Сурьма
Sb
II, IV
Станум
Станум
Олово
Sn
I
аргентум
аргентум
Серебро
Ag
I
Бром
Бром
бром
Br
III,V
Арсеникум
Арсеникум
Мышьяк
As
II
цинкум
Цинкум
Цинк
Zn
I,II
Купрум
Купрум
Медь
Cu
Валентность
Аr
Как читается в формулах
Латинское
Русское название
Символ
II,III, VI
Хром
Хром
хром
Cr
I,II
Гидраргирум
Гидраргирум
ртуть
Hg
I, II
Аурум
Аурум
Золото
Au
II,III
Платинум
Платинум
Платина
Pt
II
Барий
Барий
Барий
Ba
I
иод
иод
иод
I
Валентность
Аr
Как читается в формулах
Латинское
Русское название
Символ
*
Атом – это мельчайшая, химически неделимая частица.
Пример:
1. Лед
Вода
Атомы водорода
Атомы кислорода
2. Гвоздь
Железо
Атомы железа
Проверка знаний
Тема: Химический элемент.Простые и сложные вещества. I. Строение вещества.Схема: Атом Молекула Вещество Физическое тело *
m = 1 (протий)
m = 2 (дейтерий)
m = 3 (тритий)
Водород
Химический элемент
Н
1 1,00797
1s1Водород
Тема: Химический элемент.Простые и сложные вещества. II. Химический элемент – это определенная группа атомов. *
Кислород
Алмаз
Углерод
Сложные вещества – это вещества состоящие из атомов разных химических элементов.
Углекислый газ
Тема: Химический элемент.Простые и сложные вещества. III. Простые вещества – это вещества состоящие из атомов одного химического элемента *
Тема: Химический элемент.Простые и сложные вещества. Домашняя задание: выучить определения. & 1 Стр.6-8 Упр.6 Стр. 10 Расположите слова в два столбика.
Вещества
Физические тела
Монета, пластмасса, медь, напильник, стакан, золото, карандаш, кислород, книга, гвоздь, водяной пар, сера, соль, капля росы.
ВЕРНУТЬСЯ К ТЕМЕ УРОКА
*
Проверка знаний:
*
Урок 5-6
Тема: Строение периодической системы. Знаки химических элементов.
Тренировочный материал к изучению знаков химических элементов.
Сейчас на экране будут появляться знаки химических элементов. Четко и правильно проговаривай название и произношение химического элемента. Желаю тебе удачи!
S
Al
Br
Ca
Na
P
N
C
Mg
Cu
I
Fe
Hg
O
Ba
Si
Au
Cl
Zn
K
H
B
Pb
Mn
Ag
F
Далее
Содержание
Назад
*
*
Тема: Химические формулы.
Урок 7
Чтение химических формул.
Примеры:
NH3 – молекула эн аш три состоит из одного атома азота и трех атомов водорода.
2. Al(OH)3 – молекула алюминий о аш трижды состоит из одного атома алюминия, трех атомов кислорода и трех атомов водорода.
3. K3BO3 – молекула калий три бор о три состоит из трех атомов калия, одного атома бора и трех атомов кислорода.
P2O5
Fe2O3
BaCO3
Na2SO4
Ca(OH)2
(NH4)3PO4
KHCO3
PbSiO3
AlCl3
CH3COOH
AgNO3
ZnMnO4
C8H18
Далее
Содержание
Назад
*
*
Урок 11
Составление химических формул по валентности.
Правило нахождения валентности:
- У металла валентность ставится по номеру группы.
- У неметалла, стоящего на первом месте в формуле, ставится высшая валентность.
- У неметалла, стоящего на втором месте в формуле, ставится низшая валентность.
Na O
Пример:
I
II
2
Тема: Валентность.
Порядок действий:
1. Находим валентность химических элементов.
2. Находим наименьшее общее кратное.
3. Находим индексы.
:
2
I
=
2
2
2
:
II
=
1
1
S O
VI
II
6
1. Находим валентность химических элементов.
2. Находим наименьшее общее кратное.
3. Находим индексы.
:
6
VI
=
1
1
6
:
II
=
3
3
P O
V
II
10
1. Находим валентность химических элементов.
2. Находим наименьшее общее кратное.
3. Находим индексы.
:
10
V
=
2
2
10
:
II
=
5
5
Далее
Содержание
Назад
*
*
Урок 15
Орбитально – планетарное модель строение атома.
Тема: Строение атома.
Ядро
1s орбиталь
2s орбиталь
2p орбиталь
3s орбиталь
3p орбиталь
3d орбиталь
ЭЛЕКТРОННАЯ
ОБОЛОЧКА
Далее
Содержание
Назад
*
*
Урок 17
Тема: Строение электронных оболочек атомов.
Электронная оболочка – это совокупность электронов, двигающихся вокруг ядра атома.
Электроны в электронной оболочке располагаются на энергетических уровнях.
n – главное квантовое число – определяет число энергетических уровней .
Номер периода совпадает с числом энергетических уровней элемента.
Период
Р
Фосфор
15
30,9748
3
Группа
V
3
Число электронов (N) на уровне рассчитывается по формуле.N = 2n2
n = 1, N = 2 . 12 = 2
2
n = 2, N = 2 . 22 = 8
8
Номер группы совпадает с числом электронов на последнем энергетическом уровне.
5
Общее число электронове =
15
Проверка
15
Далее
Содержание
Назад
*
+15
*
Урок 18
Тема: Строение электронных оболочек атомов.
- Энергетический уровень состоит из орбиталей.
Р
+15
31
0
2
8
5
2
Первый уровень
s – орбиталь
8
Второй уровень
s – орбиталь
p – орбиталь
5
Третий уровень
s – орбиталь
p – орбиталь
d – орбиталь
- Орбиталь состоит из квантовых ячеек.
квантовая ячейка
- На одной квантовой ячейке могут находиться два электрона с разными спинами.
1s2
1s2
2s2
2s2
2p6
2p6
3s2
3s2
3p3
3p3
3d0
- Краткая электронная запись.
Далее
Содержание
Назад
*
Группа - вертикальные столбцы элементов сходные по своим химическим и физическим свойствам Основная подгруппа – в нее входят элементы как малых так и больших периодов (S и P элементы) *
Тема: Периодическое изменение свойств элементов и простых веществ.
Проверка знаний
Повторение
I. В периодах слева направо:
- число энергетических уровней не изменяется.
- число электронов на последнем уровне увеличивается.
Li
2
1
+3
0
7
Be
2
2
+4
0
9
B
2
3
+5
0
11
C
2
4
+6
0
12
N
2
5
+7
0
14
O
2
6
+8
0
16
- металлические свойства ослабевают.
*
Тема: Периодическое изменение свойств элементов и простых веществ.
II. В группах сверху вниз:
B
2
3
+5
0
11
Аl
2
8
+13
0
27
3
Ga
2
8
+31
0
70
18
3
In
2
8
+49
0
115
18
3
18
- число энергетических уровней увеличивается.
- число электронов на последнем уровне не изменяется.
- металлические свойства усиливаются.
*
Вернуться к теме урока
Р
+15
31
0
2
8
5
1s2
1s2
2s2
2s2
2p6
2p6
3s2
3s2
3p3
3p3
3d0
План характеристики элемента Символ элемента РПорядковый номер 15Атомная масса 31Состав атома 15 31Р ( 15 Р++ 16 n0) +15 e-Номер группы ( основная или побочная подгруппа) V( основная)Номер периода ( малый или большой) III (малый)Электронная конфигурация( заполнение по энергетическим уровням и ячейкам), сколько электронов на внешнем уровне, спаренных не спаренных 1S22S22P63S23P3 Р
+15
31
0
2
8
5
1s2
1s2
2s2
2s2
2p6
2p6
3s2
3s2
3p3
3p3
Всего 5 электронов из них: 2 спаренных и 3 не спаренных
Металл, неметалл Высший оксид P2O5Для неметалла летучее водородное соединениеPH3 *
Проверка знаний.
Вернуться к теме урока
Составить строение электронной оболочки элемента: Si
*
Урок 20
Тема: Ионы и ионная химическая связь.
Химическая связь, образующуюся между ионами, называется ионной.
Ион – это частица образующаяся в результате отдачи или принятия электрона.
Пример:
NaCl – хлорид натрия (поваренная, пищевая соль)
Na
+11
23
0
2
8
1
+
Cl
+17
35
0
2
8
7
Na
0
Cl
0
+
Na
+1
Cl
-1
1e
Na
+11
23
+1
2
8
ион натрия
+17
Cl
35
-1
2
8
8
ион хлора
Ионная связь как правило возникает между металлом и неметаллом.
Механизм:
Na
+
NaCl
Cl
Na
Cl
+1
-1
Далее
Содержание
Назад
*
*
Урок 21
Тема: Ковалентная связь между одинаковыми атомами неметаллов.
Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называется ковалентной.
Связь возникающая между одинаковыми неметаллами называется ковалентной неполярной.
Пример:
Н2
Н
Н
+
Н
Н
0
0
F2
F
F
+
F
F
0
0
O2
O
O
+
O
O
0
0
N2
N
N
+
N
N
0
0
Далее
Содержание
Назад
*
*
Тема: Ковалентная полярная химическая связь.
Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называется ковалентной.
Связь возникающая между разными неметаллами называется ковалентной полярной.
Электроотрицательность (ЭО) – это способность атомов химического элемента притягивать к себе электроны.
Элемент с большей ЭО, при образовании ковалентной полярной связи, приобретает частично отрицательный заряд (- δ).
Элемент с меньшей ЭО, при образовании ковалентной полярной связи, приобретает частично положительный заряд (+ δ).
Ряд неметаллов.
F, O, N, Cl, Br, S, C, P, Si, H.
ЭО уменьшается
Пример:
НCl
Н
Cl
+
Н
Cl
- δ
+ δ
Н2О
Н
Н
О
+
Н
О
Н
- δ

+ δ
NН3
Н
Н
N
+
Н
N
Н
- δ
+ δ
+ δ
Н
Н
+ δ
Урок 22
Далее
Содержание
Назад
*
*
Тема: Молярный объем газов.
Урок 31
Молярный объем (Vm) (л/моль).
Vm – буквенное обозначение молярного объема
л/моль – единицы измерения
Молярный объем – это объем занимаемый 1 молем любого газа при нормальных условиях (22,4 л/моль).
V – объем (л)
n – количество вещества (моль)
Нормальные условия (н.у.) – Т = 0оС ; Р = 760 мм рт. ст. (101,3 кПа)
Vm
V
n
Vm
=
V
n
n
=
Vm
V
V
=
Vm
n
x
II. Задача.
Определите массу 89,6 л аммиака (NH3)
V
Vm
n
N
n
NA
m
M
n
M = Mr
Дано:
V(NH3) = 89,6л
m(NH3) = ?
Решение:
1. n(NH3) - ?
n =
V
Vm
n(NH3) =
89,6 л
22,4 л/моль
= 4 моль
2. M(NH3) - ?
M = Mr
Mr(NH3) = Ar(N) + 3 . Ar(H) = 14 + 3 . 1 = 17
M(NH3) = 17 г/моль
3. m(NH3) = ?
m = M . n
m(NH3) = 17 г/моль . 4 моль = 61 г
Ответ: m(NH3) = 61 г
Далее
Содержание
Назад
*
*
Тема: Степень окисления.
Урок 34
Степень окисления – это заряд приобретаемый элементом в соединении, в результате полной отдачи или принятия электрона.
Правила:
1. Степень окисления элемента в простом веществе равна 0.
H20 ; O20 ; F20 ; Cl20 ; Ca0.
2. Степень окисления некоторых элементов в соединении:
- H+1
- О-2
- степень окисления металла совпадает с его валентностью: Na+1 ; K+1 ; Ca+2 ; Mg+2 ; Ba+2 ; Al+3 .
3. Сумма степеней окисления элементов в соединении, с учетом коэффициентов, равна 0.
H+1; О-2; Na+1 ; K+1 ; Ca+2 ; Mg+2 ; Ba+2 ; Al+3 .
H2СO3
Пример:
1. Расставляем степени окисления элементов, которые можем определить по правилу 2.
H ;
+1
О
-2
2. Степень окисления элемента, у которого пока ее не можем определить , обозначим за X
3. Составляем и решаем уравнение. Правило 3.
+1
-2
Х
2 . (+1) + Х + 3 . (-2) = 0
2 + Х - 6 = 0
Х = +4
+4
Далее
Содержание
Назад
*
*
Классификация веществ.
Вещества
Простые
Сложные
Оксиды
Основания
Соли
Кислоты
Металлы
Неметаллы
Оксиды
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. ЭхОу – общая формула.
Номенклатура оксидов:
2. Записать название элемента.
- неметалл
- металл из побочной подгруппы
3. Указать валентность элемента в случаи если это:
1. Записать слово «оксид».
Основания
Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогрупп. Me(ОH)x – общая формула - OH - гидроксогруппа
Номенклатура оснований:
1. Записать слово «гидроксид».
2. Записать название металла.
3. Указать валентность металла в случаи если это:
- металл из побочной подгруппы
Кислоты
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. HxAn – общая формула
Соли
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка. MexAny – общая формула
Номенклатура солей:
1. Записать название «кислотного остатка».
2. Записать название металла.
3. Указать валентность металла в случаи если это:
- металл из побочной подгруппы
Далее
Содержание
Назад
*
Далее
Содержание
Назад
*
Кислоты Пильникова Н.Н. Далее
Содержание
Назад
*
Сложные вещества, содержащие в своём составе кислотные остатки к которым присоединены атомы водорода способные замещаться на атомы металла. Обычно характеризующиеся диссоциацией в водном растворе с образованием ионов H+ . Присутствие этих ионов обусловливает характерный острый вкус кислот и их способность изменять окраску химических индикаторов. По современной теории кислот, к кислотам относится более широкий круг соединений в частности и такие которые не содержат водорода. Далее
Содержание
Назад
*
Число атомов водорода способных замещаться с металлами в молекуле определяет основность кислоты. По количеству атомов водорода способных замещаться катионами кислоты делятся на:Одноосновные(HF,CH3COOH)Двухосновные(H2S)Трехосновные(H3PO4)По содержанию атомов кислорода в молекуле кислоты делятся на кислородосодержащие(H2SO4)Бескислородные(H2S) Далее
Содержание
Назад
*
Кислоты также делятся наОрганические- кислоты образуемые живыми организмами. К ним относятся например этиловая и лимонная кислоты. Они являются слабыми кислотами (их растворы содержат немного ионов водорода).Сильными кислотами называются те кислоты, которые при растворении в воде образуют наибольшее количество ионов водорода. К сильным кислотам относятся соляная, серная и азотные кислоты. Сильные кислоты очень едкие. Это означает что они могут выжигать кожу или другую поверхность на которую попадают. Далее
Содержание
Назад
*
По растворению в воде кислоты делятся на: растворимые(HCl)Нерастворимые(H2SiO3)В обычных условиях кислоты могут быть твёрдыми(H3PO4) Жидкими(HNO3)Газообразными(HCl) сульфат
SO4-2
Серная
H2SO4
сульфит
SO3-2
Сернистая
H2SO3
   сульфид
S-2
Сероводородная
H2S
иодид
I- 
Иодоводородная
HI
бромид
Br-
Бромоводородная
HBr
хлорид
Cl- 
Соляная, хлороводородная
HCl
фторид
F-
Плавиковая, фтороводородная
HF
Название кислотных остатков
Формулы кисл. Остатков
Название кислот
Формулы кислот
Далее
Содержание
Назад
*
силикат
SiO3-2
Кремневая
H2SiO3
ацетат
CH3COO-
Уксусная
CH3COOH
фосфат
PO4-3
фосфорная
H3PO4
нитрит
NO2-
Азотистая
HNO2
нитрат
NO3-
Азотная
HNO3
карбонат
CO3-2
Угольная
H2CO3
Название кислотных остатков
Формулы кисл. Остатков
Название кислот
Формулы кислот
Далее
Содержание
Назад
*
Далее
Содержание
Назад
*
1.Кислоты взаимодействуют с щелочами( а также с нерастворимыми основаниями, если получающая соль растворима в воде) с образованием солей и воды( реакция нейтрализации):NaOH+HCl= NaCl+H20гидроксид Na + соляная кислота= хлорид натрия+ водаNa++OH- +H++Cl- → Na+ + Cl-+ H20OH- +H+→ H20Zn(OH)2 + 2HCl →ZnCl2+ 2H2OГидроксид цинка +соляная кислота =хлорид цинка вода Zn(OH)2 + 2H++2Cl- →Zn2++2Cl- + 2H2OZn(OH)2 + 2H+→Zn2++ 2H2O Далее
Содержание
Назад
*
2.Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами с образованием солей и воды: CuO+H2SO4=CuSО4+H2OОксид меди + серная кислота = сульфат Cu +водаCuO+2H++SO2-4→Cu2+ + SO2-4 +2H2OCuO+2H+ →Cu2+ +2H2O Далее
Содержание
Назад
*
3. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода. При этом металл вытесняет водород из кислоты Zn+2HCl=ZnCl2 + H2↑ Цинк + соляная кислота = хлорид Zn+водородZn0+2H+ +2Cl-→Zn 2++ 2Cl- + H20↑ Zn0+2H+ →Zn 2+ + H20↑ 4. *
Химические свойства кислот
I. Если образуется осадок.
BaCl2 + Na2SO4  BaSO4 + NaCl
Ba2+
2Cl-
+
+
2Na+
SO42-
+
2

BaSO4
+
2Na+
+
2Cl-
Ba2+
+
SO42-

BaSO4
Mg(NO3)2 + Na2CO3  MgCO3 + NaNO3
Mg2+
2NO3-
+
+
2Na+
CO32-
+
2

MgCO3
+
2Na+
+
2NO3-
Mg2+
+
CO32-

MgCO3
II. Если образуется газ.
Na2CO3 + H2SO4  Na2SO4 + H2CO3
H2O
CO2
H2O
CO2
2Na+
CO32-
+
+
2H+
SO42-
+

2Na+
SO42-
+
+
+
CO32-
+
2H+

H2O
CO2
+
2NaOH + H2SO4  Na2SO4 + 2H2O
2H2O
2Na+
2OH-
+
+
2H+
SO42-
+

2Na+
SO42-
+
+
2OH-
+
2H+

2H2O
OH-
+
H+

H2O
Далее
Содержание
Назад
*
Далее
Содержание
Назад
*
Кислоты кислородсодержащие реагируют с металлами после водорода, без вытеснения водородаCu+4HNO3→Cu(NO3)2+2H2O +2NO2 ↑ Медь +азотная кислота = нитрат меди + вода + оксид азотаCu0+4H++4NO-3→Cu 2+ +2NO-3 +2H2O +2NO2↑Cu0+4H++2NO-3→Cu 2+ +2H2O +2NO2↑ Далее
Содержание
Назад
*
Кислородосодержащие кислоты получаютв ходе реакции соответствующего оксида с водой:P2O5+H2O=2H3PO4Путём вытеснения из соли более сильной кислотойNa2SiO3+H2SO4=Na2SO4+H2SiO4Бескислородные кислоты получаютв результате прямой реакции между соответствующим неметаллом и водородомH2+Br2=2HBrвытеснением из соли более сильной кислотойFeS+2HCl=FeCl2+H2S Далее
Содержание
Назад
*
оксиды Пильникова Н.Н. Далее
Содержание
Назад
*
Повторим Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород.Примеры оксидов: Na2O, MgO, Al2O3, SiO2, P2O5, SO3, Cl2O7 Далее
Содержание
Назад
*
Названия оксидов Na2O - оксид натрияMgO – оксид магнияAl2O3 – оксид алюминияSiO2 – оксид кремния (IV)P2O5 – оксид фосфора (V)SO3 – оксид серы (VI)Cl2O7 – оксид хлора (VII) Солеобразующие
Несолеобразующие
Основные
Кислотные
Амфотерные
Далее
Содержание
Назад
*
Классификация оксидов Далее
Содержание
Назад
*
Получение оксидов В результате реакции горения:а) 2Са + О2 → 2СаОб) 4Li + O2 → 2Li2Oв) C + O2 → CO2 Далее
Содержание
Назад
*
Физические свойства оксидов Цвет: разный;Агрегатное состояние: есть твёрдые, жидкие и газообразные Основный оксид
Вода
Основание
Далее
Содержание
Назад
*
Химические свойства оксидов + → а) Na2O + H2O → 2NaOH Оксид натрия + вода → гидроксид натрия б) BaO + H2O → Ba(OH)2 Оксид бария + вода → гидроксид бария Основный оксид
Кислота
Соль
Н2О
Химические свойства оксидов + → + a) Ag2O + 2HNO3 → 2AgNO3 + H2OОксид серебра +азотная кислота →нитрат серебра+вода б) MgO + H2SO4 → MgSO4 + H2O оксид магния + серная к-та →сульфат магния +вода Кислотный Оксид
Основный оксид
Соль
Химические свойства оксидов + → а) Na2O + CO2 → Na2CO3оксид натрия +оксид углерода (V)→ карбонат натрия б) BaO + N2O5 → Ba(NO3)2 оксид бария +оксид азота → нитрат бария H2CO3 H2SiO3 HNO2 HNO3 H3PO4 H2SO3 H2SO4 HClO4
CO2 SiO2 N2O3 N2O5 P2O5 SO2 SO3 Cl2O7
Его кислота
Кислотный оксид
Запомните! Кислотный оксид
Вода
Кислота
Далее
Содержание
Назад
*
Химические свойства оксидов + → в) СO2 + H2O → Н2СO3 Углекислый газ + вода → угольная кислота г) N2O5 + H2O → 2НNO3 Оксид азота (V) +вода → азотная кислота Основание
Кислотныйоксид
Соль
Н2О
Далее
Содержание
Назад
*
Химические свойства оксидов + → +2NaOH + CO2 → Na2CO3 + H2OГидроксид натрия +углекислый газ →карбонат натрия + вода б) Ba(OH)2 + N2O5 → Ba(NO3)2 + H2OГидроксид бария + оксид азота(V) → нитрат бария +вода Кислотный Оксид
Основный оксид
Соль
Химические свойства оксидов + → а) Na2O + CO2 → Na2CO3оксид натрия +оксид углерода (V)→ карбонат натрия б) BaO + N2O5 → Ba(NO3)2 оксид бария +оксид азота → нитрат бария Далее
Содержание
Назад
*
Соли Пильникова Н.Н. Далее
Содержание
Назад
*
Повторим Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатковПримеры солей: NaCl, AlCl3, Na2SO4, CaCO3, Ca3(PO4)2 Далее
Содержание
Назад
*
ПовторимС точки зрения теории электролитической диссоциации… Соли – это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотных остатков.Уравнения диссоциации солей: NaCl Na+ + Cl- AlCl3 Al3+ + 3Cl- Na2SO4 2Na+ + SO42- Далее
Содержание
Назад
*
Названия солей Na2S – сульфид натрия Na2SO3 – сульфит натрияNa2SО4 – сульфат натрияFe(NO3)2 – нитрат железа (II)Fe(NO3)3 – нитрат железа (III) Средние (нормальные)
Основные
Na2CO3 Na3PO4 AlCl3
Кислые
NaHCO3 KH2PO4 K2HPO4
AlOHCl2 Al(OH)2Cl
Далее
Содержание
Назад
*
Классификация солей Далее
Содержание
Назад
*
Составление формул кислых солей Н2СО3 Н–О С=О Н–ОNa2СО3 Na–О С=О Na–ОNaHСО3 Na–О гидрокарбонат натрия С=О Н–О Далее
Содержание
Назад
*
Составление формул кислых солей K3PО4 K–О K–О – P=О K–ОK2HPО4 K–О гидрофосфат калия K–О – P=О H–ОKH2PО4 K–О дигидрофосфат калия H–О – P=О Н–О Далее
Содержание
Назад
*
Составление формул основных солей Al(OH)3 О–Н Al – O–H О–НAl(OH)2Cl О–Н дигидроксохлорид алюминия Al – O–H ClAl(OH)Cl О–Н гидроксохлорид алюминия Al – Cl Cl Далее
Содержание
Назад
*
Физические свойства солей Цвет: разный;Агрегатное состояние: твёрдые; По растворимости в воде есть растворимые, малорастворимые и нерастворимые. Щёлочь
Соль
Другое основание
Другая соль
Далее
Содержание
Назад
*
Химические свойства солей + → +a) 3NaOH + FeCl3 → 3NaCl + Fe(OH)3 ↓б) Ca(OH)2 + K2CO3 → CaCO3 ↓ + 2KOHЗапомните: исходные вещества должны быть растворимыми, а в результате реакции должен образовываться осадок или газ! Кислота
Соль
Другая кислота
Другая соль
Далее
Содержание
Назад
*
+
+

Химические свойства солей a) H2SO4 + BaCl2 → 2HCl + BaSO4 ↓ б) H2SO4 + Na2CO3 → H2O + CO2 + Na2SO4в) б) H2SO4 + Na2SiO3 → H2SiO3 ↓ + Na2SO4Запомните: эти реакции пойдут до конца, если образуется осадок или газ! Соль1
Соль2
Соль3
Соль4
Далее
Содержание
Назад
*
Химические свойства солей + → + a) 2AgNO3 + ZnCl2 → 2AgCl ↓ + Zn(NO3)2 б) BaCl2 + Na2SO4 → BaSO4↓+ 2NaCl Запомните: исходные вещества должны быть растворимыми, а в результате реакции должен образовываться осадок или газ! Далее
Содержание
Назад
*
Взаимодействие металлов с солями Сu AgAgNO3 Ag + Cu(NO3)2 → Металл
РастворимаяСоль1
РастворимаяСоль2
Другой металл
Далее
Содержание
Назад
*
Химические свойства солей + → + a) Zn + CuSO4 → ZnSO4 + Cu б) Cu + 2AgNO3→ Cu(NO3)2 + 2Ag Реакция идёт, если участвует металл активнее того, что в составе соли! Далее
Содержание
Назад
*
Основания. Понятие об основаниях. Основания с точки зрения ТЭД – это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металла и гидроксид - анионы.NaOH ↔ Na+ + OH-Ba(OH)2 ↔ Ba+2 + 2OH- 1. По растворимости в воде:
Основания.
РастворимыеNaOH, KOH
НерастворимыеСu(OH)2, Fe(OH)3
Классификация оснований. 2. По степени ЭД:
Основания
Сильные(L→1)Щёлочи (NaOH, KOH)
Слабые(L→0)Нерастворимые основания, NH3·H2O
Классификация оснований. 3. По кислотности:
Основания.
ОднокислотныеNaOH, LiOH
ДвухкислотныеBa(OH)2, Mg(OH)2
ТрёхкислотныеAl(OH)3, Fe(OH)3
Классификация оснований. Физические свойства. Все основания, кроме NH3·H2O – твёрдые вещества, имеющие различную окраску. Мягкие на ощупь, изменяют окраску индикаторов.Фенолфталеин (бесцв.) + щёлочь → → малиновая окраскаЛакмус (фиолет.) + щёлочь → синяя окраскаМетиловый оранжевый + щелочь→ желтый Химические свойства. 1. Основание + кислота → соль + вода (реакция обмена) нейтрализации2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2H2O OH- + H+ → H2ONaOH + H2SO4 → NaНSO4 + H2O OH- + 2H+ + SO42-→ НSO4- +H2OCu(OH)2 +2HCl→CuCl2+ 2H2O Cu(OH)2 + 2H+ → Cu+2 + 2H2O Химические свойства. 2. Основание + кислотный оксид → → соль + вода (реакция обмена)Р2О5 + 6КОН → 2К3РО4 + 3Н2О Р2О5 + 6OH- → 2РО43- + 3Н2О2NaOH + N2O5 → 2NaNO3 + Н2О 2OH- + N2O5 → 2NO3- + Н2О t
Химические свойства. 3. Щёлочь + соль → новое основание + + новая соль (реакция обмена)2КОН + FeSO4 → Fe(OH)2↓ + K2SO4 2OH- + Fe+2 → Fe(OH)2↓ Б)NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3↑ + H2O NH4+ + OH- → NH3↑ + H2Oв) Ca(OH)2 + K2CO3 → CaCO3 + 2KOH Химические свойства. 4. Нерастворимое основание → → оксид металла + вода (при t°С) (реакция разложения)Fe(OH)2 → FeO + H2OCu(OH)2 → CuO + H2O Особые свойства оснований. 1. Качественная реакция на Са(ОН)2 – помутнение известковой воды: Са(ОН)2 + СО2 → СаСО3↓ + Н2О2. Качественные реакции на ион Ва+2: SO42- + Ва+2 → BaSO4↓ 2F- + Ва+2 → BaF2 ↓ Выполните задания. Дайте характеристику кремниевой кислоты по всем изученным признакам.Напишите уравнения реакций:Азотная кислота + оксид кальция;Соляная кислота + силикат натрия;Фосфорная кислота + гидроксид калия;Бромоводородная кислота + нитрат серебра;Железо + соляная кислота.Почему следующие реакции не идут?Сульфат меди + соляная кислота;Хлорид цинка + азотная кислота. Закрепление. 1. Составьте молекулярные уравнения реакций: Аl+3 + 3OH- → Al(OH)3↓2. Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства гидроксида калия. Домашнее задание. § 39, упр. 3, 5 Металл
Основный оксид
Основание
Соль
Генетический ряд металла Li → Li2O → LiOH → Li2SO4 Неметалл
Кислотный оксид
Кислота
Соль
Генетический ряд неметалла Р → Р2О5 → Н3РО4 → К3РО4 Металл
Основный оксид
Основание
Соль
Неметалл
Кислотный оксид
Кислота
Соль
Взаимосвязь между генетическими рядами Металл
Основный оксид
Основание
Соль
Неметалл
Кислотный оксид
Кислота
Соль
Взаимосвязь между генетическими рядами Металл
Основный оксид
Основание
Соль
Неметалл
Кислотный оксид
Кислота
Соль
Взаимосвязь между генетическими рядами Металл
Основный оксид
Основание
Соль
Неметалл
Кислотный оксид
Кислота
Соль
Взаимосвязь между генетическими рядами *
Тема: Кристаллические решетки.
Урок 44
Схема: Строение веществ в твердом агрегатном состоянии.
Твердые вещества
Аморфные
Кристаллические
Атомная
Ионная
Молекулярная
Металлическая
Атомная
Характеристика кристаллической решетки:
- атом
- ковалентная связь
- Прочные и твердые, практически нерастворимые, имеют высокие температуры плавления.
- Пример: алмаз, кварц, кремнезем.
- Условные обозначения:
- Прочные и твердые, хрупкие, растворимые, тугоплавкие и нелетучие.
- Пример: соли, основания.
- Условные обозначения:
электростатическое притяжение
- ионы
Ионная
Молекулярная
- Непрочные, хрупкие, легкоплавкие и летучие.
- Пример: вода, оксиды неметаллов.
- Условные обозначения:
электростатическое притяжение
- диполь (молекула)
- Ковкие, пластичные, электро- и теплопроводные, обладающие блеском.
- Пример: все металлы.
- Условные обозначения:
- ион металла
- атом металла
электрон
Металлическая
Схема:
Далее
Содержание
Назад
*
*
Тема: Чистые вещества и смеси.
Урок 45
Виды смесей.
Схема:
Вещества
Чистые
Смеси
Однородные
Неоднородные
Содержат ничтожное количество примесей, обладают постоянными физ. свойствами (особо чистые вещества).
Нельзя рассмотреть компоненты смеси. Пример: воздух, минеральная вода.
Можно рассмотреть компоненты смеси. Пример: дым, почва, молоко.
Далее
Содержание
Назад
*
*
Уравнение химической реакции – это условная запись химического процесса, посредством химических знаков и символов.
Пример:
N2
+
H2
NH3
t0C кат.
Тема: Уравнения химических реакций.
N2;
+
H2
NH3
t0C кат.
- реагирующие вещества
- продукты реакции
- взаимодействие
- условие протекания реакции
Урок 58
Далее
Содержание
Назад
*
*
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Пример: Составить уравнение реакции взаимодействия фосфора и кислорода.
1. В левой части уравнения запиши формулы веществ, которые вступают в реакцию. (Формулы простых газообразных веществ состоят из двух атомов: Н2, О2, N2, Cl2 и.т.д.)
=
P
O2
+
2. В правой части уравнения запиши формулы веществ образующихся в результате реакции.
P2O5
3. Определи: атомов, какого элемента в левой части уравнения больше. (Вначале уравнивают число атомов, которых в левой части уравнения больше.)
4. Соедини фигурной стрелкой атомы этого элемента в левой и правой частях.
5. Определи Н.О.К. чисел атомов в левой и правой частях уравнения.
10
6. Запиши Н.О.К. в квадратике под стрелкой.
7. Раздели Н.О.К. на число атомов каждого соединенного элемента.
10
:
2
=
5
10
:
5
=
2
8. Запиши полученный коэффициент перед формулой.
5
2
9. Определи: есть ли еще не уравненные (не соединенные) атомы:а)  Если есть, то вернись к пункту 3.б) Если нет, то ВСЁ.
4
4
:
4
=
1
4
:
1
=
4
4
Материал взят из презентации Лебедева Сергея НиколаевичаГОУ школа-интернат V-VI вида. Костромской области.
Далее
Содержание
Назад
*
*
Тема: Электролитическая диссоциация.
Урок 72
Электролиты – это вещества, водные растворы которых проводят электрический ток
Проверка электропроводности раствора:
Электропроводность раствора хлорида натрия (NaCl)
Начать
Закончить
NaCl
- электролит
Электропроводность раствора сахара
Начать
Закончить
сахар
- неэлектролит
Далее
Содержание
Назад
*
*
Тема: Реакции ионного обмена.
Пример: Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия.
BaCl2 + Na2SO4  BaSO4 + NaCl
Ba2+
2Cl-
+
+
2Na+
SO42-
+
1. Записать уравнение реакции в молекулярном виде.
Порядок действий:
2. Расставить коэффициенты.
2
3. По таблице растворимости, определить нерастворимые вещества. Обозначить их стрелкой вниз.
4. Составить полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы.

BaSO4
+
2Na+
+
2Cl-
5. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части полного ионного уравнения.
6. Составить сокращенное ионное уравнение.
Ba2+
+
SO42-

BaSO4
РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие между электролитами.
Далее
Содержание
Назад
*
*
Тема: Условия протекания реакций ионного обмена.
I. Если образуется осадок.
BaCl2 + Na2SO4  BaSO4 + NaCl
Ba2+
2Cl-
+
+
2Na+
SO42-
+
2

BaSO4
+
2Na+
+
2Cl-
Ba2+
+
SO42-

BaSO4
Mg(NO3)2 + Na2CO3  MgCO3 + NaNO3
Mg2+
2NO3-
+
+
2Na+
CO32-
+
2

MgCO3
+
2Na+
+
2NO3-
Mg2+
+
CO32-

MgCO3
II. Если образуется газ.
Na2CO3 + H2SO4  Na2SO4 + H2CO3
H2O
CO2
H2O
CO2
2Na+
CO32-
+
+
2H+
SO42-
+

2Na+
SO42-
+
+
+
CO32-
+
2H+

H2O
CO2
+
III. Если образуется вода.
2NaOH + H2SO4  Na2SO4 + 2H2O
2H2O
2Na+
2OH-
+
+
2H+
SO42-
+

2Na+
SO42-
+
+
2OH-
+
2H+

2H2O
OH-
+
H+

H2O
Далее
Содержание
Назад
*
Образование простого вещества Mg + 2HCl → MgCl2 + H2↑Mg0 + 2H+ + 2Cl- → Mg2+ + 2Cl- + H02 ↑Mg0 + 2H+ → Mg2+ + H02 ↑СuO + 2HCl → CuCl2 + H2OСuO + 2H+ + 2Cl- → Сu2+ + 2Cl- + H2OСuO + 2H+ → Cu2+ + H2O В помидорах содержится салициловая кислотаУксус получаемый из винограда содержит слабую кислоту называемую этиловой.В пчелином яде тоже содержится кислота. Она может быть нейтрализована мылом которое является щелочью.Цветные отметины на коже морских слизней содержат кислоту, отвратительную на вкус. Это удерживает хищников от поедания слизней.Таблетки от несварения желудка содержат щелочи нейтрализующие кислоты вырабатываемые в желудке. Кокосовое масло содержит жирную кислоту, называемую лауриловая кислота.Муравей при укусе впрыскивает порцию метиловой кислоты относящийся к группе карбоксильных. Этиловая кислота применяется в производстве полиэстера, из которого получают очень тонкие волокна. Затем эти волокна окрашивают и применяют в изготовлении швейных ниток.Зубная паста содержит щелочь которая нейтрализует кислоты во рту. Кислотность почвы– свойство почвы, обусловленное наличием водных ионов в почвенном растворе и обменных ионов водорода и алюминия в почвенном поглощающем комплексе. Повышенная кислотность почвы нейтрализуется известкованием. Некоторые растения например азалии и рододендрон хорошо растут именно на кислотных почвах. Цветы гортензии имеют синий цвет если почва под ней кислотная и розовый -- если она растёт на щелочной.Когда листья облетают и разлагаются они образуют гуминовую кислоту, которая повышает кислотность почвы. Это одно из наиболее важных соединений фосфора(v). Представляет собой бесцветные кристаллы, легкоплавкие, расплывающиеся на воздухе, смешивающиеся с водой в в любых количествах. Концентрированные кислоты отличаются высокой вязкостью. Это объясняется тем, что в твёрдых кристаллах и в концентрированной кислоте действуют межмолекулярные водородные связи. В водной среде фосфорная кислота – средней силы. Это наиболее устойчивая из кислот образуемая фосфором. Её кристаллы плавятся при 42о с. Прекрасно растворяются в воде. Фосфорная кислота проявляет все важнейшие свойства типичных кислот. Кислотные дожди(кислые дожди), атмосферные осадки(в т.ч. снег),подкисленные(pH ниже 5,6) из- за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов главным образом SO2,NO2,HCl и др. В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоёмы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и др. водных организмов . Сказывается на плодородие почв, снижение прироста лесов и их усыхании. Кислотные дожди характерны для стран Зап. и Сев Европы, для США, Канады, промышленных районов Российской Федерации, Украины и др. *
Коллекция учебных динамических слайдов по химии 8 класс.
Если, разработанные мною слайды, пригодятся Вам в работе, я буду очень рад. По ходу просмотра могли возникнуть вопросы или замечания, которые стоит исправить, не поленитесь дайте знать. Возможно у вас есть собственные, подобные разработки. Я могу их обработать и разместить рядом с указанием вашего авторства. Может быть в будущем получится отличная разработка, которая поможет многим при подготовки к урокам. Надеюсь, что заинтересовал Вас, пишите Верьте в себя и у Вас все получится 
Далее
Содержание
Назад
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа и КТП по химии для 8 класса средней школы «Химия 8 класс" О.С.Габриелян. ФГОС

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии и авторской Программы основного общего обра...

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019

Структура  урока включает в себя следующие этапы:  Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...