Химия в стихах
методическая разработка по химии по теме

Стихи собственного сочинения по курсу химии. Могут быть использованы на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_v_stihah.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Киселевский педагогический колледж

Химия в стихах

(сборник стихов по химии для обучающихся  и преподавателей химии, авт.- сост. Т. А. Манышева)

        Сборник включает стихи по основным темам общей, неорганической и органической химии, изучаемым в общеобразовательных и других учебных заведениях. Это пособие может быть рекомендовано тем, кто изучает и любит химию и преподавателям химии.

                                  Насильное обучение не может быть твёрдым,

                                  но  то,  что с  радостью   и  весельем   входит,

                                  крепко    западает    в   души       внимающим.

Василий Великий

        

        В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования - это не только значительное расширение сферы компетенций обучающихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья.

        В последние годы  большинство обучающихся все чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов, так как, прежде всего не могут усвоить тот минимум сведений, без которых невозможно понять предмет.  Желание каждого преподавателя -  привить любовь и интерес к предмету, добиться максимально высокого уровня понимания и знаний, заботиться о здоровье обучающихся и о собственном здоровье, выстраивая бесконфликтные, доброжелательные отношения.  Этому способ способствует создание лирического эмоционального настроя с помощью художественного слова.

Выразительность и  яркость художественного слова позволяет разнообразить и оживить изложение сухого химического материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом, активизировать ассоциативную память, способствует эстетическому воспитанию, а также снимает напряжение и усталость. Удачно подобранная рифма или сравнение помогают легче понять и запомнить состав вещества, то или иное свойство изучаемых элементов, соединений и происходящих с ними явлений.

        Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление обучающихся, могут оказать благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи, то есть тех качеств, которые необходимы для научного творчества. В этой связи уместно привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: "Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области..."

Современный преподаватель должен быть разносторонним человеком. Ему не чужда лирика. Чувствуя увлеченность преподавателя, и обучающиеся увлекаются, приобщаются к художественному творчеству: начинают писать стихи, рассказы, сказки, сочинять загадки. И постепенно из не любимого и трудного  химия переходит в ранг интересных, занимательных и доступных пониманию предметов.

        Методика использования художественных произведений может быть разнообразной. Если отрывок содержит описание химического явления, то его целесообразно зачитать для иллюстрации изучаемого материала. Можно поступить и иначе: зачитав фрагмент из художественного произведения, спросить  обучающихся: о каком химическом явлении идет речь в цитируемом тексте? Какая химическая реакция соответствует данному описанию? Как составить уравнение реакции?  Сопровождение демонстрационного эксперимента стихами позволяет легче понять и запомнить условия и признаки реакций, характерные свойства веществ.

        В настоящий сборник включены стихи выдающихся учёных-химиков: М. В. Ломоносова и Н. А. Морозова, известных поэтов: С. Щипачёва, Л. Мартынова, В. Шаламова, Е. Ефимовского и др., обучающихся и преподавателей различных учебных заведений, студентов Киселёвского педагогического колледжа. Стихи неизвестных составителю авторов отмечены *.

        Сборник состоит из трёх разделов. Раздел I посвящён науке химии. Его открывает стихотворение студентки Киселёвского педагогического колледжа А. Черновой "Наука "Химия". Во II разделе раскрываются основные химические понятия, такие как электроотрицательность, степень окисления, аллотропия, электролиты, скорость химических реакций и др.

        Раздел III - о химических элементах и веществах - посвящён периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, неметаллам, металлам (в порядке возрастания номера групп элементов) и их соединениям, а так же  и органической химии.  Некоторые стихи сопровождаются соответствующими формулами и уравнениями для лучшего понимания и запоминания.

        Сборник  может быть использован обучающимися общеобразовательных и других  учреждений, а также учителями, как на уроках, так и во внеклассной работе для формирования и развития интереса к химии.

           Наука "Химия"

Наука есть химия - волшебный предмет,

На любой из вопросов даст вам ответ.

Расскажет, откуда взялось вещество,

Состоит из чего, и получится что.

Узнаете вы достиженья ученых

И значение в чём их.

А уравненья и опыты сделайте вместе,

Ведь это серьёзно и так интересно!

Наука "Химия" всегда быть должна,

Она загадочна, но очень важна!

Услышится вам звук "химических лир",

И откроется в химию удивительный мир!

                                                         

                                                         А. Чернова

                    Гидролиз

Соединениям некоторым характерно

Ну, например, солям,

Такое свойство: реагировать с водой,

Порой без внешних признаков,

Но непременно в ней разлагаться -

Здесь секрет простой.

Пословица в народе век бытует:

"Где тонко, там и рвётся",

Так и здесь: гидролиз там идёт,

Где компонент лишь слабый существует,

Ему с водой взаимодействовать -

Большая честь!

Компанию из букв "К" запомни:

Коль слабый катион -

Идет гидролиз по нему,

И катионы водорода образуясь,

Дают в растворе кислую среду.

А если слабый анион появится в растворе,

Водой он вмиг же будет атакован,

И в результате их труда

От гидроксид-ионов

Щелочная явится среда.                

                                          Т. А. Манышева                               

                              ***

Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт.

Сам отдаёт грабителю, злодею – окислителю!

                                                                 Е.С. Ножко

       

    Щелочные металлы

Вот металлы щелочные,                    Li, Na, K, Rb, Cs, Fr  

Почему их так зовут?                         2Ме + 2Н2О = 2МеОН + Н2

Потому, что и они, и их оксиды        Ме2О + Н2О = 2МеОН

Щёлочи в реакциях с водой дают.                                щёлочь

     

Нет на свете их активней

Средь металлов остальных.

В чем причина?                                                        

Электрон на внешнем слое

Лишь один у них.                             ns1

C легкостью его теряя,

Окисляются везде:                            

В воздухе и чистом кислороде,          Ме0 - е- =  Ме+1     окисление

И в азоте, в водороде,                    восстановитель

В галогенах и кислотах,

И в простой воде.

С возрастанием номера                 Ме        Z        Me           Ra

Растет активность их,                    Li                    св-ва

А степень окисления                      Na

Во всех соединениях                      K

Лишь плюс один у них.                  Rb  

                                                          Cs

Лёгкие, пластичные,                       Fr

Режутся легко.                                

Страшно энергичные,

Брать нельзя рукой!

Их немного усмиряют,

В керосин всех погружая,

А легчайший литий

В вазелине скрытен.

                                                       Т. А. Манышева

        Изомерия

Явление изомерии изучая,

Я вам, друзья, хочу сказать,

Для органических веществ

Оно так актуально,

Что надо нам его понять!

Насколько же природа многолика,

Что в формуле одной она дала

Нам множество веществ различных,

Своей структурой необычных,

А потому и свойствами отличных,

За это ей и похвала!

А вся причина - в углероде,

Что может цепи он давать

Неразветвленные и разветвленные,

Предельные и непредельные,

Открытые иль в циклы их

Способен замыкать.

Валентности своей при том не нарушая,

И оставаясь верным четырём,

Он создаёт нам мир

Живой, многообразный -

Согласно Бутлерову все мы в нём живём.

И нет предела в этом мире

И для природы, и профессоров.

Творят они в своих лабораториях

Бессчётное количество веществ,

Что органическими мы зовём.

                                        Т. А. Манышева

   Кузбасс - судьба моя

Кузбасс - шахтёрский край!

Край химиков и металлургов,

Могуч, суров, красив собой!

Тебя дано мне было выбрать,

Чтоб жизнь свою навек связать с тобой.

Окончив институт, по доброй воле

Приехала сюда из Подмосковья я.

Здесь начинала трудовой свой путь я в школе,

Здесь создалась семья моя.

Сменив чудесную природу

На непривычный взору моему пейзаж,

По уголку родному тосковала

И плакала, порой, не раз.

Порой, от стужи лютой замерзая

Иль утомившись от безудержной жары,

Умом и сердцем понимала,

Что значит слово гордое "сибиряки!"

Здоровье богатырское заключено в нём,

Сплав воли, мужества и доброты,

Металла стойкость,

Сердца жар, что, словно уголь раскалённый,

Гостеприимство русское и широта души.

"Некоренная я, но сибирячка!" -

Могу теперь сказать так про себя.

Земля Кузнецкая родной мне стала,

Ею горжусь, душой любя!

Горжусь масштабами её заводов,

Несметными запасами угля

И химией большой, к которой

Пусть немного, но всё-таки причастна я!

             Т. А. Манышева

Содержание

Предисловие.......................................................................................6

Раздел I. О науке химии....................................................................9

Наука "Химия"...................................................................................9

Гимн химии........................................................................................9

Гимн химиков..................................................................................10

Любовь химика................................................................................11

Раздел II. Основные понятия химии..............................................13

Электроотрицательность.................................................................13

Степень окисления...........................................................................14

Аллотропия.......................................................................................14

Электролиты.....................................................................................16

Правила протекания реакций ионного обмена.............................18

Электрон...........................................................................................18

Принцип Ле-Шателье......................................................................20

Скорость химических реакций.......................................................21

Гидролиз...........................................................................................22

Окраска индикаторов в различных средах....................................24

Раздел III. О химических элементах и веществах........................26

Читая Менделеева............................................................................26

Периодический закон......................................................................26

Периодическая система химических элементов...........................33

Химические элементы на защите Родины.....................................33

Известно: химия наука о веществах...............................................34

Храм природы..................................................................................36

Неметаллы........................................................................................36

Простые вещества - неметаллы......................................................36

Водород.............................................................................................37

Хоровые загадки..............................................................................38

Просто вода......................................................................................39

Дистиллированная вода..................................................................40

Свойства воды..................................................................................41

Свойства кислот...............................................................................47

Бор.....................................................................................................48

Парад элементов.  IV группа...........................................................48

Углерод.............................................................................................49

Горючий уголь.................................................................................51

Оксиды углерода..............................................................................51

Поэма о минералах (отрывок)........................................................53

Братья карбонаты.............................................................................53

Кремний............................................................................................54

Элементы IVА группы....................................................................54

Письмо о пользе Стекла..................................................................56

Стекло и цемент...............................................................................62

Парад элементов. V группа.............................................................62

Азот...................................................................................................63

Басня "Спор".....................................................................................65

Аммиак..............................................................................................66

Фосфор..............................................................................................67

Мышьяк.............................................................................................69

Парад элементов. VI группа...........................................................69

Кислород...........................................................................................69

Открытие кислорода........................................................................73

Если исчезнет кислород..................................................................74

Кислород и водород.........................................................................75

Оксиды..............................................................................................75

Сера...................................................................................................78

Парад элементов. VII группа..........................................................80

Семейство солеродов.......................................................................80

Галогены...........................................................................................81

Фтор...................................................................................................83

Хлор...................................................................................................84

Йод.....................................................................................................85

Парад элементов. VIII группа. Инертные газы.............................85

Металлы............................................................................................87

Семь металлов создал свет... ..........................................................87

Металл - это точность... ..................................................................87

Электрохимический ряд напряжений металлов...........................88

Щелочные металлы.........................................................................90

Парад элементов. I группа..............................................................91

Литий.................................................................................................92

Натрий...............................................................................................92

Медь..................................................................................................94

Золото................................................................................................97

Парад элементов. II группа.............................................................97

Бериллий...........................................................................................98

Магний..............................................................................................98

Парад элементов. III группа............................................................99

Алюминий......................................................................................100

Олово...............................................................................................100

Парад элементов. VIIIгруппа........................................................101

Железо.............................................................................................102

Красная кровяная соль..................................................................106

Основания.......................................................................................107

Получение и свойства амфотерных гидроксидов.......................108

Гидроксиды....................................................................................110

Органическая химия......................................................................111

Считалочка.....................................................................................111

Классы органических соединений...............................................112

Изомерия.........................................................................................113

Радикалы... Радикалы....................................................................115

Каучу - "слёзы дерева"..................................................................116

Макинтош.......................................................................................117

Этанол - алкоголь...........................................................................119

Кислоты..........................................................................................120

Муравьиная кислота......................................................................123

Портрет уксусной кислоты...........................................................125

Гимн сложным эфирам..................................................................126

О нитроглицерине..........................................................................126

Ода пластмассам............................................................................127

Двадцатый век стал веком полимеров... .....................................128

Кузбасс - судьба моя......................................................................128

Я долг гражданский свой..............................................................130

Список литературы........................................................................131                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки и стихи по химии

Материал поможет украсить и разнообразить урок....

Химические загадки, стихи и шарады на уроках химии.

Примеры использования химических загадок, стихов и шарад на различных уроках....

стихи для самых маленьких. цикл стихов: книжка малышка

стихи для самых маленьких -очаровательных малышей унесут вас в далекое детство, где вы вместе со своими малышами окажетесь во время прочтения стихов. Удачного путешествия![[{"type":"media","view_mode"...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)

Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, ...

Использование рифмовок, скороговорок и стихов при обучении чтению. Сборник рифмовок, скороговорок и стихов.

На первом году обучения английскому языку работе над чтением, выработке у детей навыков правильного произношения следует уделять серьезное внимание. Быстро и легко усвоить основные правила чтени...