Урок по химии "Алюминий"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Пояснительная записка
Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения можно проводить и с учащимися 11 класса, по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приёмов ТРКМ (технологии развития критического мышления).
В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и способствует повышению мотивации в изучению предмета. Важными в данном занятии являются самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок имеет много дидактического материала, содержащего иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.
Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изучения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).
Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.
Цели и задачи:
Образовательная– выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;
Развивающая– развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
Воспитательная– воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока– применение знаний по теме.
Оборудование:алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевая кружка и ложка.
На каждом столе у учащихся– набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, спиртовка, держатель, пробирки, спички.
Схема урока:
1. Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная загадка», составление рассказа, решение анаграмм, игра «Верите ли вы?»;
2. Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, заданий на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;
3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание – рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_alyuminiy.docx | 106.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по химии в 9 классе
«Алюминий и его соединения»
Пояснительная записка
Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения можно проводить и с учащимися 11 класса, по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приёмов ТРКМ (технологии развития критического мышления).
В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и способствует повышению мотивации в изучению предмета. Важными в данном занятии являются самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок имеет много дидактического материала, содержащего иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.
Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изучения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).
Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.
Цели и задачи:
Образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;
Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока – применение знаний по теме.
Оборудование: алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевая кружка и ложка.
На каждом столе у учащихся – набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, спиртовка, держатель, пробирки, спички.
Схема урока:
- Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная загадка», составление рассказа, решение анаграмм, игра «Верите ли вы?»;
- Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, заданий на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;
- Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание – рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.
Ход урока
1 стадия.
1 задание – «Что объединяет изображения?»
Правильный ответ – алюминий.
2 задание – решите анаграммы и исключите лишнее.
ЛЕРУОГД - углерод
НМИЙЕКР - кремний
ИКСОЛОДР - кислород
ДДРОООВ - водород
ЛЙМИНИАЮ - алюминий
Правильный ответ – алюминий (остальные элементы – неметаллы). Откуда появилось его название? (Алюмен – в переводе с лат. – квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей).
3 задание – Игра «Верите ли Вы, что..»
- Алюминий – один из 7 металлов древности?
Рука философа содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренную соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огне). По легенде некий изобретатель преподнес своему повелителю чашу из металла – лёгкого, не похожего на серебро. История закончилась плачевно: изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но скорее всего, эта история не более, чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.
- Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?
Объединяют не только одинаковые территории, но еще и бурые бокситы. Однако, Франция так и не стала главной бокситовой державой, зато Коми превратилась в сокровищницу для алюминиевой промышленности России.
- Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?
Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи.
- Алюминиевая посуда – признак низкого достатка?
Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так ка этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм где и накапливается. А в XIX веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной.
- После окончания школы за отличную учебу и поведение вас могут премировать алюминиевой кружкой?
Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных металлов. К примеру, Д.И. Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли еще более дорогой подарок, чем все предыдущие, - чашу из алюминия.
2 стадия.
Учитель: какова же тема нашего урока? (Учащиеся назовут «Алюминий и его соединения»). А я хочу назвать урок «Номер 13! Счастливый или нет?».
Почему же я дала такое название? (Учащиеся говорят, что порядковый номер алюминия в ПСХЭ – 13, с таким числом связаны суеверия.)
Учитель: Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. Перечислите их. (Плотность, электропроводность, пластичность, распространенность в земной коре).
Какими же химическими свойствами он обладает?
Простые вещества (неМе) |
Al→
+ сложные вещества |
Вопрос к учащимся: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов? (Взаимодействие со щелочью).
В подтверждении химических свойств алюминия выполните лабораторный опыт: взаимодействие алюминия с кислотой и щелочью, обнаружение выделяющегося водорода.
Задание 1. Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.
- Al+O2 А AlCl3+H2
- Al+H2O Б AlCl3
- Al+Cl2 В AlCl3+H2О
- Al+HCl Г AlCl3+Hg
- Al+NaOH Д AlCl3+HgCl3
- Al+HgCl2 E NaAlO2+H2
- Al+Fe2O4 Ж Al(OH)3+H2
З Al(OH)3+Na
И Al2O3+Fe
К Al2O3
Для самопроверки:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к | ж | б | а | е | д | и |
Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства (реагирует с кислотами и щелочами).
«Амфос» - в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями. Вспомните их. (Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и на воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).
Химические элементы образуют генетические ряды.
Задание 2. Восстановите деформированный текст, представляющий собой генетические ряды металлов, неметаллов амфотерного элемента:
- Ме…→Ме(ОН)n→МеКо
- неМе→неМе2Оn→…→МеКо
- АЭ→АЭ2О3→АЭ(ОН)n→…
Генетический ряд алюминия выглядит следующим образом:
+HCl
Al→Al2O3→Al(OH)3
+ NaOH
После обсуждения возможных превращений алюминия делаем вывод, что перевести его в состав катиона можно, подействовав раствором кислоты, в состав аниона – раствором щелочи.
Проблемный опыт: математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А вот в химии это не всегда справедливо. Убедимся в этом, меняя порядок приливания растворов. В первом случае к раствору сульфата алюминия прилейте по каплям раствор щелочи, а во втором – наоборот. Видим в первом случае выпадение осадка, а во втором осадка нет. Чем это можно объяснить?
Учитель: А в каком виде встречается алюминий в природе – в свободном виде или в виде соединения?
(Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находится в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо).
Учитель: Предлагаю посетить минералогический музей, в котором представлены природные соединения алюминия – корунд, рубин, сапфир. Их производные – лунный камень, лазурит, сапфир, аквамарин, бирюза.
Задание 3. На концентрацию внимания. Напишите название любого из этих минералов, произнося в слух буквы в обратном порядке.
Учитель: Предлагаю вам оценить потребительские качества алюминия. Современная телевизионная реклама утверждает, что самая цивилизованная упаковка алюминиевая. Почему? Оцените достоинства и недостатки, а так же предложите способы ее стандартного и нестандартного применения (Задание развивает нестандартное мышление).
Учитель: А чем хорош алюминий в строительстве? В результате «мозгового штурма» приходим к выводу, что применение алюминия в строительстве обусловлено основными физико-механическими и технологическими свойствами этого металла.
- Высокая технологичность;
- Высокая коррозионная стойкость;
- Долговечность;
- Архитектурная выразительность;
- Малая плотность при удовлетворительной прочности;
- Надёжность работы при низких температурах;
- Отсутствие искрообразования;
- Рециклинг (наиболее эффективный вид сырья для вторичной переработки).
3 стадия.
Графический диктант (+-)
Вопрос | Ответ | |
1 | Встречается в свободном виде | |
2 | Легкий металл | |
3 | Реагирует и с кислотами и со щелочами | |
4 | Подвергается коррозии | |
5 | Восстанавливает металлы из оксидов |
Самопроверка
Вопрос | Ответ | |
1 | Встречается в свободном виде | + |
2 | Легкий металл | + |
3 | Реагирует и с кислотами и со щелочами | + |
4 | Подвергается коррозии | - |
5 | Восстанавливает металлы из оксидов | + |
Письменное задание: Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопрос для интервью у алюминия. (Вопросы задаются одноклассникам).
Домашнее задание: обязательная часть – составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия;
Индивидуальная часть – на основе самоконтроля и самопроверки составьте перечень вопросов для работы дома.
Анализ проведённого занятия.
Урок проводился в 9 классе. В классе 16 человек. Данная группа учащихся занимается по традиционной программе. Непроизвольное внимание у учащихся становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное восприятие. Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания по предмету. Проведение занятия построено на применении технологии развития критического мышления.
В ходе занятия достигались поставленные цели. Главной на уроке была обучающая цель. Следовательно, содержание учебного материала отобрано в связи с этой целью. На уроке материал был усвоен на довольно высоком уровне, весь материал урока основан на использовании жизненного опыта учащихся, актуализации уже имеющихся знаний. Это способствовало развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, повышению мотивации к изучению химии. Данный урок включает разно уровневые и разнохарактерные задания, что позволяет реализовать так же и личностно-ориентированный подход.
Все компоненты триединой дидактической цели на каждом этапе работали в равной степени и были выполнены полностью.
Наиболее оптимальной формой организации урока я считаю фронтальную работу с учащимися.
В ходе урока было применено несколько форм организации учебного материала и методов обучения. Весь материал данного урока подобран с учетом психологических особенностей детей данного возраста.
Я думаю, что урок прошел интересно. Ребята работали активно, был задействован каждый ребенок. Темп урока был оптимален для учащихся 9 класса. Один вид деятельности переходил в другой. На протяжении всего урока контролировала работу учащихся.
Домашнее задание непосредственно связано с содержанием урока, состоял из обязательной и индивидуальной частей. Весь урок ребята заинтересованно работали, царила атмосфера доброжелательности. На мой взгляд, урок достиг триединой дидактической цели, дети чувствовали себя комфортно, им было интересно, и каждый мог проявить себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...