Урок-исследование по истории 6 класс "Батыево нашествие"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Урок исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_istorii_v_6_klasse_batyevo_nashestvie_na_rus.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории России 6 класс
на тему: "Батыево нашествие на Русь"
Цели урока:
сформировать у обучающихся понимание причин и последствий завоевания Руси монголами в середине XIII века.
Задачи урока:
Личностные:
-расширение представления истории Руси.
- показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;
-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;
-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.
Метапредметные: Закрепить умение работать с картой, схемами, таблицами.
Предметные: ход монгольского нашествия на Русь.
Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.
Тип урока: урок изучения новых знаний, умений, навыков.
Ресурсы урока:
• карта: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века; Монгольское нашествие на Русь в XIII веке.
• учебник "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,
§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016 г.;
• "История России 6 класс. Рабочая тетрадь", стр.68-72. М. "Просвещение" 2016 г.
• "История России. Атлас", стр. 9 - 13. М. "Просвещение" 2016г.
• "История России. Сборник рассказов" стр. 28 - 29. "Просвещение" 2016 г.
Понятийный аппарат: Нашествие, ордынское иго, стан, фураж.
Основные даты: 1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.
1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.
Персоналии: Олег, Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат.
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.
Добрый день! Сегодня нам предстоит изучить очередную интересную тему по истории России.
II. Мотивационно - целевой этап.
1.Мотивационный этап
Вопросы обучающимся:
- Назовите период истории Древнерусского государства, который мы изучаем.
- Каким было государство в этот период?
- В чем опасность раздробленности для жителей отдельных русских земель и Руси в целом? Приведите примеры.
Работа с интерактивной картой: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века (слайд 1)
2. Этап актуализации знаний.
Просмотр фрагмента (до середины серии) фильма по историческому произведению Н.М.Карамзина "История государства Российского" (71 серия). (слайд 2)
- С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте.
Карта «Монгольские завоевания в 13 веке» в атласе стр. 20 и в презентации
(слайд 3)
Вопросы по просмотренному фрагменту фильма:
- Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан?
- Что стало причиной монгольских завоеваний?
- В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?
- Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей.
3. Целевой этап.
- Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?
- Через какое государство лежит путь в Европу?
- Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?
- Кто возглавил поход на Русь?
Назовите тему урока: "Батыево нашествие на Русь"
Определите цель нашего урока:
- познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;
- выяснить причин поражения русских городов.(3 слайд)
И в течение урока постараемся ответить на вопрос:
Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (4 слайд)
III. Этап добывания новых знаний.
Сегодня мы с вами проведем мини - исследования, работая в группах.
Рассказ учителя: После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.
"... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.
В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...
Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.
В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."
- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая земля.
О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:
(Работа ведется в группах, группы определяет учитель до начала урока. 1- группа, слабые ученики; 2 - группа средние ученики; 3 - группа сильные ученики; индивидуальные задания сильным ученикам)
Запись в тетрадь
1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.
1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.
Задание для 1 группы:
Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимира:
Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
Задание для 2 группы:
Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".
Найти ошибки в тексте:
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта
(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.
Задание для 3 группы:
Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»
Даты | События |
Весной 1239г. | Второй поход Батыя на Русь |
5 сентября 1240г. | Осада Киева |
Весной 1241г | Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию |
В конце 1242г. | Вернулись на нижнюю Волгу |
Задание сильным ученикам:
1 ученик - прочитать пункт 3 "Поход на Новгород" стр.15 рассказать об осаде города Козельска, ответить на вопрос: "Почему Батый назвал город Козельск - злым городом?", найти город на карте в атласе.
2 ученик - работа с историческим документом "Повесть о разорении Рязани Батыем" - Евпатий Коловрат, прочитать документ, ответить на вопрос: "Почему, по вашему мнению, монголо - татары не казнили уцелевших пленных воинов из отряда Евпатия Коловрата Батый не казнил?" (ответ найти в сборнике рассказов стр. 28)
IV. Контрольно-оценочный этап.
В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся находят на интерактивной карте захваченные города и прикрепляют значок - пламя, остальные находят этот город у себя в атласе. (5 - 8 слайды)
Новые слова (записать в тетрадь)
Стан - лагерь.
Фураж - корм для лошадей, скота.
Особое внимание уделить проверке индивидуального задания:
1. Жители города Козельска защищали свой город до конца, т.к. они горячо любили свой город, свою малую Родину. Они проявили героизм, патриотизм, мужество, непоколебимую силу воли, сражаясь плечом к плечу с защитниками города. (9 слайд)
2. Подвиг Евпатия Коловрата, на примере которого воспитывались многие поколения русских людей, стал образцом воинской доблести, мужества, героизма и беззаветного служения своему Отечеству и народу. Ему поставлен памятник в городе Рязани. (10 слайд)
Вывод:
Геройски защищались русские города.
- 6 дней продержалась под натиском татар Рязань,
10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!
3 месяца мужественно сражались киевляне.
А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь? (ответы учеников)
Подведем итоги нашего исследования.
Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (ответы обучающихся)
- Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ) и слабые стороны русских (показ)
Сильные стороны татар:
1. Численное превосходство;
2. Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;
3. Военно-тактическое превосходство.
Слабые стороны Руси
1. Феодальная раздробленность;
2. Отсутствие единой армии;
3. Техническая отсталость русских дружин.
После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.
V. Рефлексия.
А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:
Меня поразило…..
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Я восхищался…..
VI. Домашнее задание.
По желанию: работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.
Сформулировать 1-2 проблемы+гипотезу
Всем: п.16, ответить на вопросы; изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"
Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...
Бородино. Урок - исследование по истории России в 8 классе
Цели: - образовательные: организовать самостоятельное построение учащимися знаний о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года; определение историческое значение Бородинской битвы...
Урок-исследование в 6 классе по истории России по теме "Иван Грозный и его эпоха"
Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствова...
Урок-исследование по региональной истории "Архангельск в истории ВМФ России"
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находя...
Урок-исследование по истории 9 класс "Коренной перелом в ВОв"
Урок исследование...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...
Урок -исследование 5 класс "История создания швейной машины"
Будет полезен учителям технологии....