Урок-исследование по истории 9 класс "Коренной перелом в ВОв"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Пигарева Елена Владиславна

Урок исследование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории для учащихся 9 класса

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Тема урока:        Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: формирование гражданской позиции учащихся, осознание  значения коренного перелома в истории Великой Отечественной и Второй мировой войны

Задачи: 

- раскрыть сущность произошедшего на советско-германском фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

-продолжить формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с целью поиска необходимой информации в различных источниках (учебник, статистические данные, дополнительная литература, исторические карты); выполнять проблемные задания версионного характера и задания с ситуацией предположения; делать собственные аргументированные;

- способствовать формированию чувства патриотизма, воспитанию интереса к военной истории, гордости за превосходство советской военной мысли.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-исследование.

Используемые технологии: проблемно – диалогическое обучение, технология исследования

Краткая аннотация урока: Изучение материала данного урока строится по технологии проблемно – диалогического обучения. Изучение материала второго этапа Великой Отечественной войны включает основные события, в частности Сталинградскую битву и Курскую битву. Учащиеся в ходе групповой работы изучают исторический материал и решают  поставленную проблему в начале урока. Урок включает семь этапов. На каждом этапе используется мультимедийная презентация. На заключительном этапе  применяются задания развивающего типа.

Основные понятия:

- коренной перелом в ходе войны

- стратегическая инициатива

- котёл

- плацдарм

- форсирование

Оборудование урока:

- карта «Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945 гг.)»

-  атласы по истории России (XXв.)

-  набор текстов исторических документов по теме

-  мультимедийный проектор и ПК, презентация

- рабочие листы.

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организаци-онный этап.

Подготовка к работе на уроке.

Приветствие  учащихся. Формирование групп учащихся для работы на уроке

Учащиеся рассаживаются по группам за парты

2. Этап актуализации

1. Обеспечение мотивации

2. Постановка темы, целей и проблемы урока

 

Учитель обеспечивает мотивацию урока, осуществляет проверку  изученного материала.

  1. Устный ответ: охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных рубежах СССР накануне Сталинградской битвы.
  2. Работа по карточкам

Карточка1. Расставьте в хронологическом порядке  события.

  1. Штурм линии Маннергейма
  2. Сражение за Смоленск
  3. Создание ГКО
  4. Создание ставки Главнокомандования
  5. Начало блокады Ленинграда.

Ответ: 1 4 3 2 5

Карточка №2. Продолжите предложения.

  1. План нападения на СССР имел кодовое название… («Барбаросса»).
  2. 22 июня немецко-фашистские войска наносили удары по трем направлениям: на________, на____________, на___________( Москву, Ленинград, Киев).
  3. Операция по захвату Москвы имела кодовое название….(«Тайфун»).
  4. Наступление немецко-фашистских войск на Москву началось…(30 сентября 1941 г.).
  5. Контрнаступление советских войск под Москвой началось…(5 декабря 1941 г.).         
  1. Задание классу:

Составить план ответа на вопрос:

Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

К сожалению, до сих пор в историографии Великой Отечественной войны есть не мало «белых», «черных» и даже «кровавых пятен». Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, которые были открыты для всеобщего обозрения сравнительно недавно, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах победы советских людей на втором этапе войны.

Осуществляется целеполагание

Формулируется  проблема урока.

- Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войны?

Отвечают на вопросы

индивидуально, фронтально

Записывают тему урока

Принимают участие в целепологании.

Выдвигают гипотезы

3.  Этап изучения новых знаний и способов     действий.

 Работа в группах по заданиями в рабочих листах

Работа в группах

Предлагает  работу с учебником, с картой, дополнительными источниками информации о Сталинградской и Курской битвах

Группа 1 Проанализируйте данные, помещенные в таблицах. Какие выводы можно сделать о ситуации на советско-германском фронте? (Таблицы «Соотношение сил сторон на советско-германском фронте», «Общее соотношение сил на Сталинградском направлении к моменту начала контрнаступления советских войск»).

Группа 2. Прочитайте в учебнике о начале контрнаступления Красной Армии, проанализировать карту, ответить на вопрос об осуществлении операций «Уран» и «Кольцо».

Группа 3. Познакомьтесь с документами и сделайте выводы о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы и психологической готовности борьбы советских воинов с врагом.

  Учитель: Как вы думаете, какие задачи поставят перед собой немецкое и советское командование на лето 1943г.?

В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону, были разбиты 3 армии противника и образовалась Курская дуга. (работа с картой).

   1 группа: Работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю компанию 1943 г.

Германия

            Советский Союз

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

 Активная оборона

 (изматывание сил противника)

 Массовая мобилизация (20 млн. чел.)

 Переход в наступление

50 дивизий

 Активизация деятельности

 партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

 

2 группа: Выяснить соотношение сил противника к лету 1943 г. (анализ таблицы, см. раздаточный материал)

Силы и средства

 СССР

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

1136

900

Количество танков и САУ

3444

         2733

Количество орудий и минометов

19100

10 000

Количество самолетов

        2172

2050

3 группа: работая с учебником, дайте характеристику крупнейшего танкового сражения 

 

Итоги: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый

под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно

перешла к Советской армии

Учитель слушает, корректирует выступления, следит за регламентом, оценивает работу групп. Напоминает о необходимости  по ходу прослушивания выполнять задание в рабочих листах №1

Выступление групп

Демонстрируют рабочие листы, отвечают у доски. В ходе прослушивания ответов заполняют таблицу «Коренной перелом в ходе

войны» 

Выдвигают гипотезы

Заполняют таблицу

Анализируют  статистические данные

Работают с текстом учебника и дополнительным материалом

Делают вывод

3. Этап закрепления изученного.

1. Выводы, решение проблемы

2. Контроль и самоконтроль.

Учитель обращает внимание на таблицу «Коренной перелом в ходе войны»

- Какие битвы входят в понятие «коренной перелом»?

- Каково значение контрнаступления советских войск под Сталинградом, на Курской дуге?

Учитель обращает внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет за участие в обсуждении.

-Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

-Как вы оцениваете работу в группах?        

Используется прием «древо предсказаний» предположите, как развивались бы события, если бы контрнаступление у Сталинграда оказалось неудачным? (гипотезы учащихся).

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная

оценка

усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

А сейчас давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания.

Выполните  задания  в ваших рабочих листах № 2(см.Приложение №2)

Отвечают на вопросы учителя

Выступают с решением

проблемы.

Самостоятельно выполняют задание.

Оценивают собственную работу на уроке

5. Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание:

Сообщает домашнее задание:

- §32 + анализ документов к параграфу.

- Продолжить работу над исследованием «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Записывают домашнее задание в дневник.

6. Этап подведения итогов.

Подводит итог, сообщает результат.

Принимают участие в подведении итога урока.

7. Рефлексия

Рефлексия

Учащиеся заполняют таблицу:

 Узнал новое:

                                      

 Думал иначе:

 

 Не понял:

 

 Особенно запомнилось:

 

Список источников и литературы.

 I. Источники.

1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 3 томах. М.:АПН,1988.т.3.

2.Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М.:Воениздат.1985.

II. Литература.

1. Великая Отечественная война 1941-1945.Военно-исторические очерки в 4-х кн.М.1998.Кн.1,2.

2.Великая Отечественная война.1941-1945.Энциклопедия для школьников.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.

3.Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю.Теория и методика преподавания истории.- М.:ГИЦ «Владос»,2003.

4.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Учебник Истории России 9 класс

5.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Рабочая тетрадь

6. История.5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. Гукова В.В. и др.-Волгоград:Учитель,2009.

7.Кадневский К. М. Тесты

8.Короткова М.В., Студеникин М.Т.Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М.;ГИЦ «Владос» ,1999.

9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.

Используемые ЦОР: 

Интернет-ресурсы:

1. Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев.

http://www.1941-1945.ru

2. Наша Победа. День за днём.

http://www.9may.ru

3. Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны».

http://www.pobediteli.ru

4. Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне.

http://www.iremember.ru

5. Сталинградская битва.

http://battle.volgadmin.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"

Урок истории России в 9 классе по учебнику Загладина Н.В....

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Бородино. Урок - исследование по истории России в 8 классе

Цели: - образовательные: организовать самостоятельное построение учащимися знаний о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года; определение историческое значение Бородинской битвы...

Урок-исследование в 6 классе по истории России по теме "Иван Грозный и его эпоха"

Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствова...

Урок-исследование по региональной истории "Архангельск в истории ВМФ России"

Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находя...

История. Коренной перелом

Поражения и победы 1942г. Предпосылки коренного перелома. Коренной перелом в ходе войны  (осень 1942-1943 гг.)...