Урок - исследование слова в 7 классе. Моё сердце – это моя жизнь»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кибирева Наталья Аркадьевна

 Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов.     Вы скажете, что мы и так каждый урок говорим и о словах, их использовании, роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове, и оно вам хорошо знакомо.   Сегодня мы все на время станем исследователями, постараемся как можно больше узнать о слове «Сердце». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Урок - исследование слова в 7 классе.

                          Моё сердце – это моя жизнь»

 Цели:

1) развивать связную речь учащихся,  умение анализировать текст, отдельные языковые явления;

2) вырабатывать  умение самостоятельно находить новое, исследуя дополнительные источники информации;

3) вызывать  эмоциональное отношение к слову через восприятие литературных, музыкальных и живописных произведений;

4) воспитывать внимательное отношение к слову.

                                 ХОД УРОК

                         Сегодня поговорим о слове. Вы скажете, что мы и так каждый урок говорим и о словах, их использовании, роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове, и оно вам хорошо знакомо. Отгадайте загадку и узнаете, о каком слове пойдёт речь.

                        День и ночь стучит оно,

                        Словно бы заведено.

                        Будет плохо,если вдруг

                        Прекратится этот стук.

 (Звучит отрывок из песни  «Сердце, тебе не хочется покоя…»)

 Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов.  К нему многие ребята готовились заранее, подбирали материал, проводили исследовательскую работу. И сегодня мы все на время станем исследователями, постараемся как можно больше узнать о слове «Сердце».

                 «Спасибо, СЕРДЦЕ, что ты умеешь так                                 любить»

 Произнесите эпиграф про себя   и прислушаетесь к своим ощущениям.

2.   Эмоциональное отношение к слову.

- Прислушайтесь к слову. Какие ассоциации вызывает у вас оно?  Какие части речи вы будете использовать?

          Ассоциативное поле слова «сердце».

Чувства: любовь, страдание, страсть, ненависть, радость, восторг, восхищение, волнение, доверие, горе, грусть, доверие, недовольство, недоверие, опасение,         тревога, ярость, уныние, удовольствие, удовлетворение, страх, стыд, смущение, скука, отчаяние,   печаль, наслаждение, одиночество, злость, ласка.

Признак: доброе, любящее, отзывчивое, открытое, горячее, холодное, больное, здоровое,человеческое, благородное, каменное, отважное, мужественное, старое, молодое, нежное,сильное, одинокое, бесчувственное,решительное, грубое.

Действие: болит, горит, страдает, радуется, ноет, тревожится, симпатизирует,  чует, наслаждается, злится, доверяет, отчаивается, унывает, печалится, тоскует, восхищается, волнуется, страдает, скучает, возбуждается.

- Какие воспоминания пробуждает это слово?

- Почему ассоциации возникают разные?

  Запишите их в тетрадь свои наблюдения.

Сердце … Без него мы не можем жить

Оно  необъятное ,оно греет душу, заставляет чувствовать, любить, ненавидеть, прощать.

  Мы писали изложение на тему «Материнское сердце», говорили о безграничной,бескорыстной любви матери к своим детям.  пПослушаем стихотворение о сердце матери. Каким чувством пронизано оно? Какое оно, сердце матери?

  Сегодня мы с вами будем внимательно всматриваться, вслушиваться в слово «Сердце». Составим своеобразную энциклопедию , в которую соберём всё, что  нашли  об этом слове.

  1. ЧТО ТАКОЕ СЕРДЦЕ?  
  2. Заглянем в словари. Каждая группа - в свой словарь.

Толкование слова в различных словарях  

 1гр. Толковый словарь  1. Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка (у человека в левой стороне грудной полости).  

2. перен. Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений.  

3. перен. Важнейшее место чего-н., средоточие. Москва с. нашей Родины.

2 гр. Словарь эпитетов

 Ангельское, бескорыстное .беспокойное, бесстрашное,   благородное, большое,   великодушное,   верное,  впечатлительное,   горячее, гуманное,   доброе, доверчивое,  живое,   золотое,   ласковое,   любящее мудрое, мужественное, мягкое,   надежное, невинное, нежное,   неподкупное  огненное, огромное,   отважное, отзывчивое, открытое  пламенное.

     3 гр. Этимологический  словарь. 

Это общеславянское слово.   Слово сердце восходит к той же основе, что и середина: изначально — «то, что находится в центре». Слово «сердце» —  уменьшительное к древнему праславянскому «сьрдь». Образованное от него «сьрдько» затем преобразовалось в «сердце», и эта форма стала основной, утратив значение уменьшительности. Корень тут не «сердц-», а «серд-»: приглядитесь к словам: «серд-о-больный», «пред-серд-ие». Будет неплохо, если вы   прочтете о слове «солнце»: между ними много сходства.(Мы говорили о слове СОЛНЦЕ в 5 классе).

 4. А теперь пофантазируйте. Запишите в тетрадь   ответы на вопросы:

1. Какого цвета слово СЕРДЦЕ?

2. Из какого материала его можно сделать?

3. На что похоже звучание слова?

5. Какой у слова характер?

5. А что вы знаете о грамматических признаках слова сердце?

        - В чём особенность его написания?

        - Составьте словосочетания со  словом « сердце»,используя подобранные прилагательные.

 - Как вы понимаете значение словосочетаний: «большое сердце», «ледяное сердце»? В каком значении употреблено слово сердце?

  6. А есть ли родственники у нашего слова? Выясним это, ответив на вопросы:  

  Слово, произносится ласково, отвечает на вопрос  «что?».

 СЕРДЕЧКО

Середина чего-либо

СЕРДЦЕВИНА

 Обозначает качество характера, характеризует человека с отрицательной стороны, отвечает на вопрос « какой»?

  БЕССЕРДЕЧНЫЙ

 Обозначает качество характера, характеризует человека с положительной стороны, отвечает на вопрос « какой»?

ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ

 Врач прослушивает у пациента что?

СЕРДЦЕБИЕНИЕ

- Вот сколько родственников у слова, большая семья! Можно ещё продолжать. И само слово и его родственники чаще всего несут свет, тепло, радость.

 7. Использование слова «сердце» во фразеологических оборотах 

  - Назовите фразеологизмы со словом СЕРДЦЕ.

- Сообщение учащихся о значении некоторых фразеологизмов со словом «солнце»    

 8. Конструирование предложений.

- Попытайтесь написать  текст из 3-4 предложений, осложнённых причастными и деепричастными оборотами, употребив слово  «сердце.

 - Чтение предложений.

9.  Работа в группах.

Ребята каждой группы нашли  примеры, где  употребляется  слово  «сердце».  (слушаем  ответы детей: пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни )

   10. Как вы поняли смысл притчи? (слайд 14)

 11.  Интересное  о  слове «сердце»

А) Хорошую подсказку в познании тайны русского языка дает нам древняя наука нумерология и простая арифметика.
Слово и число. В чем же они объединяют и дополняют друг друга. Для дальнейших рассуждений и подсчетов воспользуемся следующим алгоритмом:

        1    2    3    4    5    6    7    8   9
        а    б     в    г     д    е    ё    ж    з
        и    й     к    л     м    н    о    п    р
        с    т      у    ф    х    ц    ч    ш   щ
            ъ    ы     ь    э     ю   я

Каждой букве алфавита соответствует своя цифра. Возьмем любое слово, сложим  все цифры, соответствующие буквам в этом слове и получаем число. Слов, которые имеют одно и то же число достаточно много. И вот здесь начинается самое загадочное, таинственное и интересное.

Одним и тем  же числом 33 обозначены слова:
 ЛЮБОВЬ, РАНИМОСТЬ,НЕЖНОСТЬ, ЗАБОТА

-  Какой вывод мы можем сделать из приведённых фактов?

  (Это не случайно, так как с сердцем, наделённым такими качествами,  увеличивается   количество добрых дел и людей, совершающих их.  С таким сердцем  теплее и уютнее житьлюдям на земле)

 12.Послушайте стихотворение   и скажите, какое настроение создаёт солнце? Какой художественный приём использовал поэт, говоря:  Мозг любить как сердце не умеет

Не умеет сердце не любить.. 
Даже если боль и вопреки. 
Даже если сердце заменить, 
Для любви найдутся пустяки. 
Слепо будет сердце доверять, 
С целой кучей глупостей краснея, 
Но любить, любить.. нам не понять, 
Мозг любить как сердце не умеет. 
Мозг найдет причину - не любить! 
Доводы, ошибки, раны, слезы... 
Сердце, без любви не может жить, 
И ему плевать на все занозы.

- Понравилось ли стихотворение?

- Чем понравилось?

- Какова его главная мысль? 

        Доброе сердце  радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Пусть живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся  добрее, ласковее, внимательнее.  Умом человек может всё рассудить, а сердцем понять и простить.  А главное – седцем мы любим! Любим  родителей, близких людей, друзей, Родину!

 13. Составим синквей, в котором подведём итог тому, о чём мы говорили на уроке.  Прием «Синквейн»

Правила написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Сердце.

Доброе,ласковое

 Любит, заботится, тревожится

Пусть Миру послужит оно!

Понимание.

   

Сердце

 Открытое, ранимое.

Бьётся, радуется, поёт.

Без него человек не живёт.

Жизнь

Итог урока: сегодня на уроке мы убедились, насколько интересным может оказаться мир слова, если присмотреться к нему внимательнее. Слово – величайшая ценность языка, оно красиво и своеобразно. Слово прекрасно само по себе!  Но важно, чтобы оно шло от доброго сердца. Тогда оно будет доступно и понятно, будет радовать и вести на благородные дела. Погружаясь в мир слова, исследуя его, мы делаем поразительные открытия. Откроем своё сердце для познания нового,почувствуем наслаждение от исследования пока ещё неизвестно, непознанного.

Не замыкайте сердце на замок… 
Вдруг счастье к вам придет - а там закрыто. 
Обидевшись, опустив голову, уйдет, 
Решит - что оно уже забыто… 
Держите сердце нараспашку, 
А разум лишнее отсеет … 
Счастье ведь приходит лишь туда, 
Где для него открыты двери!
                Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «За всё, что происходит на планете, горячим сердцем отвечаю я»       Вы можете использовать все записи,  что есть у вас в дневнике наблюдений.

  Каждому сердце дано,
Что же вмещает оно?
Дальних миров красоту,
Мудрость и чистоту.
Каждому сердце дано,
Что же умеет оно?
Радоваться, любить,
Жить, созидать и творить.
Каждому сердце дано,
Пусть Миру послужит оно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"

Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так:    - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова;  - ...

«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)

Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока :  пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...

Урок - исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…»

Мы   так каждый урок говорим   о словах, об их использовании, и о  роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове - солнце.    Погружаясь в мир ...

Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе "Пусть всегда будет солнце"

Презентация позволяет усилить  эмоциональное отношение к материалу, используемому на урокае. Красочные фотографии, рисунки способствуют развитию навыков устной и письменной речи, позволяют увидет...

Конспект к уроку исследования слова

Конспект к уроку исследования слова по русскому языку. Автор - учитель русского языка и литературы - Осипова Марина Станиславовна....

Презентация к уроку исследования слова

Презентация к уроку исследования слова. Автор - учитель русского языка и литературы - Осипова Марина Станиславовна....

Презентация к уроку-исследование слова. Моё сердце – это моя жизнь»

Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов.    Сегодня мы...