«УРОК ГОРЯЩЕЙ СВЕЧИ».
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Марина Владимировна Федотова

Пояснительная записка к конкурсному уроку

«УРОК ГОРЯЩЕЙ СВЕЧИ».

урок представлен по направлению: ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЕ (учителя химии, математики, физики, биологии, географии, информатики, экономики, ОБЖ).

Тема урока:«УРОК ГОРЯЩЕЙ СВЕЧИ».

Программа, используемая в работе– Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва. «Дрофа». 2007 г.

Авторы программы– О.С. Габриелян. 

Учебник – Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство  «Дрофа». Москва. 2007 г.

Автор– О.С. Габриелян

его раздел:- Простейшие операции с веществом (химический практикум)

количество часов в неделю: 2 часа.

Год– 2011.

 Место урока в изучаемой теме – данный урок относится к одному из обязательных уроков - практических работ курса химии 8 класса. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.  Практические работы сформированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и средством контроля за качеством их сформированности. В  программе курса химии 8 класса представлено два практикума. Первый практикум содержит 5 практических работ, второй две практические работы. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является "химический элемент") и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренную авторской программой учебного курса О.С. Габриеляна. Так, в рабочей программе тема "Практикум № 1. Простейшие операции с веществами" является последующей по отношению к теме "Соединения химических элементов" (в авторской программе она рассматривается на последующем этапе по отношению к теме "Изменения, происходящие с веществами"). В ходе урока продолжается формирование ценностных ориентиров химического образования. Ведущую роль играют познавательные ценности, главная цель которых, изучение природы. Это позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности, потребность в соблюдении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни, сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Данный урок дает возможность формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь, это способствует правильному использованию химической терминологии, развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, умение открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Этапы урока:

1.      Организационный этап (обучающимся сообщается тема урока, его цели.  Сообщается о том, что сегодня мы должны выполнить  практическую  работу по теме «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой», но пройдет она немного не обычно - как  «Урок горящей свечи».   В качестве домашней работы обучающимся было предложено самостоятельно найти и приготовить небольшие отрывки из литературных произведений о свече, выполнить презентацию по теме «Литературный образ свечи».

2.      Изучение нового материала. Первым этапом обучающиеся выступают с небольшими отрывками литературных произведений, посвященных «образу свечи», которые они самостоятельно нашли в художественной литературе. При выступлении на экран проецируются слайды презентации «Литературный образ свечи». Формируется эстетический образ свечи. Проводится физкультминутка.  Вторая часть урока отводится на выполнение практической работы.

3.      Закрепление изученного материала. Подводится итог практической работы.  Конкретизируются и обобщаются полученные  знания через вопросы, которые проецируются на экран при помощи проектора.

Методы и  приемы развития интеллекта обучающихся:

1.Методики подготовки учащихся к усвоению новых знаний:

a.       Методики подготовки учащихся к усвоению новых  знаний.

b.      Концентрация внимания на конкретном факте.

c.       Сравнение и сопоставление сравнительного анализа наблюдений за опытами в ходе практической работы

d.      Метод свободного выбора (фрагмент литературного текста)

e.       Проблемные вопросы

f.       Практическая работа

g.       Выполнение презентации при подготовке к уроку

     2.Исследовательский метод

h.      Анализ литературного материала

i.        Анализ практической деятельности

j.        Исследовательская работа через выполнение опытов по предложенной схеме, проблемно-диалоговыми  формами  обучения через возрастно-ответное взаимодействие преподавателей и обучающихся, обучающихсямежду собой. 

3. Возрастно-ответное взаимодействие преподавателя и обучающихся, обучающихсямежду собой, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок, серии последовательных алгоритмических и эвристических предписаний деятельности преподавателей и учащихся.

Формируемые компетенции: учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернетом для поиска учебной информации; коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.  Формы организации работы детей:  групповая (просмотр  презентации, практическая работа),  индивидуальная   (беседа,  работа с   рабочей тетрадью),  проблемное обучение (решение  проблемных  вопросов). Компьютерная презентация к уроку позволяет   обучающихся:  Получить знания о строении свечи;   приобрести навыки работы с компьютером, программами, которые используются при подготовке урока.

Используемая литература:

1.      Учебник  «Химия 8» автор О.С. Габриелян. Издательство «Дрофа» Москва.2007;

2.       А.С. Пушкин «Евгений Онегин»;

3.      А.С. Пушкин «Избранное» 

Компьютерные технологии, использование интернета, мультимедийных досок и другие информационно-коммуникативные технологии: используется Презентация «Литературно - художественный образ свечи»,  выполненная в программе  MicrosoftPowerPoint. Компьютер, проектор.

Анализ  работы детей на уроке и результаты урока. В течение всего урока обучающиеся активно  принимают участие в работе. При работе с литературными источниками  показывают хорошие навыки и умения дифференцировать, вычленять искомую информацию, работать со всеми видами информации,  производить поиск информации в разных местах: в тексте вопроса, опираясь на свои знания или собственный опыт, в литературных источниках.  На уроке создан благоприятный микроклимат для творческой работы ребят. В ходе самостоятельной работы умеют выделять главное в тексте, легко находят ответы на поставленные вопросы по содержанию практической работы, умеют сравнивать физические и химические процессы, анализировать их, приводить примеры. Владеют  простейшими  приемами  работы с химическим оборудованием. Следует отметить культуру речи, умение вести диалог, работать в паре и коллективе.В ходе  урока обучающиеся показывают высокий темп самостоятельной поисковой и исследовательской работы. На заключительном этапе урока обучающиеся показали высокий  уровень усвоенных знаний, умение обобщать их, делать самостоятельные выводы по теме. Поставленные цели и задачи урока выполнены.

                                                      

                                           Учитель химии - ____________(Федотова М.В.)

                           

                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_konkursnogo_uroka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

 профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Учебная дисциплина «ХИМИЯ».

8«А» класс МОУ СОШ № 10.

Тема урока:

«УРОК ГОРЯЩЕЙ СВЕЧИ».

                                                  Преподаватель: Федотова

                                                 Марина Владимировна  

                                                       учитель химии

                                                      1 квалификационная категория

                                                       МОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска

                                             24.11.2011 год.

Цели урока:

Образовательные:

     1.Продолжить формирование важнейшего метода познания - наблюдения

               и умения описывать его;

     2. Формирование умения анализировать факты и давать  обоснованную

               научную оценку               

     3.Показать в ходе самостоятельной работы отличия физических и химических

               процессов;

     4.Продолжить  формирование простейших приемов работы с химическим

          оборудованием на практике;

Воспитательные:

  1. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
  2. Сформировать эстетическое  восприятия образа свечи;
  3. Формирование культуры речи: умение слушать, уважать собеседника;
  4. Умение работать в коллективе, в паре;

Развивающие:

     1. Развитие умений учебного труда

     2. Умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

     3.  Умение дифференцировать, вычленять искомую информацию, работать со

          всеми видами информации;

     4. Производить поиск информации в разных местах: в тексте вопроса, опираясь

  на свои знания или собственный опыт; в литературных источниках.

  1. Проводить постоянный мониторинг результатов при выполнении

 практической работы

Тип занятия –  Интегрированный, комплексного применения знаний (практическая работа).

Оборудование урока: проектор, компьютер, описание выполнения практической работы в учебнике «Химия 8» автор О.С. Габриелян  стр. 180, лабораторные лотки, тигельные щипцы, стеклянная трубка, пробирка, известковая вода, стеклянная трубка с оттянутым концом, резиновая груша, свечи на столе у каждого уч-ся, химические  стаканы различной вместимости (100 мл, 500 мл.), предметное стекло.

Наглядные средства обучения: Плакат « Строение пламени свечи», плакат «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»

Использованная литература: учебник «Химия 8» автор О.С. Габриелян. Издательство «Дрофа» Москва.2007;  А.С. Пушкин «Евгений Онегин» ; А.С. Пушкин «Избранное»

Межпредметные связи:

Литература: Обучающиеся цитируют стихотворения из известных произведений,

Культура познания: анализировать и обобщать факты,  сравнивать явления,  самостоятельно их оценивать, формировать умения по формированию собственного алгоритма выполнения поставленных познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы.

Методы и  приемы развития интеллекта обучающихся:

  1. Методики подготовки учащихся к усвоению новых знаний:
  1. Методики подготовки учащихся к усвоению новых  знаний.
  2. Концентрация внимания на конкретном факте.
  3. Сравнение и сопоставление сравнительного анализа наблюдений за опытами в ходе практической работы
  4. Метод свободного выбора (фрагмент литературного текста)
  5. Проблемные вопросы
  6. Практическая работа
  7. Выполнение презентации при подготовке к уроку
  1. Исследовательский метод
  1. Анализ литературного материала
  2. Анализ практической деятельности
  3. Исследовательская работа через выполнение опытов по предложенной схеме, проблемно-диалоговыми  формами  обучения через возрастно-ответное взаимодействие преподавателей и учащихся, учащихся между собой.  
  1. возрастно-ответное взаимодействие преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок, серии последовательных алгоритмических и эвристических предписаний деятельности преподавателей и обучающихся.
  2. Формируемые компетенции: учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации; коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
  3.  Формы организации работы детей:  групповая (просмотр  презентации, практическая работа),  индивидуальная   (беседа,  работа с   рабочей тетрадью),  проблемное обучение (решение  проблемных  вопросов). Компьютерная презентация к уроку позволяет   учащимся:  получить знания о строении свечи;   приобрести навыки работы с веществами и оборудованием.

План: 1. Литературная составляющая образа свечи (выступления обучающихся

                с фрагментами стихотворений)

              2. Физкультминутка

            3. Выполнение практической работы

                               А. Выполнение опыта 1 «Физические явления при горении свечи»

      Б. Выполнение опыта 2 «Обнаружение продуктов горения в пламени»

      В.Выполнение опыта 3 «Влияние воздуха на горение свечи»

            4. Закрепление изученного материала (работа с обучающимися по

                предложенным вопросам)

        ХОД ЗАНЯТИЯ.

Эпиграф урока: Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

                                                                                             Б. Пастернак. «Зимняя ночь»

  1. Организационный момент

Учитель объявляет цели и задачи урока

Звучит песня  в исполнении А. Пугачевой «  Свеча горела на столе…»

На экран  проецируется презентация «Литературно - художественный образ свечи» слайд 1-2

На столе учителя горит зажженная свеча

         2.Слово учителя

- Сегодня мы должны выполнить  практическую  работу по теме «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой», но пройдет она немного не обычно - как  «Урок горящей свечи».  Давайте скажем несколько слов о свече.

Свеча как объект изучения обладает огромным познавательным потенциалом. В 1860 году в Королевском институте в Лондоне Майкл Фарадей даже прочитал цикл научно- популярных лекций для юношества, посвященных рассмотрению этого предмета: «Я собираюсь изложить вам ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу  беседу на эту тему и я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема интересна, и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом, не был бы так или иначе затронут… Я надеюсь, что не разочарую вас, избрав своей темой свечу, а не что-  нибудь поновее. Другая тема, возможно, была бы столь хороша, но лучше свечи она быть не может.

По прошествии более чем столетия, в 1963 году, группа ученых под руководством нобелевского лауреата Глена Теодора Сиборга вновь обратилась к свече как идеальному объекту для популяризации естественных наук. Однако свеча – столь интересный объект изучения, что считать эту тему исчерпанной никак нельзя. Этот источник света стал олицетворением просвещения.  

            На экран проецируется слайд 3-4, звучит не громкая музыка

УЧИТЕЛЬ: Вспомним отрывки из литературных произведений связанных со свечой. (Обучающиеся заранее нашли  и приготовили стихотворения,  выучили отрывки, посвященные свече)

ОБУЧАЮЩИЙСЯ:     Случалось ли ненастной вам порою

                         Дня зимнего, при позднем, тихом свете

                         Сидеть одним без свечки в кабинете…      А.С. Пушкин   Сон

 УЧИТЕЛЬ: В пушкинском Евгении Онегине упоминание о свечах указывает на время суток.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ:   Восток ленивый почивает.

                     В привычный час пробуждена

                     Вставала при свечах она.

На экран проецируется слайд 5-6, звучит не громкая музыка

УЧИТЕЛЬ: Невозможно оставить богатейший символизм свечи, нашедший отражение в многочисленных романсах, стихотворениях, терминах, устоявшихся речевых оборотах. Например, свечи не плавятся, а «плачут за людей».

ОБУЧАЮЩИЙСЯ:            Оплавляются свечи

На старинный паркет,

И стекает на плечи

Серебро с эполет.

Как в агонии бродит

Золотое вино.

Все былое уходит,

Что придет - все равно.   В.С. Высоцкий, «Оплавляются свечи…»

УЧИТЕЛЬ: А как отражаются грусть и переживания

 ОБУЧАЮЩИЙСЯ:  Близ ложа моего печальная свеча

         Горит. Мои стихи, сливаясь и журча,

         Текут, ручьи любви, текут - полны тобою

        Во тьме твои глаза блистают предо мною.        А.С. Пушкин. Ночь

На экран проецируется слайд 7-8

УЧИТЕЛЬ: Скоротечность, неустойчивость и беззащитность

ОБУЧАЮЩИЙСЯ:  Как свеча на ветру…. Свеча горела на столе..

УЧИТЕЛЬ: Свеча - это символ надежды и веры.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ:  Но верил я, еще не все пропало

                    Пока не меркнет свет, пока горит свеча.        А. Макаревич. Пока горит свеча

На экран проецируется слайд 9-10

УЧИТЕЛЬ: В средневековой Европе рыцари давали обет поставить в церкви пудовую свечку, приравнивая это к пожертвованию золотой утвари.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ: Ах, боже мой! В лесу ночной порою

        и дикий зверь, и лютый человек,

        и леший бродит - долго ль до беды

        скорей зажги свечу перед иконой.        А.С. Пушкин   Русалка

На экран проецируется слайд 11

УЧИТЕЛЬ: Из чего же изготавливались свечи? Как вы думаете, какую роль они играли в жизни человека?

ОБУЧАЮЩИЙСЯ:

- Для изготовления свечей наиболее подходящим материалом оказался воск - вещество вырабатываемое пчелами и используемое для построения сот. Но количества воска для изготовления  свечей не хватало.

- Со временем веществом для изготовления свечей, удачно сочетающим и сравнительную дешевизну и доступность стал парафин.

- Не малую роль играет полноправный компонент - фитиль. Сколь хороши не были бы компоненты свечи, без функционального фитиля свеча все равно хорошей не будет. Чтобы понять роль фитиля, равно как и других компонентов, необходимо свечу зажечь. Очень важно, чтобы горючее поступало в зону горения равномерно. Рассмотрим механизм горения свечи. Чтобы попасть в зону горения, часть материала, из которого состоит тело свечи должно расплавиться.

- Расплавленное  вещество свечи – оно же горючее должно посредством фитиля передаваться в зону  горения.

Фитиль должен хорошо смачиваться расплавом.

УЧИТЕЛЬ:  - Что же из себя представляет пламя свечи? Какое строение оно имеет? Давайте обратимся к таблице на доске.

Учитель объясняет по таблице строение пламени свечи.

Пламя имеет три зоны.

= Темная зона находится в нижней части пламени.

В темной зоне доступ кислорода воздуха затруднен, поэтому в этой зоне низкая температура, воздух расходуется в поверхностных слоях пламени.

= Жидкое топливо разогревается, испаряется и переходит в следующую зону (среднюю).

= Молекулы горючего разрушаются вследствие сильного нагревания в последней ( внешней зоне) осуществляется конечная стадия горения - активное выделение углерода и его окисление до углекислого газа. Именно раскаленные  до высокой температуры частицы углерода обусловливают свечение пламени и использование ее в качестве источника света. Для быстрейшего нагревания нужно использовать самую горячую часть пламени (внешнюю).

Рассмотрев литературную составляющую образа свечи,  переходим к физкультминутке, а затем к  практической части.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 Выполняя упражнения для глаз правильно, мы не только тренируем мышцы, но и опосредствованно работаем со всем организмом в целом. 1. "Бабочка" Основное упражнение: хлопаем ресничками часто-часто, то есть моргаем. 2. "Посмотрите наверх и вниз" Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх, мысленно продолжаем движение глаз на макушку, как будто Вы туда посмотрели. А теперь глаза вниз.3. "Посмотрите налево" Посмотрели влево: глаза смотрят на окно. 4." Посмотрите направо" Посмотрели вправо: глаза смотрят на дверь. Непременное условие выполнения упражнения: голова неподвижна, работаем только глазами. Взгляд переводим в такой последовательности: вниз, вверх, вправо, влево. 5. "Восьмерка" Непременное условие выполнения этого упражнения такое же, как в "Бабочке". А теперь глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку, или знак бесконечности, максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

ВЫПОЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

  1. Повторение правил  техники безопасности при работе в кабинете

   химии. (Фронтальный опрос обучающихся) при опросе используется таблица  на доске)

  1.  Открыть учебник на странице 180. (Приложение 1)
  2. Выполнение опыта 1 «Физические явления при горении свечи»
  3. Выполнение опыта 2 «Обнаружение продуктов горения в пламени»
  4. Выполнение опыта 3 «Влияние воздуха на горение свечи»
  5. После  выполнения работы,  обучающиеся должны ответить на вопросы, которые проецируются на экран при помощи  проектора.

                   -  Как устроена свеча, для чего предназначен фитиль?

                      (для подачи жидкого парафина на испарение).

                         -  Изменится ли форма пламени свечи, если изменить

                            положение? (Форма пламени конусовидная и определяется

                            восходящими потоками теплого воздуха)

                          -  Почему свеча гаснет? (На стенках стакана конденсируется

                             вода. На стекле образуется сажа. Свеча гаснет из-за

                             накопления углекислого газа)

              -  Как вы думаете, чем обусловлено свечение пламени свечи?  

                (Присутствие  раскаленных частиц сажи, которая образуется

                    при неполном сгорании парафина)

БЕСЕДА ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

            Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов, и ,пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы,

В журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно,

Что будут они хорошо и отлично.

Большое спасибо я вам говорю,

Мы цели достигли, благодарю.

Домашнее задание:   Закончить оформление  работы  и написать выводы на листах, которые находятся на ваших столах.

Наш урок закончен.

Рефлексия урока.

 Мнения об уроке вы можете оставить, отметив свои впечатления

на данной карте при помощи смайликов, которые лежат у вас на столе:

- облако хорошего настроения;

- остров интересных знаний;

- поляна понравившихся опытов.

Пояснительная записка к конкурсному уроку

«УРОК ГОРЯЩЕЙ СВЕЧИ».

урок представлен по направлению: ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЕ (учителя химии, математики, физики, биологии, географии, информатики, экономики, ОБЖ).

Тема урока: «УРОК ГОРЯЩЕЙ СВЕЧИ».

Программа, используемая в работе – Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва. «Дрофа». 2007 г.

Авторы программы – О.С. Габриелян.  

Учебник – Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство  «Дрофа». Москва. 2007 г.

Автор – О.С. Габриелян

его раздел: - Простейшие операции с веществом (химический практикум)

количество часов в неделю: 2 часа.

Год – 2011.

 Место урока в изучаемой теме – данный урок относится к одному из обязательных уроков - практических работ курса химии 8 класса. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.  Практические работы сформированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и средством контроля за качеством их сформированности. В  программе курса химии 8 класса представлено два практикума. Первый практикум содержит 5 практических работ, второй две практические работы. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является "химический элемент") и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренную авторской программой учебного курса О.С. Габриеляна. Так, в рабочей программе тема "Практикум № 1. Простейшие операции с веществами" является последующей по отношению к теме "Соединения химических элементов" (в авторской программе она рассматривается на последующем этапе по отношению к теме "Изменения, происходящие с веществами"). В ходе урока продолжается формирование ценностных ориентиров химического образования. Ведущую роль играют познавательные ценности, главная цель которых, изучение природы. Это позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности, потребность в соблюдении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни, сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Данный урок дает возможность формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь, это способствует правильному использованию химической терминологии, развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, умение открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Этапы урока:

  1. Организационный этап (обучающимся сообщается тема урока, его цели.  Сообщается о том, что сегодня мы должны выполнить  практическую  работу по теме «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой», но пройдет она немного не обычно - как  «Урок горящей свечи».   В качестве домашней работы обучающимся было предложено самостоятельно найти и приготовить небольшие отрывки из литературных произведений о свече, выполнить презентацию по теме «Литературный образ свечи».
  2. Изучение нового материала. Первым этапом обучающиеся выступают с небольшими отрывками литературных произведений, посвященных «образу свечи», которые они самостоятельно нашли в художественной литературе. При выступлении на экран проецируются слайды презентации «Литературный образ свечи». Формируется эстетический образ свечи. Проводится физкультминутка.  Вторая часть урока отводится на выполнение практической работы.
  3. Закрепление изученного материала. Подводится итог практической работы.  Конкретизируются и обобщаются полученные  знания через вопросы, которые проецируются на экран при помощи проектора.

Методы и  приемы развития интеллекта обучающихся:

1.Методики подготовки учащихся к усвоению новых знаний:

  1. Методики подготовки учащихся к усвоению новых  знаний.
  2. Концентрация внимания на конкретном факте.
  3. Сравнение и сопоставление сравнительного анализа наблюдений за опытами в ходе практической работы
  4. Метод свободного выбора (фрагмент литературного текста)
  5. Проблемные вопросы
  6. Практическая работа
  7. Выполнение презентации при подготовке к уроку

     2.Исследовательский метод

  1. Анализ литературного материала
  2. Анализ практической деятельности
  3. Исследовательская работа через выполнение опытов по предложенной схеме, проблемно-диалоговыми  формами  обучения через возрастно-ответное взаимодействие преподавателей и обучающихся, обучающихся между собой.  

3. Возрастно-ответное взаимодействие преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок, серии последовательных алгоритмических и эвристических предписаний деятельности преподавателей и учащихся.

Формируемые компетенции: учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернетом для поиска учебной информации; коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.  Формы организации работы детей:  групповая (просмотр  презентации, практическая работа),  индивидуальная   (беседа,  работа с   рабочей тетрадью),  проблемное обучение (решение  проблемных  вопросов). Компьютерная презентация к уроку позволяет   обучающихся:  Получить знания о строении свечи;   приобрести навыки работы с компьютером, программами, которые используются при подготовке урока.

Используемая литература:

  1. Учебник  «Химия 8» автор О.С. Габриелян. Издательство «Дрофа» Москва.2007;
  2.  А.С. Пушкин «Евгений Онегин»;
  3. А.С. Пушкин «Избранное»  

Компьютерные технологии, использование интернета, мультимедийных досок и другие информационно-коммуникативные технологии: используется Презентация «Литературно - художественный образ свечи»,  выполненная в программе  Microsoft PowerPoint. Компьютер, проектор.

Анализ  работы детей на уроке и результаты урока. В течение всего урока обучающиеся активно  принимают участие в работе. При работе с литературными источниками  показывают хорошие навыки и умения дифференцировать, вычленять искомую информацию, работать со всеми видами информации,  производить поиск информации в разных местах: в тексте вопроса, опираясь на свои знания или собственный опыт, в литературных источниках.  На уроке создан благоприятный микроклимат для творческой работы ребят. В ходе самостоятельной работы умеют выделять главное в тексте, легко находят ответы на поставленные вопросы по содержанию практической работы, умеют сравнивать физические и химические процессы, анализировать их, приводить примеры. Владеют  простейшими  приемами  работы с химическим оборудованием. Следует отметить культуру речи, умение вести диалог, работать в паре и коллективе. В ходе  урока обучающиеся показывают высокий темп самостоятельной поисковой и исследовательской работы. На заключительном этапе урока обучающиеся показали высокий  уровень усвоенных знаний, умение обобщать их, делать самостоятельные выводы по теме. Поставленные цели и задачи урока выполнены. 

                                                       

                                           Учитель химии - ____________(Федотова М.В.)

                           

                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"

Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"     Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении строения пламени свечи и явлений, протекающих ...

Практическая работа "Наблюдения за горящей свечой"

Урок начинается и заканчивается стихами....

Практическая работа по теме "Наблюдение за горящей свечой"

Разработка практической работы для 8 класса...

практическая работа "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдение за горящей свечой. Строение пламени"

Для проведения химических опытов в школе применяется специальная лабораторная посуда, штатив и нагревательные приборы.Давайте рассмотрим более подробно все виды оборудования.Лабораторная посуда, ...

Геометрия горящей свечи

quot;Золотая пропорция" в чертеже (можно использовать на уроке геометрии и на уроке черчения)...

Урок - практическая работа для 8 класса "Наблюдение за горящей свечой"

В данном материале предлагается конспект урока, презентация к нему, дополнительные материалы. Целью данной работы является флормирование исследовательских и практических навыков учащихся. После...