Урок - практическая работа для 8 класса "Наблюдение за горящей свечой"
план-конспект урока по химии (8 класс)

  В данном материале предлагается конспект урока, презентация к нему, дополнительные материалы. Целью данной работы является флормирование исследовательских и практических навыков учащихся. Последовательное выполнение опытов помогает воспитывать наблюдательность и умение делать выводы. Работа знакомит с учёным Майклом Фарадеем и его книгой "История свечи". Эпизоды с музыкой и стихами способствуют эстетическому развитию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока “Наблюдение за горящей свечой»

 8 класс

Цели:

- начать формирование важнейшего метода познания  химических явлений – наблюдения,  и умения описывать его;

-научить учащихся применять на практике изученные на прошлом занятии приборы и оборудование;

-показать в ходе работы отличия физических и химических явлений;

-начать формирование простейших приёмов проведения качественных реакций по обнаружению продуктов горения свечи;

-повторить строение пламени и применять полученные знания на практике.

Задачи:

  • Обучающие: обобщить знания о физических и химических явлениях, обеспечить применение знаний  на практике.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять.
  • Воспитательные: развитие  интереса к предмету, культуры общения, воспитание чувства ответственности к порученному делу, через урок приобщать учащихся к  литературе, музыке, применению знаний в быту.

Оборудование:   выставка свечей, компьютерная презентация.

На столах учеников: свечи, спички, предметные стёкла, держатель, щипцы, пробирки, изогнутая стеклянная трубка, химические стаканы, «известковая вода», инструкция для выполнения работы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Свеча – в поэзии и музыке.
  3. Свеча – объект научных наблюдений (М. Фарадей «История свечи»)
  4. Выполнение практической работы и её оформление.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.

Ход урока:

   В самом начале урока -  раздать тетради для практических работ.

Учитель:  Объектом нашего сегодняшнего внимания будет свеча. Кто любит зажигать свечи? Когда в нашей жизни зажигают свечи?

(смотрим слайды со свечами)

Горящим свечам художники, музыканты, поэты и писатели посвящали свои произведения.

(слушаем выдержку стихотворения « Зимний вечер»),  задаём вопрос об авторе.

Как вы думаете, горение свечи – это процесс физический или химический? Почему? Какие явления называют физическими? А химическими?

(слушаем куплет песни «Дождь притаился за окном» А. Лобановского)

Какие явления здесь упоминаются? (туман, дождь, плачут свечи, …сгорая)

Какие это явления?

Конечно, свечами всегда интересовались и учёные.  Особенно восхищался ими английский физик –химик Майкл Фарадей (1791-1867). Он даже написал целую книгу «История свечи».

(ученик зачитывает выдержку из книги «История свечи»)

Наверное, теперь ни у кого нет сомнения, что наблюдение за горящей свечой – процесс увлекательный. На выставке вы видите разнообразные свечи, какие из них самые лучшие для изучения? На этот вопрос вам тоже ответ даст М.Фарадей

(зачитываем следующую выдержку из книги «История свечи»).

Теперь мы знаем, что цилиндрические свечи – лучшие для наблюдений. А из чего делают свечи? (Из парафина или воска)

Перед началом исследований повторим правила безопасности.

(зачитываем выдержки из «Правил безопасности»).

Приступаем к работе.

Опыт 1. Зажгите свечу с помощью спичек.  Что наблюдаете? Плавление парафина -это какой процесс (физический или химический?)

Опыт 2. С помощью держателя переверните  пробирку вверх дном и  поднесите отверстие пробирки к пламени свечи. Что наблюдаете? Образующиеся пары воды оседают на стенках пробирки.  Конденсация – это какой процесс? А образование воды – какой процесс?

Опыт 3. Зажмите  стеклянную  пластину тигельными щипцами, внесите пластину в тёмную часть пламени.  Что наблюдаете?  (САЖУ). Из чего состоит сажа? (ИЗ УГЛЕРОДА)   Откуда углерод?  (ВХОДИТ В СОСТАВ ПАРАФИНА).  В нижней части пламени он полностью сгорает?  (НЕТ)

Опыт 4. Зажмите  стеклянную трубку тигельными щипцами. Один конец внесите в светящуюся часть пламени, а другой опустите в пробирку.  Наблюдаете ли продукты горения? Теперь быстро вытаскиваем стеклянную трубку и наливаем в пробирку «известковую воду». Интенсивно встряхиваем.  Что наблюдаем? (ПОМУТНЕНИЕ). Известковая вода мутнеет в присутствии только углекислого газа. Значит, что образуется при горении   парафина? (УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ) Какой продукт горения мы обнаружили  во втором опыте? (ВОДУ)

Опыт 5. Переверните химический стакан и накройте им свечу. Что наблюдаете? (СВЕЧА ПОГАСЛА). Почему это произошло? Что необходимо для горения свечи?

Опыт демонстрационный:  к доске выходят три человека со своими свечами, зажигают их. Им вручаются разные по объёму банки, которыми свечи накрываются. Наблюдаем  за разным временем горения свечей.

-Затем учащиеся  оформляют свою работу в виде таблицы.

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы:

Общий вывод:

Во время самостоятельной работы звучит «Прощальная симфония» («При свечах») Йозефа Гайдна.

Вместе формулируем общий вывод.

Учитель: «… я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и произвольно выполняя свой долг перед человечеством».

(Майкл Фарадей).

Рефлексия:

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу…….

Было интересно……

Такой урок интересен тем…

Ученики сдают на проверку тетради для практических работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдение за горящей свечой Урок –практическая работа 8класс

Слайд 2

Новый год

Слайд 3

Свечи в церкви

Слайд 4

Романтический ужин

Слайд 5

Гадание

Слайд 6

С Днём рождения!

Слайд 7

Свет отключили….

Слайд 8

«Баллада о свечах» Дождь притаился за окном, Туман рассорился с дождём, И беспробудный вечер, и беспросветный вечер… О чём - то дальнем, неземном, О чём - то близком и родном, Сгорая, плачут свечи... (А. Лобановский,бард )

Слайд 9

Майкл Фарадей (1791 -1867)

Слайд 10

«….я могу только выразить Вам своё пожелание, чтобы Вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех Ваших действиях Вы подражали красоте пламени, честно и произвольно выполняя свой долг перед человечеством». М. Фарадей



Предварительный просмотр:

1.

«В ответ на любезное внимание, проявленное вами к организованным нами лекциям, я собираюсь изложить вам в следующих беседах ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему, а если бы это зависело только от меня, я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема интересна и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы затронут.

Рассмотрение явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания.

Вот почему, я надеюсь, что не разочарую вас, избрав своей темой «свечу», а не что-нибудь поновее. Другая тема, возможно, была бы столь же хороша, но лучше «свечи» она быть не может».

        Майкл Фарадей    «История свечи»



Предварительный просмотр:

2.    

   «Можно заметить, что здесь многие свечи превращены в роскошные безделушки. Однако не всё изящное и нарядное полезно.

Если разобраться по существу, то  эти свечи  при всей своей красоте никуда не годятся, как свечи – их портит как раз внешняя форма. Они не имеют формы правильного цилиндра, поэтому у них при горении не получается того ровного края чашечки, благодаря которому свеча горит спокойным пламенем. Вы теперь, надеюсь, убедились, что в красоте любого процесса самое главное его совершенство, его целесообразность.

Наиболее подходящий для нас предмет – это не тот, который лучше всех по виду, а который лучше всех на деле».

Майкл Фарадей  «История свечи»



Предварительный просмотр:

« Мело, мело по всей земле во все пределы.

Свеча горела на столе, свеча горела.

Как летом роем мошкара  летит на пламя,

Слетались хлопья со двора в оконной раме.

И всё терялось в снежной мгле седой и белой.

Свеча горела на столе, свеча горела…

« Мело, мело по всей земле во все пределы.

Свеча горела на столе, свеча горела.

Как летом роем мошкара  летит на пламя,

Слетались хлопья со двора в оконной раме.

И всё терялось в снежной мгле седой и белой.

Свеча горела на столе, свеча горела…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»

Урок-практическая работа "Моделирование. Классификация моделей" проводится в 7(8) классе средней школы. Для проведения данной практической работы необходимо оборудование стандартного компьютерного каб...

Урок-практическая работа "Скорость химической реакции"

Практическая (лабораторная работа) проводится в разделе "Общая и неорганическая химия" студентами I курса колледжей или учащимися 11 класса. В данной работе исследуется протекание химического про...

Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»

Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...

Практическая работа № 2 Наблюдение за горящей свечой

Правила техники безопасности. Порядок работы...