исследовательская работа учащихся
статья по химии по теме

В статье отражена работа школьного научного общества "Наследники Менделеева", членами которого являются учащиеся старшего и среднего звена. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_uchashchihsya.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа учащихся

Абдулина Маргарита Ивановна,

учитель химии высшей квалификационной категории

средней общеобразовательной школы №11

с углубленным изучением отдельных предметов

В средней общеобразовательной школе №11 с углубленным изучением отдельных предметов традиционно существует  химико-биологический профиль. Многие выпускники нашей школы становятся студентами  Химико-технологического института. Это и определило одну из задач преподавания химии в рамках элективного курса - формирование навыков исследовательской работы у учащихся. В школе существует научное общество «Наследники Менделеева», в которое входят учащиеся старших классов. Вся работа учащихся ведется по следующему алгоритму:

                                   

 

Креактивная часть

         Теоретическая часть:

анализ, синтез, обобщения информации

Эмпирическая часть:

наблюдение, эксперимент, расчет

Исследовательская      деятельность учащихся

         

            Продукт:

исследовательские разработки учащихся

 

           Члены общества проводят различные исследования. Осваивать навыки исследовательской работы нам помогают экскурсии в лаборатории завода им. Серго, санэпидемстанции, Казанского государственного технологического университета. Результатом указанной исследовательской деятельности уже стали работы по исследованию природной, водопроводной, минеральной воды и сточных вод после процесса электролиза на заводе им. Серго, хлеба и булочных изделий, соли на содержание йода. Авторы некоторых работ приняли участие в научно-практических конференциях, проводимых на базе завода им.Серго, КГТУ им. Туполева, в Бутлеровских чтениях и стали победителями.

          Так выполняется важный метод исследования – наблюдение,  следующее направление экспериментальное, которое проводится в школьной химической лаборатории. Методику анализа мы изучаем с помощью Интернета и материалов, которые получаем в санэпидемстанции. Растворы химических веществ, необходимых для анализа, учащиеся готовят под руководством учителя. Ребята используют такие методы анализа, как метод титрования и экспресс-метод. Результаты исследования обсуждаются на заседаниях общества.      

         Ни один исследователь не создает ничего нового, не обобщая достижения предыдущих поколений. Навыки теоретических действий можно приобрести, работая с учебной литературой. В нашем случае – это работа с электронным учебником и использование Интернет-ресурсов.

      Наш поиск начался с вопросов:

Есть ли в Интернете сведения по химии?

Где искать нужную информацию?

Можно ли воспользоваться химической информацией?

      Было выяснено, что лишь часть информации создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами такими как «IUPAK» адрес выведен на экране http:// www.actlabs.com(iupac/nomenclature «Путеводитель в мире науки»)

 http://www.uic.ssu.samara.ru/-nauka

Репетитор

http://training.ru/chem

«Химия»

http://mc.psnu.ac.ru/YP/YP.ir/data/HO1.htm

адрес МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.chem.msu.su

     Интересны имеющиеся здесь сведения из истории открытия химических элементов, образцы заданий для вступительных экзаменов.

     Информацию для рефератов и докладов можно взять на сайте «Коллекция рефератов» http://www.referat.ru

      Интернет содержит много химической информации, главное суметь найти нужную.

     В этом помогут специальные средства поиска, среди которых ЯНДЕКС: http://www.Yandex.ru, а также Alta Vista  http://www.alta vista.com и другие.

      Данная работа имела положительный результат еще и в том плане, что у учащихся возникло желание  создать каталог сайтов химической направленности:

    - по истории химии;

    - по производству;

    - по научным учреждениям и т.д.

      Среди требований, предъявляемых сегодня к специалистам на производстве, является способность к творчеству. Поэтому мы уделяем большое внимание поиску креативных идей. Креактивные способности учащихся могут стать предметом педагогического внимания. Занятия нашего общества – это не только экскурсии или практические занятия, но и занятия, построенные на основе метода мозгового штурма. Среди учащихся младшего и среднего звена нашей школы проводился конкурс юного креатора. Учащимся было предложено высказать свои мысли о возможных изменениях в устройстве холодильника (тема выбрана не случайно, т.к. одним из самых крупных заводов в нашем городе является завод им. Серго). В ходе мозгового штурма прозвучали интересные идеи, некоторые выглядели нереально сегодня, а завтра, может быть станут действительностью. Эти идеи были разбиты на несколько групп: дизайн, дополнительные функции холодильника, использование современных материалов. Идей было много, хотя не все связаны непосредственно с химией, но от данной работы удовольствие получили все. Работа нашего научного общества имеет большое значение. Учащимся старших классов она помогает приобрести навыки исследовательской деятельности, а девятиклассникам определиться в выборе профиля обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях

     В юбилейный для Русской Поляны год  Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...