УРОК «СОЛИ» (8 класс)
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Изучение состава, строения и номенклатуры солей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_соли_of.doc | 50.5 КБ |
soli презентация.ppt | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК «СОЛИ»
(8 класс)
Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.
Задачи урока:
образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;
воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.
Оснащение урока:
презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;
раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивационно - ориентировочный этап.
Эпиграф урока (Слайд 1)
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"
А. Дистервег (немецкий педагог)
Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.
С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.
II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.
Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.
Творческое задание учащихся: "Угадайте вещество" (Cлайд 2)
В чёрном ящике -
- вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
- это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;
- в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;
- это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
- говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Это-……(соль).
"Знаете ли вы, что: "(Cлайд 3)
Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.
Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.
А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса.Итак, какая тема урока сегодня?
Тема урока: Соли (Слайд 4)
III. Проверка знаний учащихся. (Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.) Все вещества делят на простые и сложные. Какие классы сложных веществ вам известны? (Слайд 5) Что такое оксиды? Что общего в их составе? (Слайд 6) Какие вещества называют основаниями? Что общего в их составе? (Слайд 7) Какие вещества называют кислотами? Что общего в составе кислот? (Слайд 8)
IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.
Соли. (Слайд 9) Выделите существенные признаки состава солей и попробуйте сформулировать определение солей. (Слайд 10)
Какая связь существует в этих соединениях? Что такое ионы? Из каких ионов состоит формула поваренной соли? (Слайд 11)
"Интеллектуальная разминка" (Слайд 12) Установите соответствие между названием класса и его представителями:
СaО, CО2, BaSO4 , H2SО4 , HCl , H2CО3 ,Fe2О3 , CaCO3 , Сa(ОH)2 , P2О5 , Сu(ОH)2 , KОH , Na2SO4 , CuО, Mg(NO3)2 , NaОH , H3PО4 , NaCl , Ba(ОH)2, HNO3
Как распознать вещества, относящиеся к разным классам? Что такое индикаторы?
Экспериментальная задача (лабораторный опыт) (Слайд 13)
На столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: гидроксид натрия, соляная кислота и поваренная соль. Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). (Работают в паре, используя таблицу "Окраска индикаторов").
Составление формул солей. Пошаговый алгоритм составления формул солей (Слайды 14, 15) (интерактив).
Алгоритм действий при составлении формулы соли
- Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
- Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
- Разделить полученное число:
-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;
-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.
Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка. (Примеры)
Номенклатура солей (Слайд 16) (Таблица №5 учебника)
V. Закрепление изученного материала.
1. Тренажер "Составление формул солей кальция".
Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (Слайд 17) (интерактивное задание).
2. Составление обратных генетических рядов (Слайд 18) (интерактивное задание).
Для соли составить формулы соответствующего ей основания и кислоты. Для последних напишите формулы соответствующих им оксидов, а для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.
? ? ?
Al2(SO4)3 основание оксид металла металл
? ? ?
кислота оксид неметалла неметалл
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание: §21, упр. 2; учить таблицу 5 (Слайд 19)
VIII. Рефлексия собственной деятельности
Ответьте на утверждение знаком "+" или "-" : (Слайд 20)
1. На уроке было над чем подумать.
2. Я понял новую тему.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.
5. На уроке я поработал добросовестно.
ЛИТЕРАТУРА
- Габриелян О.С. "Химия 8 класс". - Дрофа, М, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок в 8 классе " Кислоты и соли"
Урок посвящен обобщению тем " Кислоты и соли". На уроке повторяются вопросы о строении, свойствах и взаимосвязи этих классов веществ. Задания представлены в занимавиде загадок , ребусов, кроссвордов. ...
Урок в 11 классе "Гидролиз солей"
Данный материал предназначен для проведения урока в 11 классе по химии с целью углубления и систематизации знаний в рамках подготовки к ЕГЭ...
Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)
Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта урока "Соли" 8 класс
Урок проведен в рамках курсов повышения квалификации "Содержание и методика преподавания химии в условиях реализации ФГОС общего образования"...
Разработка урока «Соли» 8 класс
На уроке используются техники формирующего оценивания "Сигналы рукой",Рассуждение по алгоритму","Матрица запоминания" для лучшего усвоения материала по теме "Соли"....
Презентация к уроку Соли - 8 класс
Данная презентация поможет при объяснении нового материала при первоначальном знакомстве с классами неорганических соединений. Дано определение солей, классификация, название некоторых солей. Предложе...