тематическое планирование по химии 8-9 кл
календарно-тематическое планирование (химия, 8 класс) по теме
Тематическое планирование в 8 классе расчитано на 102 часа в год(3 часа в неделю) а в 9 классе на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_himii_8_-9_klass.doc | 669 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по химии в 8 -9 классахПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа курса построена на концентрической концепции.
ВЕДУЩИМИ ИДЕЯМИ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ:
- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- познаваемость веществ и закономерностей протекание химических реакций;
- объясняющая и прогнозирующая теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в
круговороте химических элементов и химической эволюции;
- законы природы познаваемы и объективны; знание законов химии дает возможность управлять химическими
превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от
загрязнения;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересом человека и общества, имеют
гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших ( оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях ), о строении вещества ( типологии химических связей и видах кристаллических решетках ), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Тематическое планирование учебного материала составлено следующим образом – 3 часа в неделю; всего 102 часа
В содержании курса 9 класса в начале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются и свойства отдельных важных в народохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров ( белков и углеводов ).
Представленный в курсе химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также средством контроля за качеством их сформированности.
Важнейшей особенностью программы является выделения специального времени ( 14-15 часов ) на реализацию регионального компонента в обучении химии, которая осуществляется через модуль «Химия в сельском хозяйстве» (рекомендуется для сельских школ). Как дополнительное средство в его реализации могут быть и предусмотренные программой экскурсии на местные производства и учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- положения металлов неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;
- алюминия, железа;
- галогенов, серы, фосфора, азота, углерода и кремния;
- качественные реакции на важнейшие катионы и анноны.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- давать определения и применять следующие понятия : сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
- характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов ( щелочных и щелочноземельных
металлов, галогенов ) и важнейших химических элементов ( алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния )
в свете изученных теорий;
- распознавать важнейшие катионы и анноны;
- решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.
ХИМИЯ 8 КЛАССА – 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | СРОКИ ПРОХОЖ ДЕНИЯ | КОЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ | ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ, ЗАДАЧИ ) | ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ | ВИДЫ КОНТ РОЛЯ | ЗАДАНИЕ НА ДОМ |
ТЕМА: Введение . предмет химии. | Задачи темы: дать представления о веществах , их составе, строении, а также показать познаваемость состава и строения, разъяснить одну из причин многообразия веществ, подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе, сформировать у учащихся обобщенные химические знания на атомно-молекулярном уровне, воспитывать интерес к предмету. | ||||||
1. | Предмет химии. Вещество. | Демонстрация: коллекция изделий – тел из алюминия и стекла. | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. | §1 упр.3,4,5. | |||
2. | Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни | Взаимодействие соляной кислоты с мрамором, помутнение «известковой воды». | 1. Химические явления, отличие их от химических явлений. 2. Достижение химии их использование. | §2 упр. 1-5 | |||
3. | Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. | 1. Возникновение и развитие химии. 2. Основные законы химии. 3. Роль отечественных ученых в развитии химии. | §3 упр.1,5 | ||||
4. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева . | 1. Структура периодической системы ( таблицы ) : периоды и группы. ПСХЭ как справочное пособие о свойствах химических элементов. 2. Обозначения химических элементов, их название | §4 упр. 1-4 | ||||
5. | Знаки химических элементов. | ||||||
6. | Химические формулы. | Уметь вычислять относительную молекулярную массу. | 1. Химическая формула запись и чтение формул. Индексы и коэффициенты. 2. Масса атомов и молекул. Относительная атомная и молекулярная массы. | §5 упр. 1-5 | |||
7. | Относительная атомная и молекулярные массы. | ||||||
ТЕМА 1: Атомы химических элементов. | Цели и задачи темы: знать основные закономерности ПСХЭ Д.И.Менделеева, распределение электронов в атомах химических элементов, строение атомов, планетарную модель строения атома, что такое «изотопы»,уметь давать общую характеристику химических элементов главных подгрупп, описывать строение электронных оболочек атомов | ||||||
1. | Основные сведения о строении атомов. | 1. Доказательство сложного строения атомов. Опыты Резерфорда. 2. Планетарная модель строения атома. Характеристика нуклеинов. Взаимосвязь понятий : протон, нейтрон, относительная атомная масса. | §6 упр. 1,3 | ||||
2. | Изменение числа протонов в атомном ядре – образование новых химических элементов. Образование изотопов | 1. Современное понятие «Химический элемент» 2. Изотопы как разновидность атомов одного и того же химического элемента. | §7 упр 1-4 | ||||
3. | Электроны. | 1. Характеристика электронов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях. | §8 упр.1-5 | ||||
4. | Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов № 1-20. | ||||||
5. | Периодическая система химических элементов и строение атомов. | 1. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах. | §9 упр.1 | ||||
6. | Изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. | 1. Понятие иона. 2. Понятия об ионной связи 3. Схемы образования ионных соединений. | §9 упр. 2,3. | ||||
7. | Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой – образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. | 1. Схема образования двух атомных молекул ( H2 , CI2 , S2 , N2 ). Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи | §10 упр. 1-4 | ||||
8. | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой – образование молекул соединений, электроотрицат. ( Э.О. ). Ковалентная полярная химическая связь. | 1. Схема образования молекул соединений ( HCl, H2O, NH3 и др. ) электронные и структурные формулы. 2. Понятие об Э.О. и ковалентной химической связи. | С/р | §11 упр. 1-4 | |||
9. | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. | 1. Понятие о металлической связи. | §12 упр.1-3 | ||||
10- -11. | Обобщение и систематизация знаний об хлементах металлов и неметаллов, о видах химической связи. | Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе. | К/р№1 | ||||
12. | Контрольная работа №1. | ||||||
ТЕМА 2: Простые вещества | Задачи: рассмотреть сущность образование химических соединений, простых веществ. Познакомить учащихся с характером химических связей в различных соединениях на основе электроотрицательности атомов элемента. Сформировать у учащихся умение сравнивать физические свойства металлов и неметаллов. Рассчитывать: количество вещества, молярную массу и т.д. | ||||||
1. | Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия. | Демонстрация коллекции металлов: железо, алюминия, кальция, натрия, образцы белого и серого олова. | 1. Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь (повт.). физические свойства металлов. Аллотропия олова. | §13 упр. 1,3,4. | |||
2. | Простые вещества – металлы | Демонстрация: коллекция неметаллов: S, P, уголь, вода, H2 и O2 в газометре. | 1. Положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов 2. Физические свойства неметаллов 3. Химические формулы. Расчет относит. Молекулярной массы. 4. Понятие аллотропии на примере модификации кислорода. | §14 упр. 3,4. | |||
3. | Физические свойства неметаллов – простых веществ. | §14 с.51 и до конца упр. 4 | |||||
4. | Количество вещества. | Некоторые металлы и неметаллы количеством 1моль, 1ммоль | 1. Количество вещества и его единицы: моль, ммоль, кмоль, число Авогадро | §15до слов «масса 1моль называет ся молярн.» упр. 1,2 | |||
5. | Молярная масса вещества. | 1. Расчет молярных масс по химической формуле. Минимальная молярная и кислотно молярная массы. 2. Выполнения упражнений с расчетом NA, n, m. | §15до слов «масса 1моль называет ся молярн.» упр. 3,4. | ||||
6. | Молярный объем газообразных веществ. | 1. Понятие о молярном объеме газов, единицы измерения. | §16 упр.1-2 | ||||
7. | Урок-упражнение. | 1. Решение задач и упражнений с использованием: кол-ва вещ-ва, молярная масса, моляр. объем газов. | |||||
8. | Обобщение и система …. Знаний по теме « Простые вещества ». | Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе | К/р№2 | ||||
9. | Контрольная работа №2 | ||||||
ТЕМА 3: Соединение химических элементов. | Задачи темы: рассмотреть важнейшие классы бинарных соединений. Формировать умение учащихся сравнивать свойства веществ различных классов, делать расчеты по формулам, называть и характеризировать важнейших представителей, классифицировать сложные вещества, составлять формулы по названиям. | ||||||
1. | Степень окисления | 1. Понятие о степени окисление 2. Определение степени окисления атомов элементов в бинарных соединений 3. Составление формул. | §17 упр. 1,2. | ||||
2. | Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. | Демонстрация : образцов хлоридов, сульфидов, металлов. | |||||
3. | Важнейшие классы бинарных соединений . | Демонстрация : образцы оксидов неметаллов P2O5, CO2, SiO2 H2O, HCl, NH3 газы и растворы. | 1. Составления формул, их названия 2. Расчеты по формулам 3. Характеристика соединений, их представители. | §18 упр.1-6 | |||
4. | Основание | - образцы щелочей нерастворимых оснований - изменения окраски индикаторов | 1. Состав, название и классификация оснований 2. Расчеты по формулам оснований | §19 упр.1-6 | |||
5. | Кислоты. | Демонстрация: образцы кислот: Правила разбавления серной кислоты.
| 1.Состав, название, классификация | §20 упр.1-5 | |||
6. | Расчеты по формулам кислот. Характеристика представителей кислот. | Изменение окраски индикаторов | |||||
7-8. | Соли как производные кислот и оснований. | Образцы солей кислородосодержащих и бескислородных кислот. | 1. Состав и название солей. Характеристика о представителей солей | ||||
9. | Урок – упражнение | 1. Классификация сложных веществ, определения принадлежности веществ к различным классам. 2. Составление формул по названию 3. Расчеты по формулам. | С/р | ||||
10. | Аморфные и кристаллические вещества. Молекулярные и кристаллические решетки. Ионные, атомные и металлические решетки. | Демонстрация: 1 модели кристаллических решеток. | §22 упр.1,4,5. | ||||
11. | Чистые вещества и смеси. | Взрыв смеси водорода с воздухом. Различные образцы смеси в том числе с помощью делительной воронки. Дистилизация воды. | 1. Понятие о чистом веществе и смеси, их отличиях. Примеры жидких и газообразных смесей. 2. Способы разделения смесей и очистка. | §23 упр.1,2,4. | |||
12. | Массовая и объемные доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей. | 1. Понятие о доли компонентов смесей . 2. Вычисление долей компонента смесей и расчет массы или объема вещества. | §24 упр.1-3 | ||||
13- -14. | Количественные расчеты связанные с понятием «доля» | Решение задач и упражнений | §24 упр.4-7 | ||||
15. | Контрольная работа №3 | К/р№3 | |||||
ТЕМА 4: Изменения происходящие с веществами. | Задачи темы: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях, их отличия от физических явлений, сущности химических превращений; о количественной стороне химических реакций – законе сохранения массы веществ, объяснить сущность отдельных видов реакций. Научить правильно записывать химические реакции с помощью химических формул. Сформировать у учащихся обобщенные химические знания на атомно- молекулярном уровне. | ||||||
1. | Физические явления. | 1. диффузия душистых веществ. | Способы очистки веществ – очистка питьевой воды. Перегонка нефти. | §25 упр. 2-4 | |||
2. | Химические реакции. | Л.Р. 1. горение магния, взаимодействие мрамора и соляной кислоты. 2. получение Cu(OH)2 и его р-рение в кислоте 3. взаимодействие CuCl2 с Fe | 1. Понятие о химических явлениях 2. Признаки и условия протекания химических реакций, реакции горения 3. Экзо- и эндотермические реакции. | §26 упр. 1-5 | |||
3. | Закон сохранения массы вещества. | Л.Р., подтверждающий закон сохранения массы вещества. | 1. Значения закона сохранения массы веществ. 2. Роль М.В .Ломоносова и Д.Дальтона в открытии закона. | К/р 2 | |||
4. | Химические уравнения реакции разложения. | Демонстрация: электрону воды, разложение нитратов калия или натрия, KMnO4, азотной кислоты. | 1. Понятие о химическом уравнении, значение индексов и коэффициентов. 2. Сущность реакции разложения 3. Составление уравнения реакций. | ||||
5. | Реакции соединения | Осуществление переходов:
| 1. Сущность реакции соединения. 2. Составление уравнений реакций. | §27 реакции соедине ния | |||
6. | Реакции замещения | 1. Взаимодействие щелочных металлов с водой 2. Взаимодействие цинка и алюминия с серной и соляной кислотой. 3. Взаимодействие металлов ( железа, алюминия, цинка ) с солями ( ) | 1. Сущность реакции замещения. Составление уравнений и реакций, проведенных учителем на уроке. | §27 реакция замеще ния | |||
7. | Реакция обмена | Л.Р. 1. Реакция нейтрализации 2. Взаимодействия | 1. сущность реакции обмена, составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации 2. Течение реакций между р-рами кислот, щелочей и солей до конца. | §27 реакции обмена упр. 3,4. | |||
8-9. | Расчеты по химическим уравнениям. | Нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. | §28 задачи 1-5 | ||||
10. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | |||||
11. | Контрольная работа. | К/р | |||||
ТЕМА 5: Простейшие операции с веществом. Химический практикум. | |||||||
1. | Приемы обращения с лабораторным оборудованием ( правила по ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами. | ГЛАВА5Работа№1 | |||||
2. | Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. | Работа№2 | |||||
3. | Анализ почвы и воды. | Работа№3 | |||||
4. | Получение водорода и изучение его свойств. | Работа№5 | |||||
5. | Получение кислорода и изучение его свойств. | Работа№6 | |||||
6-7. | Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе. Признаки химических реакций. | Работа№7 | |||||
ТЕМА 6: Скорость химических реакций химическое равновесия. | |||||||
1. | Скорость химической реакции. | Л.Р. 1. Взаимодействие гранул цинка и порошка с соляной кислотой | 1. Понятие о скорости химических реакций, единицы измерения. 2. Гомогенные, гетерогенные процессы 3. Зависимость скорости от площади соприкосновения веществ. | §29 упр. 1-5 | |||
2. | Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. | 2. Взаимодействие Zn, Mg, Fe и HCl. - взаимодействие раствора H2SO4 с раствором сульфата натрия. 3. взаимодействие Zn с H2SO4 при различных температурах | Зависимость Vρ от - природы реагирующих веществ; - температуры - концетрации реагирующих веществ закон действующих масс | §30 упр 1-6 | |||
3. | Катализ и катализаторы. | Демонстрация: разложение пероксида в присутствии MnO2 - горение сахара в присутствии свежего сигаретного пепла | Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Ферменты как биологические катализаторы. | §31 упр. 1-5 | |||
4. | Обратимые и необратимые реакции. | Примеры необратимых реакций, протекающих в растворах с образованием газа, осадка или воды и также реакций горения Примеры обратимых реакций. | §32 упр.1-4 | ||||
5. | Химическое равновесие. | Демонстрация: Смещение равновесия химических реакций. | Понятие о химическом равновесии. Принцип Ле-Шателье. Способы смещения химического равновесия. | §33 упр. 1-5 | |||
6-7. | Обобщение и систематизация знаний по теме | Решение задач и упражнений. | С/р | ||||
ТЕМА 7: Растворение. Растворы, свойства растворов электролитов. | |||||||
1. | Растворение как физико-химический процесс. | Демонстрация: растворение безводного сульфата меди в воде. | 1. Растворы, гидраты, кристаллогидраты 2. Тепловые явления при растворении | §34 с.135-138 | |||
2. | Растворимость. Типы растворов. | 1. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные растворы. 2. различная растворимость веществ, зависимость от температуры. | §34 с.138-140 упр. 1-7 | ||||
3-4. | Решение задач. Определение массовой доли растворенного вещества. | ||||||
5. | Электрохимическая диссоциация. | Л.Р. Испытание веществ и их растворов на электроводность. | 1. Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи. Сильные и слабые электролиты. | §35 упр. 1-6 | |||
6. | Основные положения теории электрической диссоциации. | Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу, по наличию водной оболочки. | §36 упр. 1-6 | |||
7. | Ионные уравнения реакций. | Демонстрация: примеров реакций идущих до конца. | 1.Реакция обмена идущее до конца. 2. Зависимость уравнения реакции при помощи таблицы растворимости. | §37 упр. 1-5 | |||
8. | Контрольная работа. | ||||||
9. | Расчетные задачи по уравнениям. | ||||||
10- -11 | Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства. | Л.Р. Реакции характерные для кислот ( на примере соляной и серной кислоты ). | 1. определение кислот, диссоциация, классификация кислот по признакам. 2. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металла. 3. Реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости. | §38 упр. 1-6 | |||
12. | Основание в свете ТЭД, классификация и свойства. | 1.Диссоциация растворимых оснований . классификация оснований по различным признакам. 2. Взаимодействие растворимых оснований с кислотами, оксидами металлов, солями . разложение не растворимых оснований. | §39 упр. 1-5 | ||||
13. | Оксиды. Классификация и свойства. | 1. Состав оксидов. 2. Кислотные и основные оксиды, их свойства. | §40 упр. 1-5 | ||||
14- -15. | Соли в свете ТЭД, их свойства. | Демонстрация: изучение химических свойств солей. | 1. определение солей как элементов. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций и взаимодействие солей с солями. 2. Взаимодействие солей с кислотами и щелочами. | §41 упр. 1-5 | |||
16- -17. | Генетическая связь между классами не органических веществ. | Осуществление переходов P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2 Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2 | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов неметаллов. | §42 упр. 1-5 | |||
18. | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующие свойства основных классов и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | |||||
19. | Контрольная работа №4 | ||||||
20. | Классификация химических реакций. Окислительно –восстановительные реакции. | Различные признаки классификации химических реакций. | 1. Примеры реакций соединения, замещения, разложения, обмена гомо- и гетерогенных, экзо- и эндотермических, каталитических и некаталитических. 2. Определение степени окисления элементов, образующих вещества различных классов. 3. Реакции окислительно-восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия. 4. Процессы восстановления и окисления. | §43 упр. 1-3 | |||
21. | Уравнение окислительно-восстановительных реакций. Решение расчетных задач на избыток и недостаток. | Метод электронного баланса. Упражнения по составлению уравнений. | §43 упр. 4-8 | ||||
22. | Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций. | Рассмотрение свойств простых веществ металлов и не металлов, а так же кислот солей . | |||||
23. | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме. | |||||
24. | Контрольная работа. | ||||||
ТЕМА 8: Химический практикум. Свойства электролитов. | |||||||
1. | Ионные реакции. Обнаружения сульфидов и хлоридов. | Определение качественного состава солей (хлорида, бария, сульфата, магния, карбоната, алюминия). | ГЛАВА8 Работа№8 | ||||
2. | Решение экспериментальных задач. | Работа№11 | |||||
3. | Условия течений химических реакций. | ||||||
4. | Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | ||||||
ТЕМА 9: Великие химики. | |||||||
1. | Шеренга великих химиков Роберт Бойль., | Патрохимия, ее роль в развитии лекарственных средств, фармации. Корпускулярная теория «элемент». Понятия о окислительно-основных индикаторах, «свойства веществ». | ГЛАВА9 с.184-185 с.186-187 | ||||
2. | М.В. Ломоносов. | ||||||
3. | Антуан Лоран Лавуазье Клад Луи Бертолле. | Процессы горения и дыхания. Закон сохранения массы вещества. Закон постоянство состава веществ. | с.190-193 | ||||
4. | Джон Дальтон, Амедио Авогадро. | Основные положения теория Джона Дальтона. Основные характеристики атома и молекулы. Закон Авогадро. | с.193-196 | ||||
5. | Д.И. Менделеев. Сваите Август Аррениус. | Периодический закон ПСХЭ. | с.197-200 | ||||
6. | И.А. Каблуков. А. Луи Ле Шателье. | ЭДС. Гидратная теория растворов. Принцип смещения химического равновесия, закон Ле Шателье. | с.201-203 | ||||
7. | Итоговая контрольная работа. | К/р годо вая |
ХИМИЯ 9 КЛАССА – 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | СРОКИ ПРОХОЖ ДЕНИЯ | КОЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ | ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ, ЗАДАЧИ ) | ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ | ВИДЫ КОНТ РОЛЯ | ЗАДАНИЕ НА ДОМ |
ТЕМА: Повторение основных вопросов курса 8 класса. Введение. | Задачи темы: Актуализировать знание учащихся о структуре периодической системы, физическом смысле порядкового номера, химического элемента, номера группы и периода, о составе ядра, электронном строении атома, зависимость свойств химического элемента от положения в ПСХЭ, о классификации не органических веществ и их генетической связи, о химических свойствах металлов и неметаллов, об окислительно-восстановительных реакциях. | ||||||
1. | Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе. | Заряд ядра, протоны, нейтроны, схемы строения атомов, степень окисления, изотопы. | Фронталь ный опрос работа по карточкам. | §1-3 упр. 5,6,9,10. | |||
2. | Генетические ряды металлов и неметаллов. Участие простых веществ в окислительно-восстановительных реакциях. | Генетический ряд окислительно-восстановительные химические свойства металлов и неметаллов, окислительно-восстановительные реакции. | §1-3 повтор по 8 кл. §42,43 | ||||
3. | Химические свойства оксидов, кислот, оснований. Реакция ионного обмена. | Демонстрация: сжигание магния и серы и растворение продуктов горения в воде, определение реакции сферы. | 1. Кислотно – основные взаимодействия оксидов, кислот, оснований. 2. Реакции ионного обмена 3. Полные и сокращенные ионные уравнения. | §1 упр. 2,6 §3 упр. 7 повтор 8кл. §38-41 | |||
4. | Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидрооксиды. | Демонстрация реакции :
Эксперимент: из хлорида хрома 3 получим Cr(OH)3 | 1. Переходные элементы, амфотерные соединения. | §2 упр. 2,3 §3 упр. 8 Вводная К/р | |||
ТЕМА 1: Металлы. | Задачи темы: сформировать представление учащихся о зависимости физических свойств металлов от типа кристаллических решеток и особенностей строения атомов, сформировать представления об электрохимическом ряде напряжений металлов, о коррозии, как окислительно-восстановительном процессе, о способах защиты металлов от коррозии, развивать умения составлять уравнения химических реакций. | ||||||
1. | Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства металлов. | Демонстрация:
| 1. Металлическая кристаллическая решетка. 2. Электропроводность. 3. Физические свойства металлов. | Фронталь ный опрос | §4 читать §5,6 упр.2.с.23 упр.1,3 с.28 | ||
2-3. | Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения. | Л.Р. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Л.Р. Опыт по теме «Коррозия металлов»: в 4 стаканчика налить воду, в 3 последние добавить по 2 капли HCl , в первый и во второй кладут стальной гвоздь, в третий гвоздь +Zn, четвертый гвоздь + медная проволока. | 1. Электрохимический ряд напряжений. Диагональ Bi-Si-As-Te-At 2. Щелочные и щелочноземельные металлы. 3. Пластичность, твердость, теплопроводность. 4. Черные и цветные металлы. Формировать умение составлять уравнения реакций с участием металлов. | С/р | §8 упр. 6, учить по тетради. | ||
4. | Коррозия металлов. | Л.Р. смотри прошлый урок. | 1. Сформировать представление о коррозии, как окислительно-восстановительном процессе. 2. Способы защиты. | §10 упр. 4,6 | |||
5. | Сплавы. | Демонстрация: Сплавы железа ( чугун, сталь ). | 1. Сформировать представления о сплавах 2. Классификация сплавов ( заполнить таблицу ) | Фронтальный опрос, работа у доски | §7 упр. 2 | ||
6. | Металлы в природе, общие способы их получения. | Демонстрация: ознакомление с образцами руд, природных соединений натрия, кальция, алюминия. | 1. Руды 2. Металлургия 3. Пирометаллургия; гидрометаллургия, электрометаллургия. | §9 упр. 4 -5 | |||
7. | Общая характеристика элементов главной подгруппы первой группы. | Демонстрация:
| 1. Строение атомов щелочных металлов 2. Химические свойства щелочных мет. 3. Оксиды и пероксиды щелочных метал. 4. Едкие щелочи, солей. | §11 с.44 -45 упр. 1а,9 | |||
8. | Соединение щелочных металлов. | Л.Р. 1. KOH + FeCl3 → 2. NaOH + HCl → 3. NaOH + CO2 → NaHCO3 | 1. Актуализировать знания о химических свойствах основных оксидов, щелочей солей. 2. Познакомить учащихся с применением щелочных металлов в быту. | 11,упр5. | §11 с.46 -48 упр. 1б,5 | ||
9. | Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. | 1. Строение атомов Be и Mg 2. Химические свойства. | 12,с50-52 | §12 с.50 -52 | |||
10. | Соединение щелочно-земельных металлов и магния. | Демонстрация: соединений кальция и магния, коллекция «горных пород» | 1 Химические свойства щелочноземельных металлов 2магниетермия и кальциетермикальция; 3Оксиды игидроксиды кальция; Соли: мел,мрамор, известняк. | 12 с52-56,упр4,5 | С 52-56 упр 4,5 | ||
11 | Алюминий: его физические и химические свойства. | Лабораторный опыт: 1Взаимодействие алюминия с соляной кислотой. 2Взаимодействие с , образование алюминатов. | Формировать представление о переходных элементах. 2Строение атома алюминия; его физические и химические свойства. 3Алюминотермия. | 13, с57-60,упр5,6 | С57-60 упр5,5 | ||
12. | Соединение алюминия. | Лабораторный опыт: 2 3 | Формированиеумения составлять уравнения химических реакций с амфотерными соединениями. 2Природные соединения алюминия (глина). | С8,с38,упр3,с49,упр2,с62,упр7 | №13 с60-62 упр7-8 | ||
13. | Решение задач . | 1Сформировать умение решать задачи на выход продукта и решение задач по уравнению реакции. 2 Развивать навыки работы с химическими веществами. | Решать задачи с 8 упр 8 ,с 37, упр3, с 49, упр2, с 62 упр7. | ||||
14. | Железо. Физические и химические свойства. | Лабораторный опыт: 1 | Строение атома железа . 2Физические и химические свойства железа. 3Образованиехлоридов,взаимодействие с серой, водой, кислотами, солями. | №14 упр 1,5. | |||
15. | Соединение железа. | Лабораторный опыт: 1 | 1 Железо в природе. 2Соединение катионов железа . 3Качественные реакции . | ||||
16. | Решение задач и упражнений по теме: соединение железа». | 1Формировать умение решать задачи расчетные ,качественные на превращение соединений .Железа их распознавание . | Подготовится к п.р№3,с70-71.зад-1,2,4. | ||||
17. | Практическая работа по теме: «соединение железа». | 1Развивать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и оборудованием; проверить усвоение химических свойств соединений железа. | |||||
17. | Подготовка к контрольной работе. | Актуализировать и обобщить знание учащихся. | |||||
18. | Контрольная работа :»металлы и их соединение». | ||||||
Тема№2 Неметаллы. | Задачи темы: Сформировать представления о положении неметаллов в периодической системе , зависимости строения их атомов и свойств от положения в ПСХЭ, о причинах аллотропии серы, кислорода, углерода, закономерности изменения неметаллических свойств в подгруппе, качественные реакции на хлорид, сульфат, карбонат-ионы. | ||||||
1. | Общая характеристика неметаллов. Химические элементы в клетках живых организмов. | 1 Элементы-металлы и элементы-неметаллы. 2Строение атомов. Аллотропия. Кислород и озон. 3Состав воздуха. | Фронт опрос | №17,№19 с87-88. | |||
2-3. | Галогены и их химические соединения. | Лабораторный опыт: | 1Строение атомов галогенов и их степени окисления. 2Физические свойства галогенов. 3Химические свойства галогенов | С,Р | |||
4. | Сера, ее физические и химические свойства | Демонстрация: | Познакомить учащихся с особыми свойствами , стадиями производства серной кислоты. | №18-19 , №21,упр2,3. | |||
5. | Соединение серы. | Демонстрация: Качественная реакция на сульфат-ион | Оксиды серы их получение и свойства. 2Серная кислота и ее соли, применение в народном хозяйстве. | 22 упр1,3,4. | |||
6. | Серная кислота, соли серной кислоты. | Качественная реакция на сульфат-ион | Строение атома и молекулы азота. 2Свойства простого вещества. 3Круговорот азота в природе. | 23,упр1,2 | |||
7. | Азот и его свойства. | ||||||
8. | Аммиак ,соли аммония. | Лабораторный опыт: Распознание солей аммония. | 1Сформировать знание о строении, получении и химических свойствах аммиака. 2Особые свойства солей аммония. | 24,упр5, | |||
9. | Азотная кислота и ее соли. | Демонстрация: Взаимодействие | |||||
10. | Решение задач и уравнений на превращения соединений азота. | 1Сформировать знания об особенных свойствах
| 26,упр7 | ||||
11. | Фосфор. | Демонстрации Образцов природных соединений фосфора. | Строение атома. 2Аллотропия, свойство белого и красного фосфора, их применение. | 27,с122-123,упр4. | |||
12. | Фосфорная кислота и ее соли. | Демонстрация: | 1 Сформировать представление о кислых солях. | 27,упр2,3. | |||
13. | Азотные и фосфорные удобрения. | Демонстрация: Азотных и фосфорных удобрений. | Ознакомить учащихся с разновидностями удобрений их биологическое значение. | С212-216 | |||
14. | Углерод. | Демонстрация: Поглощение углем реактивных веществ или газов. | Аллотропия углерода. | С.М | 28,упр6,8. | ||
15. | Оксиды углерода. | С,М | 29,с134-135,упр7. | ||||
16. | Карбонаты. | Демонстрация: Образцы карбонатов, важных для народного хозяйства. | Дать понятие о жесткости воды. 2Качественная реакция на карбонаты. 3Основные соли. 4Круговорот углерода в природе. | 29, с131-133, 29, с136-137, упр7 а , б. | |||
17. | Кремний и его соединения. | Демонстрация: Показ коллекции. «Минералы и горные породы. | 1Строение атома. 2Аллотропия, свойства модификации. 3Оксиды кремния, его природные разновидности. 4 Силикаты, силикатная промышленность. | 30,с128-141, упр1,4 а ,б,5,3. | |||
18. | Силикатная промышленность. | Лабораторный опыт: Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | 1Сформировать представление о производстве керамики, стекла, цемента. | 30,с141-143. | |||
19. | Обобщение знаний по теме «неметаллы». | 1Актуализировать, систематизировать знания по теме « Неметаллы». 2Решение расчетных задач. | К/Р | Подготовится к практичес-кой работе №5,зад№1,4,5,6,с145-147. | |||
20-21. | Практическая работа: Соединение галогенов и серы. | 1Отработка навыков: а) получения, собирания химических веществ на примере соляной кислоты. б ) распознание хлора и ионов. | ПР №6 с145-147.Подготовится КПР№7 | ||||
22-23. | Практическая работа: »получение аммиака и изучение его свойств». | Отработка навыков: а) получения ,собирание химических веществ, изучение свойств аммиака, его применение. | ПР№7-№8,с147-149,зад3,,6. П.Д к К,Р с 149-150. | ||||
24. | Контрольная работа по теме: »Неметаллы». | Контроль за уровнем усвоения учащимися знаний по теме « Неметаллы». | К/Р | ||||
Химический практикум 2 | |||||||
1. | Практическая работа: №5 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств». | Отработка навыков: а) получения, собирания химических веществ, доказательство их наличия; б) изучение свойств на примере соляной кислоты . | |||||
2. | Практическая работа №6 « Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». | ||||||
3. | Практическая работа №7. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота». | ||||||
4. | Практическая работа №8 Получение оксида углерода 4 и изучение его свойств. Распознание карбонатов. | Практическое осуществление превращений веществ. | |||||
Тема№3 « Органические вещества». | |||||||
1. | Предмет органической химии. Общие представления об органических веществах. | Демонстрация: Горения свечи и спиртовки. Модели металлов. | Предмет изучения органической химии. 1Вещества органической химии и неорганической. 2 Теория строения органических веществ А.М..Бутлерова. | 31,с151-153,упр1-2. | |||
2. | Углероды. | Ознакомить учащихся с предельными углеводородами; гомологический ряд; радикалы; изомерия. | 32,упр4,5 | ||||
3. | Физические и химические свойства углеродов. | ||||||
4. | Непредельные углероды. Этилен и его гомологи. | Демонстрация: Взаимодействие этилена с водой и раствором . | Объяснить: 1)Двойная связь в молекуле этилена ; 2Реакция полимеризации ; | 33,упр4. | |||
5. | Непредельные углероды. Ацетилен. | Получение ацетилена карбидным способом. | Тройная связь. Карбидный способ. | С.Р. | |||
6. | Ароматические углероды. Бензол. | Ароматы углеводов. 2Бензол и его формулы. 3Реакции присоединения и замещения бензола. | |||||
7. | Спирты. Решение задач и уравнений. | Демонстрация: образцов этанола, глицерина, этиленгликоля. Горение спирта. | 1Спирты и их атомы. 2Придельные одноатомные спирты. 3Двухатомные спирты. 3 Трехатомные спирты. | ||||
8. | Альдегиды. | ||||||
9. | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | Демонстрация:1 «Реакция серебреного зеркала». 2Взаимодейвия уксуса с металлами. | Альдегидная группа, общая формула. 2Формальдегид. 3Качественная реакция на альдегиды. | 37,упр1-3,6 | |||
10. | Сложные эфиры. | 38,с178,упр2,3,4. | |||||
11. | Жиры. | Демонстрация: образцы твердых и жидких жиров. | 39,упр1-5. | ||||
12. | Аминокислоты. | Лабораторный опыт: доказательство наличия функциональных групп в растворах амино- кислот. | Сочетание- и 2Амфотерность аминокислот. 3Биологическое значение. | 40,упр1 | |||
13. | Реакции поликонденсации. Белки. | Лабораторный опыт: « Цветные реакции белков». Демонстрация белков. | Белки, как природные полимеры. | 40,с183-184. | |||
14. | Углеводы | Демонстрация: образцов углеводов. | Состав углеводов; моносахариды, полисахариды. Сахароза, крахмал и целлюлоза. | . | 41,апр3,4,5. | ||
15. | Глюкоза. | Реакция « серебреного зеркала». | |||||
16. | Крахмал и целлюлоза. | Демонстрация: взаимодействия крахмала с йодом; гидролиз. | Состав, физические и химические свойства глюкозы. | 41,с191-192. | |||
17. | Полимеры. | Демонстрация: Коллекции пластмасс, и каучуков, биополимеров. | 1Полимеры-ВМС 2Природные и систематические полимеры. 3Реакции полимеризации и поликонденсации. 4Структура полимеров. | 42,упр1-5. | |||
18. | Обобщение и систематизация знаний по органической химии. | ||||||
19. | Решение задач и уравнений. | К/Р | |||||
20. | Контрольная работа. | ||||||
| Тема№7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | ||||||
1. | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д,И, Менделеева в свете учения о строении атома. | ||||||
2. | Строение вещества . ( Виды химических связей и типы кристаллических решеток). | ||||||
3. | Химические реакции. | ||||||
4-5. | Классы химических соединений в свете ДЭД. | ||||||
6. | Решение задач и уравнений. | ||||||
7. | Контрольная работа по темам: « Органические вещества» и « Обобщение знаний по химии за курс основной школы». | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков химии 10 класс 1час/нед
Тематическое планирование уроков химии в 10 классе из расчета 1 час в неделю по учебнику О.С.Габриеляна (базовый уровень)....
Поурочно-тематическое планирование по химии. 1курс
В данное планирование включены самостоятельные работы по предмету. Указаны межпредметные связи. Предложено домашнее задание по учебнику Г.Е.Рудзитису....
Поурочно-тематическое планирование по химии. 2курс
Поурочно-тематическое планирование предложено для 2 курса. Использован учебник под редакцией Г.Е.Рудзитиса.Количество часов за год - 53. В планировании указаны межпредметные связи, предложено до...
Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии в 9 кл по программе О.С.Габриеляна
В пояснительной записке отражены требования к уровню подготовки учащихся - личностные,метапредметные, предметные. Перед каждой темой указаны ключевые компетенции, которые нужно сформироват...
Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе к учебнику О.С. Габриелян
Календарно-тематическое планирование содержит распределение часов по темам, разделам, указано количество контрольных работ, практических работ и лабораторных опытов....
Календарно-тематическое планирование по химии в 9-м классе к учебнику О.С. Габриелян
Полное распределение количества часов по темам, указано количество часов на контрольные работы, практические работы и лабораторные опыты....
Тематическое планирование по химии 8 класс
Развернутое тематическое планирование составлено согласно программе основного общего образования по химии для общеобразовательных школ О.С. Габриеляна. В разработке включены такие разделы как: и...