тематическое планирование по химии 8-9 кл
календарно-тематическое планирование (химия, 8 класс) по теме

Тематическое планирование в 8 классе расчитано на 102 часа  в год(3 часа в неделю) а в 9 классе на 2 часа в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_himii_8_-9_klass.doc669 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по химии в 8 -9 классахПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Программа курса построена на концентрической концепции.

        ВЕДУЩИМИ ИДЕЯМИ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ:

        - материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

        - познаваемость веществ и закономерностей протекание химических реакций;

        - объясняющая и прогнозирующая теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в      

  круговороте химических элементов и химической эволюции;

- законы природы познаваемы и объективны; знание законов химии дает возможность управлять химическими  

            превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от      

            загрязнения;

        - развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересом человека и общества, имеют

            гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

        Основное содержание курса химии 8 класса составляют о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших ( оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях ), о строении вещества ( типологии химических связей и видах кристаллических решетках ), закономерностях протекания реакций и их классификации.

        Тематическое планирование учебного материала составлено следующим образом – 3 часа в неделю; всего 102 часа

        В содержании курса 9 класса в начале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются и свойства отдельных важных в народохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров ( белков и углеводов ).

        Представленный в курсе химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

        Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также средством контроля за качеством их сформированности.  

        Важнейшей особенностью программы является выделения специального времени ( 14-15 часов ) на реализацию регионального компонента в обучении химии, которая осуществляется через модуль «Химия в сельском хозяйстве» (рекомендуется для сельских школ). Как дополнительное средство в его реализации могут быть и предусмотренные программой экскурсии на местные производства и учреждения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

        УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

        - положения металлов неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

        - общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

        - основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;

        - алюминия, железа;

        - галогенов, серы, фосфора, азота, углерода и кремния;

        - качественные реакции на важнейшие катионы и анноны.  

        УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

        - давать определения и применять следующие понятия : сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

        - характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов ( щелочных и щелочноземельных

            металлов, галогенов ) и важнейших химических элементов ( алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния )

            в свете изученных теорий;  

        - распознавать важнейшие катионы и анноны;

          - решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

ХИМИЯ 8 КЛАССА – 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.

УРОКА

ТЕМА УРОКА

СРОКИ

ПРОХОЖ

ДЕНИЯ

КОЛИ

ЧЕСТВО

 ЧАСОВ

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

( ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ, ЗАДАЧИ )

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ВИДЫ

КОНТ

РОЛЯ

ЗАДАНИЕ

 НА

 ДОМ

ТЕМА: Введение . предмет химии.

Задачи темы: дать представления о веществах , их составе, строении, а также показать познаваемость состава и строения, разъяснить одну из причин многообразия веществ, подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе, сформировать у учащихся обобщенные химические знания на атомно-молекулярном уровне, воспитывать интерес к предмету.

1.

Предмет химии. Вещество.

Демонстрация: коллекция изделий – тел из алюминия и стекла.

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента.

§1 упр.3,4,5.

2.

Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни

Взаимодействие соляной кислоты с мрамором, помутнение «известковой воды».

1. Химические явления,

    отличие их от химических  

    явлений.

2. Достижение химии их

    использование.

§2

упр. 1-5

3.

Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии.

1. Возникновение и развитие  

    химии.

2. Основные законы химии.

3. Роль отечественных

    ученых в развитии химии.

§3

упр.1,5

4.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева .

1. Структура периодической

    системы ( таблицы ) :  

    периоды и группы. ПСХЭ

    как справочное пособие о  

    свойствах химических

    элементов.

2. Обозначения химических

    элементов, их название

§4

упр. 1-4

5.

Знаки химических элементов.

6.

Химические формулы.

Уметь вычислять относительную молекулярную массу.

1. Химическая формула

    запись и чтение формул.

    Индексы и коэффициенты.

2. Масса атомов и молекул.

    Относительная атомная    и

    молекулярная массы.

§5

упр. 1-5

7.

Относительная атомная и молекулярные массы.

ТЕМА 1: Атомы химических элементов.

Цели и задачи темы: знать основные закономерности ПСХЭ Д.И.Менделеева, распределение электронов в атомах химических элементов, строение атомов, планетарную модель строения атома, что такое «изотопы»,уметь давать общую характеристику химических элементов главных подгрупп, описывать строение электронных оболочек атомов

1.

Основные сведения о строении атомов.

1. Доказательство сложного

    строения атомов. Опыты  

    Резерфорда.

2. Планетарная модель

    строения атома.

    Характеристика  

    нуклеинов.

    Взаимосвязь понятий :

    протон, нейтрон,

    относительная атомная  

    масса.  

§6

упр. 1,3

2.

Изменение числа протонов в атомном ядре – образование новых химических элементов. Образование изотопов

1. Современное понятие

    «Химический элемент»

2. Изотопы как

    разновидность атомов

    одного и того же

    химического элемента.

§7

упр 1-4

3.

Электроны.

1. Характеристика электронов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях.

§8

упр.1-5

4.

Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов № 1-20.

5.

Периодическая система химических элементов и строение атомов.

1. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах.

§9

упр.1

6.

Изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.

1. Понятие иона.

2. Понятия об ионной связи

3. Схемы образования ионных соединений.

§9

упр. 2,3.

7.

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой – образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

1. Схема образования двух атомных молекул ( H2 , CI2 , S2 , N2  ). Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи

§10

упр. 1-4

8.

Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой – образование молекул соединений, электроотрицат. ( Э.О. ). Ковалентная полярная химическая связь.

1. Схема образования молекул соединений ( HCl,

H2O, NH3 и др. ) электронные и структурные формулы.

2. Понятие об Э.О. и ковалентной химической связи.

С/р

§11

упр. 1-4

9.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов.

1. Понятие о металлической связи.

§12

упр.1-3

10-

-11.

Обобщение и систематизация знаний об хлементах металлов и неметаллов, о видах химической связи.

Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе.

К/р№1

12.

Контрольная работа №1.

ТЕМА 2: Простые вещества

Задачи: рассмотреть сущность образование химических соединений, простых веществ. Познакомить учащихся с характером химических связей в различных соединениях на основе электроотрицательности атомов элемента. Сформировать у учащихся умение сравнивать физические свойства металлов и неметаллов. Рассчитывать: количество вещества, молярную массу и т.д.

1.

Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия.  

Демонстрация коллекции металлов: железо, алюминия, кальция, натрия, образцы белого и серого олова.

1. Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь (повт.). физические свойства металлов. Аллотропия олова.

§13

упр. 1,3,4.

2.

Простые вещества – металлы

Демонстрация: коллекция неметаллов: S, P, уголь, вода, H2 и O2 в газометре.

1. Положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов

2. Физические свойства неметаллов

3. Химические формулы. Расчет относит. Молекулярной массы.

4. Понятие аллотропии на примере модификации кислорода.

§14

упр. 3,4.

3.

Физические свойства неметаллов – простых веществ.

§14

с.51 и до конца

упр. 4

4.

Количество вещества.

Некоторые металлы и неметаллы количеством 1моль, 1ммоль

1. Количество вещества и его единицы: моль, ммоль, кмоль, число Авогадро  

§15до

слов

«масса 1моль называет

ся молярн.»

упр. 1,2

5.

Молярная масса вещества.

1. Расчет молярных масс по химической формуле. Минимальная молярная и кислотно молярная  массы.

2. Выполнения упражнений с расчетом NA, n, m.

§15до

слов

«масса 1моль называет

ся молярн.»

упр. 3,4.

6.

Молярный объем газообразных веществ.

1. Понятие о молярном объеме газов, единицы измерения.

§16

упр.1-2

7.

Урок-упражнение.

1. Решение задач и упражнений с использованием: кол-ва вещ-ва, молярная масса, моляр. объем газов.

8.

Обобщение и система …. Знаний по теме « Простые вещества ».

Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе

К/р№2

9.

Контрольная работа №2

ТЕМА 3: Соединение химических элементов.

Задачи темы: рассмотреть важнейшие классы бинарных соединений. Формировать умение учащихся сравнивать свойства веществ различных классов, делать расчеты по формулам, называть и характеризировать важнейших представителей, классифицировать сложные вещества, составлять формулы по названиям.

1.

Степень окисления

1. Понятие о степени окисление

2. Определение степени окисления атомов элементов в бинарных соединений

3. Составление формул.

§17

упр. 1,2.

2.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др.

Демонстрация : образцов хлоридов, сульфидов, металлов.

3.

Важнейшие классы бинарных соединений .

Демонстрация : образцы оксидов неметаллов P2O5, CO2, SiO2 H2O, HCl, NH3 газы и растворы.

1. Составления формул, их названия

2. Расчеты по формулам

3. Характеристика соединений, их представители.

§18

упр.1-6

4.

Основание

- образцы щелочей нерастворимых оснований

- изменения окраски индикаторов

1. Состав, название и классификация оснований

2. Расчеты по формулам оснований

§19

упр.1-6

5.

Кислоты.

Демонстрация: образцы кислот:

Правила разбавления серной кислоты.

 

1.Состав, название, классификация

§20

упр.1-5

6.

Расчеты по формулам кислот. Характеристика представителей кислот.

Изменение окраски индикаторов

7-8.

Соли как производные кислот и оснований.

Образцы солей кислородосодержащих и бескислородных  кислот.

1. Состав и название солей. Характеристика о представителей солей

9.

Урок – упражнение

1. Классификация сложных веществ, определения принадлежности веществ к различным классам.

2. Составление формул по названию

3. Расчеты по формулам.

 С/р

10.

Аморфные и кристаллические вещества. Молекулярные и кристаллические решетки. Ионные, атомные и металлические решетки.

Демонстрация: 1 модели кристаллических решеток.

§22

упр.1,4,5.

11.

Чистые вещества и смеси.

Взрыв смеси водорода с воздухом. Различные образцы смеси в том числе с помощью делительной воронки. Дистилизация воды.

1. Понятие о чистом веществе и смеси, их отличиях. Примеры жидких и газообразных смесей.

2. Способы разделения смесей и очистка.

§23

упр.1,2,4.

12.

Массовая и объемные доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей.

1. Понятие о доли компонентов смесей .

2. Вычисление долей компонента смесей и расчет массы или объема вещества.

§24

упр.1-3

13-

-14.

Количественные расчеты связанные с понятием «доля»

Решение задач и упражнений

§24

упр.4-7

15.

Контрольная работа №3

К/р№3

ТЕМА 4: Изменения происходящие с веществами.

Задачи темы: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях, их отличия от физических явлений, сущности химических превращений; о количественной стороне химических реакций – законе сохранения массы веществ, объяснить сущность отдельных видов реакций. Научить правильно записывать химические реакции с помощью химических формул. Сформировать у учащихся обобщенные химические знания на атомно- молекулярном уровне.

1.

Физические явления.

1. диффузия душистых веществ.

Способы очистки веществ – очистка питьевой воды. Перегонка нефти.

§25

упр. 2-4

2.

Химические реакции.

Л.Р. 1. горение магния, взаимодействие мрамора и соляной кислоты.

2. получение Cu(OH)2 и его р-рение в кислоте

3. взаимодействие  CuCl2 с  Fe

1. Понятие о химических явлениях

2. Признаки и условия протекания химических реакций, реакции горения

3. Экзо- и эндотермические реакции.

§26

упр. 1-5

3.

Закон сохранения массы вещества.

Л.Р., подтверждающий закон сохранения массы вещества.

1. Значения закона сохранения массы веществ.

2. Роль М.В .Ломоносова и Д.Дальтона в открытии закона.

К/р 2  

4.

Химические уравнения реакции разложения.

Демонстрация: электрону воды, разложение нитратов калия или натрия, KMnO4, азотной кислоты.

1. Понятие о химическом уравнении, значение индексов и коэффициентов.

2. Сущность реакции  разложения

3. Составление уравнения реакций.

5.

 Реакции соединения

Осуществление переходов:

  1. S → SO2 → H2 SO3
  2. P → P2O5 → H3PO4
  3. Ca → CaO → Ca(OH)2

1. Сущность реакции соединения.

2. Составление уравнений реакций.

§27

реакции соедине

ния

6.

Реакции замещения

1. Взаимодействие щелочных металлов с водой

2. Взаимодействие цинка и алюминия с серной и соляной кислотой.

3. Взаимодействие металлов ( железа, алюминия, цинка ) с солями (                            )

1. Сущность реакции замещения. Составление уравнений и реакций, проведенных учителем на уроке.

§27

реакция замеще

ния

7.

Реакция обмена

Л.Р. 1. Реакция нейтрализации

2. Взаимодействия

1. сущность реакции обмена, составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации

2. Течение реакций между р-рами кислот, щелочей и солей до конца.

§27

реакции обмена

упр. 3,4.

8-9.

Расчеты по химическим уравнениям.

Нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества.

§28

задачи

1-5

10.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

11.

Контрольная работа.

К/р

ТЕМА 5: Простейшие операции с веществом. Химический практикум.

1.

Приемы обращения с лабораторным оборудованием  ( правила по ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами.

ГЛАВА5Работа№1

2.

Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Работа№2

3.

 Анализ почвы и воды.

Работа№3

4.

Получение водорода и изучение его свойств.

Работа№5

5.

Получение кислорода и изучение его свойств.

Работа№6

6-7.

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе. Признаки химических реакций.

Работа№7

ТЕМА 6: Скорость химических реакций химическое равновесия.

1.

Скорость химической реакции.

Л.Р. 1. Взаимодействие гранул цинка и порошка с соляной кислотой

1. Понятие о скорости химических реакций, единицы измерения.

2. Гомогенные, гетерогенные процессы

3. Зависимость скорости от площади соприкосновения веществ.

§29

упр. 1-5

2.

Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

2. Взаимодействие Zn, Mg, Fe и HCl.

  - взаимодействие раствора H2SO4 с раствором сульфата  натрия.

3. взаимодействие Zn с   H2SO4 при различных температурах

Зависимость Vρ от

- природы реагирующих веществ;

- температуры

- концетрации реагирующих веществ закон действующих масс

§30

упр 1-6

3.

Катализ и катализаторы.

Демонстрация: разложение пероксида    в присутствии MnO2

- горение сахара в присутствии свежего сигаретного пепла

Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Ферменты как биологические катализаторы.

§31

упр. 1-5

4.

Обратимые и необратимые реакции.

Примеры необратимых реакций, протекающих в растворах с образованием газа, осадка или воды и также реакций горения

Примеры обратимых реакций.

§32

упр.1-4

5.

Химическое равновесие.

Демонстрация: Смещение равновесия химических реакций.

Понятие о химическом равновесии. Принцип

Ле-Шателье. Способы смещения химического равновесия.

§33

упр. 1-5

6-7.

Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение задач и упражнений.

С/р

ТЕМА 7: Растворение. Растворы, свойства растворов электролитов.

1.

Растворение как физико-химический процесс.

Демонстрация: растворение безводного сульфата меди в воде.

1. Растворы, гидраты, кристаллогидраты

2. Тепловые явления при растворении

§34

с.135-138

2.

Растворимость. Типы растворов.

1. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные растворы.

2. различная растворимость веществ, зависимость от температуры.

§34

с.138-140

упр. 1-7

3-4.

Решение задач. Определение массовой доли растворенного вещества.

5.

Электрохимическая диссоциация.

Л.Р. Испытание веществ и их растворов на электроводность.

1. Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи. Сильные и слабые электролиты.

§35

упр. 1-6

6.

Основные положения теории электрической диссоциации.

Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу, по наличию водной оболочки.

§36

упр. 1-6

7.

Ионные уравнения реакций.

Демонстрация: примеров реакций идущих до конца.

1.Реакция обмена идущее до конца.

2. Зависимость уравнения реакции при помощи таблицы растворимости.

§37

упр. 1-5

8.

Контрольная работа.

9.

Расчетные задачи по уравнениям.

10-

-11

Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства.

Л.Р. Реакции характерные для кислот ( на примере соляной и серной кислоты ).

1. определение кислот, диссоциация, классификация кислот по признакам.

2. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металла.

3. Реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости.

§38

упр. 1-6

12.

Основание в свете ТЭД, классификация и свойства.

1.Диссоциация растворимых оснований . классификация оснований по различным признакам.

2. Взаимодействие растворимых оснований с кислотами, оксидами металлов, солями . разложение не растворимых оснований.

§39

упр. 1-5

13.

Оксиды. Классификация и свойства.

1. Состав оксидов.

2. Кислотные и основные оксиды, их свойства.

§40

упр. 1-5

14-

-15.

Соли в свете ТЭД, их свойства.

Демонстрация: изучение химических свойств солей.

1. определение солей как элементов. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций и взаимодействие солей с солями.

2. Взаимодействие солей с кислотами и щелочами.

§41

упр. 1-5

16-

-17.

Генетическая связь между классами не органических веществ.

Осуществление переходов

P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2 

       Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2 

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов неметаллов.

§42

упр. 1-5

18.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующие свойства основных классов и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

19.

Контрольная работа №4

20.

Классификация химических реакций. Окислительно –восстановительные реакции.

Различные признаки классификации химических реакций.

1. Примеры реакций соединения, замещения, разложения, обмена гомо- и гетерогенных, экзо- и эндотермических, каталитических и некаталитических.

2. Определение степени окисления элементов, образующих вещества различных классов.

3. Реакции окислительно-восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия.

4. Процессы восстановления и окисления.

§43

упр. 1-3

21.

Уравнение окислительно-восстановительных реакций. Решение расчетных задач на избыток и недостаток.

Метод электронного баланса. Упражнения по составлению уравнений.

§43

упр. 4-8

22.

Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.

Рассмотрение свойств простых веществ металлов и не металлов, а так же кислот солей .

23.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме.

24.

Контрольная работа.

ТЕМА 8: Химический практикум. Свойства электролитов.

1.

Ионные реакции. Обнаружения сульфидов и хлоридов.

Определение качественного состава солей (хлорида, бария, сульфата, магния, карбоната, алюминия).

ГЛАВА8

Работа№8

2.

Решение экспериментальных задач.

Работа№11

3.

Условия течений химических реакций.

4.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

ТЕМА 9: Великие химики.

1.

Шеренга великих химиков

Роберт Бойль.,

Патрохимия, ее роль в развитии лекарственных средств, фармации. Корпускулярная теория «элемент». Понятия о окислительно-основных индикаторах, «свойства веществ».

ГЛАВА9

с.184-185

с.186-187

2.

М.В. Ломоносов.

3.

Антуан Лоран Лавуазье

Клад Луи Бертолле.

Процессы горения и дыхания. Закон сохранения массы вещества. Закон постоянство состава веществ.

с.190-193

4.

Джон Дальтон,

Амедио Авогадро.

Основные положения теория Джона Дальтона. Основные характеристики атома и молекулы. Закон Авогадро.

с.193-196

5.

Д.И. Менделеев.

Сваите Август Аррениус.

Периодический закон ПСХЭ.

с.197-200

6.

И.А. Каблуков.

А. Луи Ле Шателье.

ЭДС. Гидратная  теория растворов. Принцип смещения химического равновесия, закон Ле Шателье.

с.201-203

7.

Итоговая контрольная работа.

К/р годо

вая

ХИМИЯ 9 КЛАССА – 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.

УРОКА

ТЕМА УРОКА

СРОКИ

ПРОХОЖ

ДЕНИЯ

КОЛИ

ЧЕСТВО

 ЧАСОВ

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

( ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ, ЗАДАЧИ )

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ВИДЫ

КОНТ

РОЛЯ

ЗАДАНИЕ

 НА

 ДОМ

ТЕМА: Повторение основных вопросов курса 8 класса. Введение.

Задачи темы: Актуализировать знание учащихся о структуре периодической системы, физическом смысле порядкового номера, химического элемента, номера группы и периода, о составе ядра, электронном строении атома, зависимость свойств химического элемента от положения в ПСХЭ, о классификации не органических веществ и их генетической связи, о химических свойствах металлов и неметаллов, об окислительно-восстановительных реакциях.

1.

Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе.

Заряд ядра, протоны, нейтроны, схемы строения атомов, степень окисления, изотопы.

Фронталь

ный опрос

работа по карточкам.

§1-3

упр. 5,6,9,10.

2.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Участие простых веществ в окислительно-восстановительных реакциях.

Генетический ряд окислительно-восстановительные химические свойства металлов и неметаллов, окислительно-восстановительные реакции.

§1-3

повтор по 8 кл. §42,43

3.

Химические свойства оксидов, кислот, оснований.

Реакция ионного обмена.

Демонстрация: сжигание магния и серы и растворение продуктов горения в воде, определение реакции сферы.

1. Кислотно – основные взаимодействия оксидов, кислот, оснований.

2. Реакции ионного обмена

3. Полные и сокращенные ионные уравнения.

§1

упр. 2,6

§3

упр. 7

повтор 8кл.

§38-41

4.

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидрооксиды.

Демонстрация реакции :

  1. CaO + H2O → проверка
  2. CaO + CO2 → выдыхание через трубку в известковую воду.
  3. CaCO3 + HCl →
  4. CuSO4 + BaCl2
  5. CuSO4 + NaOH →

Эксперимент: из хлорида хрома 3 получим Cr(OH)3  

1. Переходные элементы, амфотерные соединения.

§2

упр. 2,3

§3

упр. 8

Вводная К/р

ТЕМА 1: Металлы.

Задачи темы: сформировать представление учащихся о зависимости физических свойств металлов от типа кристаллических решеток и особенностей строения атомов, сформировать представления об электрохимическом ряде напряжений металлов, о коррозии, как окислительно-восстановительном процессе, о способах защиты металлов от коррозии, развивать умения составлять уравнения химических реакций.

1.

Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства металлов.

Демонстрация:

  1. Модели кристаллических решеток металлов.
  2. Рассмотрение образцов металлов.

1. Металлическая кристаллическая решетка.

2. Электропроводность.

3. Физические свойства металлов.  

Фронталь

ный опрос

§4

читать §5,6

упр.2.с.23

упр.1,3

с.28

2-3.

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения.

Л.Р.  Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Л.Р. Опыт по теме «Коррозия металлов»: в 4 стаканчика налить воду, в 3 последние  добавить по 2 капли HCl , в первый и во второй кладут стальной гвоздь, в третий гвоздь +Zn, четвертый гвоздь + медная проволока.

1. Электрохимический ряд напряжений. Диагональ Bi-Si-As-Te-At

2. Щелочные и щелочноземельные металлы.

3. Пластичность, твердость, теплопроводность.

4. Черные и цветные металлы.

Формировать умение составлять уравнения реакций с участием металлов.  

С/р

§8

упр. 6, учить по тетради.

4.

Коррозия металлов.

Л.Р.  смотри прошлый урок.

1. Сформировать представление о коррозии, как окислительно-восстановительном процессе.

2. Способы защиты.

§10

упр. 4,6

5.

Сплавы.

Демонстрация: Сплавы железа ( чугун, сталь ).

1. Сформировать представления о сплавах

2. Классификация сплавов

( заполнить таблицу )

Фронтальный опрос, работа у доски

§7

упр. 2

6.

Металлы в природе, общие способы их получения.

Демонстрация: ознакомление с образцами руд, природных соединений натрия, кальция, алюминия.

1. Руды

2. Металлургия

3. Пирометаллургия; гидрометаллургия, электрометаллургия.

§9

упр. 4 -5

7.

Общая характеристика элементов главной подгруппы первой группы.

Демонстрация:

  1. Сравнить химическую активность лития и натрия с водой.
  2. Горение лития и натрия.

1. Строение атомов щелочных металлов

2. Химические свойства щелочных мет.

3. Оксиды и пероксиды щелочных метал.

4. Едкие щелочи, солей.

§11

с.44 -45

упр. 1а,9

8.

Соединение щелочных металлов.

Л.Р.

1. KOH + FeCl3

2. NaOH + HCl  →

3. NaOH + CO2 → NaHCO3

1. Актуализировать знания о химических свойствах основных оксидов, щелочей солей.

2. Познакомить учащихся с применением щелочных металлов в быту.

11,упр5.

§11

с.46 -48

упр. 1б,5

9.

Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы.

1. Строение атомов Be и Mg

2. Химические свойства.

12,с50-52

§12

с.50 -52

10.

Соединение щелочно-земельных металлов и магния.

Демонстрация: соединений кальция и магния, коллекция «горных пород»

1 Химические свойства щелочноземельных металлов

2магниетермия и кальциетермикальция;

3Оксиды игидроксиды кальция; Соли: мел,мрамор, известняк.

12 с52-56,упр4,5

С 52-56 упр 4,5

11

Алюминий: его физические и химические свойства.

Лабораторный опыт: 1Взаимодействие алюминия с соляной кислотой.

2Взаимодействие с          , образование алюминатов.

Формировать представление

о переходных  элементах.

2Строение атома алюминия; его физические и химические свойства.

3Алюминотермия.

13,

с57-60,упр5,6

С57-60 упр5,5

12.

Соединение алюминия.

Лабораторный опыт:

2

3

Формированиеумения составлять уравнения химических реакций с амфотерными соединениями.

2Природные соединения алюминия (глина).

С8,с38,упр3,с49,упр2,с62,упр7

№13 с60-62 упр7-8

13.

Решение задач .

1Сформировать умение решать задачи      на выход

продукта и решение задач по уравнению реакции.

2 Развивать навыки работы с химическими веществами.

Решать задачи с 8 упр 8 ,с 37, упр3, с 49, упр2, с 62 упр7.

14.

Железо. Физические и химические свойства.

Лабораторный опыт:   1                                                                        

Строение атома железа .

2Физические и химические свойства железа.

3Образованиехлоридов,взаимодействие с серой, водой, кислотами, солями.

№14 упр 1,5.

15.

Соединение железа.

Лабораторный опыт: 1

1 Железо в природе.

2Соединение катионов железа                       .

3Качественные реакции

                                .

16.

Решение задач и упражнений по теме: соединение железа».

1Формировать умение решать задачи расчетные ,качественные на превращение соединений .Железа их распознавание .

Подготовится к п.р№3,с70-71.зад-1,2,4.

17.

Практическая работа по теме:   «соединение железа».

1Развивать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и оборудованием; проверить усвоение химических свойств соединений железа.

17.

Подготовка к контрольной работе.

Актуализировать и обобщить знание учащихся.

18.

Контрольная работа  :»металлы и их соединение».

Тема№2 Неметаллы.

Задачи темы: Сформировать представления о положении неметаллов в периодической системе , зависимости строения их атомов и свойств от положения в ПСХЭ, о причинах аллотропии серы, кислорода, углерода, закономерности изменения неметаллических свойств в подгруппе, качественные реакции на хлорид, сульфат, карбонат-ионы.

1.

Общая характеристика неметаллов. Химические элементы в клетках живых организмов.

1 Элементы-металлы и элементы-неметаллы.

2Строение атомов.

Аллотропия. Кислород и озон.

3Состав воздуха.

Фронт опрос

№17,№19 с87-88.

2-3.

Галогены и их химические соединения.

 Лабораторный опыт:

1Строение атомов галогенов и их степени окисления.

2Физические свойства галогенов.

3Химические свойства галогенов

С,Р

4.

Сера, ее физические и химические свойства

Демонстрация:

Познакомить учащихся с особыми свойствами        

, стадиями производства серной кислоты.

№18-19  , №21,упр2,3.

5.

Соединение серы.

Демонстрация: Качественная реакция на сульфат-ион

Оксиды серы их получение и свойства.

2Серная кислота и ее соли, применение в народном хозяйстве.

22 упр1,3,4.

6.

Серная кислота, соли  серной кислоты.

Качественная реакция на сульфат-ион

Строение атома и молекулы азота.

2Свойства простого вещества.

3Круговорот азота в природе.

  23,упр1,2

7.

Азот и его свойства.

8.

Аммиак ,соли аммония.

Лабораторный опыт: Распознание солей аммония.

1Сформировать знание о строении, получении и химических свойствах аммиака.

2Особые свойства солей аммония.

  24,упр5,

9.

Азотная кислота и ее соли.

Демонстрация: Взаимодействие

10.

Решение задач и уравнений на превращения соединений азота.

1Сформировать знания об особенных свойствах  

 

26,упр7

11.

Фосфор.

Демонстрации Образцов природных соединений фосфора.

Строение атома.

2Аллотропия, свойство белого и красного фосфора, их применение.

27,с122-123,упр4.

12.

Фосфорная кислота и ее соли.

Демонстрация:

1 Сформировать представление о кислых солях.

27,упр2,3.

13.

Азотные и фосфорные удобрения.

Демонстрация: Азотных и фосфорных удобрений.

Ознакомить учащихся с разновидностями удобрений их биологическое значение.

С212-216

14.

Углерод.

Демонстрация: Поглощение углем реактивных веществ или газов.

Аллотропия углерода.

С.М

28,упр6,8.

15.

Оксиды углерода.

С,М

29,с134-135,упр7.

16.

Карбонаты.

Демонстрация: Образцы карбонатов, важных для народного хозяйства.

Дать понятие о жесткости воды.

2Качественная реакция на карбонаты.

3Основные соли.

4Круговорот углерода в природе.

29, с131-133, 29, с136-137, упр7 а , б.

17.

Кремний и его соединения.

Демонстрация:

Показ коллекции. «Минералы и горные породы.

1Строение атома.

2Аллотропия,  свойства модификации.

3Оксиды кремния, его природные разновидности.

4 Силикаты, силикатная промышленность.

30,с128-141, упр1,4 а ,б,5,3.

18.

Силикатная промышленность.

Лабораторный опыт: Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

1Сформировать представление о производстве керамики, стекла, цемента.

30,с141-143.

19.

Обобщение знаний по теме «неметаллы».

1Актуализировать, систематизировать знания по теме « Неметаллы».

2Решение расчетных задач.

К/Р

Подготовится к практичес-кой работе №5,зад№1,4,5,6,с145-147.

20-21.

Практическая работа: Соединение галогенов и серы.

1Отработка навыков: а) получения, собирания химических веществ на примере соляной кислоты.

б ) распознание хлора и          

ионов.

ПР №6   с145-147.Подготовится КПР№7  

22-23.

Практическая работа: »получение аммиака и изучение  его свойств».

Отработка навыков: а) получения ,собирание химических  веществ, изучение свойств аммиака, его применение.

ПР№7-№8,с147-149,зад3,,6. П.Д к К,Р с 149-150.

24.

Контрольная работа по теме: »Неметаллы».

Контроль за уровнем усвоения учащимися знаний по теме « Неметаллы».

К/Р

Химический практикум  2

  1.

Практическая работа: №5  «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств».

Отработка навыков: а) получения, собирания химических веществ, доказательство их наличия;

б) изучение свойств на примере соляной кислоты .

2.

Практическая работа №6 « Экспериментальные  задачи по теме «Подгруппа кислорода».

3.

Практическая работа №7. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа  азота».

4.

Практическая работа №8 Получение оксида углерода 4 и изучение его свойств. Распознание карбонатов.

Практическое осуществление превращений веществ.

Тема№3  « Органические вещества».

  1.

Предмет органической химии. Общие представления об органических веществах.

Демонстрация: Горения свечи и спиртовки. Модели металлов.

Предмет изучения органической химии.

1Вещества органической химии и неорганической.

2 Теория строения органических веществ А.М..Бутлерова.

31,с151-153,упр1-2.

2.

Углероды.

Ознакомить учащихся с предельными углеводородами; гомологический ряд; радикалы; изомерия.

32,упр4,5

3.

Физические и химические свойства углеродов.

  4.

Непредельные углероды. Этилен и его гомологи.

Демонстрация: Взаимодействие этилена с водой  и раствором             .

Объяснить: 1)Двойная связь в молекуле этилена ;

2Реакция полимеризации ;

33,упр4.

  5.

Непредельные углероды. Ацетилен.

Получение ацетилена карбидным способом.

Тройная связь. Карбидный способ.

С.Р.

6.

Ароматические углероды. Бензол.

Ароматы углеводов.

2Бензол и его формулы.

3Реакции присоединения и замещения бензола.

7.

Спирты. Решение задач и уравнений.

Демонстрация: образцов этанола, глицерина, этиленгликоля. Горение спирта.

1Спирты и их атомы.

2Придельные одноатомные спирты.

3Двухатомные спирты.

3 Трехатомные спирты.

8.

Альдегиды.

9.

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.

Демонстрация:1  «Реакция серебреного зеркала».

2Взаимодейвия уксуса с металлами.

Альдегидная группа, общая формула.

2Формальдегид.

3Качественная реакция на альдегиды.

37,упр1-3,6

10.

 Сложные эфиры.

38,с178,упр2,3,4.

11.

Жиры.

Демонстрация: образцы твердых и жидких жиров.

39,упр1-5.

12.

Аминокислоты.

Лабораторный опыт: доказательство наличия функциональных групп в растворах  амино- кислот.

Сочетание-           и

2Амфотерность аминокислот.

3Биологическое значение.

40,упр1

13.

Реакции поликонденсации. Белки.

Лабораторный опыт: « Цветные реакции белков». Демонстрация белков.

Белки, как природные полимеры.

40,с183-184.

14.

Углеводы

Демонстрация: образцов углеводов.

Состав углеводов; моносахариды, полисахариды. Сахароза, крахмал и целлюлоза.

.

41,апр3,4,5.

15.

Глюкоза.

Реакция  « серебреного зеркала».

16.

Крахмал и целлюлоза.

Демонстрация: взаимодействия крахмала с йодом; гидролиз.

Состав, физические и химические свойства глюкозы.

41,с191-192.

17.

Полимеры.

Демонстрация: Коллекции пластмасс, и каучуков, биополимеров.

1Полимеры-ВМС

2Природные и  систематические полимеры.

3Реакции полимеризации и поликонденсации.

4Структура полимеров.

42,упр1-5.

18.

Обобщение и систематизация знаний по органической химии.

19.

Решение задач и уравнений.

К/Р

20.

Контрольная работа.

 

Тема№7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

1.

Периодический закон и Периодическая система химических  элементов Д,И, Менделеева в свете учения о строении атома.

2.

Строение вещества . ( Виды химических связей и типы кристаллических решеток).

3.

Химические реакции.

4-5.

Классы химических соединений в свете ДЭД.

6.

Решение задач и уравнений.

7.

Контрольная работа по темам: « Органические вещества» и « Обобщение знаний по химии за курс основной школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков химии 10 класс 1час/нед

Тематическое планирование уроков химии в 10 классе из расчета 1 час в неделю по учебнику О.С.Габриеляна (базовый уровень)....

Поурочно-тематическое планирование по химии. 1курс

В данное планирование включены самостоятельные работы по предмету. Указаны межпредметные связи. Предложено домашнее задание по учебнику Г.Е.Рудзитису....

Поурочно-тематическое планирование по химии. 2курс

Поурочно-тематическое планирование предложено для 2 курса. Использован учебник под редакцией Г.Е.Рудзитиса.Количество часов за год - 53. В планировании указаны межпредметные связи, предложено  до...

Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии в 9 кл по программе О.С.Габриеляна

В пояснительной записке отражены требования к уровню подготовки учащихся - личностные,метапредметные, предметные.  Перед каждой темой указаны ключевые компетенции, которые нужно сформироват...

Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе к учебнику О.С. Габриелян

Календарно-тематическое планирование содержит распределение часов по темам, разделам, указано количество контрольных работ, практических работ и лабораторных опытов....

Календарно-тематическое планирование по химии в 9-м классе к учебнику О.С. Габриелян

Полное распределение количества часов по темам, указано количество часов на контрольные работы, практические работы и лабораторные опыты....

Тематическое планирование по химии 8 класс

Развернутое тематическое планирование составлено согласно программе основного  общего образования по химии для общеобразовательных школ О.С. Габриеляна. В разработке включены такие разделы как: и...