Урок по теме "Некоторые свойства металлов"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Урок по теме "Некоторые свойства металлов" проводится в 8 классе.  Урок построен таким образом, чтобы дети  в течении урока самостоятельно, с помощью дополнительной литературы добывали знания,  небольшая практическая работа прививает  умение работать с выданным материалом, а так же заставляет анализировать данные для составления сравнительной характеристики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Некоторые свойства металлов.

                                                                        «Границ научному познанию

                                                                                                 предвидеть невозможно»

        Д.И.Менделеев

Цели:

Образовательные - дать понятие о свойствах металлов и их взаимосвязи со строением атома и кристаллической решётки.

Развивающие продолжить развитие умения работать с учебником;

умение устанавливать причинно – следственные связи между строением вещества и их свойствами;

Развивать умение делать выводы;

Развивать познавательный интерес.

Воспитательные - воспитывать интерес  к самостоятельной работе;

                                        умение работать в коллективе.

Оборудование: образцы металлов, табличные данные (приложение №1,

приложение №2)? Презентация по теме, крассворд.

        Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Изучение новой темы
  1. Устный опрос.
  1. На каких 2 группы можно разделить все известные вам вещества?
  2. На каких 2 группы можно разделить простые вещества?
  3. В чём особенность строения атомов металлов?
  4. Какие типы связи вам известны?
  5. В чём особенность металлической связи?

Учитель. Действительно особенностью металлов является наличие общих электронов, иногда их называют электронным газом.  Из жизненного опыта вы знаете о том, что металлы обладают общими свойствами. Сегодня мы подробнее познакомимся с некоторыми свойствами металлов.

 Учитель называет тему урока, ученики записывают её в тетрадь, называет цель урока.

Учитель. В глубокой древности человечеству было известно 7 металлов, считалось,  что на Земле они появились под действием семи планет:

Золото – Солнце

Серебро – Луна

Медь – Венера

Железо – Марс

Олово – Юпитер

Свинец – Сатурн

Ртуть – Меркурий

Ребята приготовили для нас  небольшие сообщения об этих металлах

                  (Выступление детей с рассказами о металлах)

Учитель. Мы прослушали выступление ребят об известных в древности металлах, а сейчас откройте периодическую таблицу и посмотрите, много ли металлов сейчас известно человечеству? Действительно металлов известно гораздо больше чем неметаллов, всего насчитывается 88 металлов и всех их объединяют сходные свойства

Какие же это свойства?

    Ученики называют свойства (пластичность, твёрдость, металлический блеск, электропроводность, теплопроводность, плотность, температура плавления)

   Учитель. Используя выданный вам материал, а так же учебник страница 69-72

объясните, почему металлы обладают  пластичностью?

Какой металл обладает самой большой пластичностью? (3 мин. на подготовку)

(Ответы учащихся)

Учитель. Используя выданную справочную таблицу, а так же учебник ответьте на следующие вопросы: Почему металлы твёрдые?

Какой металл является исключением?

Какой металл самый твёрдый?

Как называются самые мягкие металлы?

В какой группе таблицы химических элементов они расположены?(4 минуты на подготовку)

(Ответы учащихся)

Учитель. Мы с вами пользуемся электрическими приборами, а как доставляется к нам электрический ток? По проводам, а из чего они изготовлены? А будут ли они проводить электрический ток, если их изготовить из меди, серебра?

(Ответы учащихся)

Учитель. Из ваших ответов мы можем сделать вывод, что все металлы проводят электрический ток, а почему?

Почему же все металлы проводят электрический ток?

Какой металл обладает самой высокой электропроводностью?

Как изменяется электропроводность металлов при нагревании?

Чтобы ответить на эти вопросы вам необходимо поработать с учебником и выданной справочной литературой. (3 мин. на подготовку)

(Ответы учащихся)

Учитель. А сейчас посмотрите на  ложки, которые я держу в руках, попробуйте определить какая из них металлическая, а какая пластмассовая? Как вы определили материал, из которого изготовлены ложки?

(Ответ ребят)

Учитель. Почему металлы обладают металлическим блеском?

Чтобы ответить на этот вопрос вам снова нужно поработать с литературой (3 мин)

(Ответ учащихся)

Учитель. Ребята, что произойдёт с металлической ложкой,  если мы подержим её в кипятке?

А если мы возьмём деревянную ложку?

Следовательно, металл обладает теплопроводностью, а почему?

Работа с литературой(3мин.)

Ответ учащихся

Учитель. С чем же связано наличие общих свойств у металлов?

Учащиеся.  Потому что в кристаллической решётке металлов присутствуют свободные электроны

Учитель. А почему в кристаллической решётке имеются свободные электроны?

Учащиеся. Потому что радиус атомов металлов велик и на наружном энергетическом уровне мало электронов, поэтому они легко отрываются от атома.

Учитель. Связаны ли между собой строение металлов и их свойства?

Учащиеся. Да связаны. Строение атома определяет строение кристаллической решётки, а строение кристаллической решётки определяет свойства веществ.

III Рефлексия.

Учитель. Подводя итог я попрошу вас, используя образцы металлов и справочные материалы заполнить таблицу.

Металл

Теплопро

водность

Блеск

Электро

проводность

Пластич

ность

t0плавле

ния

Плотность

1

AI

2

Zn

3

Cu

        Домашнее задание: параграф 13. Упр.1. 4.

Литература

1.Иванова Р.Г..Уроки химии в 8-9 классах:. Методическое пособие для учителя (Р.Г.Иванова. – 3 издание, переработанное - М.: Просвещение, 2003.-123с

2. Габриелян О.С. Химия 8 класс

        

Приложение №1

Общая характеристика металлов. Физические свойства металлов.

У металлов на внешнем электронном слое содержится от 1 до 4 электронов (исключения: сурьма и висмут -5 электронов, полоний-6 электронов)

Все металлы в узлах кристаллической решётки содержат атомы или положительные ионы, отдавшие свои наружные электроны , которые свободно передвигаются внутри кристаллической решётки. Атомы, отдавшие электроны становятся положительными ионами.

Связи между пластами в кристаллической решётке слабые, это позволяет перемещать слои под воздействием механических нагрузок. Поэтому металлы можно ковать, и они легко вытягиваются в проволоку.

  1. Температура плавления и кипения. Самым легкоплавким металлом является ртуть, самым тугоплавким- вольфрам.
  2. Теплопроводность. Обусловлена подвижностью свободных электронов и колебательным движением атомов, поэтому происходит быстрое выравнивание температуры  по массе металла. Наименьшая теплопроводность у висмута и ртути.
  3. Плотность. Чем меньше атомная масса металла и чем больше радиус его атома, тем меньше плотность. (Самый лёгкий металл – литий, самый тяжёлый – осмий).
  4. Блеск. Цвет большинства металлов серый, непрозрачный. Это связано со взаимодействием свободных электронов с падающими квантами света.
  5. Пластичность. Способность изменять форму при ударе , вытягиваться в проволоку, прокатываться в листы. Пластичность уменьшается в ряду: Au, Ag, Cu, Sn, Pb, Zn, Fe.
  6. Электропроводность. Объясняется направленным движением свободных электронов от отрицательного полюса к положительному под влиянием разности потенциалов. В ряду Ag, Cu, AI, Fe электропроводность уменьшается. При нагревании электропроводность уменьшается, т.к. с повышением температуры усиливаются колебательные движения атомов и ионов в узлах кристаллических решёток, а это затрудняет движение свободных электронов.

        Приложение №2

Плотность металлов.

        

Тема урока:

 Некоторые свойства металлов.

        Учитель химии: Гулидова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

Свойства металлов. Металлы в организме человека

Методическая разработка урока  химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Металлы и их соединения. Общая характеристика и свойства металлов.

Данный материал будет незаменим как мультимедийное дополнение на уроке химии по теме "Металлы и их соединения" и будет полезен любому учителю, стремящемуся сделать объяснение нового материала максимал...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....