Урок по теме "Некоторые свойства металлов"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок по теме "Некоторые свойства металлов" проводится в 8 классе. Урок построен таким образом, чтобы дети в течении урока самостоятельно, с помощью дополнительной литературы добывали знания, небольшая практическая работа прививает умение работать с выданным материалом, а так же заставляет анализировать данные для составления сравнительной характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Некоторые свойства металлов.
«Границ научному познанию
предвидеть невозможно»
Д.И.Менделеев
Цели:
Образовательные - дать понятие о свойствах металлов и их взаимосвязи со строением атома и кристаллической решётки.
Развивающие – продолжить развитие умения работать с учебником;
умение устанавливать причинно – следственные связи между строением вещества и их свойствами;
Развивать умение делать выводы;
Развивать познавательный интерес.
Воспитательные - воспитывать интерес к самостоятельной работе;
умение работать в коллективе.
Оборудование: образцы металлов, табличные данные (приложение №1,
приложение №2)? Презентация по теме, крассворд.
Ход урока.
- Организационный момент
- Изучение новой темы
- Устный опрос.
- На каких 2 группы можно разделить все известные вам вещества?
- На каких 2 группы можно разделить простые вещества?
- В чём особенность строения атомов металлов?
- Какие типы связи вам известны?
- В чём особенность металлической связи?
Учитель. Действительно особенностью металлов является наличие общих электронов, иногда их называют электронным газом. Из жизненного опыта вы знаете о том, что металлы обладают общими свойствами. Сегодня мы подробнее познакомимся с некоторыми свойствами металлов.
Учитель называет тему урока, ученики записывают её в тетрадь, называет цель урока.
Учитель. В глубокой древности человечеству было известно 7 металлов, считалось, что на Земле они появились под действием семи планет:
Золото – Солнце
Серебро – Луна
Медь – Венера
Железо – Марс
Олово – Юпитер
Свинец – Сатурн
Ртуть – Меркурий
Ребята приготовили для нас небольшие сообщения об этих металлах
(Выступление детей с рассказами о металлах)
Учитель. Мы прослушали выступление ребят об известных в древности металлах, а сейчас откройте периодическую таблицу и посмотрите, много ли металлов сейчас известно человечеству? Действительно металлов известно гораздо больше чем неметаллов, всего насчитывается 88 металлов и всех их объединяют сходные свойства
Какие же это свойства?
Ученики называют свойства (пластичность, твёрдость, металлический блеск, электропроводность, теплопроводность, плотность, температура плавления)
Учитель. Используя выданный вам материал, а так же учебник страница 69-72
объясните, почему металлы обладают пластичностью?
Какой металл обладает самой большой пластичностью? (3 мин. на подготовку)
(Ответы учащихся)
Учитель. Используя выданную справочную таблицу, а так же учебник ответьте на следующие вопросы: Почему металлы твёрдые?
Какой металл является исключением?
Какой металл самый твёрдый?
Как называются самые мягкие металлы?
В какой группе таблицы химических элементов они расположены?(4 минуты на подготовку)
(Ответы учащихся)
Учитель. Мы с вами пользуемся электрическими приборами, а как доставляется к нам электрический ток? По проводам, а из чего они изготовлены? А будут ли они проводить электрический ток, если их изготовить из меди, серебра?
(Ответы учащихся)
Учитель. Из ваших ответов мы можем сделать вывод, что все металлы проводят электрический ток, а почему?
Почему же все металлы проводят электрический ток?
Какой металл обладает самой высокой электропроводностью?
Как изменяется электропроводность металлов при нагревании?
Чтобы ответить на эти вопросы вам необходимо поработать с учебником и выданной справочной литературой. (3 мин. на подготовку)
(Ответы учащихся)
Учитель. А сейчас посмотрите на ложки, которые я держу в руках, попробуйте определить какая из них металлическая, а какая пластмассовая? Как вы определили материал, из которого изготовлены ложки?
(Ответ ребят)
Учитель. Почему металлы обладают металлическим блеском?
Чтобы ответить на этот вопрос вам снова нужно поработать с литературой (3 мин)
(Ответ учащихся)
Учитель. Ребята, что произойдёт с металлической ложкой, если мы подержим её в кипятке?
А если мы возьмём деревянную ложку?
Следовательно, металл обладает теплопроводностью, а почему?
Работа с литературой(3мин.)
Ответ учащихся
Учитель. С чем же связано наличие общих свойств у металлов?
Учащиеся. Потому что в кристаллической решётке металлов присутствуют свободные электроны
Учитель. А почему в кристаллической решётке имеются свободные электроны?
Учащиеся. Потому что радиус атомов металлов велик и на наружном энергетическом уровне мало электронов, поэтому они легко отрываются от атома.
Учитель. Связаны ли между собой строение металлов и их свойства?
Учащиеся. Да связаны. Строение атома определяет строение кристаллической решётки, а строение кристаллической решётки определяет свойства веществ.
III Рефлексия.
Учитель. Подводя итог я попрошу вас, используя образцы металлов и справочные материалы заполнить таблицу.
№ | Металл | Теплопро водность | Блеск | Электро проводность | Пластич ность | t0плавле ния | Плотность |
1 | AI | ||||||
2 | Zn | ||||||
3 | Cu |
Домашнее задание: параграф 13. Упр.1. 4.
Литература
1.Иванова Р.Г..Уроки химии в 8-9 классах:. Методическое пособие для учителя (Р.Г.Иванова. – 3 издание, переработанное - М.: Просвещение, 2003.-123с
2. Габриелян О.С. Химия 8 класс
Приложение №1
Общая характеристика металлов. Физические свойства металлов.
У металлов на внешнем электронном слое содержится от 1 до 4 электронов (исключения: сурьма и висмут -5 электронов, полоний-6 электронов)
Все металлы в узлах кристаллической решётки содержат атомы или положительные ионы, отдавшие свои наружные электроны , которые свободно передвигаются внутри кристаллической решётки. Атомы, отдавшие электроны становятся положительными ионами.
Связи между пластами в кристаллической решётке слабые, это позволяет перемещать слои под воздействием механических нагрузок. Поэтому металлы можно ковать, и они легко вытягиваются в проволоку.
- Температура плавления и кипения. Самым легкоплавким металлом является ртуть, самым тугоплавким- вольфрам.
- Теплопроводность. Обусловлена подвижностью свободных электронов и колебательным движением атомов, поэтому происходит быстрое выравнивание температуры по массе металла. Наименьшая теплопроводность у висмута и ртути.
- Плотность. Чем меньше атомная масса металла и чем больше радиус его атома, тем меньше плотность. (Самый лёгкий металл – литий, самый тяжёлый – осмий).
- Блеск. Цвет большинства металлов серый, непрозрачный. Это связано со взаимодействием свободных электронов с падающими квантами света.
- Пластичность. Способность изменять форму при ударе , вытягиваться в проволоку, прокатываться в листы. Пластичность уменьшается в ряду: Au, Ag, Cu, Sn, Pb, Zn, Fe.
- Электропроводность. Объясняется направленным движением свободных электронов от отрицательного полюса к положительному под влиянием разности потенциалов. В ряду Ag, Cu, AI, Fe электропроводность уменьшается. При нагревании электропроводность уменьшается, т.к. с повышением температуры усиливаются колебательные движения атомов и ионов в узлах кристаллических решёток, а это затрудняет движение свободных электронов.
Приложение №2
Плотность металлов.
Тема урока:
Некоторые свойства металлов.
Учитель химии: Гулидова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"
Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...
Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс
Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...
Свойства металлов. Металлы в организме человека
Методическая разработка урока химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Металлы и их соединения. Общая характеристика и свойства металлов.
Данный материал будет незаменим как мультимедийное дополнение на уроке химии по теме "Металлы и их соединения" и будет полезен любому учителю, стремящемуся сделать объяснение нового материала максимал...
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....