Программа спецкурса "Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию"
календарно-тематическое планирование по обществознанию (11 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрированно к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ. Спецкурс предназначен учителям истории и обществознания, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса
«Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию»
Поляковой Любови Геннадьевны,
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2012/2013 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрированно к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ. Спецкурс предназначен учителям истории и обществознания, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2011 года, а также перечень заданий КИМов 2012 года.
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов обществознания и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.
Цели и задачи
Программа спецкурса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по обществознанию» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Целью данного спецкурса является стремление помочь педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ, обобщить и систематизировать знания по разделам обществознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе
Структура курса
Программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю в 10 - 11 классах) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках обществознания. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С. Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089)
Структура контрольно-измерительных материалов
Структура экзаменационной работы. Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов: − часть 1 содержит задания с выбором ответа; − часть 2 содержит задания с кратким ответом; − часть 3 содержит задания с развернутым ответом. К каждому из заданий с выбором ответа 1 части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В заданиях с кратким ответом 2 части работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов. В заданиях с развернутым ответом 3 части работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Результаты выполнения заданий 1 и 2 частей обрабатываются автоматически. Ответы на задания 3 части анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
Изменения в КИМах по обществознанию 2012 года
по сравнению с 2011 годом
Изменения в КИМ 2011 года по сравнению с КИМ 2010 года 1) Сокращено число заданий с выбором ответа (с 24 до 22). 2) На позиции В7 вводится еще одно задание на нахождение нужных позиций в списке, относящееся к другой (в сравнении с заданием В4) сфере общества. 3) Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр. 4) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. 5) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С9.
Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части 1 – 1–4 минуты;
2) для каждого задания части 2 – 3–10 минут;
3) для каждого задания части 3 – 5–35 минут.
Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса
1. Требования: «Знать/понимать».
2. Требования: «Уметь»:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи ( причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из не- адаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
сравнивать социальные объекты; со- поставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и вы- воды;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
3. Требования «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Программа
Изучение правил сдачи ЕГЭ.Типология заданий ЕГЭ.
Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы). Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.); общественное и индивидуальное сознание; самосознание индивида и социальное поведение; мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость.
Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль.
Человек и общество. Познание и духовная жизнь.
Экономика и экономическая наука; экономические системы; роль государства в экономике; экономический рост и развитие; понятие ВВП.
Факторы производства и факторные доходы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; основные источники финансирования бизнеса; рынок труда; безработица.
Финансовые институты; банковская система; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами; налоги, уплачиваемые предприятиями; государственный бюджет; мировая экономика.
Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы ( основы) национальной политики в РФ.
Социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак.
Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям).
Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ.
Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство.
Политика (задание на обращение к социальным реалиям)
Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в РФ; гражданство РФ.
Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; поря- док заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности административной юрисдикции; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика.
Международное право ( международная защита прав чело- века в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система.
Право (задание на обращение к социальным реалиям).
Календарно-тематическое планирование для 10 - 11 класса
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Форма работы | Дата проведения |
1-2 | Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ | Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена | Лекция, вводный контрольный тест | 6.10 6.10 |
3 | Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) Мировоззрение, его виды и формы | Систематизировать знания; Совершенствовать умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; оперировать терминами и понятиями в заданном контексте; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры общественных явлений, действий, ситуаций; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников; формулировать на основе социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. | Практикум | 13.10 |
4 | Виды знаний. Понятие истины, ее критерии. | Практикум | 13.10 |
5 | Мышление и деятельность. Потребности и интересы | Практикум | 20.10 |
6 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Системное строение общества: элементы и подсистемы | Практикум | 20.10 |
7 | Основные институты общества Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. | Практикум | 27.10 |
8 | Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки | Практикум | 27.10 |
9 | Образование, его значение для личности и общества. Религия | Практикум | 3.11 |
10 | Искусство. Мораль | Практикум | 3.11 |
11 | Понятие общественного прогресса Многовариантность общественного развития (типы обществ). | Практикум | 10.11 |
12 | Угрозы XXI века (глобальные проблемы) | Практикум | 10.11 |
Экономика |
13 -14 | Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы | Закрепить навыки работы с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, отрабатывать умения находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста. Развивать умение мысленно моделировать типичные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами. Закрепить умение анализировать и интерпретировать материалы СМИ. | Практикум | 17.11 17.11 |
15 | Экономические системы. | Практикум | 24.11 |
16 | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение | Лекция | 24.11 |
17-18 | Постоянные и переменные затраты Финансовые институты. Банковская система | Практикум | 1.12 1.12 |
19-20 | Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции | Практикум | 8.12 8.12 |
21 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП | Практикум | 15.12 |
22-23 | Роль государства в экономике . Налоги | Практикум | 15.12 |
24-25 | Государственный бюджет . Мировая экономика | Практикум | 22.12 22.12 |
26 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина | Практикум | 29.12 29.12 |
Социальные отношения |
27 | Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы | Совершенствовать умения формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. | Практикум |
28 | Молодежь как социальная группа Этнические общности | Практикум, и консультация |
29 | Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ | Практикум |
30-31 | Социальный конфликт Виды социальных норм | Практикум |
32 | Социальный контроль Свобода и ответственность | Практикум |
33 | Отклоняющееся поведение и его типы Социальная роль | Лекция |
34 | Социализация индивида. Семья и брак |
Политика |
35 | Понятие власти Государство, его функции | Теоретический материал эффективно рассматривать на значительном количестве примеров, ситуаций из социальной жизни, выполнять задания практического характера, направленные на обеспечение достаточной системности и глубины понимания вопросов обществоведческого курса | Лекция |
36 | Политическая система Типология политических режимов | Практикум |
37-38 | Демократия, ее основные ценности и признаки Гражданское общество и государство | Практикум |
39 | Политическая элита Политические партии и движения | Практикум |
40 | Средства массовой информации в политической системе Избирательная кампания в РФ | Практикум |
41 | Политический процесс Политическое участие | Практикум |
42-43 | Политическое лидерство Органы государственной власти РФ Федеративное устройство России | Практикум |
Право |
44-45 | Право в системе социальных норм Система российского права. Законотворческий процесс | Систематизировать знания на уровне теоретического обобщения путем отработки признаков и характерных черт ведущих понятий. | Лекция |
46-47 | Понятие и виды юридической ответственности Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ Законодательство РФ о выборах | Практикум |
48-49 | Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Имущественные и неимущественные права | Практикум |
50-51 | Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора | Практикум |
52-53 | Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака | Практикум |
54-55 | Особенности административной юрисдикции 5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты | Практикум |
56 | Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) | Практикум |
57 -58 | Споры, порядок их рассмотрения Основные правила и принципы гражданского процесса Особенности уголовного процесса | Лекция |
59 | Гражданство РФ Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба | Практикум |
60 | Права и обязанности налогоплательщика Правоохранительные органы. Судебная система | Практикум |
Общие рекомендации по совершенствованию преподавания обществоведческого курса:
- изменить традиционные методики и формы подачи материала школьного курса: материал неэффективно излагать исключительно на теоретическом уровне, - гораздо выше уровень его освоения и понимания через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни;
- обратить внимание на научение мысленно моделировать типичные социальные ситуации, поведение в них; устанавливать связи между теоретическими положениями курса и иллюстрирующими их конкретными примерами;
- повысить роль в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений, а также заданий практико-ориентированных;
- пересмотреть отношение к преподаванию ряда вопросов, по которым у выпускников обнаружены устойчивые обыденные представления, нередко противоречащие положениям науки;
- вводить широко в практику преподавания задания, требующие применения знаний: обществоведческие познавательные задачи и задания проблемного характера;
- обеспечить систематическое повторение пройденного в целях прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания курса; при этом важно опираться на внутрикурсовые связи и использовать различные формы и способы проверки знаний и умений;
- организовать личностно-ориентрованную работу по овладению курсом, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика; с помощью текущего и тематического контроля систематически фиксировать продвижение отдельных старшеклассников по пути достижения зафиксированных на нормативном уровне требований к их знаниям и умениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы ЕГЭ
1. “Инструкция для участников единого государственного экзамена” (Письмо Рособрнадзора от ).
Специальная литература по предмету, предназначенная
для учителя и учащихся
«Обществознание» для 11 класса (базовый уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева.
Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2010.
Рекомендации к написанию части С
Перед тем как приступить к письменной работе, важно внимательно прочитать исходный текст (очень часто его ошибочная трактовка возникает вследствие невнимательного чтения).
Автор сочинения должен рассматривать исходный текст в 4-х аспектах:
- Проблема, поставленная в исходном тексте.
- Комментирование проблемы, поднятой автором текста.
- Авторская позиция.
- Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.
Рассмотрим каждый аспект подробнее.
1. Как обозначить проблему и с чего начать? Идеально, если вы начнете все же с какого-либо вступления (1-2 предложения). Но возможно и такое, казалось бы, банальное начало: «В своей статье (рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) касается вопроса, рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (говорит о проблеме), (в центре внимания, поле зрения автора проблема…)» или «Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса...». Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье (произведении) автор…»
Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно найти, выбрать и прокомментировать одну из них. Какую проблему выбрать для рассмотрения? Конечно, ту, над которой автор размышляет больше всего, по поводу которой отчётливо видна его позиция и есть что сказать вам. Желательно, чтобы слово «проблема» прозвучало в самом начале вашего сочинения.
Работа со словом проблема
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема.
Проблема (чего?): войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования, культуры, нравственности.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-либо проблемы. Точка зрения на какую-либо проблему.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, пытаться разрешить какую-либо проблему.
Коснуться какой-либо проблемы.
Уделить внимание какой-либо проблеме.
Думать, работать над какой-либо проблемой.
Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) Проблема (чего?)
Автор затрагивает проблему отцов и детей.
В тексте поднимается проблема одиночества.
Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста.
2) Формулировка в виде вопроса может быть рекомендована для тех случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.
Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
- Комментарий (рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо) от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии – что делает автор.
При комментировании можно ответить на следующие вопросы:
- К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)?
- Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности?
- Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?
- Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).
Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию?
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
Есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской?
Что зависит от решения этой проблемы?
Следует отметить, что здесь также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) От комментария к формулировке проблемы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности.
Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.
2) От формулировки проблемы к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этим размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековые корни.. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».
- Необходимо чётко сформулировать авторскую позицию. Она может быть заявлена прямо в каком-либо предложении данного текста, а может прочитываться благодаря подбору материала и выбору языковых средств, о чем следует сказать особо, подчеркнув, на каком основании вы делаете вывод об авторской позиции. Важно, чтобы освещение авторской позиции не прочитывалось как комментарий к тексту. Поэтому нужно акцентировать внимание на том, как вы поняли цель автора и его мнение о поднятой проблеме и путях ее решения.
Как выявить позицию автора?
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.
Если позиция автора публицистического текста выражена четко и ясно, то её выявление в художественном тексте может потребовать от вас бoльших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
- Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.
Например, в отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» дается описание поведения чиновника: Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. «Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь ближе, глядишь – точно Иван Петрович! «Эхе-хе!» – думаешь себе… (Н.В. Гоголь).
Авторская ирония и нисходящая градация (Прометей, орёл, куропатка, муха, песчинка) показывают, что автор высмеивает, с одной стороны, высокомерие по отношению к подчинённым, а с другой – угодливость, чинопочитание, стремление лебезить перед начальством. То и другое унижает человека и несовместимо с чувством собственного достоинства.
Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Варианты введения этого аспекта:
- Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать), подборе фактов (языковых средств)…
- Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь…
4. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент. Вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.
Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
- тезис (положение, которое надо доказать);
- аргументация (доказательства, доводы);
- вывод (общий итог).
Тезис – это главная мысль текста, выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать.
Тезис подчиняется следующим правилам:
- формулируется четко и недвусмысленно;
- на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же;
- его истинность должна быть доказана неопровержимо;
- доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется замкнутый круг в доказательстве).
В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «…потому что…».
Прочитаем текст Д. Кабалевского.
Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», – писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель. «Высекать огонь из сердец людей» – вот к чему стремился великий Бетховен. Гений русской музыки Чайковский мечтал том, чтобы «приносить людям утешение». Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..» Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству. Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.
Данный текст построен по следующей схеме:
Тезис. Относиться к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение. Почему?
Аргументы (потому что):
- музыка делает людей лучше;
- музыка пробуждает эмоции;
- музыка приносит людям утешение;
- музыка рождает в человеке добрые чувства.
- Вывод. Музыка – могучее средство духовного обогащения.
Типы аргументов
Различают аргументы «за» и «против». Если вы согласны с позицией автора, то должны постараться не повторять его доводы, использованные в тексте, а привести свои.
Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы: «Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как…». Не тратьте драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!
Аргументы «за» должны быть:
- Правдивыми; опираться на авторитетные источники;
- доступными, простыми, понятными;
- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчёркнутой корректности.
Рассмотрим следующий пример.
В наши дни профессионализм почему-то отождествили с высокой квалификацией и высоким качеством выполняемых работ и оказываемых услуг. А это неверно. Все врачи – профессионалы, но мы прекрасно знаем: есть среди них и плохие, и хорошие. Все слесари – профессионалы, но и они бывают разные. Короче говоря, профессиональное – это не обязательно гарантирующее высокое качество, но обязательно выражающее определенное отношение между производителем и потребителем, между исполнителем и заказчиком. Профессионал – это работник, который за плату, дающую ему средства к существованию, обязуется исполнить заказ любого обратившегося к нему клиента. Вот почему я с грустью смотрю на людей, называющих себя профессиональными политиками.
«Э-эх! – думаю я, – Чем ты гордишься? Тем, что готов за деньги выполнить политический заказ любого обратившегося к тебе клиента? Но достоинство ли это?» (По Г. Смирнову).
Фрагмент сочинения аттестуемого.
Я не вполне согласен с позицией автора: считаю, что профессионализм – это не только принадлежность к определённой профессии, но и профессиональное мастерство. Например, плохого врача язык не повернётся назвать профессионалом. Если врач не может поставить правильный диагноз и его лечение может повредить человеку, как же такой «профессионал» может сдержать клятву Гиппократа?! Конечно, кроме профессионализма, существуют честь, совесть, человеческое достоинство, однако все эти качества только направляют человеческие умения в должное русло. По моему мнению, многие беды нашей страны связаны с нехваткой профессиональных врачей, учителей и политиков, а также с неумением государства ценить труд настоящего профессионала.
Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
Например: «Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно это касается учёных) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И, наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку утратить связь с действительностью, превратить всё вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей её полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай и мир готов открыть все свои тайны».
Итак, ваши аргументы должны быть убедительными, то есть сильными, с которыми согласились бы многие. Конечно, убедительность аргумента – понятие относительное, поскольку зависит от ситуации, эмоционального состояния, возраста, пола адресата и др. факторов. В то же время можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.
- К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтверждённые экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты (цитаты из авторитетных источников); факты, события; показания очевидцев; статистические данные.
- К другим аргументам можно отнести примеры из художественной литературы; пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; примеры из личной жизни и жизни окружающих.
Естественные доказательства
Естественные доказательства – это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Использование этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта. Например:
– Делали в этом доме капитальный ремонт? – Нет. Я живу в нём с момента постройки и знаю, что его не ремонтировали.
– Всем ли понравился новый фильм? – Нет, не всем. Я сам его ещё не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.
В обычном виде этот довод едва ли может быть использован в сочинении, однако в качестве «очевидца» можно привлечь самого убеждаемого (т.е. эксперта, который будет проверять сочинение), адресуясь к его памяти. В этом случае мы апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п.
Например:
Тезис. Общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности.
Аргумент. В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по стране чудес вместе с Алисой, или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся с тёмными силами вместе с Гарри Поттером.
Логические доказательства
Их также называют доводами «к логосу» или доводами к размышлению. Древнегреческое слово logos означает «понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.
Один из вариантов этого вида доводов – рассуждение с дефиницией. Подобная аргументация строится на определении, уточнении какого-либо понятия, когда необходимо установить существенные (самые важные) признаки какого-либо предмета или явления.
Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение заменяется правильным, которое и завершает рассуждение.
Например. Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создаёт художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.
Ещё один пример рассуждения с дефиницией. Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Однако можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям (Д.С. Лихачев).
Обратите внимание! Подобное рассуждение может стать эффектным вступлением к вашему сочинению. В этом случае вы уточняете ключевое понятие текста, так или иначе связанное с проблемой, затронутой автором.
Дедуктивное рассуждение предполагает ход мысли от общего к частному, от общих суждений к частным (сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами).
Например. Нам нужно серьёзнее относиться к русскому языку. Во-первых, снижается грамотность школьников. Во-вторых, мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых. В-третьих, плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие.
Индуктивное рассуждение – это логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему заключению, выводу, от отдельных фактов – к обобщению.
Например. Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается уровень грамотности школьников; мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых; плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. Таким образом, нам необходимо серьёзнее относиться к русскому языку.
Простейшая форма рассуждения (как дедуктивного, так и индуктивного) – это сложноподчинённое предложение, которое состоит из двух суждений, связанных причинно-следственной связью (Читать книги полезно, потому что чтение расширяет наш кругозор. – Поскольку чтение расширяет наш кругозор, читать книги полезно).
Более сложной формой рассуждения является силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение). Хрестоматийный пример силлогизма. Все люди стремятся к счастью. Александр – человек. Следовательно, Александр стремится к счастью.
Обычно силлогизмы опираются на общеизвестные истины и на элементарную логику, которая доступна каждому. Например. Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сёл, деревень, хуторов, населённых людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству.
Этические доводы
Этические доводы апеллируют к общности нравственных, морально-этических принципов убеждающего и убеждаемых. Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей, сострадать, сопереживать ему или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение. Отвергая своё тождество с некой личностью, мы отвергаем и ту систему ценностей, которой эта личность руководствуется. Обычно объектами сопереживания являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлечённые понятия (жестокость, эгоизм, ханжество и т.п.).
Обратите внимание на типичные ситуации, в которых используются этические доводы.
Сопереживание |
Стиль текста | Убеждающий | Убеждаемые | Объект сопереживания | Источник сопереживания |
Публицис-тический | Публицист | Власти, общественное мнение | Какая-либо социальная, национальная, возрастная группа (например, дети) | Общечело-веческие ценности (сострадание, милосердие, справедли-вость) |
Художес-твенный | Писатель, поэт | Читатели | Персонажи произведения, носители | Сами эти ценности (патриотизм, благородство, честь, долг и т.д.) |
Отвержение |
Стиль текста | Убеждающий | Убеждаемые | Объект отвержения | Источник отвержения |
Публицис-тический | Публицист | Власти, общественное мнение | Какие-либо социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократизм…) | Отдельные люди, политики, чиновники; их конкретные действия |
Художес-твенный | Писатель, поэт | Читатели | Уродливые, неэтичные явления (подлость, предательство, жестокость…) | Персонажи и их конкретные поступки |
Приведем пример.
Тезис: Фашизм должен быть искоренён.
Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения идей фашизма. Во-первых, фашистская идеология зомбирует человека, убивает в нём личность, ибо, по мнению идеологов Третьего рейха, государство важнее личности. Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками, открыто пропагандирует расизм, приучает людей к мысли о том, что есть целые народы, которые ради «расовой гигиены» должны быть порабощены или уничтожены.
И, наконец, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума – вторая мировая война. Это разрушенные города, разорённые сёла, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожжённых в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… – такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.
Ссылки на авторитет
Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» – сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.
«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…; Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что…; Еще Петр I говорил, что…; Любой историк скажет вам, что…; Большинство врачей считает, что…; Как установлено японскими учеными…
Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.
Следует отметить, что «третья сторона» может быть не только нашим союзником, но и нашим противником. В этом случае мы ссылаемся на распространённое заблуждение, точку зрения, которая не совпадает с нашей, и опровергаем эту позицию.
Например:
В наше время часто можно встретить людей, которые утверждают, что человек должен думать только о своем благополучии. Впрочем, эта точка зрения не нова: можно вспомнить философию «полезного эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, история нашей страны убедительно доказывает ущербность такой жизненной позиции: сегодня многие заботятся только о личном преуспевании, и в результате мы живем в государстве, где царит эгоистический произвол, процветают коррупция и бюрократизм.
Варианты введения формулировки собственного мнения и его аргументирования:
- Я (не) разделяю точку зрения автора…
- Позиция автора близка (понятна) мне, но…
- В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…
- Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы).
- Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
- Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…) (Далее рассказ со ссылкой на источник информации).
- Косвенно мое мнение подтверждает такой факт…
Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях, наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.
Необходимо помнить, что все части сочинения должны быть взаимосвязаны. Таким образом, неверно определив проблему текста, вы ставите под угрозу всю работу. Рассматривать надо только заявленную в самом начале сочинения проблему.
Перечитайте текст, проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. И, конечно же, постарайтесь исправить допущенные ошибки.
Использованная литература:
1. Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части С по новым критериям 2006 года. wwwgramma.ru
2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. «Русский язык» - приложение к газете «1 сентября», 2006, № 12.
Содержание программы
- Пояснительная записка – стр. 3-5
- цели и задачи,
- структура курса,
- структура контрольно-измерительных материалов.
- Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса – стр. 5-7
- Программа спецкурса – стр. 7-9
- Календарно-тематическое планирование – стр. 9-12
- Список используемой литературы для учителей и учащихся – стр. 12-13
- Приложение – стр. 13
- критерии проверки части С
- материал по подготовке к части С,
- тексты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.
Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...
Урок по теме "Решение систем уравнений" 9 класс .Задания повышенного уровня сложности.
Конспект урока по алгебре, содержащий задания повышенной сложности...
Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку
Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основепрограммы элективного курса «Работа с историческими документами&raq...
Задания повышенного уровня сложности.
В этой работе собран материал повышенного уровня сложности из олимпиадных заданий разных лет, позволяющий учащимся расширить свой объем знаний по географии и готовиться к конкурсам, олимпиадам, задани...
ПОДХОДЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ - ВПР по обществознанию
В работе дано описание заключительного задания в ВПР (№ 8,9, 10), которое напрвлено на то, что необходимо строить речевое письменное высказывание на заданную тему с использованием предложенных обществ...
Творческие задания и задания повышенного уровня сложности к контрольным работам по английскому языку для 5 класса.
Творческие задания и задания повышенного уровня сложности к контрольным работам по учебнику Rainbow English для 5 класса....