РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии для 11 классов «Решение задач повышенного уровня сложности»
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс)
Программа курса по химии «Решение задач повышенного уровня сложности» рассчитана на 34 часа. В программу курса включены расчетные и экспериментальные задачи. В программе рассмотрены основные физико-химические величины и понятия, их единицы измерения; основные формулы для вычислений по формулам веществ и уравнениям реакций; расчетные задачи по общей химии, неорганической и органической химии; экспериментальные задания по основам аналитической химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс по химии для 11 классов «Решение задач повышенного уровня сложности» | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- элективного курса по химии для 11 классов
- «Решение задач повышенного уровня сложности»
Пояснительная записка
Учебный курс построен на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта с учетом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы и ориентирован на требования к результатам образования, содержащимся в Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
- Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г Улан-Удэ».
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020г. №254 с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 №766;
- Рабочей программы воспитания муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Улан-Удэ»
- Положения о рабочей программе муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Улан-Удэ»
Программа «Решение задач повышенного уровня сложности» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии, рабочей программы по химии за курс средней (полной) общей школы, на основе базисного уровня общеобразовательной подготовки к ЕГЭ по химии разработана для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа(1 часа в неделю).
Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по подготовке учащихся к ЕГЭ по химии.
Программа курса по химии «Решение задач повышенного уровня сложности» рассчитана на 34 часа. В программу курса включены расчетные и экспериментальные задачи. В программе рассмотрены основные физико-химические величины и понятия, их единицы измерения; основные формулы для вычислений по формулам веществ и уравнениям реакций; расчетные задачи по общей химии, неорганической и органической химии; экспериментальные задания по основам аналитической химии.
Программой курса предусмотрены: лабораторные опыты – 3, практические работы – 4.
Планируемые результаты обучения
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по химии являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций:
- формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:
на базовом уровне
1) в познавательной сфере —
- а) давать определения изученным понятиям;
- б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
- г) классифицировать изученные объекты и явления;
- д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- ж) структурировать изученный материал;
- з) интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
- и) описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;
- к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
2) в ценностно-ориентационной сфере —
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере —
- проводить химический эксперимент;
4) в сфере физической культуры —
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
ыПланируемые предметные результаты освоения ООП
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
- проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
- владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
- приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Выпускник на углубленном уровне научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;
- анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
- характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
- определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;
- устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
- устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;
- подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;
- определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;
- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
- обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
- интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;
- описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ;
- характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
- прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.
Содержание
Основные величины и понятия, единицы измерения. Молярная масса, количество вещества, структурных единиц, молярный объем газов, относительная плотность газов, массовая доля элемента в сложном веществе, вещества в смеси, растворенного вещества в растворе, молярной доли вещества
Количество вещества и реагентов, объем газообразных веществ, избыток-недостаток, практический выход продукта, содержание вещества в смеси, степень чистоты вещества.
Скорость химической реакции, изменение концентрации реагирующих веществ, закон действующих масс, константа скорости реакции, влияние температуры, температурный коэффициент.
Растворимость, кристаллогидраты, процентная концентрация растворенного вещества, молярная концентрация, нормальная концентрация, разбавление, концентрирование и смешивание растворов.
Реакции в растворах электролитов, степень диссоциации.
Электронно-ионный баланс (задание № 36 из ЕГЭ)
Процессы, происходящие на катоде и на аноде, расчет образующихся веществ.
Составление уравнений реакции 1 стадии гидролиза в молекулярном виде и в виде полного и сокращенного ионных уравнений
Тепловой эффект химических реакций, энтальпия, правило Гесса.
Определительные реакции на катионы и анионы
Определительные реакции в органической химии
Весовой, объемный анализ, метод нейтрализации, оксидиметрия, методы осаждения, комплексонометрия, хроматография, колориметрия, нефелометрия
Процентное содержание вещества в смеси
Расчеты по формулам
Расчеты по формулам (задачи № 34 из ЕГЭ)
Цепочки превращений, химические свойства классов неорганических веществ
Цепочки превращений (задание № 32 из ЕГЭ)
Задачи №33 из ЕГЭ
№ | Тема | Количество часов | Типы задач | дата проведения по плану | дата проведения фактич |
1. | Основные величины и понятия, единицы измерения | 1 | 1 нед сент | ||
2. | Формулы для расчетов | 2 | Молярная масса, количество вещества, структурных единиц, молярный объем газов, относительная плотность газов, массовая доля элемента в сложном веществе, вещества в смеси, растворенного вещества в растворе, молярной доли вещества | 2-3 нед сент | |
3. | Расчеты по уравнениям реакций | 2 | Количество вещества и реагентов, объем газообразных веществ, избыток-недостаток, практический выход продукта, содержание вещества в смеси, степень чистоты вещества. | 4 нед сент -1 нед окт. | |
4. | Химическая кинетика | 1 | Скорость химической реакции, изменение концентрации реагирующих веществ, закон действующих масс, константа скорости реакции, влияние температуры, температурный коэффициент. | 2 нед окт. | |
5. | Растворы | 2 | Растворимость, кристаллогидраты, процентная концентрация растворенного вещества, молярная концентрация, нормальная концентрация, разбавление, концентри-рование и смешивание растворов. | 3-4 нед окт. | |
6. | Электролиты | 1 | Реакции в растворах электролитов, степень диссоциации. Л.о. №1. Выпадение осадка, выделение газа, образование малодиссоциирую-щего вещества | 2 нед ноября | |
7. | Окислительно-восстановительные реакции | 2 | Электронно-ионный баланс (задание № 36 из ЕГЭ) Л.о.№2. Окислительно-восстановительные реакции | 3-4 нед нояб | |
8. | Электролиз | 2 | Процессы, происходящие на катоде и на аноде, расчет образующихся веществ. | 1-2 нед декабря | |
9. | Гидролиз | 2 | Составление уравнений реакции 1 стадии гидролиза в молекулярном виде и в виде полного и сокращенного ионных уравнений | 3-4 нед дек | |
10 | Термодинамика | 1 | Тепловой эффект химических реакций, энтальпия, правило Гесса. | 3 нед. янв | |
11 | Качественные реакции в неорганической химии | 2 | Определительные реакции на катионы и анионы | 4 нед. Янв.-1 нед февр | |
12 | Качественные реакции в органической химии | 2 | Определительные реакции в органической химии | 2-3 нед февр | |
13 | Основы количественного анализа | 1 | Весовой, объемный анализ, метод нейтрализации, оксидиметрия, методы осаждения, комплексонометрия, хроматография, колориметрия, нефелометрия | 4 нед Февраль | |
14 | Решение задач на смеси | 1 | Процентное содержание вещества в смеси | 1 нед марта | |
15 | Вывод молекулярной формулы вещества по массовой доли содержания элементов | 1 | Расчеты по формулам | 2 нед марта | |
16 | Вывод молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания | 2 | Расчеты по формулам (задачи № 34 из ЕГЭ) | 3 нед марта-1 нед апр | |
17 | Генетическая связь классов неорганических веществ | 2 | Цепочки превращений, химические свойства классов неорганических веществ | 2-3 нед апр | |
18 | Генетическая связь классов органических соединений | 2 | Цепочки превращений (задание № 32 из ЕГЭ) | 4 нед апр -1 нед мая | |
19 | Решение комбинированных задач | 2 | Задачи №33 из ЕГЭ | 2-3 нед мая | |
20 | Итоговое тестирование | 3 | 4 нед мая |
Литература:
- Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М. Химия: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) в 2частях/ Под ред. проф. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф,
- Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: Учебное пособие для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2017-2021 -144с.
- «Химия -10» (авторский коллектив Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф).2015-2020гг .
- Химия 8-9 классы. Р.А.Лидин, Е.Е.Якимова, Н.А.Вотинова. Учебное пособие. М., Дрофа, 2018 г.
- Химия 10-11 классы. Р.А.Лидин, Е.Е.Якимова, Н.А.Вотинова. Учебное пособие. М., Дрофа, 2018 г.
- Задачи по химии и способы их решения 8-9 классы. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г. Остроумов. М., Дрофа, 2017 г.
- Задачи по химии и способы их решения 10-11 классы. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г. Остроумов. М., Дрофа, 2017 г.
- Учись решать задачи по химии. О.В.Ковальчукова.М. Уникум-центр, 2012 г.
- Материалы ЕГЭ разных лет, демотесты 2020-21 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Решение задач по генетике"...
Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"
Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"...
Рабочая программа элективного курса для 10-11 класса "Решение задач по физике"
Рабочая программа элективного курса для 10-11 класса "Решение задач по физике", 2 часа в неделю, предусматривает работу с задачником Рымкевич...
Рабочая программа элективного курса по математике «Практикум по решению задач по математике» 11 класс.
Назначение программы: для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых ...
Рабочая программа элективного курса по математике, 9 класс «Решение задач. Подготовка к ОГЭ.»
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами; знание и понимание ключевых элементов...
Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс «Экономические задачи профильного уровня»
Помощь педагогу при подготовке к профельной математике на ЕГЭ...