Урок химии Алюминий
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Пояснительная записка к уроку Данный урок – комбинированный. Ведущая задача урока: развитие информационно-коммуникативных компетенций – аналитического мыслительного умения, умения представлять свой продукт устно и схематично, владеть различными измерительными навыками самооценки. Урок состоит из трёх стадий. Первая стадия – вызов. Информация с интересными фактами активизирует мыслительную деятельность и мотивирует детей на урок. Используемый приём «покопаемся в памяти», позволяет не только актуализировать и ориентироваться на имеющиеся знания, но и определять учащимся уровень собственных знаний. Также способствует формированию умений ставить цель урока. Вторая стадия – стадия осмысления, цель которой – это чтение текста осмысленно и критическое его восприятие. Работа в группах проводится для формирования умений самоопределяться в ситуациях выбора, принимать решения. Использования цветных карточек-заданий, является одним из факторов снятия тревожности перед изучением незнакомого материала, т.к. учащиеся выбирают задание по своим возможностям и интересам, цвета карточек снимают усталость с глаз. Самостоятельный анализ текста учебника, составление опорных конспектов, просмотр химических экспериментов и выступление представителя от каждой группы способствуют формированию учебно-познавательных компетенций и достижению цели урока. Для первичного закрепления предлагаются задания. На третьей стадии – стадии рефлексии используются приём «Оратор» для закрепления изученного материала. Предлагается самостоятельная работа в форме теста. Условиями обеспечения достижения цели данного урока являются следующие моменты: повышение уровня познавательной активности через приёмы РКМЧП и использование таких форм работы как групповая деятельность, анализ текста, коллективное обсуждение, химический эксперимент, групповая дискуссия, презентация группового продукта - опорного конспекта. Такая модель урока способствует созданию условий для активной познавательной деятельности школьников, развивает умения самостоятельно добывать знания. Данный урок учитывает ряд здоровьесберегающих аспектов. 1) Работа по цветным разноуровневым карточкам-заданиям снимает напряжение с глаз и создаёт ситуацию успеха. 2) Использование мультимедийного показа экспериментальных опытов позволяет сменить положение головы и направление взгляда учащихся. 3) После работы в группах непродолжительная физкультминутка. 4) Работа в группах снижает тревожность учащихся, формирует положительную мотивацию обучения, способствует развитию толерантных отношений в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alyuminiy_s_vodoy.rar | 2.82 МБ |
uberi_lishnee.ppt | 120.5 КБ |
razrabotka_uroka.docx | 203.56 КБ |
goreniya_alyuminiya_v_vozduhe.rar | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Межрегиональный конкурс методических разработок педагогов
«Территория одарённости»
Автор: учитель химии Суцкель Татьяна Михайловна
МБОУ СОШ с. Минаевки
Асиновского района Томской области
E-mail: suzkel@rambler.ru
Тема урока: Алюминий, положение в ПСХЭ, строение, свойства
Пояснительная записка к уроку
Данный урок – комбинированный. Ведущая задача урока: развитие информационно-коммуникативных компетенций – аналитического мыслительного умения, умения представлять свой продукт устно и схематично, владеть различными измерительными навыками самооценки.
Урок состоит из трёх стадий.
Первая стадия – вызов. Информация с интересными фактами активизирует мыслительную деятельность и мотивирует детей на урок. Используемый приём «покопаемся в памяти», позволяет не только актуализировать и ориентироваться на имеющиеся знания, но и определять учащимся уровень собственных знаний. Также способствует формированию умений ставить цель урока.
Вторая стадия – стадия осмысления, цель которой – это чтение текста осмысленно и критическое его восприятие. Работа в группах проводится для формирования умений самоопределяться в ситуациях выбора, принимать решения. Использования цветных карточек-заданий, является одним из факторов снятия тревожности перед изучением незнакомого материала, т.к. учащиеся выбирают задание по своим возможностям и интересам, цвета карточек снимают усталость с глаз.
Самостоятельный анализ текста учебника, составление опорных конспектов, просмотр химических экспериментов и выступление представителя от каждой группы способствуют формированию учебно-познавательных компетенций и достижению цели урока.
Для первичного закрепления предлагаются задания.
На третьей стадии – стадии рефлексии используются приём «Оратор» для закрепления изученного материала. Предлагается самостоятельная работа в форме теста.
Условиями обеспечения достижения цели данного урока являются следующие моменты: повышение уровня познавательной активности через приёмы РКМЧП и использование таких форм работы как групповая деятельность, анализ текста, коллективное обсуждение, химический эксперимент, групповая дискуссия, презентация группового продукта - опорного конспекта.
Такая модель урока способствует созданию условий для активной познавательной деятельности школьников, развивает умения самостоятельно добывать знания.
Данный урок учитывает ряд здоровьесберегающих аспектов.
- Работа по цветным разноуровневым карточкам-заданиям снимает напряжение с глаз и создаёт ситуацию успеха.
- Использование мультимедийного показа экспериментальных опытов позволяет сменить положение головы и направление взгляда учащихся.
- После работы в группах непродолжительная физкультминутка.
- Работа в группах снижает тревожность учащихся, формирует положительную мотивацию обучения, способствует развитию толерантных отношений в группе.
Тема урока: Алюминий, положение в ПСХЭ, строение, свойства (тема прикрыта).
Проблемный вопрос: № 13 Счастливый или несчастливый?!
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока:
-продолжить формирование у обучающихся представления о переходных элементах их строение. Рассмотреть строение атома алюминия, его физические и химические свойства, получение и области его применения.
Задачи урока:
Обучающие
-ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия;
-закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами);
-закрепление умений написание уравнений химических реакций.
Развивающие
-развитие логического мышления, умений наблюдать, делать выводы, обобщать и сравнивать;
-развитие навыков исследовательской деятельности учащихся.
Воспитательные
- воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей;
-уметь распределять обязанности в группе, регулировать свои эмоции, защищать групповой продукт работы;
-толерантно относиться к товарищам, переключаться с одного вида деятельности на другой;
-прививать интерес к химии.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространённость химических элементов в земной коре», цветные карточки-задания для групп, компьютеры.
Реактивы: алюминиевая фольга, растворы соляной кислоты, серная кислота, гидроксида натрия и хлорида меди (II); пробирки, спиртовки, лотки с набором оборудования для выполнения лабораторных и практических работ.
Метод: технология развития критического мышления, ИКТ.
Методические приёмы: самостоятельная работа с учебной литературой, беседа, химический эксперимент, составление опорного конспекта, прием «Плюс - минус - интересно», ЗХУ, кластер, самопроверка.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, поисковая, индивидуальная и групповая работа.
КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока | Содержание этапа | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный | Приветствие. На вашем столе лежат схемы кластеры, по которым мы будем поэтапно изучать тему урока. | Внимательно слушают, приветствуют друг друга. |
I. Стадия вызова Вызов на продумывания вопросов. Постановка учебной задачи. Проблемный вопрос | Какой мир веществ мы изучаем? Интересные факты. -Это третий по распространённости на земле элемент. -На его долю приходится более 8% земной коры. -В 1978 г. в породах Сибирской платформы обнаружен самородок этого металла в виде нитевидных кристаллов длиной 0,5 мм. -Найден в лунном грунте. -Был открыт в 1825 г. и стоил в 1500 раз дороже золота. -Погремушку, изготовленную из этого металла, торжественно преподнесли сыну Наполеона III. -Только очень богатые люди могли позволить себе употреблять пищу из таких тарелок, изготовленных из этого металла. -Мастера, принёсшего в дар римскому императору Тиберию чашу из этого металла, казнили. -1855 год, Парижская выставка – он демонстрировался как самый редкий и дорогой металл, который был почти в 10 раз дороже золота. Что вы знаете об алюминии? Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным? Какова же цель нашего урока? № 13 Счастливый или несчастливый?! Приступим к работе, в добрый путь! | Мир металлов (могут привести примеры металлов). Называют элемент. Приём «Корзина» идей, понятий. Систематизируют известную им информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы (можно на доске их записать). Список «известной информации» записывается на доске. Дать характеристику алюминию как химическому элементу и как простому веществу. |
II. Стадия осмысления Пояснения хода работы. Открытие новых знания и первичное закрепление Результат работы учащихся с ЭО | Работа проходит в группах, каждая группа выбирает задание по цвету: белый – фактическое задание, голубой – экспериментальное задание, красный – творческое задание (приложение № 1) Работа с текстом § 13 с. 68-71, с дополнительным материалом энциклопедиями, справочниками. Вопросы. 1.Каковы же особенности металла алюминия? 2.Какое строение имеет атом алюминия? Каковы возможны степени окисления? 3.Почему он окрашен в периодической системе химических элементов в зелёный цвет? 4.Что собой представляет алюминий как простое вещество? 5.Почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни? 6.Какими же свойствами обладает Al, что привлекло внимание огромного круга промышленников, учёных, государственных деятелей? 6. Как вы думаете, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов? 7. Задание классу: составьте уравнения реакции, назовите продукты. -Взаимодействие алюминия с простыми веществами -Взаимодействие алюминия со сложными веществами 8.Почему в алюминиевой посуде нельзя квасить капусту и хранить также и щелочные растворы? | Читают текст и делают пометки на полях “V” - знал “– “ - не знал “?” - хочу узнать “+ “ - новое, интересно Каждая группа составляет свой опорный конспект. Просмотр опытов (приложение № 2) Отвечают, представляют свой опорный конспект. Делают записи на доске. Показ опытов (приложение №2) |
Результат работы учащихся с ЭО | 1.Какими же свойствами обладает алюминий? | Специфическим свойством для алюминия является реакция с растворами щелочей, в которой он проявляет переходные свойства, при этом образуются соли. 1) Взаимодействие со щелочами без нагревания 2AI + 2NaOH + 6Н2О = 2NaAI(OH)4 + 3Н2 2) Взаимодействие со щелочами при сплавлении 2AI +2NaOH + 2Н2О =2NaAIО2 + 3Н2 Просмотр опытов (приложение 1) |
III. Рефлексия Вторичное закрепление материала. Самостоятельная работа - самоконтроль Оценка своей работы на уроке | Приём «Оратор». за 1 мин убедить, что изучаемая тема просто необходима. Приём «Синквейн». Выполните задания (приложение № 3) Вывод с урока. Почему алюминий называют металлом будущего? Раздать оценочный лист (приложение № 4) | Выполняют любые по силе и интересу задания. Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое занимают в авиационном и космическом транспорте применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы, электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники. «Этому металлу суждено великое будущее» Н.Г.Чернышевский Металл под № 13 - счастливый! Зачитывают вслух. |
Домашнее задание | § 13 с. 68-71 Темы докладов «История открытия алюминия» «Нахождение в природе алюминия, его применение и получение» *Придумать тест контрольной работы. |
Приложение №1 Задания для групп.
Белая карточка. Рассмотрите положение алюминия в периодической системе химических элементов и строение его атома по предложенному плану. Объясните, почему алюминий проявляет переходные свойства?
Рассмотрите алюминий как простое вещество и докажите его физические свойства на примере выданного вам образца. Объясните, почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни? Почему из алюминия изготовляют посуду?
Голубая карточка. Изучите химические свойства алюминия и составьте схему, отражающую общие химические свойства алюминия как металла. Объясните, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов?
Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить не только кислые, но и щелочные растворы? Докажите опытным путём, что алюминий является переходным элементом.
Красная карточка. Почему алюминий, занимающий третье место по распространённости на земле, в XIX веке стоил так дорого?
Приложение № 2 . Просмотр опытов
- Горение алюминия
- Взаимодействие с простыми и со сложными веществами.
Приложение №3. Проверь свои знания!
- Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.
1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния.
2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое.
3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у вора и кремния.
4.Алюминий s-элемент.
5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот.
6. Алюминий подвергается коррозии.
7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется.
8.Алюминий – самый распространенный металл земной коры.
9.Алюминотермия – получение алюминия.
10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл.
11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами.
- Найдите ошибки!
Схема образования вещества
Al 0+ 3ē « Al +3
Тип химической связи – ионная.
Тип кристаллической решетки – атомная
- Сапфир, алюминий, рубин. Что общего у этих вещества?
Синий корунд- Сапфир Рубин
Нефелин Полевой шпат
Приложение № 4 Самоанализ своей работы.
1.На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...