Соли аммония. Урок химии в 9 классе
план-конспект урока химии (9 класс) по теме
Урок формирования знаний о характерных свойствах и применении солей аммония на основе химического эксперимента (конспект урока с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soli_ammoniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока химии в 9 классе по теме:
Соли аммония.
Мамедова Т.И., учитель химии МОУ СОШ №1
п. Селижарово Тверской области
Цели урока: сформировать знания о характерных свойствах солей аммония,
ознакомить с представителями этих солей и их применением,
развивать умения выделять главное, классифицировать,
представлять результаты работы.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления учащихся о солях аммония
- Познакомить со свойствами и применением солей аммония
- Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций
Воспитательные:
- Формировать умения работать в группах у каждого учащегося, считаться с мнением соседа и отстаивать свою точку зрения корректно, выполняя лабораторную работу.
Развивающие:
- Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
- Совершенствовать навыки химического эксперимента.
- Способствовать развитию исследовательских навыков
- Совершенствовать умения обобщать и делать выводы..
Оборудование: компьютер, проектор, реактивы и оборудование для
химического эксперимента и лабораторной работы: соли
аммония (хлорид, сульфат, карбонат аммония),нитрат серебра,
хлорид бария, гидроксид натрия, серная кислота, лакмусовая
бумажка, химическая посуда для проведения опытов.
«Просто знать – еще не все,
знания нужно уметь использовать»
И.В.Гете
Ход урока.
Классу предлагается задание: прочитать приведенные на карточке утверждения и сделать пометки «+» (знаю), «?» (не знаю, не уверен в этих знаниях или хотел бы расширить свои знания по этому вопросу) (слайд 2)
- Ион аммония образован только неметаллами.
- Так же как и ионы металлов, он образует свои соли.
- Все соли аммония растворимы в воде.
- Качественная реакция на ион аммония- действие щелочи при нагревании.
- В состав пекарского порошка входит гидрокарбонат аммония, поэтому его используют в хлебопечении.
- Нашатырь используют при паянии.
- Агроному-почвоведу, а также любому дачнику необходимы знания по химии.
- Без азота нет белка, без белка нет жизни.
У кого возникли вопросы? (№3, 4, 5, 6, 7)
Совместно с учащимися формулируем цель урока (слайд 3)
В состав солей аммония входит азот. Правильное внесение азота повышает урожайность зерновых, овощных культур; многие соли используют в технике - взрывчатые вещества, в хлебопечении, в кондитерской промышленности.
Применение солей аммония в различных областях народного хозяйства основано на использовании их свойств, поэтому необходимо подробнее и глубже изучить состав, строение, свойства и применение этих солей.
Для того, чтобы получить ответы на возникшие вопросы, предлагаю вам поработать в группах (группы работают по инструктивным картам, записывая результаты наблюдений).
Инструктивная карта.
Вопросы, подлежащие рассмотрению | Вопросы и задания | Проведение эксперимента |
Состав и строение солей аммония | Составьте формулы возможных солей аммония, образованных соляной, серной, угольной, азотной кислотами, назовите их. | |
Физические свойства солей аммония | Охарактеризуйте физические свойства солей аммония, отметьте их особенности при растворении в воде | Рассмотрите выданные вам образцы солей аммония, испытайте их на растворимость. Сохраните полученные растворы. |
Химические свойства солей аммония | Общие химические свойства солей: диссоциация, взаимодействие с кислотами, щелочами, солями. Проводя каждый опыт, записывайте ваши наблюдения. Там, где это возможно, составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. | 1.Взаимодействие с кислотами. Возьмите горошину твердого хлорида аммония. Поместите соль в пробирку, добавьте несколько капель серной кислоты. 2. Взаимодействие со щелочами (качественная реакция на ион аммония). Возьмите по 1 см3 раствора, полученного при испытании на растворимость. Смесь слегка нагрейте. Вспомните правила техники безопасности при работе с растворами щелочей и правила нагревания веществ! Поясните, почему эту реакцию можно использовать как качественную реакцию на ион аммония. Докажите при помощи влажной лакмусовой бумажки, что выделяется аммиак. 3. Взаимодействие с солями. К раствору сульфата аммония добавьте раствор хлорида бария. К раствору хлорида аммония добавьте раствор нитрата серебра. Сделайте вывод. |
Обсуждение результатов эксперимента (представляют учащиеся).
Все соли аммония растворимы в воде.
Твердый хлорид аммония взаимодействует с концентрированной серной кислотой.
Взаимодействие с гидроксидом натрия является качественной реакцией на ион аммония.
Соли аммония обладают свойствами солей, обусловленными наличием кислотных остатков.
Еще одной качественной реакцией на соли аммония является разложение сухих солей при нагревании с выделением газообразного аммиака. В этой реакции образуется также газообразный хлороводород, который улетучивается вместе с аммиаком, а при охлаждении снова соединяется с ним, образуя соль. Это возгонка (демонстрация).
Применение солей аммония (учащиеся пытаются объяснить, на каких свойствах солей аммония основаны области их применения).
- в пиротехнике (разложение при нагревании);
- в хлебопечении и кондитерской промышленности;
- в сельском хозяйстве - удобрения (питательные вещества)
- при паянии металлов (нашатырь- хлорид аммония)
- электролит в сухих элементах (хлорид аммония).
Задания на развитие творческого мышления.
- Предложите способ очистки поваренной соли от содержащейся в ней примеси хлорида аммония (предполагаемый ответ – нагреть)
- Объясните, можно ли смешивать аммиачную селитру (нитрат аммония) с известью? (нельзя, так как между ними происходит химическая реакция).
Заключение.
Роль азотистых соединений в жизни человека и общества очень велика, а применении разнообразно. Азот – основа жизни на Земле. На Земле постоянно происходят процессы превращения веществ живой и неживой природы. В результате этих превращений неорганические вещества неживой природы – соли аммония могут превращаться в сложные органические вещества – белки. А белки – это основа всего живого. В белках содержится 18 % азота. Без азота нет белка, без белка нет жизни!
Предлагаю вам вернуться к утверждениям, рассмотренным в начале урока и еще раз проставить «+» и «?». У кого остались вопросы?
Задание на дом: §25, упр.2-4. Подготовьте сообщение на тему: «Химический характер житейских ситуаций» (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соли аммония Урок химии в 9 классе
Презентация к уроку "Соли аммония" в 9 классе...
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли
Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку...
Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"
Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....
Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Открытый урок Химии 8 класс тема "Соли"
Нас окружает много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вам вещества? (на простые и сложные)....