Программа по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме
Данная программа разработана на основе программы курса химии для общеобразовательных учреждений.
Автор программы Габриелян О.С.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_himii_korrekciya.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы курса химии для общеобразовательных учреждений.
Автор программы Габриелян О.С., издательство «Дрофа», Москва,2001 г.
Изучение химии в школе направленно на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить простейшие расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакций;
- развивать познавательный интерес, самостоятельно приобретать знания;
- воспитание отношения к химии как к одному из разделов естественных наук;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, предупреждения явлений, наносимых вред здоровью человека и окружающей среде.
В специальной школе и СКК для детей с ЗПР при изучении учебного курса химии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточна сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысление выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности этих учащихся (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по химии приобретает опора на межпредметные связи с такими учебными предметами, как природоведение, география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения.
Межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
Трудности, испытываемые детьми СКК при изучении химии, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала, отработки навыков написания химических формул и уравнений; некоторые темы даны в ознакомительном плане: отдельные темы, лабораторные и практические работы упрощены либо вообще исключены из изучения.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с химическими понятиями. Первоначальные химические понятия представляет особую значимость, так как закладывается фундамент данной учебной дисциплины, усваиваются химические знаки, составление формул веществ, химические уравнения, типы химических реакций, строение вещества. Понятие элемента и формулы его существования. Данные вопросы у учащихся с ЗПР вызывает большие затруднения, а поэтому увеличивается количество часов на изучение основных тем.
Выделяется дополнительное время на изучение соединений химических элементов так, как, она подготавливает переход к последующей важной теме: «Растворение», «Растворы», «Свойства растворов электролитов» (30 часов). Особенно обращается внимание на отработку номенклатуры оксидов, кислот, солей, на составление химических уравнений по свойствам указанных химических неорганических соединений, на установление генетической связи между основными соединениями путем тренировочных уравнений.
В ознакомительном плане даются следующие темы: «Аллотропия», «Количество вещества», «Моль – единица количества вещества», «Число Авогадро», «Малярная масса и молярный объем». Полностью исключается практическая работа: «Приготовление растворов с определенной долей растворенного вещества». А так же в ознакомительном плане изучаются определение понятия «Соли. Молекулярные кристаллические решетки. Ионы», «Массовые и объемные доли вещества».
Темы, изучаемые ознакомительно, выделены в программе курсивом.
При проведении лабораторных и практических работ каждый этап выполняется вместе с учителем и под его руководством. Обязательно проводится инструктаж по ТБ., соответствующие данному виду работы, дается правильная запись формулы и указывается цель проведения работы. Последнее способствует осознанию учащимися выполняемых действий и полученного результата.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
8 КЛАСС
Учебно-тематический план.
№ Темы, раздела | Наименование раздела и тем уроков | Всего часов | |||||
1 | Вещество. Тело. | 7 | |||||
2 | Превращения вещества. Физические и химические явления. | ||||||
3 | История развития химии. Основоположники отечественной химии. | ||||||
4 | Знаки химических элементов | ||||||
5 | Периодическая системе химических элементов Д.И. Менделеева (ПСХЭ) | ||||||
6 | Химическая формула. Относительная атомная и молекулярные массы. | ||||||
7 | Обобщение и повторение темы | ||||||
Тема 1 | Атомы химических элементов | 7 | |||||
8 | Основные сведения о строении атома. | ||||||
9 | Электроны, строение электронных оболочек атомов малых периодов | ||||||
10 | ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атомов. | ||||||
11 | Изменение числа электронов, образование ионов. Ионная связь. | ||||||
12 | Образование молекул простых веществ, ковалентная связь. | ||||||
13 | Ковалентная неполярная св | ||||||
14 | Ковалентная полярная химическая | ||||||
15 | Тренировочные упражнения на определение вида связи. | ||||||
16 | Обобщение и систематизация знаний. | ||||||
Тема 2 | Простые вещества | 2 | |||||
17 | Простые вещества — металлы. Общие физические свойства. | Демонстрация коллекции металлов Fe, Al, Ca, Mg, Na, K | |||||
18 | Простые вещества — неметаллы. Общие физические свойства. | Демонстрация коллекции неметаллов | |||||
Тема 3 | Соединения химических элементов | 8 | |||||
Валентность | |||||||
19 | Составление формул по валентности, определение валентности по формуле. | ||||||
20 | Бинарные соединения металлов и неметаллов: а) оксиды; б) хлориды; в) сульфиды | Демонстрация образцов оксидов, хлоридов, сульфидов и др | |||||
21 | Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды, летучие водородные соединения | Демонстрация H2O, SiO2, HCl, NH3 | |||||
22 | Основание, состав, название, классификация | Демонстрация образцов оснований | |||||
23 | Кислоты, состав, название, классификация, представители | Демонстрация кислот | |||||
24 | Соли, как производные кислот и оснований | Демонстрация солей | |||||
Урок – упражнений на написание формул, названий, классификация сложных веществ. | |||||||
25 | Чистые вещества и смеси, понятие и отличие | ||||||
26 | Обобщение и систематизация знаний по теме № 3. Решение задач по теме: «Нахождение массовой и объемной доли» | ||||||
Тема 4 | Изменения, происходящие с веществами | 7 | |||||
Физические явления | |||||||
27 | Химические явления, химические реакции. Признаки хим. реакций. | ||||||
28 | Химические уравнения | ||||||
29 | Типы химических реакций. Реакция разложения | Демонстрация разложения KMnO4 , получение О2 | |||||
30 | Реакция соединения | ||||||
31. | Реакция замещения | ||||||
32 | Реакция обмена | ||||||
33. | Обобщение и систематизация знаний по теме. Расчет по уравнению хим. реакции | ||||||
Тема 5 | Простые операции с веществами. Химический практикум (блок №1) | 5 | |||||
34 | Практическая работа № 1. Правила ТБ и знакомство с химическим оборудованием. | ||||||
35 | Практическая работа № 2. Нагревательные приборы, строение пламени горящей свечи. | ||||||
36. | Практическая работа № 3. Реакция разложения KMnO4, получение кислорода. | ||||||
37 | Практическая работа № 4. Реакция замещения, получение водорода | ||||||
38 | Практическая работа № 5. Реакция обмена. Взаимодействие щелочи с кислотой. | ||||||
Тема 6 | Растворение. Растворы свойства электролитов | 21 | |||||
39 | Растворение физико-химический процесс. Растворы. Гидраты. Кристаллические решетки | Демонстрация мгновенная кристаллизация раствора глауберовой соли | |||||
Растворимость. Типы растворов: насыщенный, ненасыщенный, влияние температуры на растворимость | |||||||
40 | Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация | Демонстрация испытания растворов на электропроводимость | |||||
41 | Основные положения ТЭД, Ионы, классификация ионов по составу и по заряду | Демонстрация движения окрашенных ионов | |||||
42 | Ионные реакции, идущие до конца. Молекулярные полные ионные и краткие ионные реакции Лабораторная работа №1. Примеры реакций идущих до конца | ||||||
43. | Кислоты, свойства в свете ТЭД Лабораторная работа № 2. Хим. свойства кислот на примере HCl | ||||||
44. | Основания, свойства в свете ТЭД Лабораторная работа №3. Реакции, характерные для щелочей | ||||||
45 | Оксиды, свойства, классификация. Лабораторная работа №4. Изучение свойств основных оксидов на примере СаО и кислотных на примере СО2 | ||||||
46 | Соли, свойства в свете ТЭД | ||||||
47 | Генетическая связь между основными классами неорганических веществ | ||||||
48. | Тренировочные упражнения на решение химических цепочек | ||||||
49-50 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы.Растворение» | ||||||
51 | Степень окисления | ||||||
52 | Составление формул веществ по степени окисления | ||||||
53. | Определение степени окисления по формуле | ||||||
54 | Окислительно-восстановительные реакции | ||||||
55 | Упражнения на составление окислительно-востановительных реакций | ||||||
56-57 | Обобщение и систематизация знаний | ||||||
58-59 | Выполнение упражнений по возможности. Учет и контроль знаний | ||||||
Тема 7 | Химический практикум (блок №2). Свойства электролитов | 2 | |||||
60 | Практическая работа № 7. Условия течения химической реакции между растворами электролитов до конца. | ||||||
61 | Практическая работа № 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | ||||||
Тема 8 | Шеренга великих химиков | 9 | |||||
62 | ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева | ||||||
63 | Атомно-молекулярная теория строения вещества. М.В. Ломоносов | ||||||
64. | ТЭД и свойства растворов. С.Аррениус | ||||||
65-66 | Кислород, его открытие, работа Лавуазье. | ||||||
67-68. | Газовые законы Авагадро. | ||||||
69-70 | Итог и обобщение | 2 |
Содержание программы.
(68ч, 2 часа в неделю)
Введение. Предмет химии (7часов)
Предмет химии. Вещества. Превращения вещества. Роль химии в нашей жизни. Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
Тема №1. Атомы химических элементов (7 ч)
Основные сведения о строении атомов. Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов (№ 1 - 20).
ПСХЭ и строение атомов. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома - образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь.
Взаимодействие атомов - неметаллов между собой - образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Взаимодействие атомов элементов - неметаллов между собой - образование молекулярных соединений. Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь.
Тема №2. Простые вещества (2ч.)
Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов. Простые веществава - неметаллы. Общие физические свойства неметаллов - простых веществ.
Демонстрация:
Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, K;
Коллекция неметаллов: S, P, уголь активированный, бром в ампуле.
Изучается ознакомительно: Аллотропия. Колличество вещества.
Изучается ознакомительно: Молярная масса. Молярный объем.
Тема №3. Соединения химических элементов (8 ч)
Валентность.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения. Составление формул, их названия.
Основания - состав, названия и классификация; представители - NaOH, KOH, Ca(OH)2.
Кислоты - состав, названия и классификация; представители - H2SO4, H2CO3, H2S03, HNO3.
Соли как производные кислот и оснований; состав, названия.
Чистые вещества и смеси, понятие и отличие чистых веществ от смесей.
Изучается ознакомительно: Определение понятия “соли”, молекулярные кристаллические решетки, ионы.
Демонстрация:
Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов;
Образцы оксидов металлов и водородных соединений: HCl, NH3, H2O, SiO2;
Образцы щелочей, кислот, солей;
Модели кристаллических решеток, NaCl, графита, металлов.
Тема №4. Изменения, происходящие с веществами (7часов)
Физические явления, способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды.
Химические реакции, понятия о химических явлениях, отличие от физических явлений, признаки химических реакций. Условия. Закон сохранения массы вещества - формулировка.
Химические уравнения реакций:
а) разложения;
б) соединения;
в) замещения - уметь определять тип реакции по уравнению;
г) обмена - уметь отличать реакции по уравнению.
Демонстрация:
Взаимодействие щелочных металлов с водой;
Взаимодействие щелочных металлов с соляной кислотой;
Разложение перманганата калия;
Взаимодействие растворимых щелочей с кислотами.
Тема №5. Простейшие операции с веществами
Химический практикум (блок №1) (5 часов)
Практическая работа №1. Тема: “Правила ТБ и знакомство с химическим оборудованием”.
Практическая работа №2. Тема: “Нагревательные приборы, строение пламени горящей свечи”.
Практическая работа №3. Тема: “Реакция разложения KMnO4, получение кислорода”.
Практическая работа №4. Тема: “Реакция замещения, получение водорода”.
Практическая работа №5. Тема: “Реакция обмена. Взаимодействие щелочи с кислотой”.
Тема №6. Растворение. Растворы. Свойства растворов. Электролиты (21часа)
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Типы растворов: насыщенный, ненасыщенный, перенасыщенный. Таблица растворимости. Электролиты, неэлектролиты. Основные положения ТЭД (теория электролитической диссоциации).
Ионы: классификация ионов по составу (простые и сложные); по заряду (катионы и анионы).
Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных, полных и сокращенных ионных) при помощи таблицы растворимости.
Кислоты в свете ТЭД. Классификация и свойства: определение кислот, классификация кислот.
Свойства:
а) взаимодействие кислот с металлами;
б) взаимодействие кислот с оксидами металлов;
в) реакция нейтрализации (с основаниями);
г) взаимодействие кислот с солями.
(Работу вести с использованием таблицы растворимости).
Основания в свете ТЭД классификация и свойства.
Свойства:
а) диссоциация растворимых оснований;
б) взаимодействие растворимых оснований с кислотами;
в) взаимодействие растворимых оснований с солями;
г) разложение нерастворимых оснований.
Оксиды классификация и свойства.
Оксиды солеобразующие, несолеобразующие; основные и кислотные свойства.
Соли в свете ТЭД. Их свойства:
а) диссоциация солей - работа с таблицей растворимости;
б) взаимодействие солей с кислотами, щелочами. (Повтор прошлых уроков).
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Ознакомительно изучается вопросы:
- степень окисления;
- Составление формул по степени окисления;
- Определение степени окисления по формуле;
- Выполнение упражнений по возможности учет и контроль знаний;
- Растворение безводного сульфата меди.
Демонстрация:
Окислительно – восстановленные реакции;
Мгновенная кристаллизация перенасыщенного раствора глауберной соли;
Испытание растворов и веществ на электропроводимость;
Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
Лабораторные работы:
1. Примеры реакций, идущих до конца.
2. Химические свойства кислот на примере соляной кислоты.
3. Реакции, характерные для щелочей.
4. Изучение свойств основных оксидов на примере СаО и кислотных для СО2.
Тема №7. Химический практикум “Свойства электролитов” (блок №2) (2часа)
Практическая работа №1. Ионные реакции. Определение Н+ и ОН-, Cl-..
Практическая работа №2. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца (выпадение осадка, выделение газа, образование слабодиссоциирующего вещества).
Практическая работа №3. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей:
а) взаимодействие кислот с солями;
б) взаимодействие оснований с кислотами;
в) взаимодействие СаО с водой;
г) взаимодействие солей с основаниями.
Тема №8. Шеренга великих химиков (9 часа)
Повторение материала курса химии в 8 классе - основных понятий, законов и теории путем знакомства с деятельностью ученых, осуществивших их открытия.
Повторение ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Жизнь и учеба ученого. Атомно-молекулярная теория строения веществ. М.В. Ломоносов - его жизнь и открытия. ТЭД и свойства растворов - Август Арринус.
А.Л. Лавуазне, А. Авогадро.
.
Итог и обобщение (2 часа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для специальных (коррекционных) классов
Рабочая программа по химии для специальных (коррекционных) классов Рабочая программа по химии для специальных (коррекционных) классов ...
Рабочая программа по музыке 5 специального (коррекционного) класса VIII вида
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочая программа по музыке 7 специального (коррекционного) класса VIII вида
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочие программы по математике для специального коррекционного класса 7 вида
Рабочая программа погеометрии 7 класс для специального коррекционного класса 7 вида...
Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных классах VIII вида)
Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида....
Рабочие программы по математике для специальных коррекционных классов VIII вида
Рабочие программы по математике для коррекционных классов VIII вида...
Рабочие программы по математике для специальных коррекционных классов VIII вида
Рабочие программы по математике для коррекционных классов VIII вида...