Конспект урока по химии в 9 классе "Фосфор и его соединения"
методическая разработка (химия, 9 класс) на тему
Конспект урока может использователься к учебникам по химии в 9 классе различных авторов. Предлагаемый урок является комбинированным. совмещает в себе технологии: развивающего обучения, проблемного обучения. проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Фосфор и его соединения".docx | 16.81 КБ |
Презентация "Блуждающие огни"к уроку "Фосфор и его соединения" .pptx | 271.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Фосфор и его соединения» Муниципальное общеобразовательное учреждение Порецкая средняя Общеобразовательная школа Учитель: Гаманова Н.А. |
9 класс
« Фосфор и его соединения»
Цель: Повторить строение атома, аллотропию на примере фосфора и сравнительную
характеристику красного и белого фосфора. Изучить кислородные соединения
фосфора (V): оксид фосфора (V) , ортофосфорную кислоту и ее соли.
Оборудование и реактивы: красный фосфор, вода, лакмус, фосфат натрия, нитрат серебра, образцы минералов (апатит, фосфорит), стеклянная трубка, ложка для сжигания вещества.
Девиз урока:Иль то, что сам ты знаешь передай другим, иль то, чего не знаешь от
других возьми. (Анвари-персидский поэт Х1-Х11 век)
Ход урока
- Организационный момент: Давайте вспомним, как называется пролив, соединяющий
Черное и Мраморное море, и который служит границей между Европой и
Азией. Заменив в его названии первую букву на другую получим название
химического элемента. (Босфор-фосфор)
- Сообщение учащегося «Краткая история открытия фосфора» (презентация)
- Аллотропные видоизменения фосфора:Красный и белый фосфор. Сравнить их свойства ( работа с учебником 9 класса 0.С. Габриеляна § 27 стр.122)
- Упр.7 стр.125 «(фрагмент произведения к. Дойля «Собака Баскервилей» , прочитайте, найдите в данном художественном произведении химическую ошибку.
Подтверждение прочитанного опытом по превращению красного фосфора в белый и самовоспламенение белого фосфора.
Демонстрационный опыт по превращению красного фосфора в белый (проводить в вытяжном шкафу только учителем !Ядовито!):
В стеклянную узкую трубку помещаем красный фосфор поближе к середине
трубки и аккуратно нагреваем в пламени спиртовки. Наблюдаем по обе стороны образование белого воскообразного налета-белого фосфора. Совершаем колебательные движения трубкой в направлении отверстий, происходит самовоспламенение белого фосфора при соприкосновении с воздухом у правого и левого отверстия стеклянной трубки.
- Дайте характеристику химического элемента фосфора по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
- Охарактеризуйте строение атома фосфора, укажите характерные степени окисления фосфора.
- Укажите химические формулы оксида, гидроксида фосфора , составьте формулу летучего водородного соединения .
- Составьте в ходе урока генетический ряд фосфора:
РН3←Мg3Р2←Р→Р2О5→Н3РО4 →Са(Н2РО4)2
│→Са НРО4
│→Са3 (РО4)2
- РН3- ядовитый газ с чесночным запахом, легко воспламеняется на воздухе , образуется при разложении органических останков животного происхождения. Во влажную погоду в ночное время на болотах и кладбищах можно наблюдать «блуждающие огни». Явление это порождает множество суеверий.
- Как можно одним словом выразить свойства фосфора (неметалл)
- Какой характер будет иметь высший оксид и гидроксид фосфора (ответы подтвердить опытами), записать уравнения соответствующих реакций.
- Изучите самостоятельно (по учебнику) физические свойства оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. (§ 27, стр 123).
13)Дайте характеристику фосфорной кислоты по составу и как электролита.
14)Сколько видов солей она образует? Составить их формулы, дать им названия.
15)Какие это соли по составу.
16) Сравните свойства кислых и средних солей (растворимость сверху вниз падает)
17) Фосфор в природе:
- В земной коре только в виде фосфоритов и апатитов-о,12%
- В растениях, во всех частях. Растения не только накапливают, но и снабжают фосфором животных.
- В организме взрослого человека 1% (посчитайте, сколько фосфора в организме каждого из вас. 2/3 –в костной ткани, 0,25% -в мышечной ткани; 0,4% в нервной)
18) качественная реакция на РО43-
РО43-+ 3Аg+= Аg3 РО4↓ желтый осадок
Демонстрация: взаимодействие солей фосфорной кислоты с нитратом серебра.
19) На основании всего изученного сформулируйте тему нашего урока
Домашнее задание: § 27: осуществите превращения, полученного генетического ряда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План 1.Суеверия , связанные с «блуждающими огнями» 2. Тема «блуждающих огней» в русской литературе 3. Развенчание мифов о блуждающих огнях
Появление « блуждающих огней» на кладбищах и болотах люди издавна приписывали проделкам нечистой силы или принимали за души умерших, а также за цветок папоротника.
У Н.В. Гоголя в произведении «Заколдованное место» дьячок – нской церкви рассказывает быль , произошедшую с его дедом. «Поколесивши кругом, наткнулся он на дорожку. Месяца не было; белое полотно мелькало вместо него сквозь тучу. «Быть завтра большому ветру!» -подумал дед. Глядь в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. -Вишь! - стал дед и руками подперся в боки и глядит: свечка потухла; вдали и немного подалее загорелась другая. - Клад! - закричал дед».
Работами французского химика Ж. Дюма было доказано, что загадочные «блуждающие огни» есть пламя газообразного фосфора и сероводорода, выделяющихся в результате гниения органических остатков в условиях повышенной влажности и воспламеняющихся от самовозгорания паров , сопутствующего им жидкого фосфористого водорода (РН3).
Ж. Дюма в лабораторных и полевых условиях воспроизвел явление «блуждающих огней» с помощью химических экспериментов. Начало исследований этого явления относится к XIX веку, а в 1905 году соотечественник Местрелль в окрестностях Версаля провел уникальный эксперимент. На торфяном болоте был зарыт труп павшей коровы. Через 3 года на месте захоронения обнаружили «блуждающие огни» .Тогда этот труп был извлечен и зарыт на новом месте. При этом, исчезнув на месте первого захоронения, «блуждающие огни» уже через полчаса появились на новом месте. Загадка «блуждающих огней» перестала существовать
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл
Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....
план-конспект урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"
Подробный план-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия". В разработке указаны основные этапы урока, учебное содержание, задания и упражнения, демонстрационные и лаборатор...
План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»
Разработка урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Цель данного урока :бобщение и закрепление знаний учащихся о галогенах, изучение...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."
Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...