Конспект урока "Кристаллические решетки"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Урок в 8 классе по программе О.С. Габриеляна,разработан на основе модульной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kristallicheskie_reshetki.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии в 8 классе.
Тема урока: «Кристаллические решетки».
Цель: изучение типов кристаллических решеток
Задачи:
- познакомить с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявить зависимость свойств веществ от типов «кристаллических решеток», химической связи и строения атомов; научить определять тип кристаллической решетки и физические свойства по ним;
- продолжить развитие интеллектуальных умений критического мышления (поиск, анализ, осмысление, синтез, оценка и применение информации), развивать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся;
- формирование коммуникативных и информационных компетенций.
Оборудование:
- Мультимедийное: проектор, компьютеры для обучающихся , презентация выполненная в программе PowerPoint, тесты созданные в программе Stimulator;
- Вещества: стекло; кристаллы медного купороса, янтарь, жевательная резинка, поваренная соль, известняк, пластилин.
Ход урока
Здравствуйте, садитесь. Звучит музыка.
I. Фронтальный опрос
- Вступление учителя. Как разнообразен мир музыки, так разнообразен и мир веществ. Нас удивляет блеск различных металлов, разнообразие природных минералов. Мы уже не можем обойтись без современных сплавов, пластмасс. А нужные лекарства спасают жизнь. Нас окружает огромное количество веществ. На слайде вы видите несколько уже известных для вас формул: поваренной соли, воды, кислорода, песка, железа.
2. Беседа по вопросам:
Скажите, к какому классу веществ относится каждое вещество?
С помощью, каких химических связей они образованы?
В каких агрегатных состояниях находятся эти соединения в обычных условиях?
А может одно вещество находиться в разных агрегатных состояниях? Приведите пример
Как вы думаете, почему вещества при одинаковых условиях находятся в разных агрегатных состояниях?
- Изучение нового материала
- АКТУАЛИЗАЦИЯ
Демонстрация эксперимента (изучение свойств стекла и сульфата меди)
Давайте рассмотрим два твердых вещества: стекло и сульфат меди. Разобьем эти вещества на более мелкие кусочки и рассмотрим их форму.
- Почему у стекла все кусочки разной формы, а у сульфата меди сходны по форме? (учащиеся выдвигают гипотезы)
Практическая часть. Рассмотрим некоторые твердые вещества, которые у вас на столе(хлорид натрия, сульфат меди, известняк, янтарь, пластилин, жевательная резинка). Разделите их на две группы, по какому либо признаку. Объясните.
Учащиеся определяют
I группа: нет определенной температуры плавления, размягчаются постепенно и переходят в текучее состояние
II группа: имеют определенную температуру плавления, правильное расположение частиц из которых они построены.
Вывод учителя: Вспомните, что часто людей, у которых нет своей определенной позиции, которым «все-равно» называют аморфными. И наши вещества, у которых нет определенной температуры плавления, называют аморфными. Напротив, соль NaCl, оксид кремния, сульфат меди – кристаллические вещества. Для них характерны четкие температуры плавления, правильные геометрические формы, симметрия.
Что бы выяснить отличие аморфных и кристаллических веществ, их свойства (прикрепляются опорные слова «свойства веществ»), мы заглянем внутрь этих веществ. И неслучайно, эпиграфом нашего урока являются слова русского философа Н.А. Бердяева «Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри». Запишите тему урока.
Озвучиваются цели урока.
- Определение понятий «аморфные вещества» и «кристаллические вещества» (слайд)
- Понятие «Кристаллическая решетка» (слайд)
Кристаллические вещества характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул или ионов. Эти частицы расположены в строго определенных точках пространства – называемых узлами. Если соединить узлы прямыми линиями, то образуется пространственный каркас – кристаллическая решетка.
Дополнение: Интересно, что слово «krystallos» (греч.) первоначально обозначало обычный лед, а в дальнейшем — горный хрусталь
- Виды кристаллической решетки.
Вопрос: Какие частицы могут стоять в узлах решетки? (ионы, атомы, молекулы)
Отсюда и название кристаллических решеток: ионная, молекулярная, атомная, а еще металлическая. Изучать особенности каждого типа кристаллической решетки вы будите в группах. Вам необходимо будет на листах ответить на вопросы:
- Виды частиц в узлах решетки?
- Вид связи между частицами?
- Какие вещества могут иметь ионную кристаллическую решетку? Примеры
- Какими физ. свойствами будут обладать такие вещества?
Выступление групп.
- Закон постоянства вещества (слайд)
Остался еще один момент урока – закон постоянства состава вещества, которому подчиняются вещества с молекулярным строением.
Этот закон открыт французским химиком Ж.Л.Прустом.
Его формулировка такова:
вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения.
Н-р: вода – не зависимо от того как ее получают, в каком агрегатном состоянии она находится, состав ее не меняется – Н2О
Для веществ с ионным строением закон Пруста не всегда выполняется.
6. Подведение итогов
Вопросы:
- Сделайте вывод, от чего зависят свойства веществ? (от типа кр. решеток). Опорные слова прикрепляются к доске.
- От чего зависит тип кристаллической решетки? (от типа связи) Опорные слова прикрепляются к доске.
- От чего зависит тип связи? (от строения атома) Опорные слова прикрепляются к доске.
Подведение итогов по опорным словам.
ИТОГ: Мы заглянули внутрь вещей. Рассмотрели кристаллические решетки
А теперь ответим на вопрос, который был задан в начале урока.
Почему у стекла все кусочки разной формы, а у сульфата меди сходны по форме? Почему вещества при одинаковых условиях находятся в разных агрегатных состояниях?
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- . Выполнение тестов на компьютере (в парах)
- Задание. По формуле приведенных веществ: Na2O, C2H2, Si, AL – определите тип кристаллической решетки каждого соединения и на основе этого предположите физические свойства каждого из четырех веществ.
Дополнительно: AlCI3, H2S, O3
IV. РЕФЛЕКСИЯ
Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке? С какими трудностями вы столкнулись?
Заполните оценочный лист.
Запишите домашнее задание.
И чтобы поставить точку в нашем уроке у нас есть черный ящик. Отгадайте, какое вещество находится в нем. Это вещество не имеет определенной температуры плавления. Если его держать в руках, оно сначала размягчается, затем становится жидким. Вещество имеет сладкий вкус, коричневый цвет..
Она растает на руках.
И след оставит на губах.
И сладкий вкус её загадка
Зовут её все… (шоколадка)
За работу раздаются шоколадки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Решение задач по теме дифракция, дифракционная решетка"
Разработка урока по теме "Дифракция" для учащихся 11 класса...
Презентация по теме "Кристаллические решетки".
В презентации представлены виды и модели кристаллических решеток с примерами веществ и кратким описанием их свойств....
конспект урока по химии "Кристаллические решетки" (ФГОС)
Разработка конспекта урока по химии в 8 классе, по теме "Кристаллические решетки"(ФГОС), урок изучения новой темы....
Конспект урока Кристаллические решетки 8 класс
Конспект урока Кристаллические решетки 8 класс...
Конспект открытого урока (Л/Р "Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки". 2020 г
Опыты и эксперементы....
Конспект урока по теме «Кристаллические решетки».
Конспект урока по теме «Кристаллические решетки». Конспект урока по теме «Кристаллические решетки»....
Конспект урока на тему "Дифракционная решетка 11 класс"
Общая тема: «Оптика» Тема урока: «Дифракционная решетка» Тип урока: урок закрепления, совершенствования и развития знаний, ...