конспект урока по химии "Кристаллические решетки" (ФГОС)
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Зиганшина зиля хисматовна

Разработка конспекта урока по химии в 8 классе, по теме "Кристаллические решетки"(ФГОС), урок изучения новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kristallicheskie_reshetki.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

 Учитель химии и биологии Зиганшина З.Х., МБОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ»

Предмет: химия

Класс: 8

Автор УМК:  О.С. Габриелян

Тема урока: Кристаллические решетки

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: создать условия для развития у обучающегося ключевых компетентностей: информационной (аспект - извлечение первичной и вторичной  информации), компетентность разрешения проблем (аспект - оценка собственного продвижения (рефлексия) и коммуникативной (аспект – продуктивная групповая коммуникация ;способствовать формированию у учащихся понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел; способствовать развитию у учащегося умения анализировать полученную информацию.

Задачи: формирование у обучающихся понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ; дать представление о типах кристаллических решеток, их взаимосвязи с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ; формирование у обучающихся УУД:

 Личностные: 

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

- Чувство гордости за российскую химическую науку.

-Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Оборудование: Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2010; презентация «Кристаллические решетки»; мультимедийная система; модели кристаллических решеток разных типов; дидактический материал .

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент урока

  1. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

3. Постановка темы урока, формулирование цели работы.

4. Основной этап урока. Теоретическое исследование и практическая работа

VI.  Закрепление нового материала.

VII.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

Ребята, давайте вспомним урок физики по теме «Агрегатные состояния веществ, схему .Любое вещество можно существовать в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух - не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Наша жизнь протекает в относительно мало меняющихся условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».

        При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. При нагревании до температуры кипения металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Оказывается, и любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру. Например, кислород, который при температуре –1940С превращается в жидкость голубого цвета, при температуре     –218,80С затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.

        Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами?

        Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока. Запишите её.

 Цель работы на уроке каждому предстоит сформулировать самостоятельно. Для этого воспользуйтесь маршрутной картой темы. Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь, какие практические навыки приобретёте. Запишите цель урока в рабочий лист.

Прием «Выбор цели по маршруту».

Постановка цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения новой темы. Маршрутная карта темы представлена на слайде

Учитель просматривает несколько работ. Предлагает нескольким ученикам поделиться своими записями с классом.

Учитель:

        Какие цели вы поставили? Давайте обменяемся информацией.

Учитель:

Действительно, нам предстоит сформировать представление о типах кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств вещества от его строения.

Поэтому сегодня мы будем говорить о твердом агрегатном состоянии вещества.

Твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ.

Практическая работа.

Учитель:

Назовите твердые вещества, находящиеся у вас в лабораторном лотке.

Учитель:

Подумайте, какое вещество из названных можно исключить и почему?

Учитель:

        Предположения различные. Для того чтобы правильно дать характеристику данному веществу, предлагаю изучить дополнительный материал и записать выводы

Вывод :

Аморфные вещества не имеют определенной температуры. Они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относятся шоколад, жевательная резинка, пластмассы, смолы, пластилин, воск, стекло, резина и т.п.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул или ионов. К кристаллическим веществам относятся: лед, кварц, железо, поваренная

Используя словарь С.И.Ожегова, ответим на вопрос «Что такое кристаллы?»

Кристалл – это твердое вещество, имеющее определенное упорядоченное строение. Если рассмотреть под лупой различные кристаллические вещества, то можно заметить, что частицы, из которых состоит кристалл, располагаются в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку. Кристаллы имеют разную форму – куба, параллелепипеда, призмы и др.

Например: кристаллы кварца иглистые, имеют плоские грани и похожи на лед. У серы ромбические кристаллы желтого цвета. Кристаллы флюорита темные, непрозрачные. Разные по форме кристаллы имеют разные кристаллические решетки.

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются ионными?
  2. Исследуйте макет кристаллической решетки хлорида натрия.
  3. Заполните таблицу №1
  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой.
  5. Какие вещества имеют ионную кристаллическую решетку? (1 группа)

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются атомными?
  2. Исследуйте макет кристаллической решетки алмаза.
  3. Заполните таблицу №1
  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решеткой.
  5. Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку?

(2 группа)

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются металлическими?
  2. Исследуйте макет кристаллической решетки натрия.
  3. Заполните таблицу №1
  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с металлической кристаллической решеткой.
  5. Какие вещества имеют металлическую кристаллическую решетку?

(3 группа)

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются молекулярными?
  2. Исследуйте макет кристаллической решетки воды.
  3. Заполните таблицу №1
  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с такой кристаллической решеткой.
  5. Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку? (4 группа)

Далее учитель продолжает беседу с классом.

Обратите внимание на зависимость типа кристаллических решёток для простых веществ от положения химических элементов в ПСХЭ   Д. И. Менделеева

Остался ещё один момент урока – закон постоянства состава вещества , которому подчиняются вещества с молекулярным строением. Этот закон был открыт французским химиком Ж. Л. Прустом в 1808 году

Найдите по учебнику закон постоянства состава и выучите наизусть. Работайте индивидуально

Учитель ещё раз  повторяет классу учащихся , что тип кристаллической решётки зависит от вида химической связи в веществе:

1). вещества с ионной связью имеют ионную кристаллическую решётку;

2). вещества с ковалентной связью имеют атомную или молекулярную кристаллическую решётку;

3). вещества с металлической связью имеют металлическую кристаллическую решётку.

Задание классу.  Учащиеся  письменно в своих тетрадях выполняют тест по теме "Кристаллические решётки"

Учитель задаёт вопросы: "Что вы сегодня узнали нового?" , "С какими понятиями вы познакомились на уроке?" , "С какими трудностями вы столкнулись?"

После беседы с детьми учитель , озвучивая , выставляет оценки учащимся , хвалит их за работу на уроке.  

§-42, упр. 3,4, с. 152.

Творческое задание. Подготовить модель кристаллической решетки поваренной соли.

        

Учащиеся формулируют цели работы на уроке

Заслушиваются ответы учащихся.

Учащиеся:

Металл, пластилин, поваренная соль (NaCl).

Учащиеся выдвигают предположения.

Учащиеся:

Пластилин.

Записывают вывод

Далее учащиеся со записывают в свои тетради определения понятиям "кристаллическая решётка" , "кристалл" , «узлы решётки" и перечисляют типы самих кристаллических решёток.

Лабораторная работа

в парах

Используйте учебник и приложение №3.

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.

Ученики работают в паре. Каждой паре предложено одно из 4-х веществ, у казанных в сводной таблице. Изучив текст, ученики заполняют таблицу. Затем каждая пара озвучивает результаты своей работы. Для проверки: а) на доске показывается слайд с таблицей, содержание которой предъявляется последовательно; б) ученики выходят и на интерактивной доске записывают результаты своей работы.

Работа с учебником

Учащиеся выполняют тест по теме "Кристаллические решётки"

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя по одному со своих мест.

Записывают домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ТЕСТ  ПО  ТЕМЕ:  "КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ  РЕШЁТКИ"

 

1.  Среди перечисленных веществ выберите вещества , которые имеют кристаллическое строение:

а). воск;   б). алмаз;  в). сосновая смола;   г). поваренная соль;  д). "сухой лёд" (твёрдый CO2).

 2.  В узлах разных кристаллических решёток могут находиться:

а). атомы;    б). электроны;    в). протоны;   г). ионы;   д). молекулы.

 3.  Выберите вещества , имеющие атомную кристаллическую решётку:

а). графит;   б). сульфат меди (II);    в). алмаз;  г). оксид кремния (IV);  д). лёд (вода).

 4.  Выберите вещества , имеющие ионную кристаллическую решётку:

а). "сухой лёд" (твёрдый CO2);   б). оксид кремния (IV);   в). хлорид натрия;

г). гидроксид калия;                      д). сульфат алюминия.

5.  Выберите вещества , имеющие металлическую кристаллическую решётку:

а). цинк;         б). алмаз;         в). графит;      г). медь;       д). алюминий.

 6.  Выберите вещества , имеющие молекулярные кристаллические решётки:

а). оксид кремния (IV);        б). лёд (вода);      в). хлорид калия;

г). "сухой лёд" (твёрдый CO2);       д). глюкоза.

 7.  В узлах металлической решётки находятся:

а). атомы;    б). катионы (положительно заряженные ионы);    в). молекулы;

г). анионы (отрицательно заряженные ионы);   д). электроны.

 8.  С каким типом кристаллической решётки вещество хорошо проводит электрический ток:

а). с молекулярной;      б). с атомной;   в). с ионной;  г). с металлической?

 9.  У какого из веществ выше температура плавления:

а). у иодида калия;    б). у йода;    в). у йодоводорода;     г). у хлороводорода?

 ОТВЕТЫ  НА  ТЕСТ

 

1 – б , г , д;                    6 – б , г , д;

 2 – а , г , д;                    7 – а , б;

 3 – а , в , г;                    8 – г;

  4 – в , г , д;                    9 – а.

   5 – а , г , д;

  КРИТЕРИЙ  ОЦЕНИВАНИЯ

 

                                                  "5" – 8 – 9 правильных ответов;

                                                  "4" – 6 – 7 правильных ответов;

                                                  "3" – 3 – 5 правильных ответов;

                                                  "2" – 2 и меньше правильных ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...