Конспект урока на тему "Дифракционная решетка 11 класс"
план-конспект урока по физике (11 класс)

Общая тема:  «Оптика»
 Тема урока:    «Дифракционная решетка»  
  
Тип урока:  урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков
Методическая цель урока: Создать условия для изучения особенностей  дифракционной решетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_difraktsionnaya_reshetka.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Общая тема:  «Оптика»

 Тема урока:    «Дифракционная решетка»  

  

Тип урокаурок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков

Методическая цель урока:

Создать условия для изучения особенностей  дифракционной решетки

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Этап постановки проблемы.
  3. Этап целеполагания и мотивации.
  4. Этап актуализации знаний
  5. Этап закрепления и совершенствования учебной информации. (виртуальная лабораторная работа по теме «Дифракция света» с использованием компьютерной модели)
  6. Этап развития умений и навыков (решение задач).
  7. Рефлексия (подведение итогов урока).
  8. Информация о домашнем задании.

Личностные результаты

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Метапредметные результаты

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, и т.д.)  для изучения процессов окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций:  анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • умение определять цели и задачи деятельности;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

  • дифракционные решетки с малыми периодами дают более широкие дифракционные спектры.
  • С увеличением длины волны света расстояние между максимумами увеличивается, дифракционная картина расширяется.

Обучающиеся должны понимать:

  • дифракционные решетки с малыми периодами обладают большей разрешающей силой.

Обучающиеся должны уметь:

Уметь применять полученные на уроке знания при решении задач.

 

Используемое оборудование:

Персональные компьютеры, мультимедийная установка;

Применяемые технологии:

Технологии деятельностного подхода: технология «создания» нового знания на уроке; технология обучения  применению отдельных элементов знаний; технология систематизации знаний в процессе решения физических задач; ИК-технологии.

Формы работы: 

фронтальная, групповая, самостоятельная, индивидуальная.

                                                                                                         Ход урока

  1. Организационный момент.

                                                     Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас второй урок по теме:

Дифракционная решетка.

Эпиграф:

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
                                                                            М. Ломоносов.

2. Этап постановки проблемы.

-Перед вами на слайдах  дифракционные картины, полученные от одной и двух щелей. (Слайд 2,3)

-Опишите дифракционные картины.

-В центре картин максимум света, первые максимумы не видны раздельно (1щель).

-В центре картин максимум света, первые максимумы  отчетливо разделены минимумами (2щели).

-В центре картин максимум света, число  максимумов увеличилось, они также отчетливо разделены минимумами.(2щели).

-    В чем отличия дифракционных картин?

-  На картине от двух щелей максимумы видны более отчетливо, они расположены на большем расстоянии друг от друга, чем на картине от одной щели.

-Какой вывод вы можете сделать?

-Дифракционная картина зависит от числа щелей: чем больше щелей, тем больше расстояния между максимумами.

-Но на следующих слайдах число щелей одинаково, а расстояние между максимумами?

-Разное.

-Какой вывод вы теперь можете сделать?

-Дифракционная картина зависит  не только от количества щелей.

- А от чего она еще может зависеть?

-Не знаем.  

 3.Этап целеполагания и мотивации.

-Какова же цель нашего урока?

-  «Узнать, от каких параметров зависит дифракционная картина».

- Достаточно ли вам будет только знаний?

-Нет, нужно уметь применять эти знания на практике, например, при решении задач, выполнении лабораторных работ…

-Тогда, какова еще цель урока…

- Уметь применять эти знания при решении задач.

-Чтобы достигнуть целей нашего урока, что необходимо сделать?

-1. Повторить знания о дифракционной решетке.

-2.Получить параметры, от которых зависит дифракционная картина.

-3.Установить соотношения между параметрами и дифракционной картиной.

-4. Решать задачи.

-Итак, ребята, цели урока поставлены, намечены пути их решения, приступаем к реализации целей и намеченных задач.

4.Этап актуализации знаний

-  Устная разминка:

-С помощью какого прибора можно получить дифракционную картину?

- С помощью дифракционной решетки.

-Что такое дифракционная решетка?

- Дифракционная решетка  представляет собой совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками.

-Что называют периодом решетки?

- Периодом решетки d называется суммарная ширина одной щели и ширина непрозрачной полоски между щелями.

 - Сделав рисунок, объясните принцип действия дифракционной решетки.

-  Световая волна разбивается штрихами решетки на когерентные пучки. Эти пучки огибают штрихи решетки и интерферируют друг с другом. В результате, на экране наблюдаем максимумы и минимумы интерференции.

-Почему в центральной части спектра, полученного на экране при  освещении дифракционной решетки белым светом, всегда наблюдается  белая  полоса?

-Если световые волны распространяются под  углом  ƒ ,   решетка свет не разлагает.

-Какой формулой выражают условия образования дифракционных максимумов?

- d sinƒ=,

- Что определяет число к?

 - K – целое число, определяет номер дифракционного максимума.

-В   дифракционной  картине, мы будем наблюдать первый дифракционный максимум, так как он наблюдается под малым углом (меньше 50). А, значит,  в формуле возможна замена sinƒ на tg ƒ .

- Из формулы дифракционной решетки получите выражение для расчета расстояния между центральным максимумом и первым.

(Ученик работает у доски, получает формулу: h =D/d, где к=1). 

-Проанализировав полученную формулу, установите, от каких параметров зависит расстояние между максимумами, а значит и вид дифракционной картины.

 

-От длины волны,

-От периода решетки,

- От расстояния от решетки до экрана.

5.Этап закрепления и совершенствования учебной информации. (виртуальная лабораторная работа по теме «Дифракция света» с использованием компьютерной модели)       

- Обратите внимание, что параметров, от которых зависит дифракционная картина несколько и назвали вы их правильно. А проверить эти зависимости я предлагаю вам  

  с помощью компьютерной модели "Дифракционная решетка".

Перед вами рабочие листы к уроку, на которых задания к  компьютерной модели.  Выполняйте задания, записывайте выводы, которые помогут вам в решении задач.

На работу отводится не более 10 мин.

- А теперь, проверим, совпадают ли ваши выводы с эталоном.

6.Этап развития умений и навыков (решение задач).

  

- Следующий этап нашего урока - решение задач ( решаем 2 качественные задачи).

-Усвоение способа решения этих задач поможет нам при выполнении  лабораторной работы.

(Физкультминутка

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

-Наш урок подходит к концу. Вспомним цели урока. Ребята, как вы считаете, цели урока достигнуты?

- Какие открытия вы совершили на уроке для себя?

- Я оценю ваши знания, а как вы оцениваете свою работу на уроке? 

8 .Информация о домашнем задании.

( После домашнего задания) « О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Я надеюсь, что все ваши открытия, ребята, еще впереди, а мои уроки физики только ступенька к вашим вершинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...