Конспект урока на тему "Дифракционная решетка 11 класс"
план-конспект урока по физике (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_difraktsionnaya_reshetka.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая тема: «Оптика»
Тема урока: «Дифракционная решетка»
Тип урока: урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков
Методическая цель урока: | Создать условия для изучения особенностей дифракционной решетки |
Структура занятия: |
|
Личностные результаты |
|
Метапредметные результаты |
|
Предметные результаты | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны понимать:
Обучающиеся должны уметь: Уметь применять полученные на уроке знания при решении задач.
|
Используемое оборудование: | Персональные компьютеры, мультимедийная установка; |
Применяемые технологии: | Технологии деятельностного подхода: технология «создания» нового знания на уроке; технология обучения применению отдельных элементов знаний; технология систематизации знаний в процессе решения физических задач; ИК-технологии. |
Формы работы: | фронтальная, групповая, самостоятельная, индивидуальная. |
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас второй урок по теме:
Дифракционная решетка.
Эпиграф:
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
М. Ломоносов.
2. Этап постановки проблемы.
-Перед вами на слайдах дифракционные картины, полученные от одной и двух щелей. (Слайд 2,3)
-Опишите дифракционные картины.
-В центре картин максимум света, первые максимумы не видны раздельно (1щель).
-В центре картин максимум света, первые максимумы отчетливо разделены минимумами (2щели).
-В центре картин максимум света, число максимумов увеличилось, они также отчетливо разделены минимумами.(2щели).
- В чем отличия дифракционных картин?
- На картине от двух щелей максимумы видны более отчетливо, они расположены на большем расстоянии друг от друга, чем на картине от одной щели.
-Какой вывод вы можете сделать?
-Дифракционная картина зависит от числа щелей: чем больше щелей, тем больше расстояния между максимумами.
-Но на следующих слайдах число щелей одинаково, а расстояние между максимумами?
-Разное.
-Какой вывод вы теперь можете сделать?
-Дифракционная картина зависит не только от количества щелей.
- А от чего она еще может зависеть?
-Не знаем.
3.Этап целеполагания и мотивации.
-Какова же цель нашего урока?
- «Узнать, от каких параметров зависит дифракционная картина».
- Достаточно ли вам будет только знаний?
-Нет, нужно уметь применять эти знания на практике, например, при решении задач, выполнении лабораторных работ…
-Тогда, какова еще цель урока…
- Уметь применять эти знания при решении задач.
-Чтобы достигнуть целей нашего урока, что необходимо сделать?
-1. Повторить знания о дифракционной решетке.
-2.Получить параметры, от которых зависит дифракционная картина.
-3.Установить соотношения между параметрами и дифракционной картиной.
-4. Решать задачи.
-Итак, ребята, цели урока поставлены, намечены пути их решения, приступаем к реализации целей и намеченных задач.
4.Этап актуализации знаний
- Устная разминка:
-С помощью какого прибора можно получить дифракционную картину?
- С помощью дифракционной решетки.
-Что такое дифракционная решетка?
- Дифракционная решетка представляет собой совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками.
-Что называют периодом решетки?
- Периодом решетки d называется суммарная ширина одной щели и ширина непрозрачной полоски между щелями.
- Сделав рисунок, объясните принцип действия дифракционной решетки.
- Световая волна разбивается штрихами решетки на когерентные пучки. Эти пучки огибают штрихи решетки и интерферируют друг с другом. В результате, на экране наблюдаем максимумы и минимумы интерференции.
-Почему в центральной части спектра, полученного на экране при освещении дифракционной решетки белым светом, всегда наблюдается белая полоса?
-Если световые волны распространяются под углом ƒ=о , решетка свет не разлагает.
-Какой формулой выражают условия образования дифракционных максимумов?
- d sinƒ=,
- Что определяет число к?
- K – целое число, определяет номер дифракционного максимума.
-В дифракционной картине, мы будем наблюдать первый дифракционный максимум, так как он наблюдается под малым углом (меньше 50). А, значит, в формуле возможна замена sinƒ на tg ƒ .
- Из формулы дифракционной решетки получите выражение для расчета расстояния между центральным максимумом и первым.
(Ученик работает у доски, получает формулу: h =D/d, где к=1).
-Проанализировав полученную формулу, установите, от каких параметров зависит расстояние между максимумами, а значит и вид дифракционной картины.
-От длины волны,
-От периода решетки,
- От расстояния от решетки до экрана.
5.Этап закрепления и совершенствования учебной информации. (виртуальная лабораторная работа по теме «Дифракция света» с использованием компьютерной модели)
- Обратите внимание, что параметров, от которых зависит дифракционная картина несколько и назвали вы их правильно. А проверить эти зависимости я предлагаю вам
с помощью компьютерной модели "Дифракционная решетка".
Перед вами рабочие листы к уроку, на которых задания к компьютерной модели. Выполняйте задания, записывайте выводы, которые помогут вам в решении задач.
На работу отводится не более 10 мин.
- А теперь, проверим, совпадают ли ваши выводы с эталоном.
6.Этап развития умений и навыков (решение задач).
- Следующий этап нашего урока - решение задач ( решаем 2 качественные задачи).
-Усвоение способа решения этих задач поможет нам при выполнении лабораторной работы.
(Физкультминутка
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
-Наш урок подходит к концу. Вспомним цели урока. Ребята, как вы считаете, цели урока достигнуты?
- Какие открытия вы совершили на уроке для себя?
- Я оценю ваши знания, а как вы оцениваете свою работу на уроке?
8 .Информация о домашнем задании.
( После домашнего задания) « О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
Я надеюсь, что все ваши открытия, ребята, еще впереди, а мои уроки физики только ступенька к вашим вершинам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...