Урок: Металлы главной подгруппы I группы периодической системы.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель занятия: Изучение физических и химических свойств щелочных металлов, основных способах их получения и областях применения
.Методические приемы:
- работа с презентацией
- практическая работа
- дискуссия
- постановка проблемных заданий
- рассказ
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Технологические особенности:
1. Применение ИКТ-технологии.
2. Исследовательская деятельность.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchelochnye_metally.zip | 191.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Металлы главной подгруппы I группы периодической системы. Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель занятия: Изучение физических и химических свойств щелочных металлов, основных способах их получения и областях применения.
Задачи:
1. Учебно- обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего,
особенного и единичного по трем формам существования химических
элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить
основные закономерности изменения свойств элементов в
Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и
химические свойства металлов.
2. Учебно-развивающие: способствовать дальнейшему развитию логического мышления
учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать.
Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать
с книгой, инструкцией, тестом.
3. Учебно - воспитательные: продолжить формирование диалектика материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причин следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: метод проектов, исследовательский
Методические приемы:
- работа с презентацией
- практическая работа
- дискуссия
- постановка проблемных заданий
- рассказ
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Технологические особенности:
1. Применение ИКТ-технологии.
2. Исследовательская деятельность.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, химическая посуда, натрий, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, кристаллизатор с раствором хлорида алюминия тигельные щипцы, газовая горелка.
Приобретаемые навыки детей:
- Работа на компьютере.
- Выполнение лабораторной работы
- Работы с наглядным материалом.
- Решение проблемного вопроса.
Участники: Учащиеся поделены на 3 группы:
Роль учителя: помощник-наблюдатель.
Подготовительная работа к уроку: Заранее учащиеся делятся на группы, и дается задание: « Найти информацию о следующих минералах:»
- 1 группа - Каменная соль;
- 2 группа – Сильвинит;
- 3 группа - Сподумен;
- 4 группа - Поллуцит» Делают общую презентацию.
Класс до урока разделить на 3 группы. Со звонком ученики рассаживаются уже в группы. На столах ученикам:
Правила ТБ
Критерий оценки.
Задание №2-4 для каждой группы.
Энциклопедия "Химия"
Реактивы и оборудование для задания №2.
План урока
- Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Активизация мыслительной деятельности учащихся.
- Организация учебной деятельности учащихся
- Этап рефлексии
- Итог урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (5 мин)
Учитель: Предлагаю следующее задание. (Задание 1) Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько слайдов. Вы, просматривая слайды, выпишите в тетради формулы всех представленных минералов.
Демонстрация презентации "Минералы".<Презентация> (2 мин)
Учитель: Ребята, соли каких металлов входят в состав перечисленных выше горных пород?
Учащиеся перечисляют: Каменная соль- соль натрия, Сильвинит- соль натрия и калия, Поллуцит- соль натрия и цезия, сподумен –соль лития.
Учитель: Скажите, какие это металлы, к какой группе периодической системы они относятся?
Учащиеся: Щелочные металлы составляют главную подгруппу I-ой группы периодической системы.
Учитель: На основании выше сказанного давайте вместе с вами сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся: Металлы главной подгруппы I группы периодической системы. ( Записывают в тетради, а учитель на доске)
Учитель: Итак, тема урока: "Металлы главной подгруппы I группы периодической системы". Сформулируйте цель урока.
Ученики :.(формулируют цель)
Учитель: да, ребята я с вами согласна.
Затем идет фронтальная беседа по вопросам:
1. Дайте характеристику металлам по положению их в таблице.
2. Каковы особенности строения атомов? Составьте схемы строения атомов ( Li, Rb)
3. Проанализируйте положения металлов в электрохимическом ряду напряжения .
Ученики делают вывод: Общая черта в строении этих атомов – один электрон на внешней оболочке, который они легко отдают, являются при этом восстановителями, степень окисления + 1. Это активные металлы, так как ряд напряжений начинается с щелочных металлов. Поэтому можно предположить ,что они самые активные металлы.
Учитель: Так ли это на самом деле?
Вместе с учениками определяем название нашего будущего проекта: «Химические свойства элементов I- ой группы главной подгруппы в периодической таблице».
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся. (10 мин)
Учитель: 1 и 2 группы выполняете задание на месте, т.е. пишите уравнения реакций и порядок выполнения лабораторной работы. Правила ТБ лежат у вас на столах, повторите их. Когда будете презентовать результат своей работы, должны написать уравнения реакций на доске и продемонстрировать опыт.
Ребята 3 группы- вытяжном шкафу за защитным стеклом.
Работа в группах
Ребята выполняют задания. Готовятся к выступлению.
Лабораторные работы ”Изучение свойств щелочных металлов”.
- инструктаж;
- выполнение работы;
- обсуждение результатов работы, выводы
Каждая группа вытягивает задание:( Задание №2)
1 группа: Изучите взаимодействие натрия с водой. Составьте рекомендации.
2 группа: Изучите взаимодействие натрия с раствором хлорида алюминия. Составьте рекомендации.
3 группа: Изучите горение щелочных металлов на воздухе. Составьте рекомендации.
Примечание. Щелочные металлы хранятся в специальной таре. В данном случае склянки с металлами уже приготовлены для опыта.
Инструктивная карточка для группы №1
Прежде чем приступить к опыту ознакомьтесь с ИНСТРУКЦИЯ № 12
Лабораторный опыт “Взаимодействие щелочных металлов с водой”.
Проведите опыт: Для опыта возьмём образец активного металла (см.ряд активности металлов): Na. В кристаллизатор с водой прильем 2-5 капель фенолфталеина и поместим небольшой, очищенный (скальпелем) от перекиси и предварительно подсушенный (сухой фильтровальной бумагой) от керосина кусочек Na, (под наблюдение учителя). Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
Инструктивная карточка для группы №2.
Прежде чем приступить к опыту ознакомьтесь с ИНСТРУКЦИЯ № 12
Лабораторный опыт “Взаимодействие щелочных металлов с хлоридом алюминия”.
В кристаллизатор с раствором хлорида алюминия и несколькими каплями фенолфталеина поместить небольшой кусочек натрия (работаем под наблюдением учителя). Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
Инструктивная карточка для группы №3
Прежде чем приступить к опыту ознакомьтесь с ИНСТРУКЦИЯ № 12
Лабораторный опыт “Горение щелочных металлов на воздухе”.
Инструкция:
Внимание: работу проводить в вытяжном шкафу за защитным стеклом.
1. Возьмите кусочек металла тигельными щипцами, внесите его в пламя газовой горелки и сильно нагрейте.
2. Наблюдайте воспламенение металла и его горение.
3. Результаты эксперимента оформите в тетради.
4. Проделайте аналогичные опыты с остальными металлами, отметьте цвет пламени при их сгорании.
Презентация групп (обсуждение результатов работы)
Результаты работы группы №1
Наблюдения:
– Натрий «бегает» по поверхности воды и быстро реагирует с ней, полностью исчезнув, выделяется газ, а вода окрашивается в розовато-малиновый цвет;
2Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2 ^
Работая с литературой мы обратили внимание, что это активные металлы хранят под слоем керосина, так как он мгновенно начнет реагировать с кислородом воздуха.
Вывод: Натрий активно реагирует с водой при обычных условиях
Результаты работы группы №2
Наблюдения показали , что в ходе реакции выделяются пузырьки газа, розово-малиновое окрашивание раствора и образование белого осадка. Почему?
Учащиеся: Натрий (активный металл) активно реагирует с водой растворяющей хлорид алюминия по уравнению:
2Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2^. Таким образом, мы объясняем выделение газа (водорода).
Учитель: Как объяснить выделение осадка? Обратимся к таблице растворимости (растворимость исходных и продуктов).
Учащиеся: Все исходные вещества и предполагаемые продукты реакции растворимы в воде.
Учитель: Какие ионы имеются в предложенном растворе?
Учащиеся: Ионы Na+, OH–, Al3+, Cl––
Мы предположили, что между этими ионами возможно протекания реакций.
Запишем возможные уравнения реакций взаимодействия между этими ионами:
Na+ + OH– = NaOH;
Na+ + Cl– = NaСl;
Al3+ + 3Cl– = AlСl3;
Al3+ + 3OH– =Al(OH)3v .
Таким образом, все вещества находятся в одной пробирке, следовательно, вступать во взаимодействие могут не только исходные вещества, но и продукты их взаимодействия.
Запишем оба уравнения и суммируем их:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2^
3NaOH + AlCl3 = Al(OH)3v + 3NaCl
Вывод: согласно ряду напряжения щелочные металлы активные и они должны вытеснять алюминий из раствора солей. Но этого не происходит, исключение: щелочные и щелочноземельные металлы: они реагируют с водой, растворяющей соли.
Результаты работы группы №3
Наблюдения: Щелочные металлы горят и окрашивают пламя горелки
Li + -темно-красный; Na +- желтый; K+, Rb+, Cs+- сине-фиолетовый.
Вывод: Значит – это качественная реакция на определение катионов щелочных металлов. По окрашиванию пламени горелки можно предположить, катион какого металла входит в состав выданной соли. Щелочные металлы мягкие, серебристо-белого цвета имеют металлический блеск.
3 Организация учебной деятельности учащихся ( 20 мин)
Учитель: Ребята, как вы думаете, с какими веществами еще будут взаимодействовать щелочные металлы? (Учащиеся высказывают свое мнение) И исходя из этого давайте сформируем цель следующего этапа урока.
Учащиеся: Изучение всех свойств щелочных металлов и их соединений.
Учитель: Для того, чтобы изучить все свойства мы будем работать с учебником. Я предлагаю рассмотреть следующие схемы №1-№3. И после этого выполнить следующее задание № 3 «Проверь себя» (5 мин)
Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами названиями прoдуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса
1группа Ме + Н2 =_____________
Пример:_____________________________
2 группа Ме + S = __________________________
Пример:_____________________________
3группа Ме + O2 =_____________
Пример:_____________________________
Задание № 4 « Проверь себя» Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного элемента на примере щелочного металла.( 5 мин)
Схема №1
Схема №2
Схема № 3
Учащиеся: Задание №3
2 Li0 +H20=2Li+1H-1-гидрид лития
Li0-1е=Li+1 2
H20 +2е=2H-1 1
Li является восстановителем за счет Li+1
H2 является окислителем за счет H-1
Na0 +S0= Na+1 2S-2 -сульфид натрия
Na0 -1e= Na+1 2
S0+2e=S-2 1
Na является восстановителем за счет Na+1
S0 является окислителем за счет S-2
K0+O20=2K2 +1O2-1 –пероксид калия
K0-1e=K +1 2
O20+2e=2O-1 1
K0 является восстановителем за счет K +1
O2 является окислителем за счет O-1 1
Вывод: Все щелочные металлы при реакции с неметаллами проявляют восстановительные свойства. Только литий с кислородом образует оксид, а натрий и калий образуют пероксиды.
Учащиеся: Задание №4
1 группа К -> КОН->KНSO3->K2SO3->KCl->K
2 группа калий -> гидроксид калия -> сульфат калия -> хлорид калия -> хлор -> хлорид натрия -> гидроксид натрия -> нитрат натрия
3группа Na2CO3=>Na2SO4=>NaCl=>NaOH=>NaNO3=>NaNO2
Вывод: С помощью определенных реакций из одного класса веществ можно получить другой класс, мы проследили генетическую связь между классами неорганических веществ.
Учитель: А теперь послушаем краткие сообщения, которые были подготовлены заранее.
1. Применение щелочных металлов и их соединений.
2. Получение щелочных металлов.
4.Этап рефлексии (3мин)
Внутренняя оценка деятельности участников группы
Ф.И. обучающихся | Работа с литературой | Проведения эксперимента | Выдвижение гипотез, формирование вывода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Итог урока. Выставление оценок. Учитель ставит оценки, комментируя.(5 мин)
6.Домашнее задание.( 2 мин)
1 Изучите параграф 24. Ответь на вопросы, которые поставлены в параграфе (оценка 3)
2.Составить уравнения реакций с помощью которых можно осуществить ваши превращения, которые вы составили. (оценка 4)
3. Каждое уравнение рассмотрите с точки зрения ОВР или ИО ( оценка 5)
.
ИНСТРУКЦИЯ № 12
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ЩЕЛОЧНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
Из щелочных металлов, применяющихся в школе, наиболь шей осторожности в обращении требует натрий. Литий обладает меньшей химической активностью. Калий в школе применяться не должен!
Хранят щелочные металлы и работают с ними вдали от воды, водных растворов и галоидированных жидкостей. Куски металлов хранят в фабричной упаковке. На банке и металлическом кожухе делают полоски-наклейки красного и зеленого цветов. Слой изоли рующей жидкости (керосина) в банке над поверхностью металла должен быть не менее 10—15мм. Банку закрывают пропарафиненной пробкой или пластмассовой навинчивающейся крышкой.
При опытах с щелочными металлами их поверхность предва рительно очищают от пероксидов. Пинцетом вынимают из банки кусок металла, помещают его в заполненную керосином чашку с плоским дном и в ней, очистив от налета, нарезают на порции необходимой величины. Непосредственно перед опытом очищен ные кусочки достают пинцетом из керосина, быстро и тщательно осушают фильтровальной бумагой и используют по назначению. Если после опыта остается немного металла, кусочки полностью растворяют в этиловом спирте и выливают в канализацию.
Все работы с щелочными металлами проводятся с примене нием средств индивидуальной защиты, т.к. при попадании на кожу или влажную одежду кусочков металлов возможны химичес кие ожоги и даже воспламенение.
Первая помощь заключается в как можно более быстром уда лении кусочков металла с поверхности кожи. Затем следует обмыть пораженное место под струёй воды (10—15 мин.). После промыва ния для нейтрализации надо наложить повязку из марли или ват ный тампон, пропитанные 5%-м раствором уксусной кислоты. Через 10 мин. повязку снять, осторожно удалить остатки влаги с кожи фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазать поверхность кожи глицерином для уменьшения болевых ощущений.
Хранят щелочные металлы в переносном металлическом ящи ке-сейфе, который при пожаре подлежит выносу в первую очередь.
Опыты с щелочными металлами проводит только учитель.
Группа хранения № 2 — вещества, выделяющие при взаимо действии с водой легковоспламеняющиеся газы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ 3.2. (1-16) по теме «Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп" для 11 кл ЕГЭ
ТЕСТ 3.2. 11 класс ( профиль) подготовка к ЕГЭТема: «Общая характеристика металлов гла...
Тема урока: «Металлы главной II подгруппы Периодической системы»
Цель урока: Дать общую характеристику металлов главнойIIподгруппы Периодической системы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементовМетоды: проблемные, поисковые, лаборат...
Урок - семинар по теме: «Металлы главных подгрупп I–III групп и побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»
В этой работе показана разработка урока – обобщения (урок-семинар) по теме «Металлы».Такая форма организации обобщающего урока способствует развитию познавательного интереса и активизации ...
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Тест "Металлы главных подгрупп I-III групп"
Материал составлен в виде вопросов ЕГЭ. Может быть использован для обобщения знаний по свойствам металлов и их соединений в 9 и 11 классах, а также при подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ по химии....
Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы
Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как о...
Металлы главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева
Металлы - 9 класс...