Рабочая программа по химии для 8 классов
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ ДЛЯ 8 КЛАССОВ
Программа составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. –М.: Дрофа, 2010 г.
Учебник: О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. –М .: Дрофа, 2010 г.
учитель химии МОУ «Ханымейская средняя общеобразовательная школа №1» Ольхович Иван Петрович |
2011/2012 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Нормы оценки знаний, умений и компетентностей
- Учебно-тематический план
- Содержание тем учебного курса
- Перечень литературы и средств обучения
- Календарно-тематическое планирование
- Контроль уровня обученности учащихся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2010г; тематического планирования учебного материала по неорганической химии (2 часа в неделю, общее число часов по курсу – 70 ч.), соответствующего стандарту среднего общего образования (базовый уровень).
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—8 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, химические диктанты, тесты.
Программе соответствует учебник: «Химия 8 класс» . О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010 г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Ученик должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи;
Ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды. на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ ПО ХИМИИ
1. Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо ванию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка — оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет – химия, класс – 8
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
Практические работы | Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение в химию. | 4 | |||
2. | Тема 1. Атомы химических элементов | 10 | 1 | ||
3. | Тема 2. Простые вещества | 7 | |||
4. | Тема 3. Соединения химических элементов | 12 | 1 | ||
5. | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | 10 | |||
6. | Тема 5. Химический практикум | 5 | 5 | ||
7. | Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 11 | |||
8. | Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции | 5 | |||
9. | Тема 8. Повторение курса химии 8 класса | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение в химию (4 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2
Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (12 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.
1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
2. Разделение смесей.
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами (10ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5
Химический практикум (5 ч)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
2. Признаки химических реакций.
3. Получение водорода и изучение его свойств.
4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (11 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
ТЕМА 7. Окислительно-восстановительные реакции (5 ч.)
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты.
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
10. Получение и свойства нерастворимого основания, например (гидроксида меди(II)).
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
ТЕМА 8. Повторение курса химии 8 класса (4 ч.)
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Документы
- Закон «Об образовании РФ».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. –М.: «Дрофа», 2010 г.
Основная учебная литература для учащихся
- О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. –М .: «Дрофа», 2010. – 266 с.
Дополнительная литература для учащихся
- Егоров А.С. и др. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 2003. – 768 с.
- Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна», 2009. – 480 с.
Литература для учителя
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
4. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
7. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.).
9. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. — М.: Дрофа, 2005.
Multimedia – поддержка предмета.
- Химия. Весь школьный курс. –М.: «1С», 2010
- Химия 8 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ
8 КЛАСС
Количество часов на год – 68, количество часов на неделю – 2
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные термины, понятия | Знания, умения и компетентности | Эксперимент Д. – демонстрац. Л. – лабораторн. | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I триместр | ||||||||
1. Введение в химию (4 ч.) | ||||||||
1 | Предмет химии. Вещества. Правила ТБ в кабинете химии. | 1 | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. Техника безопасности. | Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Уметь-определять: -простые и сложные вещества. | Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. | 02.09 | ||
2 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. | 1 | Химические явления, их отличие от физически явлений. История возникновения и развития химии. Роль отечественных учёных в становлении химической науки, основные законы химии. | Знать/понимать -химические понятия: хи- мическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). | Д. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2.Помутнение «известко- вой воды | 05.09 | ||
3 | Периодическая таблица Д.И. Менделеева. | 1 | Общее знакомство со структурой таблицы. Обозначения химических элементов. Происхождение названий химических элементов. | Уметь -называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). | Таблица Д.И.Менделеева | 09.09 | ||
4 | Химические формулы. | 1 | Химическая формула, индекс, коэффициент; запись и чтение формул. Закон постоянства состава вещества. | Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь -определять: Кач. и колич. состав вещества по химической формуле -вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. | Таблица: строение химической формулы. | 12.09 | ||
2. Атомы химических элементов (10 ч.) | ||||||||
5 | Строение атома | 1 | Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число. Характеристика электронов. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20 в таблице. | Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов. | Д. Модели атомов химических элементов. | 16.09 | ||
6. | Изотопы | 1 | Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента | Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов. | Д. Модели атомов химических элементов. | 19.09 | ||
7-8. | Электроны. Строение электронных оболочек атомов | 2 | Характеристика электронов. Строение электронных оболочек атомов х.э. таблицы Д.И. Менделеева. Понятие о завершённых и незавершённых электронных уровнях. | Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в период системе. -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, закономерности изменения свойств элементов в малых периодах и гл. подгруппах. | 23.09 26.09 | |||
9. | Ионная химическая связь | 1 | Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений. | Знать/понимать - химическое понятие: ион, ионная химическая связь. Уметь -определять ионную связь в химических соединениях. | Таблица образования химической связи | 30.09 | ||
10-11. | Ковалентная химическая связь | 2 | Схемы образования двухатомных молекул. Электронные и структурные формулы. Кратность химич. связи. Схемы образования молекул (HCl, H2O, NO3 и др.); электронные и структурные формулы. Понятие об ЭО и ков. полярной хим. связи. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и полярная связи; Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. | Таблица образования химической связи | 03.10 07.10 | ||
12. | Металлическая химическая связь | 1 | Понятие о металлической связи. Относительность деления химической связи на виды. Понятие о межмолекулярном взаимодействии и решетках. Свойства веществ с этим типом решетки. | Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. | Таблица образования химической связи | 14.10 | ||
13. | Подготовка к контрольной работе | 1 | Решения упражнений Подготовка к контрольной работе | 17.10 | ||||
14. | Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов». | 1 | 21.10 | |||||
3. Простые вещества (7 ч.) | ||||||||
15. | Металлы | 1 | Положение металлов в ПСХЭ. Строение атомов металлов. Металлическая связь; физические свойства металлов – простых веществ. Аллотропия на примере олова. | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для оценки информации о металлах, используемых в быту. | Д: Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, K. | 24.10 | ||
16. | Неметаллы | 1 | Положение неметаллов в ПСХЭ. Строение их атомов. Физические свойства неметаллов – простых веществ. Аллотропия на примере фосфора и кислорода. Химические формулы. Расчёты относительной молекулярной массы | Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | Д:. Коллекция неметаллов: S, P, H2, O2, Br2, I2. | 28.10 | ||
17. | Количество вещества. Молярная масса. | 1 | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам. | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещест. | 31.10 | |||
18. | Молярный объём газов | 1 | Понятие о молярном объёме газов. Нормальные условия. Выполнение упражнений. | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | 04.11 | |||
19. | Решение задач | 1 | Решение задач и упражнений по теме. | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | 07.11 | |||
20. | Контрольная работа №2 «Простые вещества» | 1 |
| 11.11 | ||||
21. | Решение заданий по теме «простые вещества» | 1 | Решение задач и упражнений | 14.11 | ||||
Количество часов за I триместр | 21ч. | |||||||
4. Соединения химических элементов (12 ч.) | ||||||||
22. | Степень окисления. | 1 | Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления, общий способ их названия. | Уметь - называть: бинарные со- единения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. | 21.11 | |||
23. | Оксиды. | 1 | Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь - называть: оксиды по их формулам - определять: степень окисления в оксидах. - составлять: формулы оксидов | Д. образцы оксидов. | 25.11 | |||
24. | Основания | 1 | Знакомство с важнейшими бинарными соединениями; определение их свойств. Закрепление навыков в расстановке с.о. Х.Э. в составе бинарных соединений. | Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. | Д. образцы щелочей, нерастворимых оснований | 28.11 | ||
25. | Кислоты | 1 | Состав и название кислот. Многообразие кислот. Классификация кислот. | Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. | Д. образцы кислот; изменение окраски индикаторов. | 02.12 | ||
26-27. | Соли | 2 | Состав и название солей. Многообразие солей. Основные представители. Кислородсодержащие соли. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | Д. образцы солей кислородсо-держащих и бескислородных кислот | 05.12 | ||
28. | Урок – упражнение | 1 | Классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. Упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам. | Знать/понимать -химическое понятие: оксид, основание, кислота, соль. Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы - определять: вещества по их формулам. | 09.12 | |||
29. | Кристаллические решетки. | 1 | Молекулярная, атомная, ионная кристаллические решётки. Взаимосвязь типов кристаллических решёток и видов химической связи. | Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. | Д. модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, графита, металлов. | 12.12 | ||
30. | Чистые вещества и смеси. | 1 | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличия. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей. | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Д. способы разделения смесей. | 16.12 | ||
31. | Массовая и объёмная доли компонентов смеси | 1 | Понятие о доли компонента в смеси. Вычисление её в смеси и расчёт массы или объёма вещества в смеси по его доле. | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | 19.12 | |||
32. | Решение расчётных задач | 1 | Вычисление массовой или объёмной доли, массы компонента смеси. | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | 23.12 | |||
33. | Контрольная работа № 3 по теме: «Соединения химических элементов». | 1 | 26.12 | |||||
34. | Решение заданий по теме «Соединения химических элементов» | 1 | Решение задач | 30.12 | ||||
5. Изменения, происходящие с веществами (10 ч.) | ||||||||
35. | Явления химические и физические | 1 | Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Способы очистки веществ, основанных на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, способы очистки веществ. | Д. способы разделения смесей; сравнение скорости испарения капель воды и спирта с поверхности бумаги. | 13.01 | ||
36. | Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. | 1 | Признаки и условия протекания хим. реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Закон сохранения массы веществ. Роль М.В. Ломоносова и Дальтона в открытии и утверждении закона. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические ре- акции). | 16.01 | |||
37. | Химические уравнении. Реакции разложения. | 1 | Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений реакций. Сущность реакции разложения. | Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. | Д. разложение гидроксида меди; перманганата калия. | 20.01 | ||
38. | Реакции соединения. | 1 | Сущность реакций соединения. Составление уравнений реакций. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | 23.01 | |||
39. | Реакции замещения | 1 | Сущность реакций замещения. Составление уравнений реакций. | Уметь -составлять: уравнения химических реакций, характеризовать хим. свойства металлов (взаимод. с кислотами, солями). | Д. взаимодействие железа с сульфатом меди, цинка с соляной кислотой. | 27.01 | ||
40. | Реакции обмена | 1 | Сущность реакций обмена. Реакция нейтрализации. Условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца. Составление уравнений реакций | Уметь -составлять: уравнения химических реакций, определять возможность протекания реакций ионного обмена. | Д. взаимодействие щелочей с кислотами, солями. | 30.01 | ||
41-42. | Расчеты по химическим уравнениям | 2 | Решение задач по теме | Уметь -составлять уравнения химических реакций, - решать расчетные задачи | 03.02 06.02 | |||
43. | Подготовка к контрольной работе | 1 | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе | 10.02 | ||||
44. | Контрольная работа № 4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | 13.02 | |||||
Количество часов за II триместр | 22 ч. | |||||||
6. Химический практикум (5 ч.) | ||||||||
45. | Пр. раб. № 1 «Правила ТБ. Приемы работы с лабораторным оборудованием». | 1 | Правила ТБ. Устройство лабораторного штатива, приёмы работы с химической посудой, со спиртовкой, строение пламени. | 20.02 | ||||
46. | Пр. раб. № 2 «Признаки химических реакций». | 1 | Оформление работы | Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. | 24.02 | |||
47. | Пр. раб. № 3 «Получение водорода и изучение его свойств» | 1 | Оформление работы | Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. | 27.02 | |||
48. | Пр. раб. № 4 «Получение кислорода и изучение его свойств» | 1 | Оформление работы | Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. | 02.03 | |||
49. | Пр. раб. № 5 «Приготовление раствора сахара. Определение массовой доли» | 1 | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | Уметь -использовать приобретенные знания для приготовления растворов задан- ной концентрации. | 05.03 | |||
7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (11 ч.) | ||||||||
50. | Растворение как физико-химический процесс. | 1 | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. | Знать/понимать - классификацию веществ по растворимости. | 09.03 | |||
51. | Электролитическая диссоциация | 1 | Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разным видом связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. | Д. испытание веществ на проводимость Э.Т. | 12.03 | ||
52-53. | Ионные уравнения | 2 | Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций с использованием таблицы растворимости | Уметь - объяснять: сущность реак- ций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена | 16.03 19.03 | |||
54. | Кислоты в свете ТЭД | 1 | Продолжить формирование знаний школьников о кислотах: их свойствах, составе, названиях. Рассмотреть классификацию кислот. Отношение кислот к индикаторам | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | Л. химические свойства кислот (на примере HCl) | 23.03 | ||
55. | Основания в свете ТЭД | 1 | Определение оснований как электролитов, их диссоциация. Классификация оснований по различным признакам, взаимодействие оснований с кислотами. Отношение оснований к индикаторам. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | Л. химические свойства оснований (на примере NaOH, Cu(OH)2) | 26.03 | ||
56. | Оксиды, их классификация и свойства | 1 | Углублять знания учащихся об основаниях. Рассмотреть свойства основных и кислотных оксидов. | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | Л. химические свойства оксидов (на примере CO2, CaO) | 30.03 | ||
57. | Соли в свете ТЭД | 1 | Определение солей как электролитов, их диссоциация. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами, солями. | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | Л. химические свойства солей. | 02.04 | ||
58-59. | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 2 | Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов. | Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | 13.04 16.04 | |||
60 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе | 20.04 | ||||
61. | Контрольная работа № 5 по теме: «Растворение. Растворы». | 1 | 23.04 | |||||
8. Окислительно-восстановительные реакции (5 ч.) | ||||||||
62. | Классификация химических реакций. | 1 | Определение с.о. элементов. Отличия реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций. Понятие об окислении, восстановлении, окислителе, восстановителе. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции. | 27.04 | |||
63-64. | Окислительно-восстановительные реакции | 2 | Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции ОВ и реакции ионного обмена, их различия. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | 30.04 04.05 | |||
65. | Обобщение курса химии за 8 класс. | 1 | Основные вопросы и понятия химии 8 класса. Решение расчетных задач, составление цепочек превращений. | Знать/понимать основные вопросы и понятия химии 8 класса. Решение расчетных задач, составление цепочек превращений. | 07.05 | |||
66. | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | 11.05 | |||||
Количество часов за III триместр | 21ч. | |||||||
Резервное время – 2ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....