Урок по теме: Диеновые углеводороды. Каучук.
методическая разработка (химия, 10 класс) по теме

Замарина Мария Владимировна

 

 Урок по теме "Диеновые углеовдороды, Каучук " проводится в 10 классе, программа О.С. Габриеляна во II четверти базового уровня образования.

Цели и задачи урока направлены на ознакомление  учащихся с диеновыми углеводородами на примере каучука, как важнейшего высокомолекулярного соединения, макромолекулы которого образованы молекулами диеновых углеводородов,  с  рассмотрением    химических  и физических свойства, областью применения .

 Урок   способствует воспитанию чувства патриотизма и гордости за величайшее открытие человечества  в данной области и 

 развивает   дальнейшее умения и навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения при изучении каучука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_him_-__kauchuk..doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Диеновые углеводороды. Каучук.

                            Учитель химии  

                            Замарина М.В.,

              МОУ « СОШ с. Малые Озерки    

        Новобурасского района

      Саратовской области».

        

2011год

Урок по химии:

«Диеновые углеводороды. Каучук, его строение  и свойства».

Цели и задачи урока: продолжить ознакомление с диеновыми углеводородами на примере каучука, как важнейшего высокомолекулярного соединения, макромолекулы которого образованы молекулами диеновых углеводородов. Рассмотреть химические  и физические свойства, применение.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за величайшее открытие человечества  в данной области.

 Развивать  дальнейшее умения и навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения при изучении каучука.

Оборудование:  каучук, резина, прибор для разложения каучука, компьютер, раствор брома в бензине, бензин, резиновый клей.

Методы и приемы:

-лекция по историческим данным;

-беседа по диеновым углеводородам;

-сообщения учащихся;

-работа  с учебником (по химическим свойствам);

-лабораторный опыт, эксперимент.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1 Организационный момент  (проверить готовность учащихся к уроку)

2.Цели и задачи урока (назвать учителю)

3.Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя (используется компьютер)

Легенда донесла до наших дней предание про семь чудес света, которые и сейчас,  через столько веков  поражают и восхищают человечество, воспевают гений творца, создавшего их. Это египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в  Галикарнасе, Колосс Радоский и Александрийский маяк (показ  слайдов). Много веков отсчитало время, чудес стало больше все и не перечислишь.

Пожалуй, чудес света много, но они созданы человеком  в разные времена. Но есть  в мире и чудо, созданное самой природой,а затем и человеком,  то чудо,  с которым мы знакомы с  самого детства.  Это основа для многих  детских игрушек,  это различного рода плащи, в которых ходили наши бабушки и дедушки  в дождливую погоду и никогда не жаловались, что промокли.

 Вы наверное уже догадались о чем идет речь.  Да, действительно, для изготовления всех этих изделий применяется не что иное,  как каучук - восьмое чудо света!

Удивительна история этого химического вещества.

  1. Сообщение учащегося – историка:  

 открытие каучука.

  1. Спрос  на каучук    (исторические сведения):

1830год.- 25т.

в настоящее время: для одного  автомобиля – 250кг,

        на самолет – 600кг,

                                  оборудование крупного военного корабля – 70тонн.

  1.  Каучук глазами биолога (учащиеся) - получение  вещества из вытяжки дерева гевея.

- Каучук глазами химика  (учитель).

  Каучук – природный полимер, состоящий из атомов C и H.

Английский химик Майкл  Фарадей в 1826году   определил  состав вещества:

(C5H8)n со  средней молекулярной массой 15000-500000 (молекулярная масса была подсчитана намного позже) и анализ показал, что мономером каучука является диеновый углеводород – изопрен.

А) лабораторный опыт  

Небольшие кусочки каучука поместить в пробирку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки поместить в другую пробирку и нагревать. При этом происходит разложение вещества: жидкие продукта скапливаются во второй пробирке. При приливании бромной воды происходит ее обесцвечивание.

или

 эксперимент подтверждающий непредельный характер каучука.- 1мл. раствора брома в бензине + 1 мл. резинового клея (раствор каучука в бензине)встряхнуть. Наблюдаем обесцвечивание окраски.

Б) Cтроение молекулы. Разновидности.

        Каучук

                             Натуральный            Синтетический

Получение:              из вытяжки дерева ?            полимеризация бутадиена –1,3

           (2-метилбутадиен – 1,3 (изопрен))

Реакция полимеризации бутадиена –1,3 впервые была разработана

С.В. Лебедевым в 1932 году.

nH2C = CH  - CH = CH2            (…-H2C-CH=CH-CH2 -…)n

   бутадиен –1,3                                  синтетический бутадиеновый

                                                            каучук (дивинил)

Закрепление: записать уравнение реакции полимеризации изопрена.

Проверка: n  H2C=C –CH=CH2                                 H3C                   H        

         C= C

                              CH3

                                                                         - H2C                    CH2 -  

 

К какому виду изомерии относится данная молекула?

Запишите следующий изомер.

Ответ: …-CH2                    H

        C=C

                 

              CH3                               CH2 -…

Определение: каучук, в котором все элементарные звенья находятся или в цис-,  или в транс- конфигурации, называется стереорегулярным

В) свойства каучука.

  -  Вулканизация-  процесс нагревания каучуков с  серой. В данном процессе происходит разрыв П –связей   на некоторых участках макромолекулы и присоединение серы.

2…-CH2 –CH =CH – CH2 -…  + nS     t          … -CH2 – CH – CH –CH2 +…             

                                                                     S

                                                    S

        

                                                     … -CH2 – CH – CH –CH2 -…

Образуется сетчатая структура полимера (резина) за счет сшивания нескольких макромолекул каучука дисульфидными мостиками.

Если к каучуку при вулканизации добавляют больше серы, то получают эбонит –твердый неэластичный материал.

Лабораторный опыт: сравнение свойств каучука и резины

(набухание в бензине).

Физические свойства (беседа с учащимися)

  1. Эластичность - это способность к растяжению под влиянием внешней силы и восстановлению своей формы после ее снятия.Наивысшей эластичностью обладают каучуки стереорегулярного строения.(цис- формы).
  2. Износоустойчивость.
  3. Водо-  и газонепроницаемость.
  4. При повышенной температуре он становится мягким и липким, а на холоде – твердым и хрупким.

Закрепление: записать уравнения реакции получения каучуков на основе хлоропрена  (2- хлорбутадиен –1,3) и винилбензола (стирол).

Итог урока: 1. Каучук – представитель диеновых углеводородов.

                      2.После открытия процесса вулканизации применение каучука (в виде резины) стало расти быстрыми темпами и сейчас стоит в одном ряду с нефтью, сталью, каменным углем.

Домашнее задание:§ 14 по учебнику О.С.Габриеляна. упр.4,5

Сообщение историка. Удивительна история каучука. Моряки Колумба, отправившиеся на поиски дальних стран в надежде найти несметные сокровища, золото и драгоценные камни, и представить себе не могли, что среди их находок едва ли не самое главное значение имели образцы привезенного в Европу натурального каучук! Великое путешествие в Бразилию открыло для европейцев новую эпоху – эпоху каучука.

Слово «каучук» происходит от индейских слов «кау» -дерево – и учу -течь, плакать, т.е  буквально означает «слезы дерева». Мяч, изготовленный из каучука, долгое время служил развлечением для двора при королеве Изабелле Кастильской, но вещество, из которого он состоял, не заинтересовал ученых Испании.

 Впервые же  о добыче и применении каучука разузнал французский ученый Ла- Кондамин, побывавший в Бразилии в составе научной экспедиции в начале XVIIIв.

Сообщение учащегося – биолога: родина каучука – Центральная и Южная Америка. По берегам реки Амазонки, во влажных жарких тропиках растет необычное дерево, которое называется бразильская гевея. Если на коре дерева сделать надрез, то из ранки вытекает сок молочно-белого цвета, называемый латексом. На воздухе сок постепенно темнеет и затвердевает, превращаясь в резиноподобную смолу. Латекс содержит примерно 30% натурального полимера, крохотные частички которого находятся во взвешенном состоянии в воде, образуя эмульсию. Аналогию эмульсии представляет собой молоко  - в нем мельчайшие капельки жира взвешены в водном растворе.

Литература:

     -  О.С. Габриелян и другие. Учебник химии для 10 класса.

  1. М.Ю. Горковенко.  Методические разработки по химии.
  2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.  Настольная книга для учителя.
  3. Н.П.Гузик.  Обучение органической химии.
  4. Журнал: Химия в школе. №6, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Предельные углеводороды

Можно познакомится с конспектом и мультимедийной презентацией по данной теме...

Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс

Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура....

Открытый урок по теме : Диеновые углеводороды. Каучуки .

урок по теме: "Диеновые углеводороды. Каучуки"...

Урок по теме «Ароматические углеводороды» в 10 классе ( по О.С. Габриеляну)

урок усвоения новых знаний по теме "Ароматические углеводороды" с презентацией и с приложениями....

Устный журнал. Диеновые углеводороды. Каучук.

Устный журнал рассказывает об истории открытия диеновых углеводородов....


 

Комментарии

Шарапова Лариса Игоревна

Добрый день, Мария Владимировна!Урок для 10 класса "Диеновые углеводороды, каучук" понравился. Поделитесь пожалуйста опытом, как вставили грамоты нв сайте, через дополнительную страницу?Как дела? Жду сообщений. С уважением, Шарапова Лариса Игоревна.
Замарина Мария Владимировна

Добрый день Лариса Игоревна! Открываете раздел "Мои достижения", добавить изображения, отсканировать грамоты и поочереди вставлять, добавляя комментарий. Они будут выводиться в нижней части мини-сайта.Готовлюсь к участию в районном конкурсе " Учитель года". Рада, что материал понравился. Замарина М.В
Шарапова Лариса Игоревна

Здравствуйте, Марина Владимировна! Спасибо за совет, уже им воспользовалась. Желаю выиграть в конкурсе.С уважением, Шарапова Лариса Игоревна.