Урок по теме: Диеновые углеводороды. Каучук.
методическая разработка (химия, 10 класс) по теме
Урок по теме "Диеновые углеовдороды, Каучук " проводится в 10 классе, программа О.С. Габриеляна во II четверти базового уровня образования.
Цели и задачи урока направлены на ознакомление учащихся с диеновыми углеводородами на примере каучука, как важнейшего высокомолекулярного соединения, макромолекулы которого образованы молекулами диеновых углеводородов, с рассмотрением химических и физических свойства, областью применения .
Урок способствует воспитанию чувства патриотизма и гордости за величайшее открытие человечества в данной области и
развивает дальнейшее умения и навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения при изучении каучука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_him_-__kauchuk..doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Диеновые углеводороды. Каучук.
Учитель химии
Замарина М.В.,
МОУ « СОШ с. Малые Озерки
Новобурасского района
Саратовской области».
2011год
Урок по химии:
«Диеновые углеводороды. Каучук, его строение и свойства».
Цели и задачи урока: продолжить ознакомление с диеновыми углеводородами на примере каучука, как важнейшего высокомолекулярного соединения, макромолекулы которого образованы молекулами диеновых углеводородов. Рассмотреть химические и физические свойства, применение.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за величайшее открытие человечества в данной области.
Развивать дальнейшее умения и навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения при изучении каучука.
Оборудование: каучук, резина, прибор для разложения каучука, компьютер, раствор брома в бензине, бензин, резиновый клей.
Методы и приемы:
-лекция по историческим данным;
-беседа по диеновым углеводородам;
-сообщения учащихся;
-работа с учебником (по химическим свойствам);
-лабораторный опыт, эксперимент.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1 Организационный момент (проверить готовность учащихся к уроку)
2.Цели и задачи урока (назвать учителю)
3.Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя (используется компьютер)
Легенда донесла до наших дней предание про семь чудес света, которые и сейчас, через столько веков поражают и восхищают человечество, воспевают гений творца, создавшего их. Это египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Радоский и Александрийский маяк (показ слайдов). Много веков отсчитало время, чудес стало больше все и не перечислишь.
Пожалуй, чудес света много, но они созданы человеком в разные времена. Но есть в мире и чудо, созданное самой природой,а затем и человеком, то чудо, с которым мы знакомы с самого детства. Это основа для многих детских игрушек, это различного рода плащи, в которых ходили наши бабушки и дедушки в дождливую погоду и никогда не жаловались, что промокли.
Вы наверное уже догадались о чем идет речь. Да, действительно, для изготовления всех этих изделий применяется не что иное, как каучук - восьмое чудо света!
Удивительна история этого химического вещества.
- Сообщение учащегося – историка:
открытие каучука.
- Спрос на каучук (исторические сведения):
1830год.- 25т.
в настоящее время: для одного автомобиля – 250кг,
на самолет – 600кг,
оборудование крупного военного корабля – 70тонн.
- Каучук глазами биолога (учащиеся) - получение вещества из вытяжки дерева гевея.
- Каучук глазами химика (учитель).
Каучук – природный полимер, состоящий из атомов C и H.
Английский химик Майкл Фарадей в 1826году определил состав вещества:
(C5H8)n со средней молекулярной массой 15000-500000 (молекулярная масса была подсчитана намного позже) и анализ показал, что мономером каучука является диеновый углеводород – изопрен.
А) лабораторный опыт
Небольшие кусочки каучука поместить в пробирку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки поместить в другую пробирку и нагревать. При этом происходит разложение вещества: жидкие продукта скапливаются во второй пробирке. При приливании бромной воды происходит ее обесцвечивание.
или
эксперимент подтверждающий непредельный характер каучука.- 1мл. раствора брома в бензине + 1 мл. резинового клея (раствор каучука в бензине)встряхнуть. Наблюдаем обесцвечивание окраски.
Б) Cтроение молекулы. Разновидности.
Каучук
Натуральный Синтетический
Получение: из вытяжки дерева ? полимеризация бутадиена –1,3
(2-метилбутадиен – 1,3 (изопрен))
Реакция полимеризации бутадиена –1,3 впервые была разработана
С.В. Лебедевым в 1932 году.
nH2C = CH - CH = CH2 (…-H2C-CH=CH-CH2 -…)n
бутадиен –1,3 синтетический бутадиеновый
каучук (дивинил)
Закрепление: записать уравнение реакции полимеризации изопрена.
Проверка: n H2C=C –CH=CH2 H3C H
C= C
CH3
- H2C CH2 -
К какому виду изомерии относится данная молекула?
Запишите следующий изомер.
Ответ: …-CH2 H
C=C
CH3 CH2 -…
Определение: каучук, в котором все элементарные звенья находятся или в цис-, или в транс- конфигурации, называется стереорегулярным
В) свойства каучука.
- Вулканизация- процесс нагревания каучуков с серой. В данном процессе происходит разрыв П –связей на некоторых участках макромолекулы и присоединение серы.
2…-CH2 –CH =CH – CH2 -… + nS t … -CH2 – CH – CH –CH2 +…
S
S
… -CH2 – CH – CH –CH2 -…
Образуется сетчатая структура полимера (резина) за счет сшивания нескольких макромолекул каучука дисульфидными мостиками.
Если к каучуку при вулканизации добавляют больше серы, то получают эбонит –твердый неэластичный материал.
Лабораторный опыт: сравнение свойств каучука и резины
(набухание в бензине).
Физические свойства (беседа с учащимися)
- Эластичность - это способность к растяжению под влиянием внешней силы и восстановлению своей формы после ее снятия.Наивысшей эластичностью обладают каучуки стереорегулярного строения.(цис- формы).
- Износоустойчивость.
- Водо- и газонепроницаемость.
- При повышенной температуре он становится мягким и липким, а на холоде – твердым и хрупким.
Закрепление: записать уравнения реакции получения каучуков на основе хлоропрена (2- хлорбутадиен –1,3) и винилбензола (стирол).
Итог урока: 1. Каучук – представитель диеновых углеводородов.
2.После открытия процесса вулканизации применение каучука (в виде резины) стало расти быстрыми темпами и сейчас стоит в одном ряду с нефтью, сталью, каменным углем.
Домашнее задание:§ 14 по учебнику О.С.Габриеляна. упр.4,5
Сообщение историка. Удивительна история каучука. Моряки Колумба, отправившиеся на поиски дальних стран в надежде найти несметные сокровища, золото и драгоценные камни, и представить себе не могли, что среди их находок едва ли не самое главное значение имели образцы привезенного в Европу натурального каучук! Великое путешествие в Бразилию открыло для европейцев новую эпоху – эпоху каучука.
Слово «каучук» происходит от индейских слов «кау» -дерево – и учу -течь, плакать, т.е буквально означает «слезы дерева». Мяч, изготовленный из каучука, долгое время служил развлечением для двора при королеве Изабелле Кастильской, но вещество, из которого он состоял, не заинтересовал ученых Испании.
Впервые же о добыче и применении каучука разузнал французский ученый Ла- Кондамин, побывавший в Бразилии в составе научной экспедиции в начале XVIIIв.
Сообщение учащегося – биолога: родина каучука – Центральная и Южная Америка. По берегам реки Амазонки, во влажных жарких тропиках растет необычное дерево, которое называется бразильская гевея. Если на коре дерева сделать надрез, то из ранки вытекает сок молочно-белого цвета, называемый латексом. На воздухе сок постепенно темнеет и затвердевает, превращаясь в резиноподобную смолу. Латекс содержит примерно 30% натурального полимера, крохотные частички которого находятся во взвешенном состоянии в воде, образуя эмульсию. Аналогию эмульсии представляет собой молоко - в нем мельчайшие капельки жира взвешены в водном растворе.
Литература:
- О.С. Габриелян и другие. Учебник химии для 10 класса.
- М.Ю. Горковенко. Методические разработки по химии.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга для учителя.
- Н.П.Гузик. Обучение органической химии.
- Журнал: Химия в школе. №6, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Предельные углеводороды
Можно познакомится с конспектом и мультимедийной презентацией по данной теме...
Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс
Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура....
открытый урок по теме: "Диеновые углеводороды. Каучуки".
разработка открытого урока...
Открытый урок по теме : Диеновые углеводороды. Каучуки .
урок по теме: "Диеновые углеводороды. Каучуки"...
Урок по теме «Ароматические углеводороды» в 10 классе ( по О.С. Габриеляну)
урок усвоения новых знаний по теме "Ароматические углеводороды" с презентацией и с приложениями....
план урока по теме " Диеновые углеводороды. Каучук"
разработка по теме "Каучук"...
Устный журнал. Диеновые углеводороды. Каучук.
Устный журнал рассказывает об истории открытия диеновых углеводородов....
Комментарии
Урок
добавление грамот
Благодарность.