Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии.
статья по химии по теме

Симан Ирина Викторовна

В статье описываются методы,  технологии, применяемые  мною  в процессе  обучения  химии. Самоотчет  по теме самообразования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_na_urokah_himii.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  познавательной  активности учащихся на уроках химии.

            (Выступление на педагогическом совете по теме самообразования)

        Мой педагогический стаж 16 лет,  имею первую  квалификационную категорию по должности учитель химии, свободно ориентируюсь в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, широко применяю активные формы обучения, инновационные технологии, что позволяет достигнуть основных целей химического образования, адаптировать вариативность содержания программы с учётом социального заказа общества, государственных общеобразовательных стандартов.

        . Преподавание предмета осуществляю как в традиционном стиле, так и использую современные педагогические технологии. Применяя технологию проблемного обучения, обязательно выбираю интегрированный курс, опираясь на учебный материал по биологии, природоведению, физики, что дает возможность сформировать у учащихся представления о составе и  свойствах некоторых простых и сложных веществ и разнообразных химических явлениях на эмпирическом и  атомно-молекулярном уровнях. При этом накопление знаний происходит на основе наблюдений и рассуждений.

        Убеждена, что урок-это сотрудничество ученика с учителем, объединенное деятельностью, направленной на развитие целостной личности школьника. Чтобы сотрудничество было эффективным, использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности:  коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную, учитывая поставленные цели и задачи на конкретном этапе урока.

        С целью развития мышления, творческих способностей учащихся провожу уроки решения одной задачи, взаимообучения, самообучения. Использую  в работе нетрадиционные формы: уроки- сказки и уроки –путешествия, лекции, семинары, практикумы, деловые игры,  интегрированные уроки, проблемно- развивающие.

Они интересны по содержанию, позволяют активировать учебный процесс, помогают учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Применяю на уроках различные тренажеры, карточки-консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы выполнения различных заданий, в том числе и практических работ. Использую различные формы контроля: тестирование, зачёты, срез знаний по итогам контрольных и самостоятельных работ.

        Понимая, что урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, я  думаю над тем, как вовлечь учащихся в активную познавательную  деятельность на уроке, воспитать у них потребность в знаниях по химии и тем самым получить  конечный результат: глубокие знания предмета.

Непременные условия реализации основных целей обучения (обучающая, развивающая, воспитывающая) — активная познавательная деятельность и творческое от ношение к учебе. Для организации активной познавательной деятельности считаю необходимым увеличение объема работы, выполненной в единицу времени. Одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся является зачет по типу «Вертуш ка», который основан на естественном общении уча щихся в парах сменного состава.

Главное отличие зачета, организованно го таким способом в том, что экзаменато ры не только проверяют и оценивают зна ния, но и обучают тех учащихся, которые по каким-либо причинам  не усвоили прой денный материал.  При этом между учащи мися возникает чувство взаимоуважения, они перестают испытывать дискомфорт при ответе перед экзаменатором, учатся прово дить самооценку, повышается интерес к процессу познания.                 

При контроле на каждом этапе следования работает ученик-экзаменатор. Экза менаторами могут быть хорошо успевающие учащиеся этого класса. Назначение экзаменатором ученика, который еще не достиг отличных результатов в обуче нии, имеет  большое воспитательное значение, у него появляются чувство самоуважения, стремление оправдать оказанное доверие, дополнительный стимул к учебе. Со временем это обязательно дает должный результат - повышается успеваемость.

        Зачет, как и всякий контроль, выполняет функции, характерные для учебного процесса: образовательную, воспитательную и развивающую.

Активизирую познавательную деятельность учащихся при изучении химии через  индивидуальный маршрут образования ученика (ИМОУ). Данный метод основан на разработанной системе успешной деятельности Н.Воскобойниковой.

    Изучение курса химии основано на изучении теории, проведении эксперимента, применении полученных знаний  на практике.

     Имея  на руках учебно-методический комплект,  в который входит Рабочая тетрадь по химии, учащимся предоставляю право самостоятельно выбрать уровень деятельности ( повышенный, базовый),    вид деятельности, срок выполнения задания. Таким образом,  каждый учащийся  выстраивает свой процесс познания по определенному маршруту,  достигая в последующем определенного успеха.

Обязательным условием является выполнение обязательного минимума по химии и прохождение теории, практики и эксперимента.  Рейтинговая система  при применении  ИМОУ позволяет объективно оценить знания учащихся, активизирует познавательную деятельность ученика.

    Учащиеся, приступившие к изучению химии, в той или иной степени уже владеют конкретными интеллектуальными умениями. Работа по их развитию должна продолжаться и я применяю такой подход: ставлю учащихся в такие условия, которые требуют совокупности умений, что дает возможность уйти от стереотипного и шаблонного мышления, развивать гибкость ума.

Для этого я применяю многокомпонентные задания. Выполнение многокомпонентного задания  развивает интеллектуальные умения и умения, специфичные для химии (характеризовать свойства вещества,  выявлять признаки и условия химических реакций и осуществлять расчеты по ним и др.), которые основаны на умениях сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

Большое значение придаю самостоятельной работе, формирующей навыки и умения обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдения правил техники безопасности в период практических занятий.   Химических эксперимент – главный источник знаний о веществах и их превращениях. При отборе и использовании химического эксперимента следую принципу, что каждый новый элемент знаний о веществах и реакциях должен подкрепляться экспериментально. Добиваюсь полноценного экспериментального обеспечения преподавания химии,  используя сравнительно небольшое число лабораторных и демонстрационных опытов, которые соответствуют обязательному минимуму содержания образования.

Практикую домашний эксперимент, который позволяет учащимся самостоятельно, имея минимальный и общедоступный набор химических веществ, развивать экспериментальные  умения. Особое внимание придаю соблюдению техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

        На уроках химии обязательно показываю учащимся, как это предмет важен и нужен для ежедневной, ежечасной жизни каждого. В этой связи задача создания положительной мотивации к уче нию приобретает новое экологическое зву чание и новые, в частности игровые, спосо бы решения.

 Для преодоления элементарной экологической безграмотности  на уроках ввожу рубрику «Экологическая безопасность в быту», на которой находим ответы на вопросы:

«Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами? Как следует мыть фрукты и овощи, поступившие к нам из-за рубежа? Каким продуктам отдавать предпочтение, а о каких – забыть навсегда? Какую опасность для здоровья представляют окружающие нас повсюду полимерные материалы, бытовая техника и средства бытовой химии?»

        Я глубоко убеждена в том, что без должного материального и дидактического обеспечения кабинета  невозможно добиться высокого уровня обучения химии. Химический кабинет  стараюсь содержать в чистоте и порядке, оформлять с учетом текущих учебно - воспитательных задач. Аккуратное содержание кабинета  дисциплинирует учащихся, побуждает бережно относиться ко всему, что в нем находится. Имеется паспорт кабинета  химии.  В 2010 году мой кабинет занял первое место по школе в конкурсе  предметных кабинетов.

Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний является создание эмоционального настроя. Отбирая материал к уроку, стремлюсь к тому, чтобы он воспитывал бережное отношение к природе, развивал чувственные и нравственные нотки. Стараюсь, чтобы речь моя была образной и эмоциональной.

        Творчество невозможно без интереса. Для каждого урока отбираю такой материал, который был бы интересен для большинства учащихся

независимо от уровня их успеваемости. Обычно я предлагаю школьникам

небольшой объем дополнительного материала,  не требующего специальных знаний для его усвоения. Такой подход приводит к развитию у учащихся способностей мыслить нестандартно.

        Криптограммы, кроссворды, занимательные задачи различной степени трудности в соответствии с возрастом учащихся развивают их умственные способности и внимание, тренируют память, вырабатывают наблюдательность, способствуют лучшему усвоению и закреплению знаний.

        Знакомство с опытом работы коллег в школах района  позволяет мне постоянно повышать свой профессиональный уровень, использовать в своей работе гуманистические, общеобразовательные технологии, ориентированные на развитие личности ребенка.

 

                                                     

                                                              Симан Ирина Викторовна,

                                                                учитель химии МОУ СОШ №16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....

"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"

С этой статьей я выступала  на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...

Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий»

В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования является усвоение основ химии для обеспечения условий для интел...

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...