«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий»
методическая разработка по химии по теме

Коцкая Елена Ивановна
В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования является усвоение основ химии для обеспечения условий для интеллектуального развития и саморазвития личности. Изучение химии в школе, ориентированное на перспективу развития общества через конкретного человека, должно обеспечить свободное развитие личности, способной к самообразованию, повышение интеллекта, наблюдательности, умение выражать свои мысли, обосновывать суждения, строить логически правильные умозаключения с учётом задатков и способностей ученика. Учитель должен донести до ученика идею о том, что современные знания могут устареть уже завтра, и что оставаться на уровне с окружающим миром в условиях быстротечных изменений информационного общества можно только благодаря самообразованию. Учитель постоянно в поиске методов, приёмов позволяющих заинтересовать ученика, активизировать его познавательную деятельность, сформировать потребность самостоятельно учиться. В своей работе я остановлюсь на проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на конкретном уроке химии путём использования различных типов самостоятельных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) работников

образования Московской области

ГОУ Педагогическая академия

Практико-значимый проект

« Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с

использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских

заданий»

по курсу академического инвариантного модуля

«Образование и общество.
Актуальные проблемы педагогики и психологии».

Выполнила:

 Коцкая Елена Ивановна

учитель химии

МБОУ « Дрезненская СОШ №1»

Московской области

Научный руководитель проекта:

Куприянова Светлана Анатольевна,

 канд.пед.наук.

Москва 2012

Оглавление.

  1. Введение.

  1. Основная часть.

  1. Теоретическая часть.  Репродуктивные, эвристические, исследовательские методы обучения. Рефлексия.

  1. Практическая часть.  Использование  в практике репродуктивных, эвристических, исследовательских методов обучения и рефлексии для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке химии.

  1. Результаты апробации проекта.

  1. Рекомендации по использованию результатов проектного исследования в образовательной практике.

  1. Заключение.

  1. Приложения.

  1. Список литературы.

1.Введение.

В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования является усвоение основ химии для обеспечения условий для интеллектуального развития и саморазвития личности.

Изучение химии в школе, ориентированное на перспективу развития общества через конкретного человека, должно обеспечить свободное развитие личности, способной к самообразованию, повышение интеллекта, наблюдательности, умение выражать свои  мысли, обосновывать суждения, строить логически правильные умозаключения с учётом задатков и способностей ученика. Учитель должен донести до ученика идею о том, что современные знания могут устареть уже завтра, и что оставаться на уровне с окружающим миром в условиях быстротечных изменений информационного общества можно только благодаря самообразованию [9].

Учитель постоянно в поиске методов, приёмов позволяющих заинтересовать ученика, активизировать его познавательную деятельность, сформировать потребность самостоятельно учиться. В своей работе я остановлюсь на проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на конкретном уроке химии путём использования различных типов самостоятельных работ.

Проблема: «Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, побудить работать самостоятельно, продуктивно, с интересом».

Условия: МБОУ « Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1».

Кабинет химии. 8 «а» класс. Дата проведения 15.02.12.

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков учащихся по теме « Вода – самое удивительное вещество на Земле»  с использованием мультимедийной презентации.

Данный урок является последним в изучении темы « Вода. Водные растворы». Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Методы и последовательность нововведений:

  1. изучение теоретического материала, разработка плана – конспекта урока  (постановка задач; разработка разных типов заданий  для каждого этапа урока с сочетанием индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, с чередованием разных видов деятельности учащихся);
  2. проведение урока;
  3. анализ результативности выбранных и используемых мною методов и форм  работы для активизации познавательной деятельности учащихся на каждом этапе урока;
  4. анализ общих результатов урока.

Ожидаемый результат в решении учебно – воспитательных задач:

  1. повысить осознание и прочность усвоения знаний школьниками;
  2. отработать умения и навыки, которые предусмотрены учебной программой;
  3. научить использовать полученные знания в жизни;
  4. формировать навыки самостоятельного поиска информации;
  5. воспитывать самостоятельность в принятии решений, сотрудничество, общительность, коммуникативность;
  6. развивать у учеников познавательные способности, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность.

2. Основная часть.

2.1 Теоретическая часть.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется  во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (учебно – познавательной, художественно – эстетической, общественно полезный труд, общение), а также путем выполнения различных предметно - практических

действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.) [8].

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью. 

Активность учения включает в себя: готовность выполнять учебные задания, сознательность выполнения заданий, стремление к самостоятельной деятельности, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень.

В педагогической практике для активизации познавательной деятельности учащихся используются различные  методы обучения, в частности  репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский [ 8].

Метод обучения – способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение ими образовательных целей [10].

Репродуктивный метод – метод обучения, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Данный метод реализуется при выполнении следующих заданий  - это решение задач по готовому образцу, ответы на вопросы по предложенному тексту, выполнение эксперимента по готовой инструкции, составление таблиц по тексту учебника, изготовление прибора по предложенному рисунку. Данные задания помогают ученикам « уложить»  знания в долговременную память, лучше осмыслить и закрепить изученный материал. При выполнении репродуктивных заданий деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам [10]

Частично-поисковый или эвристический  метод - метод обучения, при котором

организуется поиск решения познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе инструктивной карты, программы. Процесс мышления приобретает поисковый (продуктивный) характер, но поэтапно контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы по учебным пособиям, дополнительной литературе. Задания: обобщение на основе сравнения фактов, веществ, явлений [10].

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач, и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения

и  измерения, и выполняют другие действия поискового характера.

К исследовательским заданиям относятся лабораторная и практическая работы.

Лабораторная работа – вид самостоятельной работы, предполагающий выполнение химических опытов на любом этапе урока для более продуктивного усвоения материала и получения конкретных, осознанных и прочных знаний. Кроме того, во время лабораторных опытов совершенствуются экспериментальные умения и навыки, т. к. ученики работают в основном самостоятельно. Выполнение опытов занимает не весь урок, а только часть его [1].
Практическая работа 
– вид самостоятельной работы, когда ученики выполняют химические опыты на определенном уроке после изучения темы или раздела курса химии, способствует закреплению полученных знаний и развитию умения применять эти знания, а также формированию и усовершенствованию экспериментальных умений и навыков [1].
Роль преподавателя на лабораторных и практических работах заключается в наблюдении за правильностью выполнения опытов и правил техники безопасности, за порядком на рабочем столе, в оказании индивидуально-дифференцированной помощи [1].

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо использовать такой метод как рефлексия [5].

Рефлексия ( от лат. reflexio – взгляд назад) - самоанализ деятельности и её результатов. Классифицируется:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  2.  рефлексия содержания учебного  материала;
  3. рефлексия деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале и конце урока. Приёмы: эмоционально – художественное оформление, цветовое изображение настроения и т.д.

Рефлексия содержания учебного материала проводится с целью выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Методы: приём незаконченного

предложения, оценка приращения знаний по рефлексивной таблице и тд.

Рефлексия деятельности проводится с целью осмысления учеником способов и приёмов работы с учебным материалом, поиском наиболее рациональных способов. Методы: « Лестница успеха» ( оценить активность на каждом этапе урока), « Плюс – минус – это интересно» и др. [5].

2.2. Практическая часть.

На организационном этапе урока провожу рефлексию эмоционального состояния учащихся ( 2 мин.). Использую приём эмоционально – художественного оформления ( показ слайдов презентации, аудиозапись « Шум дождя», мини- плакаты с высказываниями известных учёных о воде).Формулирую цель урока вместе с учащимися.

Второй этап урока – проверка знаний ( 5 мин). Каждому ученику выдаётся индивидуальный  лист рефлексии с репродуктивным заданием ( Приложение №1). После выполнения задания учитель показывает правильные ответы на экране, ученики сами себя оценивают, исходя из того, что каждый правильный ответ 1 балл (саморефлексия на начальном этапе урока).  

Третий этап урока проходит в виде игры – «Химического путешествия» ( 28 мин), которая состоит из нескольких станций. На станции « Информационная»  я предлагаю ученикам  эвристическое  задание ( 8 мин):  - вопросы  на эрудированность [ 6] ( задание устное) ( Приложение №2). Для того, чтобы выполнить эти задания на уроке, учащиеся должны поработать дома и найти дополнительные сведения  из литературных источников,  используя фонды школьной библиотеки, и электронных ресурсов ( интернет). Учитель за неделю даёт учащимся информацию, по каким темам изучать дополнительный материл. Ответы учащихся фиксируются в таблице.

Далее предлагаю учащимся групповое репродуктивное задание -  « Химическая эстафета»( 6 мин). На каждую половину ряда  на последнюю парту выдается лист с цепочкой уравнений [2], ребята (соседи по парте) выполняют одно звено цепи и передают лист вперед, побеждает тот ряд, который выполнит задание первым и правильно ( Приложение №3). Проверка осуществляется с помощью презентации.

Победившая группа получает 5 баллов, остальные группы получают баллы по количеству правильных ответов.

Последним заданием на данной станции является репродуктивное коллективное задание – кроссворд «Водный» [ 3] ( Приложение №4). Учащиеся отгадывают слова, затем следует проверка с помощью презентации. В конце отгадываем ключевое слово и даём определение реакции. ( 2 мин).

Станция « Экспериментальная» - ученики выполняют репродуктивное групповое задание с проведением эксперимента эвристического характера [7]  - лабораторная работа в группах по 2 человека. Группам выдается инструктивная карта с соответствующим заданием в рамках поставленной задачи.

Гр. № 1 – « Значение воды для живых организмов»   ( Приложение №5).

Гр. № 2 – « Мониторинг воды из реки Дрезна» ( Приложение №6).

Гр.№ 3 – « Мониторинг родниковой воды» ( Приложение №7).

Гр. № 4 – « Мониторинг водопроводной воды» ( Приложение №8).

Далее проверка вслух.

Станция « Исследовательская» ( 7 мин.)-  ученики выполняют  исследовательскую  (лабораторную) работу [7]. Перед ними ставится проблемный вопрос: будет ли одинаковая реакция среды при взаимодействии воды с металлическим литием, оксидом кальция, оксидом фосфора (V) Чтобы ответить на вопрос, они должны провести  исследование, подтвердить свои ответы опытным путём. Работа проводится в парах, каждая пара выполняет по три опыта. Учащимся выдаётся инструктивная карточка, они проводят работы согласно инструкции и заполняют таблицу на выданном бланке ( Приложение №9). Далее проверка с помощью презентации.

Последняя станция – « Изобретательская « ( 4 мин). Учитель рассказывает о применении воды в народном хозяйстве и химики – биологических способах очистки воды, показывает схемы очистки воды на экране [11].

Четвёртый этап урока – рефлексия. Проводится аналогично рефлексии – начало урока с использование индивидуального листа. Ученики проверяют свои знания и сравнивают знания на конечном этапе урока по сравнению с начальным этапом. оценивают свои знания после повторения и обобщения пройденного материала, правильный ответ – 1 балл ( Приложение №10).

Пятый этап – домашнее задание( 2 мин.).  На дом учащиеся  получают репродуктивное задание [2] – установить соответствие между исходными веществами и продуктами реакции. ( Приложение №11).

Подведение итогов ( 3 мин). Вспоминаем первоначальную цель, вместе с ребятами обсуждаем, выполнена ли она в ходе урока? Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы на экране

( Приложение №12) Это упражнение и подобные ему были предложены профессором Кембриджского университета  Эдвардом де Бонно, специалистом в области развития  практических навыков мышления. Упражнение помогает учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать с точки зрения ценности для каждого ученика [5].

Далее вспоминаем первоначальную цель, вместе с ребятами обсуждаем, выполнена ли она в ходе урока.  Учитель благодарит учеников за проведённый урок и выставляет оценки.

2.3. Результаты апробации Проекта.

  1. реализация практической части проекта способствовала повышению интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности;
  2. практическая часть проекта была использована при проведении открытого урока в 8 «а» классе для учителей школьного методического объединения естественно – научного цикла и вызвала одобрение коллег – педагогов;
  3. практическая часть проекта была представлена мною в марте 2012 года на Ярмарке педагогических технологий учителей Орехово – Зуевского района

( Приложение №13).

2.4. Рекомендации по использованию результатов проектного исследования в образовательной практике.

Данный проект может быть использован в образовательной практике учителей – предметников, в частности учителя химии с целью формирования у учащихся основополагающих химических понятий, умений и навыков, активизации познавательной деятельности, а также с целью профессионального роста педагога.

3. Заключение.

Выбор тематики моей проектной работы продиктован необходимостью формирования у учеников способности и потребности самостоятельно учиться. Именно эта задача поставлена в условиях реформирования современной системы образования с целью  адаптации ученика к жизни и быстротечным изменениям информационного общества.

Я работаю в школе 17 лет и как педагог -  практик могу сказать, что в последние годы наблюдается снижение интереса учащихся к учёбе, особенно в подростковом возрасте, когда первостепенными становятся отношения со сверстниками. Химию я преподаю первый год. В течение этого года я посещаю все семинары районного методического объединения учителей химии, в феврале 2012 года была на Всероссийском Съезде учителей химии в МГУ. Общее мнение  коллег - педагогов заключается в том, что в последние годы наблюдается снижение интереса к химии у школьников. И это несмотря на то, что современный человек в своей жизни всё чаще использует вещества и продукты химического производства. В тоже время снижается количество часов, отведённых для изучения химии, и возрастает объём изучаемого материала. Моя задача как учителя химии, заинтересовать учеников своим предметом. Потому что интерес к предмету порождает энтузиазм, увлечённость, стремление к самостоятельному познанию нового. Как повысить интерес, активизировать познавательную деятельность учащихся – вот вопросы, которые я постоянно задаю себе при подготовке к уроку, при работе над методической разработкой урока.

В данном проекте я рассматриваю, как можно использовать различные задания для самостоятельной работы учащихся с целью активизации познавательной деятельности   на одном конкретном уроке. Разработанные и применяемые мною задания лежат в основе репродуктивных, эристических и исследовательских методов обучения. Изучая теоретический материал по данной теме, и опыт педагогов новаторов [9]  я узнала, что применение разных типов самостоятельных работ на уроках улучшает качество знаний по предмету и развивает познавательную деятельность, а это, в конечном итоге, положительно сказывается на результатах обучения.

Проведя практическую часть своей работы, я выполнила задачи, которые ставила пред собой. Разработанные мною методика урока, задания для учащихся в действительности способствуют:

  1. формированию основополагающих химических понятий, умений и навыков (вода в природе, аномалии воды, « тяжёлая вода», умение записывать химические уравнения, расставлять коэффициенты, определять тип химической реакции, умение обращаться с реактивами и лабораторным оборудованием, проводить безопасно опыты);
  2. формированию умений использовать полученные знания на практике;
  3. формированию навыков самостоятельного поиска информации, самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материла; воспитанию самостоятельности в принятии решений, сотрудничества, коммуникативности;

На данном уроке развитие учащихся осуществлялось, в некоторой степени, полнее, нежели в обычных уроках, т.к. была высокая степень самостоятельности и активности детей. Детям этот урок понравился, судя по их хорошему настроению в течение всего урока, и положительным высказываниям в конце урока. Ребята на уроке были активны, работали с интересом, высказывали свои идеи, обменивались мыслями, дополняли ответы товарищей, анализировали и самостоятельно оценивали свои знания. Каждый ученик получил оценку за урок по результатам рефлексии 4 этапа урока, многие  получили по две оценки, за участие в других этапах урока. Конечно были и ошибки при составлении уравнений, при ответах на вопросы, но в процессе урока мы их исправляли и корректировали [4].

Данный урок я оцениваю его как результативный по достижению поставленных задач. Содержание урока способствовало развитию интереса учащихся к учению, продуманное чередование репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий, использование игровой технологии

( т.е. само построение урока в виде путешествия по станциям, игровых заданий) способствовали снижению утомляемости учащихся. Также достижению поставленных задач способствовало сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности при выполнении заданий и рефлексии. Детям понравилось самим себя оценивать. Они высказывались, что « оценивать себя приятно, если задание получается». А задание получается, если внимательно слушаешь и мыслишь вместе со всеми. Во время активной деятельности время летит быстро, нет состояния скуки.

Закончить свою работу хочу словами Гладуна Анатолия Деамидовича - главного редактора образовательного журнала для старшеклассников и учителей  

« Потенциал», так как на мой взгляд они очень актуальны:  «Миссия современного педагога – культивировать творческую личность. А творчество – это прежде всего самостоятельное мышление» [12]

4. Список литературы.

[1] .Ахметов М.А. Стратегия успешного изучения химии в школе. – М.: Дрофа,

     2010.-95 стр.

[2.] Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1998 – 130стр.

[3.] ГаврусейкоН.П. «Химические викторины», Минск Народная Асвета, 1972.-

    157стр.

[4.] Кульневич С.В., ЛакоценинаТ.П. Анализ современного урока: Практическое

    пособие. – Ростов- на-Дону: Практическое пособие, 2003. – 224 стр

[5.]Карнаухова Л.О. Модное слово « рефлексия». Что это такое и как её

   организовать? ООО « Основа».Журнал « Химия. Всё для учителя» №3 2012,-

   40 стр.

[6.]Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии, М, 1993.- 197 стр

[7.] Лисичкин Г.В., БетанелиВ.И. «Химики изобретают», М, 1990. – 112 стр.

[8.] МайороваН.П., ЧепруныхЕ.Е.. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным

    навыкам в школе: пособие для классных руководителей. – СПб.: Образование –

    Культура, 2002, - 208 стр.

[9.]Сушко Т.В. Формирование у учеников способности самостоятельно учиться.

ООО «Основа». Журнал « Химия. Всё для учителя»№ 7 2011,-40стр.

[10] Хуторский А.В. « Педагогическая инноватика».-М.: издат. центр « Академия», 2008-256 стр.

Интернет ресурсы

[11]www.tk-pozitron.ru/clean-water.php  дата обращения 30.04.12

[12]www.potential.org.ru дата обращения 30.04.12



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Индивидуальный лист рефлексии

Рефлексия ( начало урока).

Вопросы темы:

  1. Вода в природе.                          4.Химические свойства воды.
  2. Получение воды.                        5. Применение воды.
  3. Физические свойства воды.

Из изученного я знаю хорошо

 ( поставить номер вопроса).

Вопросы, вызывающие затруднение.

Записать ответы: «да», «нет».

  1. …….                                                             3.   …….
  2. ……                                                              4.    ……

Записать УХР и тип реакции.

1 вар:  Na +  H2O =

            CuO +  H2O =

            CO2 +  H2O  =

2 вар: Ag +  H2O =

           Li2O +  H2O =

           Р2O5 + H2O =

Оценка__________                                                                      



Предварительный просмотр:

Приложение №2.

Вопросы на эрудированность.

  1. В сказках часто говорится о «живой» и «мертвой» воде. Что они из себя представляют?  

                                                                                             

  1. Что представляет собой «святая» вода?

                                                     

  1. Может ли вода гореть?    

                                                                             

  1. Известно, что живые организмы на 80-90 % состоят из воды. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, а в каком органе наименьшее?

   

  1. В начале 20 века суточный расход воды на 1 человека составлял 20-30 литров, сейчас он достиг 250-300 литров. Есть ли опасения, что человечеству грозит нехватка воды?  

  1.  Почему лед не тонет в воде?        

                                                                                 

  1. Может ли струя воды разрезать лист стали?

  1. Какие аномалии воды вам известны?                                                                                                                                              



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Химическая эстафета.

Выполнить цепочку превращений, составляя уравнения химических реакций в молекулярной форме.

                                                      3   +Ca

                      1                    2                          5    +CaO

    H2O                    O2                  H2O                          

                                           

                                                    4      +N2O5

          

Приложение №4

 Кроссворд « Водный».

1.

Р

2.

Е

3.

А

4.

К

5.

Ц

6.

И

7.

Я

ЗАДАНИЕ №3

Все слова по горизонтали:

  1. Апрель с водой, май с …… ( трава).
  2. Зимой в поле лежал, весной в реку побежал ( снег).
  3. Кто-то проплакал всю ночь на лугу, cтолько слезинок – счесть не могу (роса).
  4. Течет-течет, не вытечет, бежит-бежит, не выбежит ( река).
  5. Не плюй в ………………., случится напиться ( колодец).
  6. В глуши лесной, в глуши зеленой, всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой бьет из камней……..студеный ( родник).

    7.   Что камень точит? ( капля).

Вопросы классу:   Какое слово получилось по вертикали в кроссворде?

                              Что называют химической реакцией?



Предварительный просмотр:

Приложение №5.

Группа 1. Значение воды для живых организмов.

Цель – используя знания биологии, экологии, географии объяснить значение воды для живых организмов.

Вывод: о необходимости воды для жизни живых организмов ( записать в таблицу).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Приложение №6.

Группа 2. Мониторинг воды из реки Дрезна.

Цель – оценка качества воды  в реке Дрезна..

Алгоритм работы:

Некоторые показатели воды:

  1. Цвет. Налейте в пробирку 5-7 мл исследуемой воды, определите ее цвет. Чистая вода – бесцветная жидкость. Сравните исследуемую воду с дистиллированной водой в другой пробирке.
  2. Мутность.
  3. Кислотность Определить рН воды можно с помощью универсальной индикаторной бумаги и сравнить её с нормой: в норме рН составляет от 6,5 до 8,5. Если меньше, то вода имеет кислую среду, если больше – щелочную.
  4. Запах. Определяют эпитетами: землистый, хлорный, рыбный, травяной, болотный, гнилостный и др.            

                                                Оформление результатов:

Цвет

Мутность

Кислотность

Запах

      5 Вывод: ответ начинайте с цели исследования, далее расскажите о своих результатах и сделайте вывод о качестве воды в реке Дрезна.                   



Предварительный просмотр:

Приложение №7

Группа 3. Мониторинг родниковой воды

Цель – оценка качества родниковой воды.

Алгоритм работы:

Некоторые показатели воды:

  1. Цвет. Налейте в пробирку 5-7 мл исследуемой воды, определите ее цвет. Чистая вода – бесцветная жидкость. Сравните исследуемую воду с дистиллированной водой в другой пробирке.
  2. Мутность.
  3. Кислотность Определить рН воды можно с помощью универсальной индикаторной бумаги и сравнить её с нормой: в норме рН составляет от 6,5 до 8,5. Если меньше, то вода имеет кислую среду, если больше – щелочную.
  4. Запах. Определяют эпитетами: землистый, хлорный, рыбный, травяной, болотный, гнилостный и др.            

                                                Оформление результатов:

Цвет

Мутность

Кислотность

Запах

  1. Вывод:  ответ начинайте с цели исследования, далее расскажите о своих результатах и сделайте вывод о качестве родниковой воды.                   



Предварительный просмотр:

Приложение №8

Группа 4. Мониторинг водопроводной  воды

Цель – оценка качества водопроводной воды.

Алгоритм работы:

Некоторые показатели воды:

  1. Цвет. Налейте в пробирку 5-7 мл исследуемой воды, определите ее цвет. Чистая вода – бесцветная жидкость. Сравните исследуемую воду с дистиллированной водой в другой пробирке.
  2. Мутность.
  3. Кислотность Определить рН воды можно с помощью универсальной индикаторной бумаги и сравнить её с нормой: в норме рН составляет от 6,5 до 8,5. Если меньше, то вода имеет кислую среду, если больше – щелочную.
  4. Запах. Определяют эпитетами: землистый, хлорный, рыбный, травяной, болотный, гнилостный и др. 

                                                Оформление результатов:

Цвет

Мутность

Кислотность

Запах

5.Вывод:  ответ начинайте с цели исследования, далее расскажите о своих результатах и сделайте вывод о качестве водопроводной воды.                   



Предварительный просмотр:

Приложение №9

Исследование.

 Вопрос: будет ли одинаковая реакция среды при взаимодействием воды с металлическим литием, оксидом кальция, оксидом фосфора (V) Чтобы ответить на вопрос, вы должны провести небольшое исследование, которое состоит из трёх опытов, т.е. ваши ответы надо подтвердить опытным путём.

Заполните таблицу на выданном вам бланке.

  1. Взаимодействие лития с водой. [1]

В пробирку с 3 мл воды поместить кусочек лития.

Что наблюдали в ходе опыта?

Объясните результат.

Записать УХР.

Вывод.

  1.      Взаимодействие оксида кальция с водой. [1]

В пробирку поместить 1/3 пластмассовой ложечки оксида кальция, прилить 1 мл воды.

Что наблюдали в ходе опыта?

Объясните результат.

 

Записать УХР.

Вывод.

  1. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой. [1]

В пробирку с 2 мл воды добавить 1/4 пластмассовой ложечки оксида фосфора (V ).

Что наблюдали в ходе опыта?

Объясните результат.

Записать УХР.

Вывод.

кислота, поэтому реакция сред кислотная.



Предварительный просмотр:

Приложение  10                            

Индивидуальный лист рефлексии.

Рефлексия ( конец урока)

1.Вода – без цвета, вкуса, запаха, может находиться в 3 агрегатных состояниях, обладает аномальными свойствами………..

2.Верна ли запись: 2K  +  H2O   =   K2O   +    H2      (замещение) ………..

3. Допишите УХР, определите тип реакций:BaO   +   H2O   =                                

                                                                                  SO2   +   H2O   =

4. С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода, напишите УХР:

Au, Li,  SiO2,  Al2O3,  H2,  Mg. Написать УХР, определить их тип.

 Оценка________



Предварительный просмотр:

Приложение № 11

Домашнее  задание.

Укажите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

А

Б

В

Г

Д

Выпишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите тип химической реакции.



Предварительный просмотр:

Приложение № 12

Ребята, выскажитесь по очереди  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы на экране.

Рефлексивная таблица.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось …
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в ус...

Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных ...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии»...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

В презентации кратко освещаются возможности использования ИКТ на уроках технологии, даются название программ, которыми удобно пользоваться при проведении уроков....