Рабочая программа по химии для 10 класса
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена
- в соответствии с примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края (приложение к приказу министерства образования Ставропольского края от 18.07.2011 года №612 – пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования»),
- в соответствии с приказом отдела образования АТМР №363-пр от 02.08.2011 года «Об учебных планах общеобразовательных учреждений Туркменского района» и письмом ОО АТМР №1308 от 03.08.2011 года «О методическом сопровождении учебного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году».
- программой О.С.Габриеляна «Программа курса химии для общеобразовательных школ 8-11 класс. Издательство «Дрофа»,2007 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_10_klass.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по химии
в 10 классе МОУ СОШ № 7 п. Владимировка
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена
- в соответствии с примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края (приложение к приказу министерства образования Ставропольского края от 18.07.2011 года №612 – пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования»),
- в соответствии с приказом отдела образования АТМР №363-пр от 02.08.2011 года «Об учебных планах общеобразовательных учреждений Туркменского района» и письмом ОО АТМР №1308 от 03.08.2011 года «О методическом сопровождении учебного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году».
- программой О.С.Габриеляна «Программа курса химии для общеобразовательных школ 8-11 класс. Издательство «Дрофа»,2007 г.
Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2007.
Цели рабочей программы:
- формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила ТБ;
-развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
-воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- Формирование знаний основ науки
- Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления
- Соблюдать правила техники безопасности
- Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности.
Вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые незначительные изменения:
1.Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
2. 2 часа резервного времени выделены в тему «Реакции органических соединений»
3. 2 часа добавлено на тему «Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе»
4. Вместо 2 практических работ по программе в рабочую программу добавлены еще 4 часа практических работ: «Углеводы» , « Белки», «Обнаружение витаминов. Действие ферментов на различные вещества», «Анализ лекарственных препаратов».
Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в гимназии используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа
жизни.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на реализацию следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание программы.
Введение. (1 час).
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы, гомология, изомерия;
-теорию строения органических соединений;
Уметь:
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Иметь опыт:
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Теория строения органических соединений. (6 часов).
Углеродный скелет. Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия.
Реакции органических соединений. Типы реакций в органической химии.
Ученик должен знать и понимать:
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических веществ.
Иметь опыт:
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Межпредметные связи: неорганическая химия: валентность.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Реакции органических соединений ( 2 часа)
Углеводороды и их природные источники (16 часов).
Алканы. Алкены, алкадиены, алкины. Бензол. Качественный анализ веществ.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: строение органических соединений;
-важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений; - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Иметь опыт:
-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.
Безопасного обращения с горячими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
Межпредметные связи: география: месторождения природного газа и нефти в мире и Российской Федерации, физика: разделение жидкостей методом перегонки.
П р и р о д н ы й г а з. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов ( на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение ( дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции ( обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен. Его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена –1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.
Кислородосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (19 часов).
Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: функциональная группа;
-важнейшие вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений; - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Иметь опыт:
- определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Межпредметные связи: биология: Углеводы(глюкоза, крахмал, клетчатка), жиры. Каменный уголь. физика: кокс, коксохимическое производство.
Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Углеводы, их классификация: моносахариды(глюкоза), дисахариды(сахароза), полисахариды(крахмал и целюллоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое).применение глюкозы на основе её свойств.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основении его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз(омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Азотсодержащие соединения.(10 часов).
Нитросоединения. Амины. Анилин. Белки. Нуклеиновые кислоты.
Идентификация органических соединений.
Ученик должен знать и понимать:
- важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений; - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Межпредметные связи. биология: аминокислоты, пептидная связь, белки, структуры белков, функции белков. Нуклеиновые кислоты РНК и ДНК.Биотехнология и генная инженерия.
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое соединение. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений : взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом( реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетках из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Биологически активные органические соединения ( 8 часов)
Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Ученик должны знать и понимать:
- важнейшие вещества: ферменты, гормоны, витамины, лекарства.
Уметь:
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников : научно – популярных изданий, компьютерной базы данных.
Иметь опыт:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе и в быту.
Межпредметные связи. Биология: Ферменты, гормоны, витамины, лекарства. Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и в народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами : авитаминозы, гипо – и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия : от ятрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Искусственные и синтетические органические соединения. ( 8 часов)
Ученик должны знать и понимать:
- искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.
Уметь:
- называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.
- выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон.
Иметь опыт:
- безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
Межпредметные связи. Технология: пластмассы, волокна(натуральные, искусственные, синтетические).
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна(ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Методическое обеспечение рабочей программы по химии
в 10 классе МОУ СОШ № 7 п. Владимировка
1. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений.
Изд-во «Дрофа», 2007 г
Авторы: О.С.Габриелян Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
2. О.С.Габриелян «Химия 10 класс Базовый уровень» Изд-во: «Дрофа»,2009 г
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
3. О.С.Габриелян А.В.Яшукова Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна « Химия. 10класс» Изд-во «Дрофа», 2008
4. М.Ю.Горковенко Поурочные разработки по химии к учебнику О.С.Габриеляна
« Химия. 10 класс» Изд-во «ВАКО», 2008
5. О.С.Габриелян. И.Г.Остроумов Химия . Настольная книга учителя. 10 класс. Изд-во «Дрофа», 2008г
6. О.С.Габриелян .Химия .Контрольные и проверочные работы 10 класс «Дрофа» ,2009
7. С.В.Горбунцова Тесты по основным разделам школьного курса химии. Изд-во Москва «Вако» 2008 г
8. Т.В.Никитюк. Тесты для повторения и подготовки. Химия. Изд-во «Лицей», 2009г
9. Л.И.Некрасова Химия. 10 класс. Карточки заданий Изд –во «Лицей», 2008
10. Ким Е.П. 10 -11 классы Практические работы Изд-во «Лицей», 2009 г
11. А.В.Артемов С.С.Дерябина Школьные олимпиады по химии 8-11 классы,Москва, Айрис – пресс,2009г
12. С.В.Астафьев Уроки химии 10 – 11 класс с применением информационных технологий. Москва, «Глобус», 2009г
13. И.Г. Хомченко Решение задач по химии 8-11 классы. Решения, методики,советы. Москва, Новая волна. Издатель Умеренков
14. М.А.Рябов, Е.Ю.Невская Тесты по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» Москва
15. А.А. Карцова, А.Н.Левкин Органическая химия (иллюстрированный курс) 10 – 11 класс .Москва, «Просвещение»,
Тематическое планирование
уроков химии в 10 классе
МОУ СОШ № 7 п. Владимировка
на 2011- 2012 уч.год
№ п\п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы
| Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 6 | - | 1 |
3 | Тема 2.Реакции органических соединений | 2 | - | - |
4 | Тема 3.Углеводороды и их природные источники | 16 | - | 1 |
5 | Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 19 | 1 | 1 |
6 | Тема 5. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 10 | 2 | 1 |
7 | Тема 6. Биологически активные органические соединения | 8 | 2 | - |
8 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения | 8 | 1 | 1 |
Итого | 70 | 6 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....