Открытый урок на семинареруководящих работников "Алюминий"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Федосова Светлана Васильевна

Открытый урок на семинареруководящих работников "Алюминий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyuminiy.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Алюминий, его свойства, получение и применение.

Предметные результаты обучения

Учащиеся  должны уметь:

а) использовать при характеристике алюминия понятие «металл», и  «ряд активности металлов»;

б) давать характеристику химического элемента-металла (алюминия) по его положению в ПСХЕ Д.И Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название, тип высшего оксида и гидроксида;

в) характеризовать строение, общие  физические и химические свойства простого вещества;

г) объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) алюминия от положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

д) описывать химические свойства алюминия с помощью русского языка и языка химии;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

а) работать по составленному плану, используя с основными и дополнительные средства (справочную литературу, средства ИКП);

б) осуществлять доказательство от противного;

в) оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненно-речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

г) сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, в том числе и из сети Интернет.

Характеристика основных видов деятельности (предметный результат):

Характеризуют химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома. Знают его химические свойства, получение, применение.

Познавательные УУД:

Пробуют самостоятельно формировать определения понятий (наука, природа, человек). Выделяют и формируют познавательную цель. Структурируют знания.

Регулятивные УУД:

Составляют план и последовательность действий. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД:

Планируют общие способы работы. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Цель урока:

Рассмотреть электронное строение атома алюминия, изучить основные физические и химические характеристики его, получение и применение.

Оборудование:

Алюминий металлический, коллекция «Алюминий и его соединения», слюда, компьютер, проектор, интерактивная доска, штатив с пробирками.

Химические реактивы: Al (порошок), NaOH, HCl, спиртовки, спички, держатель, склянка для мусора.

        Ход урока

I.Введение учащихся в урок, разъяснение целей и задач урока.

Тема нашего урока «Алюминий».Найдите этот элемент в ПСХЭ Д.И.Менделеева и дайте ему характеристику.

Вывод: этот металл интересен тем, что он принадлежит к р-элементам (хотя большинство р-элементов – неметаллы), именно из-за этого алюминий способен проявлять некоторые свойства неметаллов.

II.Основная часть.

III группу А составляют бор (неметалл), галлий        , цинк, теллур (металлы), но только алюминий удостоился такой чести, чтобы мы подробно о нём узнали. А почему? Давайте посмотрим презентацию, которая, возможно, поможет ответить нам на этот вопрос. Презентация «Алюминий и его свойства»

Да! Важность алюминия и его соединений трудно переоценить. Он уникален не только своими физическими, но и химическими свойствами. Русский учёный Э.Е.Нифантьев говорил: «Химия –наука полутонов», вот и своими свойствами алюминий подтверждает эти слова. Так какими-же свойствами обладает алюминий? Алюминий очень активный металл, но его можно широко использовать, потому что он всегда покрыт очень плотной оксидной плёнкой (показ  видеоролика). 4Al+3O2 = 2Al2O3

Если нарушить эту плёнку на воздухе, она немедленно восстанавливается, защищая алюминий от дальнейшего разрушения.

Порошкообразный алюминий легко взаимодействует с галогенами и другими неметаллами, но для начала реакций необходимо нагревание или катализатор, в дальнейшем реакции протекают интенсивно и сопровождаются большим выделением теплоты.

С галогенами (видеоролик «Виртуальная лаборатория»). 2Al +3I2H2O=2AlI3.

2Al+3S=Al2S3

2Al+N2=2AlN

4Al+3C=Al3C4

Так алюминий взаимодействует с простыми веществами. Все реакции идут при температуре .

Взаимодействие алюминия со сложными веществами:

1.Отношение к воде  2AL+6H2O=2Al(OH)3+3H2

2.С растворами кислот как обычный металл 2Al+6HCl=2AlCl3+3H2

3. С растворами щелочей 2Al+2NaOH+6H2O=2Na[Al(OH)4]+3H2

4.С растворами солей 3CuCl2+2Al=2AlCl3+3Cu

5.С оксидами металлов при нагревании (с CuO и PbO реагирует с сильным взрывом) 8Al+3Fe3O4=4Al2O3+9Fe   этот процесс был открыт Н.Н.Бекетовым и называется алюминотермия.

III.Заключение

1.Просмотр презентации.

2.Применение алюминия.

3.Выводы по уроку на интерактивной доске.

4.Выполнение заданий на закрепление изученного материала (подготовленный плакат на интерактивной доске)

5.Домашнее задание §15 (до соединений), упр.1-3

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...