интегрированный урок (география+химия) по теме: "Природные уникумы Урала".
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме

Интегрированный урок "Природные уникумы Урала"разработан учителями МАОУ СОШ № 72 Политовой Л.М. и Сосновских Н.В. в соответствии с общеобразовательной программой по географии и химии. Данный урок ориентирован на системно-деятельностный подход в обучении и отражает самостоятельную деятельность учащихся при обобщении учебного материала по учебным предметам. Урок сопровождается видеофрагментами и лабораторными опытами, что дает иллюстративность и  наглядность изучаемому материалу.  В разработке представлен конспект урока по данной теме]. который может быть применен учителями- предметниками естественно-научного цикла при изучении данной темы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Природные уникумы Урала49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Интегрированный урок (география + химия)
  2. "Природные уникумы Урала" 8 класс.

Учебники:  География России. Природа. 8 класс, параграф 34. / автор И.И. Баринова.– М.: Дрофа, 2009)

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Метод: словесно-наглядно-практический.

Цели и задачи урока: 

  1. Образовательные:
  1. познакомить учащихся с природными уникумами Урала – Ильменский заповедник, край самоцветов от г. Асбеста до Мурзинки, Кунгурская пещера; озера Соль-Илецка.
  2. познакомить учащихся с химическим составом минералов.
  1. Развивающие:
  1. продолжить формирование умений учащихся по решению задач на нахождение массовых долей элементов в веществе и составлению формул соединений;
  2. развивать практические умения и навыки правильного обращения с лабораторным оборудованием;
  3. продолжить формирование информационной компетентности школьников; 
  4. расширение кругозора школьников о природе родной страны.
  1. Воспитательные:
  1. продолжить воспитание чувства гордости школьников к своей  родине – России;
  2. продолжить воспитание географической культуры школьников  как участников цивилизованного общества.

Средства обучения: физическая карта Урала, физическая карта  России, контурные карты и атлас 8 класса, периодическая система химических элементов, справочники по химии, реактивы и оборудование для эксперимента, коллекция минералов и горных пород, книги, картины, компьютер, презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 Приветствие. Что должны иметь учащиеся на уроке, как будут работать с опорными листами.

 

2. Актуализация знаний

Видеофрагмент «Уральские горы».

Учитель химии:

«В природе ничего другого нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых»

С. Щипачев «Читая Менделеева»

Учитель географии:

Сегодня на уроке мы найдем одну из общих точек соприкосновения между двумя науками: химия и география. Такие разные на первый взгляд, науки имеют много общего.

Учитель химии:

Более того, академиком Вернадским создана наука, изучающая химические процессы в земной коре. Это наука называется - геохимия.

Учитель географии: 

Мы надеемся, что этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех.

Учитель химии: Очень хочу, чтобы те, кто были равнодушны к географии и химии, с нашего урока ушли с глубоким убеждением, что эти предметы – интересные и очень нужные.

3. Повторение. Проверка домашнего задания в форме разминки.

Проведение разминки.

Учитель географии: Перед вами понятия и географические объекты Урала: Тургояк, галит, Чусовая, малахит, Манарала, горный хрусталь, Маньпупынёр, известняк, Кунгурская пещера, самоцветы, озера Соль-Илецка, Капова пещера, Каменный пояс, Ильменский заповедник(на доске записаны понятия и географические объекты Урала).

Учитель географии: Ребята, ваша задача найти правильный ответ.

Вопросы-задание:

№ п/п

Вопросы

1

Старое название Урала. (Каменный пояс).

2

Самая высокая вершина Урала. (Народная).

3

В одном из залов этой пещеры находятся наскальные рисунки, сделанные человеком палеолитической эпохи. (Капова пещера).

4

При полете над этим местом можно увидеть, что оно формой напоминает воронку или кратер, стенки которого являются продолжением горных склонов (озеро Тургояк).

5

Этот географический объект пересекает три раза уральский хребет в местах древнего разлома (река Чусовая).

6

Этот памятник природы являтся одним из семи чудес России. На высокогорье стоят семь каменных глыб. Некоторые имею специфическую форму и сужаются к основанию (Маньпупынёр).

7

Это самый красивый и непредсказуемый географический объ

ект Приполярного Урала. В переводе название этого чуда природы обозначает «медвежья лапа». (гора Манарага)

8

Это волнующие чудеса природы. Извлеченные из недр земли, они волнуют воображение современного человека так же, как и далеких предков. Они призваны оберегать своего владельца от несчастий. Они служат талисманом в различных занятиях, лечат болезни, даруют удачу и являются символом благополучия и достатка. (Самоцветы).


Учитель географии: Какие объекты остались? (Кунгурская пещера, малахит, галит, Ильменский заповедник, горный хрусталь, озера Соль-Илецка).

Учитель географии: Что их объединяет? (уникальные, интересные объекты природы).

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формулирование темы.

Учитель химии: Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Природные уникумы Урала и записывают на листах тему урока).

 Учащиеся записывают тему в опорные  листы.

5. Постановка целей










6. Изучение нового материала.


Учитель географии: Глядя на тему урока, давайте определим, что вы сегодня на уроке должны узнать?


Учитель химии: Сформулируйте и запишите цели сегодняшнего урока в опорный лист.














Учитель географии: Ребята, давайте вспомним, из скольких частей состоят Уральские горы? Перечислите их.


Мы начинаем наше путешествие с района Южного Урала, где расположено уникальное явление природы соленые озера Соль-Илецка. Соленые озера Соль-Илецка находятся вблизи реки Илек (приток Урала), в 70 км от Оренбурга, недалеко от границы с Казахстаном. Их всего семь (Развал, Дунино, Новое, Малое городское, Большое городское, Тузлучное, Радости) и каждое не похоже друга на друга. Одни озера минеральные, имеющие высококонцентрированную соленую воду, другие грязевые, содержащие лечебную грязь и
минеральные, имеющие низкую концентрацию соли. Но объединяет их то, что образовались они на месте выработки соли и являются аналогами Мертвого моря в Израиле.
 


Показ видеофрагмента «Соленые озера Соль-Илецка».


Учитель географии: Таким образом, соленые озера Соль-Илецка являются районом месторождения каменной соли - минерала галита.

Учитель химии: Какое же химическое вещество лежит в основе этого минерала? Давайте установим формулу этого вещества по данным качественного анализа. (задание на слайде:

Катион этого соединения окрашивает пламя в жёлтый цвет, а анион при действии иона серебра образует белый осадок.)






Учитель географии: Продолжаем путешествие на север и попадаем в край самоцветов.
Край самоцветов, так называют район севернее города Асбеста, расположенный между главной промышленной зоной Северного Урала и Зауралья. Край этот начинается от богатых копий в окрестностях г. Асбеста и заканчивается на севере знаменитой Мурзинкой.

Академик А.Е. Ферсман писал: «Трудно во всем мире назвать другой уголок земного шара, где было бы сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке…»
Исследования последних лет показали, что копии Мурзинки еще далеки от полного истощения.
Именно здесь в
1668 г. Михайло Тумашов отыскал первые «хрустали белые».

Отметим это место на карте. Подпишем.


Учитель химии: Ребята, давайте установим молекулярную формулу горного хрусталя.
( Задание на слайде: Установите молекулярную формулу горного хрусталя, если массовые доли элементов   в нем составляют: 46%  кремния и 54% кислорода.
Ответ к задаче: SiO
2.)


Показ видеофрагмента «Горный хрусталь».


Учитель географии: Продолжаем наше путешествие и отправляемся на Средний Урал. Где замечательным творением природы является Кунгурская пещера. Пещера располагается на правом берегу реки Сылвы, на окраине небольшого промышленного города Кунгур, в недрах каменной громады – Ледяной горы. В пещере 48 гротов, около 60 озер. Температура воздуха в большинстве гротов около ноля градусов.

Показ видеофрагмента «Кунгурская пещера».


Учитель химии: Образовалась Кунгурская пещера в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты. Просачиваясь, капля за каплей, сквозь толщу горных пород, вода растворяет известняки и образуется растворимый гидрокарбонат кальция. Этот природный процесс выражается химическим уравнением:

H2O + CaCO3 + CO2 = Ca (HCO3)2.

Капая с потолка, со стен на пол вода образует причудливые формы. Идет обратный процесс – образование известковых сталактитов и сталагмитов. Уравнение это процесса:

Ca (HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O.

Сталактиты свисают с потолка и стен пещеры, а сталагмиты растут им навстречу.

Учитель географии: В 60 км от города Екатеринбурга находится Гумешевское месторождение знаменитого уральского малахита, Малахит – это узорчатый, нарядный, всегда с фантазией камень.

«…Как вешняя трава под солнышком,

Когда ветерком ее колышет.

Так волны по зелени и ходят». Так представлялся уральскому мастеру малахит, к сожалению запасы его истощены.
Лучшее, хотя и не единственное собрание уральского малахита – малахитовая комната и коллекция малахитовых предметов в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Более двух тонн малахита ушло на отделку малахитового зала. С пола, поддерживая лепной карниз золоченного узорчатого потолка, поднимаются малахитовые колонны и пилястры. В высоких зеркалах над малахитовыми каминами отражаются чудные вазы.

Учитель географии: Давайте посмотрим на это чудо (показ видеофрагмента «Русская мозаика»).

Учитель химии: Малахит образуется чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность.
Особенно крупные залежи малахита получаются, если медная руда залегает среди известняков, что характерно для Уральских гор.

Задание по химии: выполнить лабораторную работу

Тема:  Определение качественного состава малахита.

Цель:  доказать опытным путем, какие элементы входят в состав малахита.  

Оборудование: пробирки,  держатель для пробирок, газоотводная трубка, спиртовка, спички.

 Реактивы:  малахит, известковая вода.

Ход работы:                    

1.Пробирку с малахитом закрепите в ручном держателе и закройте пробкой с газоотводной трубкой.

2.Конец  газоотводной трубки опустите во вторую пробирку с известковой водой.

3.Зажгите спиртовку и нагревайте пробирку с малахитом,  располагая её  горизонтально.

3.Наблюдайте за происходящими изменениями.

4.Когда выделение пузырьков газа прекратится, выньте газоотводную трубку из известковой воды и потушите спиртовку.

Вопросы для обсуждения:

1) Как изменился цвет малахита при нагревании?                    

2) Какое вещество мы получили?

3) Какой газ вызвал помутнение известковой воды?

4)Что вы заметили на стенках нагреваемой пробирки?

5) Составьте уравнение происходящей химической реакции.


Учитель географии: Если Уральские горы называют кладовой земных богатств, то Ильмены – самая богатая его шкатулка. На всей земле, пожалуй, не найдешь подобного изобилия минералов – почти вся система элементов Менделеева.

Учитель химии: Край действительно уникальный своим природным ландшафтом и живым миром. Здесь найдено более 260 минералов, из которых 11 открыты впервые в мире.

Учитель географии: Название свое заповедник получил от горного хребта Ильменского, который протянулся на 40 км восточнее главного Уральского хребта. Заповедник уникален. Здесь охраняются минералы и горные породы, но не обычные, а драгоценные и поделочные камни. Удивительно найти эти драгоценные камни прямо в земле.
Показ видеофрагмента « Ильменский заповедник»

Учитель химии: А сейчас мы предлагаем вам рассмотреть коллекцию минералов Ильменского заповедника и их названия занести в нашу таблицу в опорном листе.


Подведение итогов урока:

Учитель географии: Говорить о красоте, богатстве и уникальности Урала можно бесконечно то, с чем вы познакомились сегодня и это далеко не все уникумы, находящиеся на территории Урала. О других не менее интересных, я предлагаю поискать вам в дополнительной литературе.

Учитель химии: В конце урока мы вам предлагаем выразить свое эмоциональное отношение к сегодняшнему уроку при помощи составления синквейна по данной теме.

На ваших опорных листах записаны правила составления синквейна. Предлагаем вам выразить ваши чувства, эмоции и ощущения в пяти строках. (Если есть время зачитываем результаты у нескольких ребят).

Показ видеофильма « Живет на свете красота».

Учитель географии: Уважаемые ребята, гости. Спасибо вам за сегодняшнюю работу на нашем необычном уроке. Учитель химии: Желаем вам творческих познаний в мире геохимии.

Учащиеся ставят цели:

(познакомиться с природными уникумами Урала:

1. Кунгурской пещерой, Ильменским заповедником, озерами Соль-Илецка и т.д. 

2. Познакомиться с химическим составом минералов (малахит, горный хрусталь, галит).

Учащиеся записывают цели в опорные листы.

Учащиеся называют – цифру  пять, их перечислят.

Учащиеся работают с атласом и контурной картой (отмечают на контурной карте место, подписывают его).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся выводят химическую формулу по зарядам ионов  Na+Cl-         Дают химическое название – хлорид натрия.          



Учащиеся работают с атласом и контурной картой (отмечают на контурной карте место, подписывают его).


 

 

 

 

 

 


Решение задачи.
Один ученик работает у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 



Запись химической реакции в опорный лист.









Учащиеся работают с атласом и контурной картой (отмечают на контурной карте место, подписывают его).












Учащиеся выполняют лабораторную работу.














Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод:



Малахит – минерал класса карбонатов Cu(CO3) . Cu (OH)2.









Учащиеся работают с атласом и контурной картой (отмечают на контурной карте место, подписывают его).





Учащиеся работают с коллекцией минералов и оформляют таблицу.


 

3. Домашнее задание и подведение итогов

Закончить оформление опорных листов.

Записывают домашнее задание в дневник.

Список литературы:

  1. Баринова И.И. География России. Природа, Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009.
  2. Габриелян О.С. Химия, Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2012.
  3. Жижина Е.А. Методическое пособие. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.– М.: ВАКО, 2009.
  4. Скарлато Г.П. Занимательная география для детей и взрослых. – К.: Альтерпрес, 1996.
  5. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  6. Интернет-ресурсы.
  7. Баранчиков Е.В. и др. География: 2500 тестов и проверочных работ  для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Химическая промышленность. Удобрения (интегрированный урок география+химия)

Неорганические  минеральные  удобрения-  это вещества, содержащие три питательные элемента N,Р,К. и способные диссоциировать  в почвенном растворе на ионы.Минеральные удобрения быв...

Интегрированный урок география-химия "Металлы в природе. Черная металлургия"

На                   На уроке рассматриваются  основные способы получения металлов;  ребята знакомятся с  основными рудами железа, изучают с...

Презентация к интегрированному уроку география-химия «Металлы в природе. Черная металлургия».

Презентация раскрывает основные этапы интегрированного урока, дополняет и поясняет его...