Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.
план-конспект занятия по географии (8 класс) на тему
Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 48.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок географии и музыки «Национальный колорит России».
Разработали: учитель географии Балобанова Г.В; учитель музыки Галкова И.В.
Цель: изучить национальный колорит России.
Задачи:
Образовательные: - формировать знания учащихся об этническом и национальном составе России, языковых семьях, особенностях размещения народов по территории России;
- способствовать усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время;
Развивающие: - развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника (находить ответы на поставленные вопросы), развивать умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания; работать с картой атласа.
Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и традициям народов, населяющих Россию, повышать культуру межнационального общения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карты атласа, раздаточный материал, мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели.
3. Изучение нового материала:
- вводное слово учителя географии.
1) Работа с учебником.
2) Работа с раздаточным материалом.
3) Работа с картами атласа.
4) Работа с раздаточным материалом.
5) Первичное закрепление изученного.
6) Знакомство с колыбельными разных народов.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоролик и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(видеоролик о России, языках, национальностях).
2. Сообщение темы и цели:
- Так о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (ответы детей).
Вы правильно поняли. Сегодня наш урок посвящен России. Я предлагаю вам познакомиться с национальностями, населяющими нашу страну, языковыми семьями, к которым они относятся, их традициями и обычаями. Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях народов России. Все полученные в ходе нашего урока материалы будем заносить в таблицу. А затем обобщим изученное.
3. Изучение нового материала:
Россия – многонациональное государство. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов. Однако в статье 19 Конституции РФ говорится: « Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… национальности, языка,… отношения к религии, убеждений…. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… национальной, языковой или религиозной принадлежности».
В России насчитывается более 170 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.
- Какие национальности есть в вашем классе? (русские, украинцы, белорусы, мордва, чуваши, татары, узбеки, дагестанцы).
Отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей. По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи. Языковая семья – группа языков, для которых удаётся установить их происхождение от общего языка – предка.
- Вы обратили внимание на сколько групп я вас разделила? Почему?
Это связано с тем, что народы, живущие в России говорят на языках, которые относятся к разным языковым семьям. Наиболее многочисленные из них являются представителями четырех языковых семей: Индоевропейской (89%), Алтайской (7%), Северокавказской (2%) и Уральской (2%). (На доску прикрепляю названия языковых семей). Каждый из вас принадлежит какой-то языковой семье. Поэтому, каждая группа будет изучать одну из семей.
1) Работа с учебником. – Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 262-263.
Перед вами «дерево языков мира». Семьи в учебнике обозначены утолщенными линиями разных цветов. Ваша задача – внимательно изучить языковые семьи. Выяснить к какой семье относится язык вашей национальности. У вас на столах есть раздаточный материал. Найдите таблицу для заполнения (приложение 1).
1 группа – индоевропейская семья (русские, белорусы, украинцы).
2 группа – уральская семья (удмурты, мордва, марийцы).
3 группа - алтайская семья (чуваши, татары, башкиры, узбеки).
4 группа - северокавказская семья ( народы Дагестана- лезгины, агулы, дагестанцы, адыгейцы).
2) Работа с раздаточным материалом.
Для следующего шага вашей работы возьмите Приложение 2, выпишите крупнейшие народы вашей языковой группы и их численность в России. Из приложения 3 выпишите численность этих же народов на территории города Нягань.
Россия – многоязычная страна. Языков много, и, чтобы люди могли договориться, нужен общий. В России им стал русский, ибо русские – самый многочисленный народ страны и живут они во всех её уголках.
3) Работа по карте атласа.
- Откройте карту атласа «Народы» на стр.38. Взгляните - какое количество различных народов проживает на территории России. По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов. Самый многочисленный народ России – это русские.
Также на территории России проживает 65 коренных (малых) народов, общая численность которых составляет лишь 0,3% населения страны (это примерно 500 тысяч человек).
Вот некоторые из малочисленных народов:
Водь. Это коренное население Ленинградской области. Относится к списку исчезающих народов России. По данным переписи населения в 2010 году 64 человека.
Юги (юген) - коренной малочисленный народ - в Туруханском районе Красноярского края. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявил только один человек.
Кереки. Анадырь. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявили всего четыре человека.
Багулалы (багвалинцы). Коренное население западного Дагестана. В 2010 году багулалами себя назвали пять россиян.
Черкесогаи. Этническая группа армян. В ходе переписи 2010 года принадлежность к этому народу указали шесть человек.
Кайтагцы. Коренное население юго-востока Дагестана. В ходе переписи 2010 года кайтагцами себя назвали только семь человек.
Алабугатские татары. Астраханская область. Примечательно, что в ходе переписи 2010 года принадлежность к ним указали только семь человек, тогда как общее число астраханских татар оценивается в 60 тыс.
Арчинцы (аршиштиб). Один из малых народов западного Дагестана. В 2010-м — 12 чел.
Карагаши (ногайцы-карагаши). Астраханская область. В переписи 2010 года к этому народу отнесли себя 16 человек.
Ещё выделяют «титульные народы». Ти́тульная на́ция — часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства или субъекта РФ. Это народы, которые дали название республикам. Например, Республика Башкирия –доля титульного народа примерно 70 %- башкиры. Республика Татарстан - доля титульного народа примерно
54 %. (карта атласа «Федеративное устройство России» стр. 6-7).
А сейчас по этим картам атласа определите районы компактного проживания, выписанных вами народов. Для этого найдите на карте на стр.38 изучаемый народ, а затем соотнесите с политической картой на стр. 7. Данные занесите в таблицу.
4) Работа с раздаточным материалом.
Следующий этап нашего небольшого исследования – знакомство с бытом изучаемых народностей. У каждой группы есть описание быта, нужных народов. Вы должны внимательно изучить данные тексты, выбрать нужную информацию и кратко записать её в таблицу. После чего представитель от каждой группы расскажет о проделанной работе.
5). Первичное закрепление изученного:
Пожалуйста, от каждой команды представитель с наработанной информацией по языковой семье, народах, численности, традициях.
(Выступление представителей групп сопровождается показами слайдов и прикреплением на доску языков, изучаемой семьи, костюмов)
Вы молодцы! Хорошо поработали.
6) Знакомство с колыбельной музыкой разных народов.
Учитель музыки:
- Кроме языка, жилищ, обычаев, традиций у каждого народа, конечно, своя музыка, в которой очень ярко слышна душа каждого народа. Подумайте, какая песня сопровождает человека от рождения до самой старости? (Учитель наигрывает мелодию)
- Колыбельная. Давайте сравним колыбельные разных языковых семей.
Включаются фрагменты белорусской колыбельной, лезгинской, татарской, удмуртской.
Сравниваем.
Различия – язык, мелодические особенности.
Общее - характер, интонация.
-Ребята, а как вы думаете, обязательно нужно знать язык, чтобы понимать, что это песня самая добрая и ласковая в мире?
- Нет.
-Конечно, музыкальный язык не требует перевода, а значит объединяет все народы.
Учитель географии:
-Россия - страна многонациональная, всегда была и остаётся страной особенной. Потому что огромное количество людей разных национальностей живут дружно! Об этом очень хорошо сказал в своём стихотворении Владимир Степанов:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой – надел халат.
Один - рыбак с рожденья. Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним – милее осень, другим – милей весна.
А Родина – Россия – у нас у всех одна.
4. Итог урока:
Учитель музыки: а закончить наш урок предлагаю главной песней нашей страны –гимном! (Все вместе исполняем гимн).
5. Домашнее задание: параграф 47.
Спасибо за урок! До свидания!
Приложение 1.
Языковая семья, языки этой семьи | Крупнейшие народы, численность | Численность народов в Нягани | Районы компактного проживания | Традиционные жилища, одежда, пища, обычаи (обряды) |
Индоевропейская (88%) |
Языковая семья, языки этой семьи | Крупнейшие народы, численность | Численность народов в Нягани | Районы компактного проживания | Традиционные жилища, одежда, пища, обычаи (обряды) |
Алтайская (7%) |
Языковая семья, языки этой семьи | Крупнейшие народы, численность | Численность народов в Нягани | Районы компактного проживания | Традиционные жилища, одежда, пища, обычаи (обряды) |
Уральская (2%) |
Языковая семья, языки этой семьи | Крупнейшие народы, численность | Численность народов в Нягани | Районы компактного проживания | Традиционные жилища, одежда, пища, обычаи (обряды) |
Северокавказская (2%) |
Приложение 2.
Народы России по данным Всероссийской переписи 2010 г
№ | Народность | в том числе | Численность |
1 | 111 016 897 | ||
2 | кряшены, мишари, сибирские татары, астраханские татары (7), крымские татары (2449) | 5 310 649 | |
3 | 1 927 988 | ||
5 | 1 435 872 | ||
Лезгины | 385 200 | ||
7 | андийцы, дидойцы (цезы) и другие андо-цезские народности и арчинцы | 912 090 | |
8 | 744 237 | ||
9 | 521 443 | ||
10 | 289 862 | ||
11 | 105 058 | ||
13 | 34 160 | ||
14 | Даргинцы | 490 400 | |
15 | 11 249 |
Приложение 3.
В нашем городе по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает:
Национальность | Численность (чел.) | Процентное соотношение |
37 026 | 67,45% | |
4 004 | 7,29% | |
2 755 | 5,02% | |
1 167 | 2,13% | |
941 | 1,70% | |
794 | 1,45% | |
504 | 0,92% | |
477 | 0,87% | |
427 | 0,77% | |
416 | 0,76% | |
400 | 0,73% | |
383 | 0,70% | |
Другие | 2 937 | 5,35% |
Не указали | 2 659 | 4,84% |
Всего | 54 890 | 100,00% |
Приложение 4
Русские.
Жилище - срубная изба с печью. Центральное место в избе занимал красный (передний) угол с иконами и столом. Печь русская и грела, и лечила, и кормила.
Женская одежда - холщовая домотканая рубаха со вставками на плечах, на которую надевался сарафан. Ворот, рукава и подол рубахи украшали богатой вышивкой. В древности все узоры имели значение: от болезней, сглаза, неудач. Девушки носили на голове венец, ленту, которую вплетали в косу. Замужние женщины должны были закрывать волосы шапочкой-кичкой. В праздник надевался кокошник различной формы. Мужская одежда русских состояла из рубахи-косоворотки, которая носилась на выпуск поверх штанов с узким шагом, а в праздничные дни- с нарядным плетеным поясом. Верхняя одежда – суконный кафтан, зипун, пониток (кафтан из плотной домотканой материи), а зимой- шуба, полушубок, тулуп. Традиционная обувь- лапти прямого плетения с обмотками –онучами (куски холста или шерстяной ткани, которыми обёртывали ногу), зимой- валенки.
Пища - блины, лепешки, хлеб из кислого теста, пироги, пряники, печенье. Характерны жидкие мучные, крупяные и овощные блюда – тюря, похлёбка, щи, уха, а из напитков – квас, пиво, мед, сбитень (горячая вода с медом и пряностями).
Из овощей широко употребляли капусту, огурцы, репу, из лесных продуктов – грибы и ягоды, которые заготавливали впрок.
Свадебные ритуалы: сватовство, сговор, девичник, предсвадебное мытье в бане, «окручивание» молодой- надевание головного убора замужней женщины.
Народное искусство: художественное ткачество, вышивка, плетение кружев, резьба по дереву. В фольклоре особое место занимают былины о патриотических подвигах богатырей, исторические песни, отразившие крупнейшие события русской истории. Сюжеты русских сказок являются одними из богатейших в Европе. Появляются частушки.
В русском национальном характере практически отсутствовала ненависть к чужому, иноземному. Нехарактерна для них и мстительность.
Украинцы.
Это крупнейший после русских восточнославянский народ. Слово «украинцы» впервые появилось в конце 12 века, оно обозначало жителей степной «окраины» Руси. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами – из-за традиционного хохла на голове.
Поселения – сёла и хутора уличной, разбросанной и иной планировки. Жилище глинобитное или срубное, побеленное изнутри, с глинобитным полом.
Женская одежда состояла из рубашки и поневы (поясной одежды), которая позже трансформировалась в юбку. Главной отличительной особенностью украинского костюма была яркая разноцветная вышивка. Замужние женщины прятали волосы под полотенчатый головной убор или небольшую шапочку. Основу мужской одежды составляют рубаха из льняного полотна и шерстяные или суконные штаны (шаровары). Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), богато украшенный вышивкой. Летом носили соломенные шляпы. Обувью служили кожаные или плетеные лапти, сапоги, ботинки.
В пище популярны мучные блюда и изделия: круглый или овальный дрожжевой хлеб ( «паляница», «хлибина»), лепешки, блины, олади, пироги, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом – «кулиш» из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов – борщ. Из мяса – только свинину. Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса. Любимые напитки – травяной чай, компот, квас, медовуха.
Обычаи: «витии гильце»- в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце. Свадебные величания, рождественские колядования.
Белорусы.
Третий по численности славянский народ России. Название «Белая Русь» некоторые ученые связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны.
Жилище – трех- четырех комнатное помещение с сенями и каморой- кладовой.
Непременным атрибутом белорусского национального костюма был пояс- мужской, женский, детский. Они создавались настоящими мастерами и очень ценились. Женщины носили длинную, рубаху, длинную шерстяную юбку, фартук и безрукавку. Юбка была одноцветная, полосатая или клетчатая. Особой оригинальностью и разнообразием отличались женские головные уборы: девушки носили венки, украшенные лентами, повязки. Головным убором замужней женщины была намитка или наметка – длинное узкое полотенце, концы которого украшались вышивкой. Дополняли костюм лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Мужской костюм состоял из льняной рубахи с вышивкой по вороту и подолу, полотняных или суконных штанов (ноговиц) и пояса. Сверху на рубаху надевалась безрукавка (камизелька). На рубаху надевали распашной кафтан из сукна (свита). На голове носили: соломенные шляпы (брыли), шерстяные шапки (магерки), овчинные шапки. На ногах – лапти, кожаные башмаки, по праздникам – сапоги, зимой – валенки.
Пища –блины, оладьи, пироги, каши, крупеники, овсяный и гороховый кисели. Около 200 блюд из картофеля. Из мяса – свинина. Одна из особенностей белорусской кухни – «беленые», т.е. заправленные молоком, кушанья.
Обряды – «волочебные» песни на Пасху, танцы: «гусары», «мяцелица», «крыжачок». Сохранилось узорное ткачество, вышивки на покрывалах, скатертях, полотенцах.
Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику.
Мордва.
Коренное население Республики Мордовия. Мордва состоит из двух основных групп – эрзя и мокша. Основное традиционное занятие – пашенное земледелие.
Традиционные типы мордовских поселений- деревни и села уличной планировки.
Жилище –срубная изба.
Одежда. Женский костюм – рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой. У эрзянок – обрядовая рубаха (покай), полностью покрытая вышивкой. Верхняя распашная одежда типа халата из белого холста. Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда – кафтан (сумань) и шуба. Дополнение – множество украшений из металла, бисера, монет, ракушек. Женщины носили на голове полотенца, покрывала, высокие на твердой основе. У девушек – налобная повязка, вышитая или обшитая бисером. На ногах носили лапти косого плетения с онучами (куски холста, намотанные вокруг ноги). Для мужчин – белая рубаха и штаны из холста.
Пища – кислый хлеб, пироги с разной начинкой, блины, жареное мясо с приправами (селянка).
Обычаи. Причитания невесты, угощение её кашей.
Вплоть до начала 20 века внутри мордвы широко распространялось язычество, которое включало культ предков и веру в божеств. Эти божества представлялись как в человеческом, так и в зверином облике, полулюдей – полузверей, а также в виде растений. Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств.
Разными обрядами сопровождалось появление ребёнка и первые недели его жизни. Основная цель заключалась в желании сохранить безопасность новорожденного и роженицы, приобщить нового члена семьи к правилам должного бытового уклада.
Обряды относились к конкретным календарным срокам: началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В это время, обычно, проводились обряды моления языческим богам, а после — христианским святым.
Когда проводились празднества было много и игровых действий: песни, ряжение, пляски.
Мордовский народ верил, что их боги и добрые и злые. Для привлечения благоволения божества, приносились жертвы.
Чуваши.
Коренное население Чувашкой республики.
Поселения гнездовой или линейной планировки. Преобладают жилища традиционной планировки, с делением: изба – сени – клеть. Древнюю срубную постройку (лась) первоначально делали без потолка и окон, с открытым очагом, а затем она стала летней кухней.
Одежда. В основе народного костюма – туникообразная рубашка (кепе), у женщин богато украшенная вышивкой, подвесками, и штаны с широким шагом (йем). Верхняя одежда кафтанообразная (шупар), зимой – шуба из овчины (керек).Женщины носили шапочку (хушпу) в форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенной монетами, бисером, и чалма из треугольного куска ткани. Обувью служили лапти и сапоги.
В традиционной пище были в основном растительные продукты. Распространены супы (яшка): бульоны с приправами, похлёбка с клецками, каши, пироги с мясом, крупой, ягодами, капустой, кислое молоко, творожные сырки. Из мясных блюд готовили тултармаш – вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Излюбленный напиток - пиво.
Обряды. Организация свадебного поезда, вынос приданого, одаривание жениха и невесты.
Популярны сказания «О взятии Казани», о Степане Разине, Емельяне Пугачеве.
Татары.
Жилища возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана. Крыши крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. У входа была печь русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным.
Одежда - рубаха, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Верхняя одежда- камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время - меховые бешметы, шубы. Головным убором мужчин была тюбетейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы – разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.
Пища - супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо – баранина, говядина, птица, конина. Овощей ели мало. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.
Обряды. О браке договаривались родители парня и девушки, обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. В то же время многие праздники и обряды относились к циклу сельскохозяйственных работ. Самый значительный из них- сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю.
Узбеки.
Основное население Узбекистана.
Жилище- сейсмостойкий деревянный каркасный дом.
Одежда - женщины носили разноцветное с золотым шитьем платье, шаровары, халат, платок или паранджу, тюбетейку, туфли. Мужчины – удлиненную рубаху, халат, штаны, кожаные сапоги, тюбетейку, тюрбан, чалму.
Пища – плов, изделия из теста.
Народы Кавказа.
Традиционные поселения в горах состоят из тесно стоящих домов. В равнинной части – селения с широкими улицами. Жилища каменные, прямоугольные, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах – двух- и многоэтажные.
Одежда –мужчины носили рубаху, шаровары, бешмет, черкеску, папаху, в холодную погоду – башлык и овчинную шубу. Женщины – рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, головной платок. На ногах мужчины и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь из одного или нескольких кусков кожи, стянутых на щиколотке ремнем.
Пища – растительная и мясо - молочная. Хинкал, плов, слоеные пироги, пресный хлеб. Много овощей в свежем, квашеном, маринованном виде.
Обычаи – почет и уважение старших, гостеприимство, сперва кушают мужчины, потом женщины и дети. Сговор родителей молодых, выплата калыма, кража невесты.
Приложение 5.
Коренные (малочисленные) народы.
На территории России проживает 65 коренных (малых) народов, общая численность которых составляет лишь 0,3% населения страны (это примерно 500 тысяч человек). Вот некоторые из малочисленных народов: водь (самоназвание «ва́ддялайн»). Это коренной малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ленинградской области. Относится к списку исчезающих народов России. По данным переписи населения 2002 года численность вожан составляла всего 73 человека, в 2010 году 64 человека.
Юги (юген) - коренной малочисленный народ, проживающий в среднем течении Енисея, в Туруханском районе Красноярского края. Традиционные занятия — охота и рыболовство. Югский язык, относящийся к енисейской языковой семье, считается мертвым. В 2002 году в России проживало 19 югов, в 2010 году о принадлежности к этому народу заявил только один человек.
Кереки. Первые упоминания о "земле кереков" (Анадырский лиман) содержатся в "отписке" Семена Дежнева о походе на Анадырь 1655 года. К началу XX века кереки оказались в зависимости от соседей — коряков и чукчей, использовались в качестве пастухов и прислуги, нередко принудительно. От других народов их отличал малый рост (до 150 см). Основные занятия — рыболовство, охота, пушной промысел. По данным переписи 1897 года, в России проживало 600 кереков. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявили всего четыре человека.
Багулалы (багвалинцы). Коренное население западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Самоназвание народа имеет несколько толкований: "богатыри", "бедные люди", "едящие сырое мясо". В XV веке объединились в союз сельских общин с центром в селении Хуштада (территория Дагестана), с XIX века — в составе Российской империи. По данным переписи 1926 года, в СССР было 3054 багулала. В 2010 году багулалами себя назвали пять россиян.
Черкесогаи. Этническая группа армян, переселившаяся в XV веке на территорию северо-западного Кавказа (Черкесия, современный Краснодарский край и Республика Адыгея). Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, но сохранили христианство. Первый известный документ о черкесских армянах — докладная армянского священнослужителя — архиепископа Иосифа Аргутяна Екатерине II. В ходе переписи 2010 года принадлежность к этому народу указали шесть человек, ранее, в переписи 2002 года, выделялись этногруппой в составе армян.
Кайтагцы. Коренное население юго-востока Дагестана, мусульмане-сунниты. По языку и основным чертам культуры и быта родственны даргинцам. Первые сведения о народе встречаются в арабских источниках IX века. В Средние века входили в крупное и влиятельное феодальное владение Дагестана — Кайтагское уцмийство. С 1813 года — в составе Российской империи. Традиционные занятия — земледелие и скотоводство. В 1926 году в СССР насчитывалось 14,4 тысячи кайтагцев. В ходе переписи 2010 года кайтагцами себя назвали только семь человек.
Алабугатские татары. Этнотерриториальная группа татар в Астраханской области, мусульмане-сунниты. Ключевую роль в их консолидации сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Традиционные занятия — животноводство, бахчеводство и рыболовство. Большинство астраханских татар сейчас не выделяют себя как особую этническую общность. Примечательно, что в ходе переписи 2010 года принадлежность к ним указали только семь человек, тогда как общее число астраханских татар оценивается в 60 тыс.
Арчинцы (аршиштиб)
Один из малых народов западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Первые упоминания относятся к XIII-XVI векам. В XVII-XVIII веках были зависимы от казикумухских ханов, с начала XIX века входили в состав Казикумухского ханства в Дагестане. С 1860 года — в составе Российской империи. Основные занятия — пастбищное скотоводство и земледелие. Также развиты шерстяное ткачество, резьба по дереву. В 1926 году в СССР проживали 863 арчинца. В 2002 году к этому народу отнесли себя 89 человек, в 2010-м — только 12.
Карагаши (ногайцы-карагаши)
Этническая группа, проживающая на территории Астраханской области. Карагаши являются потомками народа так называемой Малой Ногайской Орды, которая в середине XVI века обособилась на Северном Кавказе. В начале XVIII века произошло их отделение от ногайцев Кавказа под влиянием калмыков. Традиционное занятие — полукочевое скотоводство. С 1926 года в переписях записывались татарами, в переписи 2002 года упомянуты вместе с ногайцами. В переписи 2010 года к этому народу отнесли себя 16 человек.
Используемая литература:
1. Атлас народов России для школьника. – СПб., «Издательский Дом «Нева», М.: «Олма-ПРЕСС», 2000. – 184 с.
2. Весь мир: Расы, народы, нации и народности.- Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 400 с.
3. Вохринцева С. Национальные костюмы. Народы России. Дидактический материал.
4. Вохринцева С. Национальные костюмы ближнего зарубежья. Дидактический материал.
5. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 13 – 15 в.: Экспериментальный учебник для учащихся 7 класса. – М.: Мирос, 1994. 1994. – 240 с.: ил.
6. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.: ил.
7. Синова И.В. Народы России: История и культура, обычаи и традиции/Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.-96.:ил.
8. Сто народов, сто языков: Этногр. очерки под редакцией Л.М.Минца.- М.: Просвещение, 1992. – 208 с.: ил.
9. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география. – 2-е изд., испр./ Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.: ил.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/
11. http://geographyofrussia.com/nacionalnyj-sostav-naseleniya-rossii/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.
Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
"Лес наш батюшка..." интегрированный урок географии и ОБЖ в 8 классе
План – конспект интегрированного урока ОБЖ + География в 8 классе «Лес наш батюшка…» учитель ОБЖ: Желтухинская Татьяна Михайловна; учитель географии: Бандина Надежда Леонтьевна. для данно...
Интегрированный урок географии и музыки в 7 классе
Интегрированный урок географии и музыки в 7 классе Тема: «Влияние особенностей культурного развития отдельных стран Европы и Азии на творчество русских композиторов»...
Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...