Интегрированный урок география-химия "Металлы в природе. Черная металлургия"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
На На уроке рассматриваются основные способы получения металлов; ребята знакомятся с основными рудами железа, изучают структуру и значение черной металлургии. При этом активно используются знания полученные на уроках химии о химических свойствах металлов, о сплавах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок география-химия | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок география-химия
Тема: «Металлы в природе. Черная металлургия».
9 класс
(2016-2017 учебный год)
Цель: познакомить учащихся с основными промышленными способами получения металлов. Закрепить знания о металлах.
Задачи:
- образовательные:
1) изучить структуру и значение черной металлургии
2) познакомить учащихся с основными рудами железа;
3) рассмотреть основные способы получения металлов;
- развивающие:
1) способствовать развитию познавательных процессов учащихся: внимания, наблюдательности;
2) коммуникативных умений: устной монологической речи и диалога
- воспитательные:
1)способствовать развитию познавательного отношения к предмету
2) экологическое воспитание;
3) патриотическое воспитание.
Оборудование и реактивы: Карта «Полезные ископаемые России»; коллекция полезных ископаемых (руды); натрий; атласы.
Ход урока
I. Вводная часть
- Ребята, сегодня у нас необычный урок т.к. на нем мы будем использовать знания по химии и пополнять знания по географии. Этот урок – открытый, на нем присутствуют учителя нашей школы. Хочется, чтобы он был для вас интересным и познавательным.
- Есть возникшее в глубине веков изречение: СЛАЙД «Прежде чем считать звезды, посмотри под ноги». Как вы понимаете это изречение?
Ответы детей
- По-научному, его можно было бы перефразировать так: «Изучая звезды и галактики, не меньше внимания стоит уделять земным недрам». С той целью, чтобы обнаружить в них новые полезные ископаемые.
На этом уроке мы будем рассматривать новую тему «Металлы в природе. Черная металлургия».
Наша задача сегодня рассмотреть основные способы получения металлов; познакомиться с основными рудами железа, изучить структуру и значение черной металлургии.
Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах «Химические свойства металлов», «Сплавы».
II. Промежуточный контроль знаний по темам «Химические свойства металлов», «Сплавы»
1. Металлы в природе
Актуализация знаний.
-Ребята что мы знаем о металлах?
-Сколько всего металлов известно? -88
-Самый распространенный металл в природе? – алюминий.
- Посмотрим на СЛАЙД
-В математике есть таблица умножения, в русском языке алфавит, а в химии периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Что мы знаем о металлах как химических элементах периодической системы таблицы Д. И Менделеева?
- Дайте характеристику одного из металлов по периодической системе хим. элементов.
- У доски изобразите строение атомов и электронные конфигурации натрия и алюминия.
- Генетический ряд металлов выглядит следующим образом:
Посмотрим на СЛАЙД
-МЕТАЛ - ОКСИД МЕТАЛЛА- ГИДРОКСИД МЕТАЛА- СОЛЬ
На примере кальция напишите химические формулы, которые соответствуют его генетическому ряду.
- Решите цепочку превращений.
-Химическая активность металлов прослеживается по ряду активности металлов. Давайте вспомним слева самые активные металлы, далее - средней активности металлы, а за водородом - менее активные металлы.
Проведем небольшой опыт
-Кто напишет уравнение хим. реакции, которая только что произошла?
-Какой вывод можно сделать?
-Металлы 1 группы взаимодействуют с водой, в результате реакции образуется гидроксид и водород.
- Посмотрим на СЛАЙД. Объясните, почему натрий - активный металл.
-На внешнем энергетическом уровне атомы первой группы элементов содержат по 1 электрону, находящемуся на сравнительно большом удалении от ядра. Они легко отдают этот электрон, поэтому являются сильными восстановителями.
- Металлы первой группы основной подгруппы - очень активные металлы, в свободном виде в природе не встречаются, только в виде соединений т.к.они легко вступают с кислородом в химические реакции.
- Кто ответит на вопрос: «Почему инертные газы 8 группы не вступают в химические реакции?»
Выводы:
Из всего увиденного и сказанного можно говорить о основном химическом свойстве металлов: они все являются восстановителями, т.е с последнего энерг. уровня отдают свои электроны и становятся положительно заряженными. А вот, к примеру, кислород - это неметалл. Он стоит в 6 группе и это означает, что у него до заветной 8 на внешн энерг. уровне не хватает 2 электрона, и он является окислителем, так как принимает отрицательно заряженные частицы.
III. Новый материал
- В свободном состоянии в природе встречаются такие металлы, которые трудно окисляются кислородом воздуха, например платина, золото, серебро. Посмотрим на СЛАЙД, вот как они выглядят.
- Большинство металлов все же в природе существует в связанном состоянии в виде различных химических природных соединений – минералов. А минералы входят в состав горных пород и руд.
- Сегодня на уроке у нас пойдет речь о металлосодержащих полезных ископаемых – рудах. Что же такое руды?
Минералы, содержащие метал в количествах. пригодных для получения в промышленности метала, называют рудами. (СЛАЙД)
На основании вышесказанного можно составить следующий логический ряд.
Посмотрим на СЛАЙД
«Формы существования металлов в природе»
Металл ––> минерал ––> руды
Природное
химическое соединение, содержащее металл
Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент,
Родится в огненной стихии,
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии -
Он нужен всей стране родной
О каком металле идет речь?
- А теперь, ребята, рассмотрим руды, содержащие железо. У вас на столах лежат листы наблюдений и коробочки с рудами железа.
Выполним лабораторную работу «Исследование физических свойств руд железа»
Цель работы: рассмотреть важнейшие руды железа и отметить внешние признаки.
Инструкция:
Работа выполняется в группах, поэтому необходимо распределить функции:
Ученик, выполняющий эксперименты
Ученик, который пишет наблюдения
Задания:
Определить
- окраску руды
- блеск
-магнитные свойства с помощью скрепки
Сделать вывод, в какой руде самый высокий процент содержания железа
Учащиеся рассматривают коллекцию руд железа (работа в группах), выполняют по инструкции исследование физических свойств руд железа, записывают результаты в лист наблюдений, предварительно обсудив в группе. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку. Результаты обсуждаются в классе
– Ребята, как вы думаете, из каких руд легче всего получить металл в чистом виде и почему?
Среди оксидных руд железа наиболее удобен для переработки магнитный железняк Fe3O4, так как там наибольший процент содержания железа по сравнению с другими образцами.
Лабораторная работа «Исследование физических свойств руд железа»
Наименование руды, формула рудообразующего оксида железа | Окраска | блеск | Магнитные свойства |
1. Магнитный железняк Fe3O4 | Темно-серый металлический блеск | металлический блеск | Магнитные свойства |
2. Красный железняк Fe2O3 | Красный | отсутствует | Слабомагнитные свойства |
3. Бурый железняк Fe2O3*nH2O | Бурый | отсутствует | Не обладает магнитными свойствами |
4Железный колчедан FeS2 | серый | отсутствует | Не обладает магнитными свойствами |
*Текст, выделенный темным шрифтом, заполняется учащимися
IV. Закрепление темы.
1. Какие руды наиболее пригодны для получения металлов? (Наиболее удобны для получения металлов оксидные руды, затем сульфидные)
2. Какая руда железа и почему, из рассмотренных в лабораторной работе, наиболее пригодна для промышленной обработки? (Магнитный железняк, так как в нем в нем самый высокий процент содержания железа)
-Мы можем гордится тем, что наш ЦЧР природа щедро одарила рудами с высоким содержанием железа магнитный железняк. Это КМА СЛАЙД
Послушаем информацию из интернета.
Металл называют хлебом экономики? ПОЧЕМУ как вы думаете?
Металл нужен всюду. Металл – это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций. Металл – это трубы газонефтепроводов.
И чтобы получить металл работает целый промышленный комплекс. Это металлургический комплекс. Давайте вспомним, что такое металлургический комплекс и что он в себя включает.
СЛАЙД
Металлургический комплекс это совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы
Металлургический комплекс включает в себя черную и цветную металлургию. И сегодня мы будем говорить о черной металлургии.
Послушаем небольшое сообщение о черной металлургии.
СЛАЙД Факторы Размещения. Откроем учебник стр.274.Таблица Факторы промышленного производства. И определим факторы размещения предприятий черной металлургии.
Работа с учебником: стр100. Об основных металлургических базах.
СЛАЙД МЕТАЛ БАЗЫ
Внимание на экран. Посмотрим небольшой фильм про черную металлургию.
Посмотрев фильм и послушав сообщение, мы можем изобразить технологическую цепочку производства черной металлургии.
Работа в тетради.
СЛАЙД
Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:
ДОБЫЧА РУДЫ – ОБОГАЩЕНИЕ РУДЫ - ПЛАВКА ЧУГУНА – ПЛАВКА СТАЛИ – ПРОИЗВОТСТВО ПРОКАТА
V. Подведение итогов
Вся наша жизнь – это множество взаимосвязей. И сегодня мы наглядно в этом убедились: невозможно полностью изучить какое-либо явление с одной стороны. Тогда мы не получим реальной картины. Без знаний особенностей производства металлов мы с вами не могли бы точно определить технологическую цепочку производства черной металлургии.
Создавая блага человек не должен забывать об экологическом состоянии окружающей среды.
Вам домашнее задание ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ МЕТАЛЛУРГИЯ - САМЫЙ КРУПНЫЙ ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ?». Задание творческое – сообщение, доклад, проект, презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""
Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...
Интегрированный урок по теме: "Металлургический комплекс. Чёрная металлургия"
Интегрированный урок географии и химии в 9 классе расщитан на 2 часа.При подготовке к уроку класс делится нагруппы и распределяются задания. Дети готовят самостоятельно презентацию согласно тема...
Интегрированный урок по теме:С природой одною он жизнью дышал..."
Интегрированный урок по биологии и литературе по поизведениям Пришвина М.М.- 6 класс...
Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...
Интегрированный урок по теме"Особенности природы Кавказа."
Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу по...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...
Презентация к интегрированному уроку география-химия «Металлы в природе. Черная металлургия».
Презентация раскрывает основные этапы интегрированного урока, дополняет и поясняет его...