Конспект к открытому уроку
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Панова Людмила Юрьевна

Конспект урока "Подгруппа азота" к одноименной презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-seminar_9.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Подгруппа азота"

                                                                   9 класс

Девиз урока: « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте)

Тип урока: урок-семинар контроля и коррекции знаний, умений и навыков по теме «Подгруппа азота» с использование ИКТ.

Форма проведения: урок-игра.

Используемые технологии: 1. Групповая,

                                               2.  информационная,

                                               3.  дифференцированная

                                               4.  проблемное обучение

                                               5.  личностно-ориентированный подход

Цели урока:

Образовательные.

  1. В занимательной форме обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений;
  2. Умение в составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных реакций;
  3. Навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.

Развивающие. 

  1. Развивать умение рационально планировать свою деятельность, работать в группах и индивидуально.
  2. Продолжить формирование умений применять приёмы систематизации, обобщения.

Воспитательные. 

  1. Воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учёбе.
  2. Формировать умение, с одной стороны, самостоятельно принимать решение, а с другой – чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Оборудование и реактивы: 

  1. на столах учащихся - таблицы элементов Д. И. Менделеева, растворимости солей, кислот и оснований в воде, карточки с заданиями, тесты с дифференцированными заданиями, учебник, справочная литература;
  2. наборы химических реактивов: растворы Na2SO4, NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с водой, пробирки.
  3. Класс предварительно делится на 4 группы при помощи жеребьевки

(слайд 1)

Ход урока-семинара:                                                                              (слайд 2)                                                                                                                  

  1. Организационный момент.

Ребята, мы закончили изучение темы: «Подгруппа азота». И вы в очередной раз убедились, что химия элементов – самое увлекательное при изучении неорганической химии. Цель нашего урока-семинара – обобщить и проконтролировать ваши знания по теме.

Но самое интересное сегодня - командная игра.

Итак, сегодня соревнуются четыре команды.         (Слайд 3)

Попрошу капитанов команд путём жеребьёвки определить название команды: (капитаны команд вытягивают названия для своих команд названия, не видя их.)             (слайд 4)

  1. команда «Азот»;                                                                                
  2. команда «Аммиак»;
  3. команда «Азотная кислота»;
  4. команда «Фосфор».

II. Основная часть.

1 конкурс – «Презентация команд».                                  (слайд 5)   

За три минуты вам необходимо придумать девиз и сделать сообщение о веществе, которым названа ваша команда, рассказать об интересных моментах его открытия и физических свойствах. Правильность ответов я буду оценивать с помощью фишек. За один балл – одина фишка. Какая команда в конце урока заработает больше фишек – та и победит.

Оценка конкурса

1 балл за сообщение;

1 балл за девиз. (10 мин.) 

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ КОМАНД:

(слайд 6,7,8 )Азот – бесцветный газ без запаха и вкуса. В воде растворяется хуже кислорода. Является основным компонентом воздуха (содержание азота в воздухе составляет 78%). В 1756 г. англичанин Даниэль Резерфорд установил, что воздух, оставшийся под колоколом, где жила несколько дней мышь, освобожденный от углекислого газа, не поддерживает горение и дыхания. Этот газ он назвал « ядовитым воздухом». В 1773 г. Карл Щееле. Шведский аптекарь установил, что воздух состоит из двух газов. Газ, не поддерживающий горение и дыхание, он назвал «испорченным воздухом». В 1776 г. известный французский учёный Антуан Лавуазье, подробно исследуя «ядовитый» и «дурной» воздухи, установил, что это одно и то же вещество, и предложил назвать его азотом, что в переводе с греческого означает безжизненный.

(слайд 9,10) Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха. Аммиак нельзя вдыхать продолжительное время, так как он ядовит. Он легко сжижается при температуре – 34 градуса. А при испарении жидкого аммиака из окружающей среды поглощается много теплоты, поэтому аммиак используют в холодильных установках. Аммиак хорошо растворим в воде: при 200С в одном объёме её растворяется около 700 объёмов аммиака. Аммиак собирают методом вытеснения воздуха в перевёрнутый вверх дном сосуд.

(слайд 11,12,13) Азотная кислота. «Возьми фунт кипрского купороса, полтора фунта селитры и четверть фунта квасцов, подвергни всё перегонке, и ты получишь жидкость, которая обладает высоким растворяющим действием». Так описан первый способ получения азотной кислоты в книге арабского алхимика Джибара. Могущество этой жидкости так велико, что, будучи смешанной с соляной кислотой, она расправляется с царём металлов – золотом. Азотная кислота – жидкость, бесцветная, с едким запахом, хорошо растворяется в воде, смешиваясь с ней в любых соотношениях. На свету и при нагревании желтеет вследствие окисления и образования бурого газа.

 (слайд 14,15,16,17) Фосфор – в поисках эликсира молодости и попытках получения золота немецкий алхимик Геннинг Бранд в 1669 г. получил вещество, обладающее необычными свойствами: оно светилось в темноте, а брошенное в кипящую воду, выделяло пары, загоравшиеся на воздухе с выделением густого дыма, который растворялся в воде с образованием кислоты. Химический элемент фосфор образует несколько аллотропных модификаций. Например:

белый фосфор - имеет молекулярную решётку, состоящую из молекул Р.;. Он обладает типичным запахом, очень ядовит, самовоспламеняется на воздухе, нерастворим в воде, хранят под водой, растворим в сероуглероде. При окислении на воздухе светится в темноте, так как происходит непосредственное превращение химической энергии в световую;

красный – представляет собой порошок темно-малинового цвета, не ядовит, не воспламеняется на воздухе, не светится в темноте. При нагревании свыше 240С0 воспламеняется.

Объявляю следующий конкурс:

2 конкурс – «Самый быстрый». 

(Слайды к вопросам 18-21) Задаются вопросы мной. Каждая из команд кто быстрее поднимет свою эмблему сможет ответить. Команда, ответившая первой, за правильный ответ получает 1 балл.

  1. Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее название - азот, т.е. «безжизненный»?

( ответ: В 1772 году азот (под названием «испорченного воздуха») как простое вещество описал Даниэль Резерфорд, он опубликовал магистерскую диссертацию, где указал основные свойства азота (не реагирует со щелочами, не поддерживает горения, непригоден для дыхания. Лавуазье в 1776 — 1777 гг. подробно исследовал состав атмосферного воздуха и установил, что 4/5 его объема состоят из удушливого газа).

  1. Чем обусловлена химическая инертность азота?

( ответ: В саободном виде существует в виде N2. Ковалентная неполярная связь очень прочна. Связь в малекуле N2 прочнее чем в малекулах хлора и кислорода.
Атомы в молекуле азота (N2) соединены тремя ковалентными связями, энергия диссоциации которых равна 9,4 • 105 дж/моль. Наибольшей энергией — 5,3-105 дж/моль — обладает первая связь, вторая — 2,5-105 дж/моль, третья — 1,6-105 дж/моль. Эти связи очень прочны, и молекулы азота поэтому химически инертны.)

  1. В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов?

( ответ:  NO, NO2)

  1. Как получают азот в промышленности?

( ответ: Молекулярный азот в промышленности получают фракционной перегонкой жидкого воздуха. )

  1. Почему азот называют «элементом жизни»?

 (ответ: входит в состав белка- основу всех организмов)

  1. Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?

( ответ: Водный р-р аммиака. При укусах насекомых применяется наружно в виде примочек, в хирургической практике его используют для мытья рук. Применяется как средство скорой помощи для возбуждения дыхания и выведения больных из обморочного состояния.)

  1. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?

(ответ: аммиак способен поглощать большое количество теплоты)

  1. Каким способом следует собирать аммиак? Почему?

(ответ: так как аммиак легче воздуха, его собирают в пробирку дном вверх.)

  1. Как можно распознать аммиак?

 (ответ: по специфическому запаху)

  1. Что такое нашатырь? Для чего его используют?

 (ответ: хлорид аммония, для пайки)

  1. Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония?

( ответ: Карбонаты аммония Е-503 широко применяется как разрыхлители теста. Главным образом карбонат аммония применяется в пищевой промышленности вместо дрожжей. в лекарственных препаратах (сиропы от кашля, нашатырь и др.);

в качестве ускорителя ферментации при производстве вина;

в качестве компонента огнетушащих составов

в косметике в качестве красителей

  1. Какие вещества называют селитрами?

(ответ: соли азотной кислоты)

  1. Какой газ называют «бурым»?

( ответ: Оксид азота (IV) (диоксид азота, бурый газ) NO2 — газ, красно-бурого цвета, с характерным острым запахом. В обычном состоянии NO2 существует в равновесии со своим димером N2O4.)

  1. Что такое «ляпис»?

( ответ: нитрат серебра, он обладает бактерицидными свойствами)

  1. Что такое «царская водка»?

(ответ смесь 2-х кислот. Соляной и азотной в соотношении 1:3)

  1. Какая из модификаций фосфора светится в темноте?

 (ответ: белый фосфор)

  1. На каком свойстве основано применение оксида фосфора (V) в химической промышленности в качестве осушителя?

(ответ: способность поглощать воду)

(7 мин.)

3 конкурс – конкурс капитанов «Реши задачу». (слайд 22)

Капитаны каждой команды выбирают конверт с условием задачи и решают её у доски. (Приложение 1)

Правильно решённая задача оценивается в 5 баллов, за каждую ошибку снижается по 1 баллу.

Пока капитаны команд решают задачи, проводится конкурс команд.

(Слайд 23) Остальным членам команд предлагаю разгадать кроссворд. Команда, первая отгадавшая кроссворд оформляет ответы на слайде и проецирует на экран. Каждой команде выдан кроссворд, первая закончившая решать кроссворд команда поднимает свою эмблему, выходят к доске и записывают ответы. (3 балла).                      

(Слайд 24)                                            

(Приложение 5)

Вопросы:

  1. Учёный, открывший фосфор. (Бранд)
  2. Какой элемент академик А. Е. Ферсман назвал «элементом жизни и мысли»? (Фосфор)
  3. Как называют нитраты щелочных и щелочноземельных металлов? (Селитры)
  4. Какой фосфор светится в темноте? (Белый)
  5. Газ, образующийся при разложении солей аммония. (Аммиак)
  6. Второе название хлорида аммония. (Нашатырь)
  7. Общее называние веществ, используемых в качестве подкормки для растений? (Удобрения)
  8. Газ, составная часть воздуха. (Азот)

(Слайд 27,28) Затем проверяются ответы у доски. Возможные ошибки при ответе исправляются членами команды или командой соперника (1 балл). Отвечающий получает индивидуальный балл: «5», «4», «3». Команда соответственно получает такое же количество баллов (5, 4, 3).

(20 мин.)

4 Конкурс : «Лови ошибку». ( слайд 25,26)

Игровая цель: какая из команд быстрее и больше заметит ошибок, допущенных в прочитанном учителем тексте: (Приложение 2)

 «…Азот образует несколько соединений с водородом, из них наибольшее значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в два раза тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырём. В химическом отношении аммиак довольно активен, он вступает во взаимодействие со многими веществами, проявляя при этом как окислительные, так и восстановительные свойства. Водный раствор аммиака в воде проявляет кислотные свойства и не изменяет окраску фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые кристаллические вещества, плохо растворимые в воде. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Соли аммония находят широкое применение в народном хозяйстве, большая часть из них используется для получения азотной кислоты»

Конкурс  оценивается по 1 баллу за «пойманную» ошибку.

Затем проверяются решения задач у доски. (10 мин.)

5 конкурс – «Экспериментальный». (Слайд 30)

Команды получают экспериментальное задание ( Приложение 3):

две команды должны доказать опытным путём, что в состав сульфата аммония входят ионы аммония NH4+ и сульфат-ионы SO42-;

двум другим командам предлагается распознать среди выданных веществ: фосфат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия.

Реактивы: р-ры Na2SO4, NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с водой.

Команды, которые первые справились с заданием, сообщают результаты опытов, записывают на доске уравнения реакций, получают по пять баллов. (10 мин.)

6 конкурс – «Эстафета» - завершает испытания команд. (слайд 31)

Командам предлагается для эстафеты выбрать цепочку превращений ( Приложение 4)  и приступить к её решению у доски. Члены команды могут исправлять ошибки у своих участников команды. Во время проверки за исправление ошибок у соперников команды получают дополнительный балл. Количество баллов определяется количеством правильно составленных уравнений.

 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (слайд 32)

В заключительной части урока проводится тестовая работа по вариантам (Приложение 6).

Подведение итогов, награждение команды-победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

Конспект к открытому уроку

Конспект урока "Подгруппа азота" к одноименной презентации...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

Конспект к открытому уроку.

Это моё выступление на смотре-конкурсе педагогических достижений учителей физической культуры образовательных учреждений Санкт-Петербурга в номиназии "Специалисты физической культуры по учебной работе...

Конспект совместного открытого урока для учащихся начальной школы на тему «Масленица».

Открытый урок проводиться совместно учителем - логопедом и педагогом -психологом.  Занятие проводиться для учащихся начальной школы 2-4 класс. К занятию прилагается презентация на тему:  "Ма...

КОНСПЕКТ ОБЛАСТНОГО ОТКРЫТОГО УРОКА

Подбор по слуху и элементы импровизации в   фортепианном классе ...

Конспект плана открытого урока по теме "Праздники", 7 класс по учебнику под редакцией О.Афонасьевой

Предлагаю свой конспект плана открытого урока по теме "Праздники", 7 класс....