Методы активного обучения АКС
материал по химии на тему
В данной статье речь идет о методах активного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_literatury_o_metodah_aktivnogo_obucheniya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение литературы о методах активного обучения – АКС.
Плохой учитель преподносит
истину, хороший учит её находить.
А. Дистерверг.
Проблемное обучение является одним из методов развития уча щихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного проти воречия. Этот поиск может происходить при определенных способах организации проблемного обучения.
Наиболее эффективны следующие три способа организации проб лемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристичес кая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятель ность учащихся.
Проблемное изложение.
Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом зна ний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае поиск осуществляет сам учитель. Так, например, формирование по нятия об ароматической связи в молекуле бензола возможно, если проследить историю синтеза и изучения бензола через анализ форму лы Кекуле. Таким образом, учитель не просто сообщает выводы нау ки, но и раскрывает путь, который привел к этим выводам.
При изучении темы «Углеводы» можно задать такой проблемный вопрос: почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Или при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы учащиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза - нет. Почему? в жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать. Простой способ научиться ставить пробле му самому и научить учащихся видеть ее - ознакомиться с любым связным текстом и найти в нем какие-нибудь противоречия. Напри мер, в газете «Известия» от 17 мая 1995 г. была опубликована, заметка «Жвачка без сахара»: «Сахарозаменитель ксилитол, получаемый из бе резы и известный у нас как ксилит, содержится во многих фруктах, в скорлупе миндаля. Финские и американские врачи провели исследования большого количества детей в одном из государств Центральной Америки, продолжавшиеся более трех лет. Учителя давали детям жвачку с ксилитом. Чем дольше ее держишь во рту, тем лучше для зу бов. Уменьшается вредный налет на зубах, во рту восстанавливается нормальное кислотно-щелочное равновесие. Ксилитол усиливает ме ханизмы иммунной защиты полости рта. В итоге уменьшается коли чество стрептококков, способствующих появлению кариеса, в слюне возрастает содержание кальция».
Прочитав заметку, на первый взгляд все кажется прекрасным: жуй жвачку с ксилитом - сохранишь здоровые зубы. Но учащиеся знают из биологии и органической химии, что если жевать резинку в пере рывах между едой, то желудок работает вхолостую и переваривает соб ственные стенки. Кроме того, есть жевательная резинка, которая со держит бутадиенстирольный каучук, не разрешенный к применению в пищевых продуктах.
Постепенно вырисовывается проблема: как же быть? И далее вмес те с учителем учащиеся пробуют решить ее, выработав следующие ре комендации: жевать резинку необходимо только после еды; быть вни мательным к экспертизе данного продукта, не употреблять вредных для здоровья жевательных рези цок.
Поисковая (эвристическая) беседа.
Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части. Основные ценности эвристической беседы (по В.И. Андрееву):
1. Искусно поставленные вопросы задают стратегию творческого мышления. Проблема разбивается на под проблемы: снижается уровень сложности до уровня соответствующих творческих возмож ностей ученика.
2. Каждый новый вопрос формирует новую стратегию - цель деятель ности.
3. Стиль, манера, взгляды, убеждения учителя становятся достоянием его учеников.
Беседа поискового характера является необходимой подготови тельной ступенью к работе учащихся на уровне исследования, особенности использования проблемного обучения на уроках химии
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского ха рактера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда школьники обладают достаточными зна ниями, необходимыми для построения научных предположений, а также -умением выдвигать гипотезы.
Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских зада ний. Особенностью исследовательских заданий является то, что сна чала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материа ла), а затем их теоретический анализ и обобщение. При этом пробле ма очень часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения несоответст вия, противоречия между выявленными фактами. .
При исследовательском методе обучения познавательная деятельность
школьников по своей структуре приближается к исследовательской дея тельности ученого, открывающего новые научные истины. Таким обра зом, исследовательский метод обучения - один из самых эффективных способов организации проблемного обучения, обеспечивающий наиболее высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся.
Обучение в команде
Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Достигается только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими члена ми этой же группы при работе над темой (проблемой) вопросом, подлежащими изучению. Задача каждого учащегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, и вся команда знала об ус пехе каждого ее члена. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого. Вкратце обучение в команде сводится к трем основ ным принципам:
- «награды» команды могут получать в виде оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них крите рий/планку /норму. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» И время на ее достижение;
- «индивидуальная». ответственность означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стиму лирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу;
- равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он за рабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение про водится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее дос тигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и от стающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды.
Ажурная пила-l («Мозаика»)
Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Например, тема «Силикатная промышленность» может быть разбита на следующие фрагменты:
- соединения кремния в природе;
- керамика, стекло;
- строительные материалы: цемент, бетон, железобетон.
Каждый член группы находит материал по своей части.
Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в
разных группах, встречаются и обмениваются информацией как экс перты поданному вопросу. Это называется «встречей экспертов». За тем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что уз нали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о
своей части задания (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать все поданному вопросу - это внимательно слушать своих партнеров по ко манде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, что бы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и всей командой.
Ажурная пила-2
Учащиеся разбиваются на группы в 4-5 человек. Вместо того что бы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каж дый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом.
Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
Учимся вместе
Класс разбивается на однородные (по уровню облученности) груп пы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является под заданием какой-либо большой темы. Основные принципы:
награды команде, индивидуальный подход, равные возможности работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достиже ний каждого. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп и разработке задач для каждой конкретной группы. Роли долж ны быть четко определены для каждого члена команды.
Индивидуальная самостоятельная работа при организации учеб ной деятельности по методу «обучения в команде» становится как бы исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной ра боты. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся
пользуется результатами как групповой самостоятельной работы, таки коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении резуль татов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при ра боте над следующим, 'новым проектом, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями команды (группы), членом которой они являлись.
«2-2-все»
Каждый член группы работает самостоятельно. Члены группы го товят вариант доклада в парах. Пары предоставляют свои доклады на обсуждение группы. Группа готовит итоговый вариант доклада.
Мозговой штурм
Шаг 1. Порождаем идеи (помогая друг другу). Учитель формулиру ет проблему, которую надо решить, и просит группы предложить воз можные способы решения. Участники оглашают идеи по мере их воз никновения.
Время на выдвижение идей ограничено.
Все идеи предлагаются в сыром, необработанном виде и все без исключения принимаются и фиксируются.
Члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товарищей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) воп рос на понимание и уточнение.
Критические замечания не допускаются ни в какой форме.
Шаг 2. Анализируем и отбираем идеи. Все предложенные идеи
группируются и рассматриваются по одной. Члены группы поочеред но высказываются о каждой предложенной идее. Пока один говорит, остальные слушают.
Каждый участник обсуждает достоинства и недостатки предложен ной идеи. Обсуждаются идеи, а не тех, кто их выдвигал.
Литература: Дендебер С.В. Современные технологии в процессе преподавания химии.- М.: 5 за знания, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»
В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...
Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МОУ "СОШ № 13" Обучать - значит вдвойне учиться. Формирование ключевых компетенций ученика Несколько полезных советов тем, кто готовится к НОУ Участвовать - и...
Методы активного обучения
Семинар для учителей школы...
Методы активного обучения в процессе преподавания гуманитарных предметов с использованием ИКТ.
1.Общие принципы, которые наиболее характерны для всех форм урока- семинара с использованием ИКТ.2.Формы урока-семинара с использованием ИКТ....
" Формирование ключевых компетенций ученика на основе методов активного обучения"
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают ученика к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает испол...
Использование методов активного обучения в условиях коррекционной школы
Выступление на педагогическом совете и публикация статьи в заочной Международной конференции "НИТО-2012"...
Презентация по теме "Использование ТСО и визуальных методов для активизации языковых компетенций студентов" к конференции "Методы активного обучения в практике преподавания"
Данные тезисы и презентация были представлены мною на научно-практической конференции для преподавателей "Методы активного обучения в практике преподавания", которая проводилась в медицинском колледже...