Мини - пособие по теме: "Электролитическая диссоциация"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Мини-пособие может быть использовано на уроках химии в 9 классе при изучении и систематизации учебного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; рекомендуется для работы с учащимися низкого и среднего уровня подготовки по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-posobie_po_teme_elektroliticheskaya_dissociaciya.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-пособие по теме: Электролитическая диссоциация. 9 класс
Состав простых и сложных неорганических веществ
Простые Сложные
Металлы (Ме) неметаллы (Не) оксиды гидроксиды (гидраты оксидов) соли
КО
Меее
О
Ме(Не)Не
Fe, Cu O2, H2, N2 - газы
Na, Ca… F2,Cl2, Br2, I2- галогены
S, P, Si, C - твердые CaO - оксид кальция CaCl2 - хлорид кальция
CuO - оксид меди(II) CuSO4 - сульфат меди(II)
P2O5 - оксид фосфора(V) Na3PO4- фосфат натрия
основания амфотерные кислоты
Н ее
КО
ОНН
Ме
гидроксиды
Ca(OH)2 - гидроксид кальция HCl - соляная кислота
Cu(OH)2 - гидроксид меди(II) H2SO4 - серная кислота
Zn(OH)2 - гидроксид цинка
Be(OH)2 - гидроксид бериллия
Al(OH)3 - гидроксид алюминия
Fe(OH)3 - гидроксид железа(II)
Соединения с основными свойствами | Соединения с кислотными свойствами |
Образованы металлами с валентностью I, IIх (кроме Zn, Be) K2O, Na2O, CaO, BaO, MgO, CuO, FeO
Металлы те же, что в основных оксидах KOН, NaOН, Ca(OН)2, Ba(OН)2, Mg(OН)2, Cu(ОН)2, Fe(ОН)2 |
Образованы неметаллами и металлами с валентностью V- VII SO2, SO3, SiO2, CO2, Mn2O7, WO3 2. Кислоты HСl-соляная, хлороводородная (HBr, HI, HF) HNO3 - азотная H2SO4 -серная H2SO3 - сернистая H2S - сероводородная H2CO3 -угольная H3PO4 - фосфорная H2SiO3- кремниевая |
Вещества с основными и кислотными свойствами реагируют друг с другом, обязательно образуется соль. ! «Кислое с кислым не взаимодействует. Основное с основным не взаимодействует». |
х Валентность металла и кислотного остатка численно равна заряду в таблице растворимости. Валентность кислорода равна II (заряд -2). При составлении формул подбирают такие индексы, чтобы суммарный заряд был равен 0 (количество «+» должно быть равно количеству «-»).
Соли: NaCl, CaCl2, AlCl3 - хлориды; K NO3, Cu(NO3)2, Fe(NO3)3 - нитраты;
Na2SO4, Al2(SO4)3 - сульфаты K2SO3, FeSO3 - сульфиты
K2S, ZnS - сульфиды BaCO3, Na2CO3 - карбонаты
Na3PO4, Ca3(PO4)2 - фосфаты K2SiO3, BaSiO3 - силикаты
Понятие об электролитах:
+Н2О
Вещества- Происходит растворение В растворе появляются свободные ионы Лампа прибора
электролиты и диссоциация – распад на Раствор проводит электрический ток горит
+
ионы
-катионы
-
- анионы
Растворимые соли Неэлектролиты: простые вещества, газы, большинство оксидов,
кислоты и основания органические в-ва - метан, сахар, глюкоза, спирт, ацетон и др.
Сильные (в растворе много ионов, все растворимые соли
молекул практически нет) щелочи: KOН, NaOН, Ca(OН)2, Ba(OН)2
Электролиты кислоты: HСl (HBr, HI), HNO3, H2SO4
Слабые и средней силы ╘════════════════════════╛
(мало ионов в растворе) В ионных уравнениях записывают
в диссоциированном виде
Продукты диссоциации в растворах сильных электролитов
Щелочи Соли Кислоты
[Ме][ОН] [Ме][КО] [H][КО]
Анионы гироксо- Катионы Анионы кислотных Катионы
групп ОН- металла Меn+ остатков КОm- водорода Н+
Уравнения электролитической диссоциации (отражают распад на ионы в растворе):
1) кислоты: HCl = H+ + Cl- , H2SO4 = 2H+ + SO42- , HNO3 = H+ + NO3-
2) щелочи: NaOH = Na+ + OH- , KOH = K+ + OH- , Ca(OH)2 = Ca2+ + 2OH- , Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-
3) растворимые соли: K2SO4 = 2K+ + SO42- , Al2(SO4)3 = 2Al3+ + 3SO42-
Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.
Взаимодействие электролитов (солей, кислот и оснований) в растворах сводится к взаимодействию (соединению) ионов, образующихся при их диссоциации. Продукт реакции должен существовать долго, поэтому не может быть сильным электролитом.
Показано, что реакции в растворах идут до конца, если образуется:
- осадок ↓
- газ ↑ (H2S ↑, а также в результате образования и разложения нестойких кислот Н2CO3 = CO2 ↑ + H2O ,
H2SO3 = SO2 ↑ + H2О )
3. вода Н2О (слабый электролит)
Ионные уравнения
Отражают взаимодействие между ионами в растворах электролитов.
Последовательность составления:
1.Написать «молекулярное» уравнение; записать над формулами кислот, оснований, солей растворимость, отметить осадок и газ (↓↑); сделать вывод - идет реакция до конца или нет:
Р Р Н Р
K2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4 ↓ + 2KNO3 (1)
2.Написать уравнения диссоциации сильных электролитов (можно устно):
К2SO4 = 2K+ + SO42- Ba(NO3)2 = Ba2+ + 2NO3- KNO3 = K+ + NO3-
3.Заменить формулы веществ в уравнении (1) на продукты диссоциации:
2K+ + SO42- + Ba2+ + 2NO3- = BaSO4 ↓ + 2K+ + 2NO3- (2) уравнение называется полным ионным
4.В левой и правой частях уравнения (2) найти и зачеркнуть одинаковые ионы:
2K+ + SO42- + Ba2+ + 2NO3- = BaSO4 ↓ + 2K+ + 2NO3-
«Остаток» переписать:
Ba2+ + SO42- = BaSO4 ↓ (3) сокращенное ионное уравнение – раскрывает суть
реакции (содержит взаимодействующие ионы и
продукты реакции)
Решение задачи:
Известны сокращенные ионные уравнения реакций. Подберите соответствующие реагенты и напишите уравнения.
1) H+ + OH- = H2O
В диссоциированном виде принято записывать только сильные электролиты. Гидроксид-ионы образуются при диссоциации щелочей (NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, см. выше), а катионы водорода – при диссоциации сильных кислот (HCl, HNO3, H2SO4). Можно выбрать любую пару, например:
P P H
Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 ↓ + 2H2O
Ca2+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = CaSO4 ↓ + 2H2O Для данной реакции полное и сокращенное
ионные уравнения совпадают
2) Ag+ + Cl - = AgCl ↓
Катион серебра может появиться только в растворе нитрата серебра AgNO3 (другие соли нерастворимы, основание нерастворимо и неустойчиво).
Анион хлора существует в растворах соляной кислоты НCl, и любой растворимой соли – хлорида, например NaCl, CuCl2, CaCl2… Выберем любой вариант, например P P P H
NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl ↓
Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgCl ↓ + Na+ + NO3- Ag+ + Cl - = AgCl ↓
3)CO32- + 2H+ = CO2 ↑ + H2O
Карбонат-анион CO32- есть в растворе соли угольной кислоты (сама кислота нестойкая и слабая), например Na2CO3.
Катионы водорода есть в растворах HCl, HNO3, H2SO4.
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2 ↑ 2Na++ CO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42-+ H2O + CO2 ↑
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс
Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...
Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"
Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....
Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл
Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....
Пособие–памятка по теме:«Электролитическая диссоциация» (9 класс).
Пособие – памятка по теме:«Электролитическая диссоциация» (9 класс) включает краткие сведения по теории электролитической диссоциации С.А. Аррениуса, а также содержит определение понятий электролитиче...
контрольная работа по теме "Электролитическая диссоциация"
Цель данной контрольной работы – проверить усвоение основных понятий темы: “Электролитическая диссоциация” , “Реакции ионного обмена”, "Гидролиз" проконтролировать умения составлять полные и сок...
прооверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация" 8 класс
проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация" в 8 классе...
Практическая работа по теме "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""
В данном материале представлена технологическая карта для проведения практической работы по выше названной теме....