Спирты и фенолы
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Разработка урока химии в 10 классе, по УМК Кузнецовой Н.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_spirty_i_fenoly.doc | 64 КБ |
spirty_i_fenol.ppt | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Спирты и фенолы»
Тип урока: закрепление пройденного и изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: обобщить знания о спиртах, изучить особенности фенола.
Задачи урока:
1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умение работать с таблицами, справочным материалом.
2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять уравнения реакций химических свойств фенола.
3. Сформировать понимание практического значения спиртов и фенолов в жизни человека.
Оборудование:
Минисправочник «Органическая химия в реакциях», дидактический материал для адаптационно-развивающих диалогов (И.М. Титова.
Малый химический тренажер), видеофрагмент «Школьный химический эксперимент», часть 2, видеомагнитофон, компьютерный терминал, дискета поэтапного показа урока, СD «Органическая химия, 10-11 кл».
План урока:
1. Повторение опорных знаний.
- Углеводороды, их классификация и свойства.
- Многоатомные спирты: особенности строения и номенклатура; зависимость свойств от строения.
- Типы химических реакций многоатомных спиртов.
- Внутримолекулярные водородные связи.
- Этиленгликоль.
- Глицерин.
2. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека».
3. Характеристика строения фенола.
4. Изучение химических свойств фенола.
5. Выводы.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
I этап – актуализация знании и опыта,
подготовка к изучению новой темы
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
1.Выполнение упражнений домашнего задания: 2. Тренировочный диалог: 3. Подведение итогов домашнего задания | Индивидуальный опрос Адаптационно-развивающий диалог Фронтальный опрос | Письменные ответы на вопросы упражнений Устные ответы на вопросы учителя Устные ответы на вопросы учителя |
II этап– изучение вопроса «Спирты в жизни человека»
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
1. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека» 3. Подведение итогов | Представление слова выступающим ученикам | Выступления учащихся Работа с таблицей |
III этап – изучение строения и свойств фенола
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
1. Изучение строения молекулы фенола 2. Изучение свойств фенола 3. Просмотр видеофрагментов | Объяснение у доски Постановка задач по исследованию свойств На экране проецирует фрагменты опытов | Изучение коллекции, работа в тетради Изучение справочной литературы Анализ видеофрагм., заполнение таблицы в тетради |
IV этап – подведение итогов
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
1. Вывод о строении, свойствах и применении фенола 2. Домашнее задание | Беседа с использованием таблицы Проецируется на экран | Работа с учебником и справочной литературой, подведение итогов Запись в дневники |
Инструктивный лист к уроку «Спирты и фенолы»
Тренировочный диалог
1. Назовите, классифицируйте каждое вещество.
2. Выберите и назовите формулы химических соединений, для которых наиболее характерны реакции: а) присоединения; б) замещения.
1 2 3 4 5 6 7 8
С3Н8, С2Н6, С4Н8, С5Н12, С3Н6, СnH2n+2, С7Н14, (-СН2-СН=СН-СН2-)n
Что мне сказать тем, кто говорит: «Попробуй…»
1. |
2. |
3. |
4. |
5 |
Составить ответы в таблицу «Химические свойства фенола»
Реакции | Уравнения реакций |
1. - ОН группы | 1. 2. |
2. бензольного кольца | 1. 2. |
3. качественные | 1. 2. |
Выступления учащихся по проблеме «Спирты в жизни человека» (сопровождаются презентацией).
Спирты – это органические вещества, содержащие в молекуле одну или несколько гидроксильных или спиртовых групп (-ОН), соединенных с углеводородным радикалом. В старину эти вещества называли древесными или винными спиртами. Спирты известны человеку с глубокой древности. Спирт получали в процессе брожения фруктов и других сахаристых веществ. Один из первых документов, свидетельствующих о приготовлении алкогольного напитка, найден на территории Древнего Вавилона. Он представлял собой каменные плиты, на которых высечен рецепт приготовления пива.
В IX в. в одной из арабских стран, а затем в Италии винный спирт был получен синтетическим путем. С развитием технологии получения спирта алкогольные напитки в разнообразных формах стали распространяться по миру и сделались доступным и широко употребляемым продуктом. В России алкогольные напитки известны с XVI в. Считают, что впервые их завезли сюда генуэзские купцы. Но вскоре хвалебные гимны сменились громкими проклятиями в адрес этанола, прозванного «великим лжецом» и «чумой XX века».
Оказалось, что по своему физиологическому воздействию на организм человека этанол относится к наиболее опасным наркотикам. Систематическое употребление этанола приводит к стремительному росту болезненного влечения к нему, которое сопровождается глубокой перестройкой обменных процессов, развитием психических и соматических нарушений. Эта психологическая и физиологическая зависимость человека от этанола получила название «алкоголизм». Попадание же в организм большинства людей 500 мл спирта заканчивается смертельным исходом.
Основным источником поступления этанола в организм человека являются алкогольные напитки. Причем, если напиток содержит еще и растворенный углекислый газ, как, например, шампанское и пиво, то имеющийся в нем спирт значительно быстрее всасывается в желудке, поступает в кровь и разносится по всем органам, тканям и клеткам организма. Максимальная концентрация спирта в крови устанавливается уже через 30 минут, если алкогольный напиток принят натощак, и через 1 – 1,5 часа, если человек перед этим плотно поел. У людей, регулярно употребляющих спиртные напитки, нарушается работа печени и головного мозга, ухудшается память. Меняется также и поведение человека, степень нарушения которого зависит от содержания этанола в крови.
Осознав опасность, которую несут людям спиртные напитки, человечество начало борьбу с алкоголизмом. Причем уровень развития человеческого общества в целом и особенности конкретной страны в частности существенно сказывались на характере принимаемых антиалкогольных мер.
Наиболее распространенными мерами стали напоминание или предупреждение о вреде алкоголя, а также запрещение или ограничение его употребления. Например, в Древнем Египте существовал обычай ставить во время пирушки на углу праздничного стола скелет, увешанный погребальными украшениями. Это служило убедительным напоминанием участникам празднества о необходимости соблюдать меру в употреблении горячительных напитков. В Спарте и Афинах за употребление спиртного напитка грозило публичное наказание, а в случае повторного нарушения – казнь. В Древнем Риме вино не разрешалось пить мужчинам в возрасте до 30 лет, а женщинам – любого возраста. Не осталась в стороне от запретов на употребление алкоголя и религия. Ислам, буддизм, конфуцианство полностью запрещают употребление спиртного. В наши дни также большое внимание уделяется борьбе с избыточным употреблением алкогольных напитков, особенно, среди молодежи. При этом главным стимулом сознательного отказа человека от чрезмерного увлечения этими напитками служит осознание им того, что здоровье – это одна из высших ценностей, данных ему Природой.
Ответы учащихся на вопрос (см.Инструктивный лист) Что мне сказать тем, кто говорит: «Попробуй…».
Литература
1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / Под ред. проф Н.Е. Кузенцовой.- 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006.
2. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптационно-развивающих диалогов. Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001.
Урок подготовлен учителем химии МОУ «Инсарская СОШ №1» - Чекашкиной О.В., проведен 22.12 2006 года, в 10-х классах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: 1. Повторение опорных знаний. 2. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека». 3. Изучение строения фенола. 4. Изучение физических и химических свойств фенола. 6. Подведение итогов.
I этап – 1.Выполнение упражнений домашнего задания. 2. Тренировочный диалог. 3. Подведение итогов домашнего задания.
II этап – «Спирты в жизни человека» 1. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека». 2. Ответы на вопрос «Попробуй…».
Что такое спирты? СН3ОН - метанол С2Н5ОН - этанол СН2ОН - СН2ОН этандиол СН2ОН - СНОН - СН2ОН пропантриол
Этиловый спирт: получение, распространение в организме и свойства C 6 H 12 O 6 Дрожжи 2С 2 H 5 OH + 2CO 2 Этиловый спирт Глюкоза C C H H H H H O H ГОЛОВНОЙ МОЗГ ПЕЧЕНЬ КРОВЬ С 2 H 5 OH CH 3 -C-H O CH 3 -C-OH O этиловый спирт уксусный альдегид уксусная кислота
Влияние алкоголя на организм Головной мозг ЦНС Дыхательная система Органы кровообращения и кроветворения Органы выделения Пищеварительная система Иммунная система Обмен веществ
При систематическом употреблении алкоголя страдают Головной мозг (закупорка сосудов, инсульт) Печень (клетки гибнут, что приводит к циррозу) Желудок (гастрит, язва, рак желудка) Сердечно-сосудистая система (меняется ритм сокращений сердца, спазмы, гипертония) ОПАСНОСТЬ: эти изменения происходят постепенно, на протяжении длительного времени, незаметно для окружающих.
Потребление алкоголя (в расчете на 1 чел. в год) в разных странах
III этап – изучение строения и свойств фенола 1. Изучение строения молекулы фенола. 2. Изучение свойств фенола. 3. Просмотр видеофрагментов. 4. Заполнение таблицы.
Химические свойства фенола Реакции Уравнения реакций 1. - ОН группы 1. 2. 2. бензольного кольца 1. 2. 3. качественные 1. 2.
IV этап – подведение итогов 1. Вывод о строении, свойствах и применении фенола. 2. Домашнее задание: § 25 Дополнить анкету, таблицу. Упражнения № 1 - 9, стр.168-169.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»
Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...
Контрольная работа по химии в 10 классе "Спирты и фенолы" (углубленный уровень)
Контрольная работа модифицирована учителем химии, аспирантом неорганической химии А. М. Галенко для обучающихся 10 классов с углубленным изучением химии. В контрольной работе проверяются знания только...
Открытый урок "Спирты и фенолы"
Обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы" в 10 классе проводится в игровой форме с целью закрепления изученного материала. Урок разработан с использованием здоровьесберегающих технологий, что способст...
Подготовка к ЕГЭ. Дидактический материал "Обобщение по спиртам и фенолам"
В ходе повторения и обобщения материала ученики делают отметки в таблице, прописывают все уравнения реакций. Работа выполняется самостоятельно в удобное для ученика время ( в школе и дома). Проверка и...
Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты и фенолы»
Методическая разработка урока химии в 10 классе Автор учитель химии ГОУ СОШ № 466 Овчарова Ольга Эдуардовна ...
Зачет по теме "Бензол.Спирты и фенолы"
Зачет по теме "Бензол", "Спирты и фенолы" проверяет знание учеников как теоретическое, так и практическое...
Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень
Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...