Спирты и фенолы
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Чекашкина Ольга Викторовна

Разработка урока химии в 10 классе, по УМК Кузнецовой Н.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_spirty_i_fenoly.doc64 КБ
Office presentation icon spirty_i_fenol.ppt105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Спирты и фенолы»

Тип урока: закрепление пройденного и изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: обобщить знания о спиртах, изучить особенности фенола.

           

Задачи урока:

1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями,    закрепить умение работать с таблицами, справочным материалом.

2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять уравнения реакций химических свойств фенола.

3. Сформировать понимание практического значения спиртов и фенолов в жизни человека.

Оборудование:

Минисправочник «Органическая химия в реакциях», дидактический материал для адаптационно-развивающих диалогов (И.М. Титова.

Малый химический тренажер), видеофрагмент «Школьный химический эксперимент», часть 2, видеомагнитофон, компьютерный терминал, дискета поэтапного показа урока, СD «Органическая химия, 10-11 кл».

   

План урока:

1. Повторение опорных знаний.

  1. Углеводороды, их классификация и свойства.
  2. Многоатомные спирты: особенности строения и номенклатура; зависимость свойств от строения.
  3. Типы химических реакций многоатомных спиртов.
  4. Внутримолекулярные водородные связи.
  5. Этиленгликоль.
  6. Глицерин.

2. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека».

3. Характеристика строения фенола.

4. Изучение химических свойств фенола.

5. Выводы.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

I этап – актуализация знании и опыта,

подготовка к изучению новой темы

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

1.Выполнение упражнений домашнего задания:

2. Тренировочный диалог:

3. Подведение итогов домашнего задания

 Индивидуальный опрос

Адаптационно-развивающий диалог

Фронтальный опрос

 Письменные ответы на вопросы упражнений

Устные ответы на вопросы учителя

Устные ответы на вопросы учителя

II этапизучение вопроса «Спирты в жизни человека»

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

1. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека»

3. Подведение итогов

Представление слова выступающим ученикам

Выступления учащихся

Работа с таблицей

III этап изучение строения и свойств фенола

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

1. Изучение  строения молекулы фенола

2. Изучение свойств фенола

3. Просмотр видеофрагментов

Объяснение у доски

Постановка задач по исследованию свойств

На экране проецирует фрагменты опытов

Изучение коллекции, работа в тетради

Изучение справочной литературы

Анализ видеофрагм., заполнение таблицы в тетради

IV этап подведение итогов

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

1. Вывод о строении, свойствах и применении фенола

2. Домашнее задание

Беседа с использованием таблицы

Проецируется на экран

Работа с учебником и справочной литературой, подведение итогов

Запись в дневники

Инструктивный лист к уроку «Спирты и фенолы»

Тренировочный диалог

1. Назовите, классифицируйте каждое вещество.

2. Выберите и назовите формулы химических соединений, для которых наиболее характерны реакции: а) присоединения; б) замещения.

   1        2        3        4         5           6          7                       8

С3Н8, С2Н6, С4Н8, С5Н12, С3Н6, СnH2n+2, С7Н14, (-СН2-СН=СН-СН2-)n

   

Что мне сказать тем, кто говорит: «Попробуй…»

1.

2.

3.

4.

5

Составить ответы в таблицу «Химические свойства фенола»

Реакции

Уравнения реакций

1.

- ОН группы

1.

2.

2. бензольного кольца

1.

2.

3.

качественные

1.

2.

Выступления учащихся по проблеме «Спирты в жизни человека» (сопровождаются презентацией).

  Спирты – это органические вещества, содержащие в молекуле одну или несколько гидроксильных или спиртовых групп (-ОН), соединенных с углеводородным радикалом. В старину эти вещества называли древесными или винными спиртами. Спирты известны человеку с глубокой древности. Спирт получали в процессе брожения фруктов и других сахаристых веществ. Один из первых документов, свидетельствующих о приготовлении алкогольного напитка, найден на территории Древнего Вавилона. Он представлял собой каменные плиты, на которых высечен рецепт приготовления пива.

   В IX в. в одной из арабских стран, а затем в Италии винный спирт был получен синтетическим путем. С развитием технологии получения спирта алкогольные напитки в разнообразных формах стали распространяться по миру и сделались доступным и широко употребляемым продуктом. В России алкогольные напитки известны с XVI в. Считают, что впервые их завезли сюда генуэзские купцы. Но вскоре хвалебные гимны сменились громкими проклятиями в адрес этанола, прозванного «великим лжецом» и «чумой XX века».

   Оказалось, что по своему физиологическому воздействию на организм человека этанол относится к наиболее опасным наркотикам. Систематическое употребление этанола приводит к стремительному росту болезненного влечения к нему, которое сопровождается глубокой перестройкой обменных процессов, развитием психических и соматических нарушений. Эта психологическая и физиологическая зависимость человека от этанола получила название «алкоголизм». Попадание же в организм большинства людей 500 мл спирта заканчивается смертельным исходом.

   Основным источником поступления этанола в организм человека являются алкогольные напитки. Причем, если напиток содержит еще и растворенный углекислый газ, как, например, шампанское и пиво, то имеющийся в нем спирт значительно быстрее всасывается в желудке, поступает в кровь и разносится по всем органам, тканям и клеткам организма. Максимальная концентрация спирта в крови устанавливается уже через 30 минут, если алкогольный напиток принят натощак, и через 1 – 1,5 часа, если человек перед этим плотно поел. У людей, регулярно употребляющих спиртные напитки, нарушается работа печени и головного мозга, ухудшается память. Меняется также и поведение человека, степень нарушения которого зависит от содержания этанола в крови.

   Осознав опасность, которую несут людям спиртные напитки, человечество начало борьбу с алкоголизмом. Причем уровень развития человеческого общества в целом и особенности конкретной страны в частности существенно сказывались на характере принимаемых антиалкогольных мер.

  Наиболее распространенными мерами стали напоминание или предупреждение о вреде алкоголя, а также запрещение или ограничение его употребления. Например, в Древнем Египте существовал обычай ставить во время пирушки на углу праздничного стола скелет, увешанный погребальными украшениями. Это служило убедительным напоминанием участникам празднества о необходимости соблюдать меру в употреблении горячительных напитков. В Спарте и Афинах за употребление спиртного напитка грозило публичное наказание, а в случае повторного нарушения – казнь. В Древнем Риме вино не разрешалось пить мужчинам в возрасте до 30 лет, а женщинам – любого возраста. Не осталась в стороне от запретов на употребление алкоголя и религия. Ислам, буддизм, конфуцианство полностью запрещают употребление спиртного. В наши дни также большое внимание уделяется борьбе с избыточным употреблением алкогольных напитков, особенно, среди молодежи. При этом главным стимулом сознательного отказа человека от чрезмерного увлечения этими напитками служит осознание им того, что здоровье – это одна из высших ценностей, данных ему Природой.

   Ответы учащихся на вопрос (см.Инструктивный лист) Что мне сказать тем, кто говорит: «Попробуй…».

Литература

1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / Под ред. проф Н.Е. Кузенцовой.- 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006.

2. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптационно-развивающих диалогов. Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001.

Урок подготовлен учителем химии   МОУ «Инсарская СОШ №1» - Чекашкиной О.В., проведен 22.12 2006 года, в 10-х классах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Спирты и фенолы» Цель урока: обобщить знания о спиртах, изучить особенности фенола.

Слайд 2

План урока: 1. Повторение опорных знаний. 2. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека». 3. Изучение строения фенола. 4. Изучение физических и химических свойств фенола. 6. Подведение итогов.

Слайд 3

I этап – 1.Выполнение упражнений домашнего задания. 2. Тренировочный диалог. 3. Подведение итогов домашнего задания.

Слайд 4

II этап – «Спирты в жизни человека» 1. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека». 2. Ответы на вопрос «Попробуй…».

Слайд 5

Что такое спирты? СН3ОН - метанол С2Н5ОН - этанол СН2ОН - СН2ОН этандиол СН2ОН - СНОН - СН2ОН пропантриол

Слайд 6

Этиловый спирт: получение, распространение в организме и свойства C 6 H 12 O 6 Дрожжи 2С 2 H 5 OH + 2CO 2 Этиловый спирт Глюкоза C C H H H H H O H ГОЛОВНОЙ МОЗГ ПЕЧЕНЬ КРОВЬ С 2 H 5 OH CH 3 -C-H O CH 3 -C-OH O этиловый спирт уксусный альдегид уксусная кислота

Слайд 7

Влияние алкоголя на организм Головной мозг ЦНС Дыхательная система Органы кровообращения и кроветворения Органы выделения Пищеварительная система Иммунная система Обмен веществ

Слайд 8

При систематическом употреблении алкоголя страдают Головной мозг (закупорка сосудов, инсульт) Печень (клетки гибнут, что приводит к циррозу) Желудок (гастрит, язва, рак желудка) Сердечно-сосудистая система (меняется ритм сокращений сердца, спазмы, гипертония) ОПАСНОСТЬ: эти изменения происходят постепенно, на протяжении длительного времени, незаметно для окружающих.

Слайд 9

Потребление алкоголя (в расчете на 1 чел. в год) в разных странах

Слайд 10

III этап – изучение строения и свойств фенола 1. Изучение строения молекулы фенола. 2. Изучение свойств фенола. 3. Просмотр видеофрагментов. 4. Заполнение таблицы.

Слайд 11

Химические свойства фенола Реакции Уравнения реакций 1. - ОН группы 1. 2. 2. бензольного кольца 1. 2. 3. качественные 1. 2.

Слайд 12

IV этап – подведение итогов 1. Вывод о строении, свойствах и применении фенола. 2. Домашнее задание: § 25 Дополнить анкету, таблицу. Упражнения № 1 - 9, стр.168-169.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»

Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...

Контрольная работа по химии в 10 классе "Спирты и фенолы" (углубленный уровень)

Контрольная работа модифицирована учителем химии, аспирантом неорганической химии А. М. Галенко для обучающихся 10 классов с углубленным изучением химии. В контрольной работе проверяются знания только...

Открытый урок "Спирты и фенолы"

Обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы" в 10 классе проводится в игровой форме с целью закрепления изученного материала. Урок разработан с использованием здоровьесберегающих технологий, что способст...

Подготовка к ЕГЭ. Дидактический материал "Обобщение по спиртам и фенолам"

В ходе повторения и обобщения материала ученики делают отметки в таблице, прописывают все уравнения реакций. Работа выполняется самостоятельно в удобное для ученика время ( в школе и дома). Проверка и...

Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты и фенолы»

Методическая разработка урока химии в 10 классе Автор  учитель химии ГОУ СОШ № 466 Овчарова Ольга Эдуардовна ...

Зачет по теме "Бензол.Спирты и фенолы"

Зачет по теме "Бензол", "Спирты и фенолы"  проверяет знание учеников как теоретическое, так и практическое...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...