Сценарий и презентация урока биологии в 5 классе "Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях" в рамках реализации ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок сконструирован в строгом соответствии с требованиями ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода. Работа с учащимися проходит в форме диалога учитель-ученик, в ходе которого учащиеся самостоятельно делают выводы по основным вопросам урока. Урок имеет большую практическую значимость, в связи с чем учащиеся являются активными участниками учебного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
ст. Михайловская Курганинский район Краснодарский край
Урок по теме « Фотосинтез.
Образование органических веществ в листьях»
Биология, 5 класс.
Разработал и провёл
Сердюкова Марина Анатольевна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Данный урок разработан и проведён с учащимися 5 класса общеобразовательной средней школы базового уровня, уровень подготовленности учащихся и учебная мотивация большинства учащихся – средние.
Биология в 5 классе изучается 1 час в неделю, согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второго поколения и примерной программы основного общего образования по биологии, по учебнику: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.I/ Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
Изучение нового материала сопровождается использованием электронной презентации и ИАД. Работа с учащимися по изучению данной темы проводится в форме диалога: учитель-ученик и сопровождается выводами учащихся по основным вопросам темы.
На заключительном этапе урока закрепление изученного материала проводится в форме решения занимательных задач по теме «Фотосинтез».
При проведении данного урока активность учащихся достаточна велика на всех этапах урока, так как они видят практическую значимость данного урока и являются не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.
Урок проходит насыщенно, с использованием различных приёмов и методов, с использованием знаний уже имеющихся у детей, на высоком эмоциональном уровне. Результативность урока довольно высокая.
Биология | 5 класс | ||||
Тема урока 27 Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. | |||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные: развивать в детях умение работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и его функциями; продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом; углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения. Метапредметные: уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; развивать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, эстетическое восприятие природы; уметь организовать выполнение заданий учителя, развивать навыки самооценки и самоанализа; развивать в детях способность к логическому мышлению Личностные: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать культуру труда; воспитывать экологическую грамотность учащихся, показать значение листа в растительном организме. | |||||
Решаемые учебные проблемы | познакомить учащихся с процессами, происходящими в зеленом листе растения, дать представление о фотосинтезе; показать значение зеленых растений в жизни планеты. | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Хлоропласты, хлорофилл, фотосинтез | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, ИАД, презентация к уроку | ||||
Оборудование | комнатные растения, гербарий, микроскоп, микропрепараты «Внутреннее строение листа» | ||||
Тип урока | Открытие нового знания | ||||
Ход урока | |||||
№ этапа урока | Наименование этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1 | Организационный | Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность. | Взаимное приветствие, готовность к уроку и включение в работу. | ||
2 | Актуализация опорных знаний | Проверка знаний учащихся о строении листьев, их функциях: беседа по вопросам учебника на стр. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя | ||
3. | Мотивация урока (создание проблемной ситуации), сопровождается демонстрацией слайдов презентации |
Слайд 1-3 Многие ученые пытались разгадать эту загадку живой природы. В начале XVI в. голландский натуралист Ян ван Гельмонт тоже заинтересовался этим вопросом и решил поставить опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержала никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Ее масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего лишь на 50 г! Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества? | Ответы учащихся, основанные на знаниях и жизненном опыте. Вывод: растения способны сами создавать органические вещества. Ученики формулируют и фиксируют тему и цель урока, выстраивают план действий | ||
4 | Этап усвоения новых знаний и умений. Восприятие новой информации | Организация работы учащихся по заданной теме: Фотосинтез как процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, Слайд 4-5 К. А. Тимирязев раскрыл космическую роль зелёных растений, изучил механизм протекания фотосинтеза. Слайд 6: Взаимосвязь почвенного и воздушного питания растений: из почвы растения получают воду и минеральные соли, а что же растения получают в процессе воздушного питания? Слайд 7-8 Как же происходит воздушное питание? Ученые выяснили, что при воздушном питании в зеленых листьях растений образуется крахмал. Давай-ка мы с тобой откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и проведем опыт, чтобы узнать, как это происходит. Возьмем два небольших растения герани.
Слайд 9 Где же в листьях образуется крахмал? Если рассмотреть в микроскоп тонкий срез окрашенного листа, то видно, что посинели хлоропласты. Вывод: Крахмал образуется именно в хлоропластах, под действием света. Для образования крахмала в хлоропластах зеленых листьев необходим углекислый газ. Чтобы доказать это, проведем еще один опыт. Слайд 10-11 Опыты Пристли с мышью, доказывающие поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Кроме углекислого газа для образования крахмала нужна вода. Слайд 12-13 Фотосинтез – фотос – свет, синтезис – соединение (греч.) Зарисовать схему фотосинтеза, записать в тетрадь определение этого процесса УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ + ВОДА = ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА + КИСЛОРОД Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. Слайд 14-15 Превращение веществ в растении:
Слайд 16 Понятие об автотрофах и гетеротрофах – составление схемы в тетради | Наблюдают, работают с учебником и живыми объектами, слайдами презентации, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетрадях, обосновывают своё мнение и анализируют информацию, представленную учителем. | ||
5 | Закрепление изученного | Слайд 17-18 Решите задачу: 1. В сочных яблоках находится запас органических веществ. Объясните, как произошло образование и накопление органических веществ в яблоке. 2. Почему на солнечной поляне ягоды земляники лесной слаще, чем в тени? 3. Огонь костра – эта солнечная энергия. 4. Что такое солнечные консервы. 5. Растение – космический посредник на Земле. | Оформляют результаты работы в тетради, зарисовывают. Обсуждение полученных результатов. | ||
6. | Рефлексия Домашнее задание. | Мотивирует на следующий урок, развивает стремление к здоровому образу жизни. Комментирует домашнее задание - п. 27 Выставление оценок. | Определяют для себя задачи на следующий урок. Выбирают то домашнее задание, с которым они успешно справятся. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыты Ван Гельмонта 1.Глинянный сосуд с почвой. 2. Посадил ивовую ветку. 3.Поверхность почвы прикрыл от пыли. 4.Поливал растение дождевой водой – 5 лет.
Опыты Ван Гельмонта 5.Очистили растение от почвы и взвесили – 65 кг. 6.Вес почвы уменьшился на 50 г. 8.От чего это произошло? Гельмонт предположил, что вес ивы увеличился за счет воды.
Воздушное питание растений. Фотосинтез Познакомимся со сложным процессом фотосинтеза.
Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920) Российский естествоиспытатель, член-корреспондент Российской Академии Наук. Раскрыл космическую роль зелёных расений
Питание растений Питание Воздушное Почвенное
№ 2 Опыт № 1 № 2 № 1
№ 1 Опыт № 2
Где же в клетках листа образуется крахмал? Неокрашенный препарат Окрашенный препарат
Опыты Пристли
Необходима еще и вода
Фотосинтез Греческие слова: "фотос" – свет, "синтез" – соединение. фото синтез
Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету , при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. Фотосинтез свет хлорофилл вода углекислый газ органические вещества кислород
Превращения веществ в растении сахар крахмал жиры белки углеводы
Превращения веществ в растении Сахар Жиры Белки Крахмал
Живые организмы Питаются готовыми органическими веществами Автотрофы Гетеротрофы Самостоятельно образуют органические вещества Растения Животные
Решите задачу: В сочных яблоках находится запас органических веществ. Объясните как произошло образование и накопление органических веществ в яблоке. Почему на солнечной поляне ягоды земляники лесной слаще, чем в тени?
Объясните следующие выражения: Огонь костра – эта солнечная энергия. Что такое солнечные консервы. Растение – космический посредник на Земле.
Фотосинтез и дыхание Фотосинтез Дыхание кислород Углекислый газ
Почему же горящие дрова выделяют тепло?
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
Целью урока: овладеть знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...
Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
Цель урока: овладеть знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления ч...
Реализация ФГОС и использование системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка
Выступление на семинаре учителей иностранооного языка...
"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."
Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...
сценарий и презентация урока биологии в 8 классе Первая помощь при кровотечении с использованием системнодеятельностного подхода
Развёрнутый план-конспект урока биологии в 8 классе "Первая помощь при кровотечении", урок сопровождается демонстрацией электронной презентации. Урок проводится с использованием системнодеятельностног...
Современный урок в рамках реализации ФГОС с использованием УМК Афанасьевой О.В.
В статье даны определения уроков деятельностной направленности по целеполаганию, которые ь можно распределить в четыре группы согласно требованиям ФГОС:1. Уроки «открытия» нового зна...
Проектный метод обучения на уроках технологи как средство формирования духовно-нравственной компоненты в рамках реализации ФГОС.
Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический...