Конспект занятия по теме: "Законы композиции в изобразительной деятельности"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Занятие предназначено для обучения по дополнительным общебразовательным программам художественной направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:

«Законы композиции в изобразительной деятельности»

Цель: познакомить обучающихся с основными законами композиции  и      написать композицию на тему «На катке» («На ярмарке» и др.),  применив в ней закон статики или динамики.

Задачи:

Образовательные:

  •  Познакомить с понятием «композиции», «композиционные поиски»,  основными законами и выразительными средствами:
  •  Научить использовать полученные знания в самостоятельной работе; 
  •  Формировать умение выполнять тематическую композицию;
  •  Закрепить понятие «линейной и свето- воздушной перспективы».

Развивающие:

  •  Способствовать развитию композиционных навыков, творческого мышления; 
  •  Развивать эстетический вкус на примере художественных произведений, построенных с учётом композиционных законов; 
  •  Развивать фантазию и творческое воображение. 

Воспитательные:

  •  Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к предмету через познавательный материал; 
  •  Воспитывать внимание, трудолюбие, аккуратность.

Ожидаемые результаты:

        После занятия учащиеся будут знать и уметь:

знать закон выделения сюжетно-композиционного центра;

знать закон золотого сечения;

  - уметь применять законы композиции в своих рисунках.

Ход занятия:

  1. Оргмомент

 Проверка готовности обучающихся к занятию.

Материалы для работы: альбом, простые карандаши НВ, В.2В, ластик (клячка).

  1. Сообщение темы занятия

Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве.

(Демонстрация и анализ по композиции произведений великих художников). 

3. Теоретическая часть

Педагог: - Студийцы, художник перед воплощением своей идеи, выполняет изначально разные композиционные  наброски, точнее «композиционные поиски». Продумывается расположение формата будущей картины (горизонтальный или вертикальный), на котором располагается главный герой в определённой обстановке. Это зависит от идеи художника, точки зрения,  времени года, характера главного героя, окружающей среды и т.п. Рассмотрев несколько вариантов из них, он выбирает тот, который отражает замысел художника, а композиция помогает ему в этом.

 А) Определение композиции

 Композиция в изобразительном искусстве – это  размещение отдельных элементов картины, позволяющее художнику с максимальной достоверностью воплотить на холсте свой замысел. 

Художественная сторона любого произведения называется – художественным образом.  Художественный образ достигается выражением художественных средств – линия, форма, мазок, цвет, статика, динамика, контрасты и т.д.)

    Б) Основные принципы композиции

  • Целесообразность, правильно подобранный замысел; 
  • Единство и соподчинённость отдельных элементов, выделение главного объекта; 
  • Равновесие, необходимое для гармоничного восприятия; 
  • Выделение смыслового центра; 
  • Пропорциональность отдельных деталей. 

       

В) Условия комфортной композиции

   Правила хорошего расположения элементов композиции называется комфортность.

 Любое произведение воспринимается, исходя из формата.

 Элементы композиции обладают качествами цвета, тона, формы и размера.

4. Законы композиции

  • Художественные средства композиции – это правила, законы, методы и приёмы.  

  • Формат и размер художественного произведения  

       Формат – границы изображения, двухмерная плоскость на которой изображается трёхмерное пространство.  Изображение трёхмерного пространства допускает свои условия. Композиционный центр нельзя размещать в углах картины, т.к. глаз меньше посматривает эти области.

  • Закон линейной перспективы – одинаковые  размеры с уходом в глубину уменьшаются. Параллельные линии, уходящие в глубину пространства сходятся в одной точке на линии горизонта.

  • Тональная перспектива – тёмные пятна с уходом в глубину светлеют, а светлые, наоборот, темнеют.

  • Цветовая перспектива - чем больше расстояние от наблюдателя  до предмета (значит, это вдали), тем более синий цвет будет приобретать предмет (влияют слои воздуха).

 

  • Закон  цельности

 Произведение – это единое неделимое целое. Ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого. Раскрывается сюжет, используются более яркие цветовые сочетания – проявляется эмоциональный почерк художника. Важно не повторять одинаковые элементы композиции.

  • Закон подчинения всех средств композиции идейному замыслу.                Организация произведения во всех деталях и частях должна подчиняться идейному содержанию   Подчинённость идеи выражается через светотень, ритм, движение, форму.

В композиции не должно быть равенства белого и чёрного.

  • Присутствие трёх размеров пятен. Если в композиции нет малых пятен, она воспринимается как часть чего-то большого. А если нет больших пятен – композиция воспринимается пустой и монотонной.

  • Пятна и промежутки должны быть разной величины.

  • Закон композиционного равновесия.    Левая и правая, верхняя и нижняя части картины должны находиться в равновесии. 

  • Передача ритма  - это повтор чего – либо в определённой последовательности. Ритм можно наблюдать в природе, существует ритм в музыке, архитектуре. Ритм  композиции выполняет следующие функции -

Средство организации всей композиции в единое целое;

Средство передачи движения. Чем больше ритмических ударов, тем больше эффект движения.  

  • Передача движения  и покоя – если на картине используется одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным. Также эффект движения можно создать, если перед движущимся предметом оставить свободное пространство. Используя размытые силуэты вдали, помогают усилить динамику.

  • Передача покоя – если на картине отсутствуют диагонально расположенные объекты. Если перед движущим объектом нет свободного пространства, и объект спокоен, не совершает никаких движений.

  • Контраст – это ярко выраженность противоположность чего-то.

При контрасте происходит усиление свойств предметов (что-либо большое – будет ещё больше). Контрастность придаёт композиции выразительность, настроение; помогает выделять сюжетно - композиционный центр.

  • Композиционный центр можно расположить:

В правой верхней части картины;  

 На втором плане  картины;

Не следует располагать композиционный центр в середине картины!!!

  • Выделение сюжетно-композиционного центра. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Центр выделяется освещённостью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.  Центр композиции содержит основное действие и главных действующих лиц, или самые важные предметы. Он должен привлекать внимание зрителей и для этого выделяется светом, цветом, укрупнённым изображением, контрастами и другими средствами.

Один из классических способов выделения центра композиции ещё со времён Возрождения - расположение его в геометрическом центре холста или бумаги.

Например, как на картине С. Боттичелли «Весна». Обычно самое главное в композиции происходит на втором плане, где мы видим фигуру Афродиты. Женская фигура находится в центре картины, кроме того, подчёркнута свободным пространством вокруг и контрастом с тёмным фоном. Красный плащ подчёркивает значение главной героини. Всё это привлекает к ней внимание зрителей.

Также применяют другие способы размещения центра композиции. Этот способ рассмотрим на примере картины Рембранта «Возвращение блудного сына».  Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины.

Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.

Использование цвета и света. Цвет и свет на полотне  – это  средства передачи объёма, фактуры, степени освещённости, важный элемент композиции. С их помощью художник направляет внимание зрителя на основной объект, выделяет композиционный центр, подчёркивает важные с его точки зрения жесты и движения.

Физминутка «Живая композиция»

Игра «Живая композиция»:

Обучащимся необходимо поделиться на 2группы. Каждой группе нужно придумать свою композицию и показать её с помощью мимики, жестов и поз. Все придумывают одновременно, затем группы по очереди показывают друг другу. Другая группа должна отгадать сюжет «живой композиции». Побеждает та команда, которая наиболее точно смогла изобразить задуманную композицию.

5. Практическая часть

Законы композиции могут помочь раскрыть красоту мира, выразить разные оттенки настроения, передать содержание творческого замысла.

Задание: 

Зафиксируйте ваш замысел на бумаге простым карандашом. Затем подумайте, как можно усилить его с помощью других изученных законов композиции. После того можно приступать к живописи.

С помощью гуашевых красок нужно создать живописный зимний пейзаж. Его создадим по памяти и воображению.

Но прежде чем приступить, подумайте и мысленно представьте будущий рисунок.

Будет ли это морозный солнечный день или ночная разыгравшаяся метель? Кружевной от инея лес или укрытое пушистое снежными шапками дерево у вашего подъезда?

Подумайте, что будет центром вашей композиции. Так как вашей задачей на сегодняшнем занятии будет рисование композиции с выделением главного.

6. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Обучающиеся завершают свои композиции.

  Проводится выставка рисунков на доске. Ребята делятся своими впечатлениями. Составляют мини рассказ о своей идее, главном герое.

Педагог подводит итоги:

- Посмотрите, какие удивительно разнообразные композиции получились у вас. В них передано разное настроение. Каждый рисунок индивидуален и не похож на другой.

- Как вы думаете, какие законы применены в этих рисунках, кроме выделения центра? (ответы учащихся).

- Сегодня кто-то из вас услышал впервые новую информацию?

 - Молодцы! На этом завершаем наше занятие.

Педагог: - Работу цветом (гуашь) мы будем продолжать на следующем занятии.

Всем спасибо за занятие!

 Обучающиеся убирают свои рабочие места.


 

Литература:

1.     Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для разновозрастной группы дошкольников по изобразительной деятельности «К нам весна шагает»

Цели:1.Систематизировать знания детей о весне, её признаках, особенностях. 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования:  оттиском смятой бумагой, оттиском...

Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...

План - конспект занятия "Лепка из глины композиции по сказкам о животных"

План - конспект занятия по теме "Лепка из глины коллективной композиции "Сказки о животных"....

Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по изобразительной деятельности «Краски Осени»

Познакомить детей с инновационным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому». ...

Конспект занятия "Закрепление способов создания композиции в технике пейп - арт"

Конспект занятия "Закрепление способов создания композиции в технике пейп - арт"...

Занятие на тему "Закон обо мне, мне о законе"

    В подростковом возрасте  хочется  быстрее стать взрослыми, уйти от опеки и поучений родителей, взрослых. Возникают конфликты.  Подростки претендуют на роль взрослых...

План-конспект занятия на тему: "Изготовление композиции "Букет Победы".

План-конспект на тему: "Изготовление композиции «Букет Победы» " разработан для группы базового уровня, 3 года обучения объединения "Макраме" и является итоговым заняти...