Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по изобразительной деятельности «Краски Осени»
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Успехова Ирина Александровна

Познакомить детей с инновационным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kraski_oseni.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное – практическое занятие

с  детьми с ОВ по изобразительной деятельности

«Краски Осени»

Составила: Успехова И.А.

 инструктор по труду

реабилитационного отделения для детей и подростков

с ограниченными возможностями КЦСОН «Импульс»

г. Урай.

2011г.

Цели:  познакомить детей с инновационным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому». 

Задачи:

Формировать умение пользоваться акварелью (гуашью) в передачи и накопления опыта эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру.

Продолжать развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка: воображение, фантазию.  Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитывать   интерес детей к художественной деятельности, развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков.

Побуждать  детей передавать особенности осенних листьев, добиваясь выразительности с помощью цвета.

Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «фон», «мольберт» и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень».

Материал:

  • Акварель, гуашь, кисти разных номеров, баночки с водой, бумага для акварели, салфетки, ваза с разноцветными лентами и листьями.
  • Осеннее панно, мольберт с осенним пейзажем.
  • Музыкальный центр, аудиозапись «Звуки природы»
  • Ноутбук, презентация про осень.  

Персонаж:

  • Осень

Предварительная работа:

  • Знакомство с музыкальной разминкой, разучивание стихотворений  об осени, слушание аудиозаписи «Звуки природы», просмотр фильма «Осень постучалась…»

1 часть. Вводная

 Педагог: - сейчас за окном зима! Но иногда выглядывает солнышко и напоминает нам о теплой, разноцветной осени. Ребята, почему осень разноцветная?

Ответы детей: - много разноцветных листьев на деревьях и они начинают облетать, люди ходят под дождём с цветными зонтиками, можно собирать ягоды и грибы, птицы   улетают в теплые края…

Педагог: - молодцы, все правильно перечислили.

Дайте ответ на мои осенние загадки. Под музыку Чайковского «Времена года. Осень». Дети отгадывают осенние загадки.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это ....(дождь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

(ноябрь)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? ...

(птицы)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь

 Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно... (листопад)

Предлагаю посмотреть и вспомнить, как выглядит время года Осень.

(просмотр фильма про Осень)

Сегодня у нас произойдёт волшебство!  Ребята, вы согласны?  (Да, согласны!)

А поможет нам в этом, «волшебная ваза» (педагог подводит детей к вазе)

- посмотрите,  что свисает с «волшебной вазы»?

Ответы детей: - разноцветные ленточки, верёвочки…

Вы должны вытянуть  ленточку с таким цветом, который встречается осенью. И только после вас я тоже вытяну одну из ленточек.

Ребята вытягивают по одной ленточке, на которых прикреплены разноцветные листья.

Педагог выбирает ленточку «золотого» цвета, вытягивает, а на ней накидка (надевает накидку на плечи, а ребятам предлагает взять по листочку)

Возьмите по одному листочку и «наденьте на левую руку», а ленточку держите в правой руке. Ребята, вы превратились в листья, а я в «Волшебницу»

Психокинетическая разминка.

Педагог обращается к детям: - давайте представим, что вы  листья, растущие на берёзе  в роще (звучит спокойная мелодия)

Сейчас в нашей роще теплая, осенняя  ночь. Листочки на деревьях  спят (педагог выделяет эти слова выразительным голосом), сложив вдоль длинных, стройных веток  свои листочки – руки (педагог показывает, но дети могут и сами придумать, как во время сна располагаются листья), а может быть, прикрывают ими насекомых, которые отдыхают в листве дерева (голосом совсем тихим и спокойным.)

          Пусть дети несколько мгновений побудут в этом состоянии. Оно может быть длиннее, если ребята чем-то были возбуждены до занятия, и достаточно коротким, если дети спокойны.

         Вдруг из-за горизонта показалось солнышко (звучание музыки усиливается, становится  более  динамичным), оно осветило все вокруг, коснулось своими лучами листочков, нежно погладило их. (педагог сам может прикоснуться к головам нескольких детей). «Листочки»  подняли свои красивые личики, открыли глазки, радостно улыбнулись солнышку и потянулись всеми своими  листочками к нему, к его длинным и теплым лучикам (звучание музыки становится более громким, подвижным.)

        Представьте себе, как хорошо нам, «листочком», жить в этой берёзовой роще, слышать звонкое пение птиц, как прекрасно все вокруг, как необыкновенны своей красотой  цветы, растущие рядом с нами. Улыбнитесь друг другу, коснитесь друг друга листочками, потянитесь вместе к солнышку.

Покажите с помощью цветного  листочка на ленточке, ваше настроение.

Ах,  сегодня у вас чудесное, осеннее настроение (педагог обращает внимание на цвет листочков, которые показали дети, фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали листья, темных напряженных тонов. В дальнейшей работе эти дети должны быть обязательно в центре внимания педагога.)

        Солнышко взошло уже высоко, наши листочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали слушать сказку!

2. Сказка – игра.

     Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, была берёзовая роща, где росло необыкновенное, заколдованное дерево.

Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскрывались разные по характеру и окраске листья. Покажите листьями,  цвет кроны дерева (дети показывают ленточку с разноцветными листьями)

По ночам, когда листья  никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (ребята двигаются под музыку). Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.

В каком образе,  листья по звучанию мелодии, вам представились? Опишите их.  

Ответы детей: - ласковые, нежные, добрые,  веселые.

            Но на другой половине заколдованного дерева росли другие листочки. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (звучит громкая, музыка)

Выберите лист на ленточке и покажите, какой  по цвету была вторая половина дерева.

Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий …)

           Наступила осень, облетели с него разноцветные листочки. Дерево стало выглядеть  обыкновенным, но на самом деле оно продолжает быть заколдованным. Когда в роще волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное  чудо  -  они добрели душой и сердцем. Тот же, кто попадал под его злую половину, становился жестоким, злым и жадным.

             Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал, становились добрыми.

- а, как мы можем предупредить людей, где можно отдохнуть? Деревья в роще все облетели. Что мы можем сделать, как помочь?  Предполагаемые ответы детей: - сказать людям, показать, под каким деревом можно отдохнуть,  написать объявление. Можно нарисовать  крону у деревьев.

Правильно ребята, вы можете, нарисовать рощу в осеннем наряде и тогда злая половина дерева исчезнет. Дети соглашаются.

Лист на вашей руке поможет вам в рисовании, а ленту опустите в «волшебную» вазу.

           Итак, каждому  надо нарисовать на листе бумаги свой осенний пейзаж.

3. Практическая  деятельность. 

Ребята работают по инструкции педагога, звучит спокойная музыка.

  1. Чтобы роща получилась в осеннем наряде,  намочите лист бумаги водой с двух сторон. (Дети увлажняют лист бумаги с одной стороны, разглаживают воду по поверхности листа руками, а  перевернув лист повторяют действия)
  2.  Возьмите  кисть широкую,   наберите  краску,  рисуйте цветные пятна на листе бумаги. Но не забывайте промывать кисть, чтобы набрать другой цвет. (Ребята рисуют цветные пятна, и не забывают промывать кисть в воде.)
  3. Посмотрите ребята, что происходит с вашими цветными пятнами? (они соединяются)
  4. Чтобы нарисовать стволы и ветви, возьмите  кисть  узкую (дети меняют кисть и прорисовывают стволы и ветви у деревьев)
  5. На ваших рисунках стали просматриваться деревья в осеннем наряде (ребята рассматривают свои рисунки и называют, какие цвета акварели использовали в рисовании)

Ребята, можете нарисовать почву, на которой растут ваши «волшебные» деревья (дети самостоятельно рисуют землю)

  1. Положите кисть, отдыхать на салфетку (дети выполняют указание педагога)
  2. Покажите рукой «клюв птицы» (показ педагога: соединить большой и указательные пальчики)
  3. Проведите «клювом» по стволам и веткам на вашем рисунке.

Педагог рисует совместно с каждым ребёнком. На рисунке, где дети проводили «клювом», стали просматриваться линии светлого оттенка.

- Осенние пейзажи нарисованы! Когда рисунки высохнут, вы сможете их разместить  на  панно.

(Звучит мелодия леса, шум ветра, пение птиц)

Чтобы вернуться  из «волшебства» я в танце сниму накидку, а вы снимите листочки с руки. И опустим все вещи в  «волшебную» вазу, этим мы поможем берёзовой роще менять крону деревьев по временам года.

Педагог  с детьми танцуют, снимают атрибутику и опускают в вазу.

Итог занятия:    - Вот и готовы ваши рисунки. Мы назовем их «Осенний …(пауза дети хором) пейзаж».

Ребята, посмотрите и скажите, чей рисунок и почему интереснее для вас?

 (ответы детей: «Очень много солнечного цвета», «Ясная погода», «Деревья выглядят нарядными и весёлыми»). В ваших рисунках хочу отметить, что все пейзажи удивительно красивы и разнообразны. Вы настоящие волшебники. Красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно.

Какое чудо помогло вам сегодня? («волшебная» ваза с лентами и разноцветными листьями)

Расскажите, каким приёмом вы рисовали деревья? (деревья рисовали приёмом «по сырому»).

А листья сами прилетели на ваши деревья? (нет, мы наносили акварель на лист бумаги цветными пятнами).

И, что у вас получилось? (Осенний пейзаж) Молодцы!!!

Сейчас вы прежние заботливые, добрые  ребята.  За окном зима, а в «волшебной» роще золотая осень. Но наступит весна и  на деревьях осенние  листья превратятся в зеленые.

А путникам не придется выбирать красивое место в роще, потому что вы ребята, добротой своей души,  нарисовали красивую крону на деревьях.

Научились рисовать один из видов изобразительного искусства пейзаж, акварелью в технике «по сырому», где  цветные пятна соединялись.

Ребята, вы использовали одинаковые цвета акварели, а на    рисунках крона деревьев разная. Только ваше старание, помогло вам в рисовании.

  А можно ли  продолжить сказку? (да, мы можем продолжить сказку!)

Для этого, вам  надо выполнить домашнее задание.  Научить, своих близких рисовать акварелью в технике «по сырому» (детям раздаются буклеты с рекомендациями по рисованию акварелью в технике «по сырому»)

И начнётся продолжение сказки. Вы   научитесь рисовать птиц, не простых, а   «птиц сказочных» для нашей «волшебной» рощи. Птиц, которых  нельзя встретить на нашей планете.  

Дети в восторге соглашаются.

Но  это волшебство произойдет в следующей весенней игре – сказке и вы научитесь изображать «сказочных птиц» с помощью геометрических фигур.

     Педагог еще раз хвалит ребят за их творчество.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Методические материалы для проведения практического занятия «Эффективное разрешение конфликтов в педагогической деятельности»

Методическая разработка содержит подробное описание практических упражнений для тренинга по разрешению конфликтов в учебно-образовательном процессе....

Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по рисованию «Сказочные птицы!»

Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности, развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков....

Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по рисованию «Волшебная нить!»

Побуждать  детей передавать особенности «волшебных нитей» , добиваясь выразительности с помощью цвета...

Методическая разработка интегрированного практического занятия

Методическая разработка интегрированного практического занятия по теме: "Тяжелые металлы глазами эколога"...

Интегрированное практическое занятие «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В 3D ПЛАНИРОВЩИКЕ НАШ САД»

Методическая разработка предназначена преподавателям и студентам, изучающим дисциплины: МДК 01.01. «Основы проектирования  объектов садово-паркового и ландшафтного строительства»,...