Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по изобразительной деятельности «Краски Осени»
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
Познакомить детей с инновационным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kraski_oseni.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное – практическое занятие
с детьми с ОВ по изобразительной деятельности
«Краски Осени»
Составила: Успехова И.А.
инструктор по труду
реабилитационного отделения для детей и подростков
с ограниченными возможностями КЦСОН «Импульс»
г. Урай.
2011г.
Цели: познакомить детей с инновационным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому».
Задачи:
Формировать умение пользоваться акварелью (гуашью) в передачи и накопления опыта эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру.
Продолжать развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка: воображение, фантазию. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитывать интерес детей к художественной деятельности, развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков.
Побуждать детей передавать особенности осенних листьев, добиваясь выразительности с помощью цвета.
Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «фон», «мольберт» и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень».
Материал:
- Акварель, гуашь, кисти разных номеров, баночки с водой, бумага для акварели, салфетки, ваза с разноцветными лентами и листьями.
- Осеннее панно, мольберт с осенним пейзажем.
- Музыкальный центр, аудиозапись «Звуки природы»
- Ноутбук, презентация про осень.
Персонаж:
- Осень
Предварительная работа:
- Знакомство с музыкальной разминкой, разучивание стихотворений об осени, слушание аудиозаписи «Звуки природы», просмотр фильма «Осень постучалась…»
1 часть. Вводная
Педагог: - сейчас за окном зима! Но иногда выглядывает солнышко и напоминает нам о теплой, разноцветной осени. Ребята, почему осень разноцветная?
Ответы детей: - много разноцветных листьев на деревьях и они начинают облетать, люди ходят под дождём с цветными зонтиками, можно собирать ягоды и грибы, птицы улетают в теплые края…
Педагог: - молодцы, все правильно перечислили.
Дайте ответ на мои осенние загадки. Под музыку Чайковского «Времена года. Осень». Дети отгадывают осенние загадки.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это ....(дождь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ноябрь)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...
(птицы)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно... (листопад)
Предлагаю посмотреть и вспомнить, как выглядит время года Осень.
(просмотр фильма про Осень)
Сегодня у нас произойдёт волшебство! Ребята, вы согласны? (Да, согласны!)
А поможет нам в этом, «волшебная ваза» (педагог подводит детей к вазе)
- посмотрите, что свисает с «волшебной вазы»?
Ответы детей: - разноцветные ленточки, верёвочки…
Вы должны вытянуть ленточку с таким цветом, который встречается осенью. И только после вас я тоже вытяну одну из ленточек.
Ребята вытягивают по одной ленточке, на которых прикреплены разноцветные листья.
Педагог выбирает ленточку «золотого» цвета, вытягивает, а на ней накидка (надевает накидку на плечи, а ребятам предлагает взять по листочку)
Возьмите по одному листочку и «наденьте на левую руку», а ленточку держите в правой руке. Ребята, вы превратились в листья, а я в «Волшебницу»
Психокинетическая разминка.
Педагог обращается к детям: - давайте представим, что вы листья, растущие на берёзе в роще (звучит спокойная мелодия)
Сейчас в нашей роще теплая, осенняя ночь. Листочки на деревьях спят (педагог выделяет эти слова выразительным голосом), сложив вдоль длинных, стройных веток свои листочки – руки (педагог показывает, но дети могут и сами придумать, как во время сна располагаются листья), а может быть, прикрывают ими насекомых, которые отдыхают в листве дерева (голосом совсем тихим и спокойным.)
Пусть дети несколько мгновений побудут в этом состоянии. Оно может быть длиннее, если ребята чем-то были возбуждены до занятия, и достаточно коротким, если дети спокойны.
Вдруг из-за горизонта показалось солнышко (звучание музыки усиливается, становится более динамичным), оно осветило все вокруг, коснулось своими лучами листочков, нежно погладило их. (педагог сам может прикоснуться к головам нескольких детей). «Листочки» подняли свои красивые личики, открыли глазки, радостно улыбнулись солнышку и потянулись всеми своими листочками к нему, к его длинным и теплым лучикам (звучание музыки становится более громким, подвижным.)
Представьте себе, как хорошо нам, «листочком», жить в этой берёзовой роще, слышать звонкое пение птиц, как прекрасно все вокруг, как необыкновенны своей красотой цветы, растущие рядом с нами. Улыбнитесь друг другу, коснитесь друг друга листочками, потянитесь вместе к солнышку.
Покажите с помощью цветного листочка на ленточке, ваше настроение.
Ах, сегодня у вас чудесное, осеннее настроение (педагог обращает внимание на цвет листочков, которые показали дети, фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали листья, темных напряженных тонов. В дальнейшей работе эти дети должны быть обязательно в центре внимания педагога.)
Солнышко взошло уже высоко, наши листочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали слушать сказку!
2. Сказка – игра.
Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, была берёзовая роща, где росло необыкновенное, заколдованное дерево.
Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскрывались разные по характеру и окраске листья. Покажите листьями, цвет кроны дерева (дети показывают ленточку с разноцветными листьями)
По ночам, когда листья никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (ребята двигаются под музыку). Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.
В каком образе, листья по звучанию мелодии, вам представились? Опишите их.
Ответы детей: - ласковые, нежные, добрые, веселые.
Но на другой половине заколдованного дерева росли другие листочки. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (звучит громкая, музыка)
Выберите лист на ленточке и покажите, какой по цвету была вторая половина дерева.
Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий …)
Наступила осень, облетели с него разноцветные листочки. Дерево стало выглядеть обыкновенным, но на самом деле оно продолжает быть заколдованным. Когда в роще волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное чудо - они добрели душой и сердцем. Тот же, кто попадал под его злую половину, становился жестоким, злым и жадным.
Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал, становились добрыми.
- а, как мы можем предупредить людей, где можно отдохнуть? Деревья в роще все облетели. Что мы можем сделать, как помочь? Предполагаемые ответы детей: - сказать людям, показать, под каким деревом можно отдохнуть, написать объявление. Можно нарисовать крону у деревьев.
Правильно ребята, вы можете, нарисовать рощу в осеннем наряде и тогда злая половина дерева исчезнет. Дети соглашаются.
Лист на вашей руке поможет вам в рисовании, а ленту опустите в «волшебную» вазу.
Итак, каждому надо нарисовать на листе бумаги свой осенний пейзаж.
3. Практическая деятельность.
Ребята работают по инструкции педагога, звучит спокойная музыка.
- Чтобы роща получилась в осеннем наряде, намочите лист бумаги водой с двух сторон. (Дети увлажняют лист бумаги с одной стороны, разглаживают воду по поверхности листа руками, а перевернув лист повторяют действия)
- Возьмите кисть широкую, наберите краску, рисуйте цветные пятна на листе бумаги. Но не забывайте промывать кисть, чтобы набрать другой цвет. (Ребята рисуют цветные пятна, и не забывают промывать кисть в воде.)
- Посмотрите ребята, что происходит с вашими цветными пятнами? (они соединяются)
- Чтобы нарисовать стволы и ветви, возьмите кисть узкую (дети меняют кисть и прорисовывают стволы и ветви у деревьев)
- На ваших рисунках стали просматриваться деревья в осеннем наряде (ребята рассматривают свои рисунки и называют, какие цвета акварели использовали в рисовании)
Ребята, можете нарисовать почву, на которой растут ваши «волшебные» деревья (дети самостоятельно рисуют землю)
- Положите кисть, отдыхать на салфетку (дети выполняют указание педагога)
- Покажите рукой «клюв птицы» (показ педагога: соединить большой и указательные пальчики)
- Проведите «клювом» по стволам и веткам на вашем рисунке.
Педагог рисует совместно с каждым ребёнком. На рисунке, где дети проводили «клювом», стали просматриваться линии светлого оттенка.
- Осенние пейзажи нарисованы! Когда рисунки высохнут, вы сможете их разместить на панно.
(Звучит мелодия леса, шум ветра, пение птиц)
Чтобы вернуться из «волшебства» я в танце сниму накидку, а вы снимите листочки с руки. И опустим все вещи в «волшебную» вазу, этим мы поможем берёзовой роще менять крону деревьев по временам года.
Педагог с детьми танцуют, снимают атрибутику и опускают в вазу.
Итог занятия: - Вот и готовы ваши рисунки. Мы назовем их «Осенний …(пауза дети хором) пейзаж».
Ребята, посмотрите и скажите, чей рисунок и почему интереснее для вас?
(ответы детей: «Очень много солнечного цвета», «Ясная погода», «Деревья выглядят нарядными и весёлыми»). В ваших рисунках хочу отметить, что все пейзажи удивительно красивы и разнообразны. Вы настоящие волшебники. Красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно.
Какое чудо помогло вам сегодня? («волшебная» ваза с лентами и разноцветными листьями)
Расскажите, каким приёмом вы рисовали деревья? (деревья рисовали приёмом «по сырому»).
А листья сами прилетели на ваши деревья? (нет, мы наносили акварель на лист бумаги цветными пятнами).
И, что у вас получилось? (Осенний пейзаж) Молодцы!!!
Сейчас вы прежние заботливые, добрые ребята. За окном зима, а в «волшебной» роще золотая осень. Но наступит весна и на деревьях осенние листья превратятся в зеленые.
А путникам не придется выбирать красивое место в роще, потому что вы ребята, добротой своей души, нарисовали красивую крону на деревьях.
Научились рисовать один из видов изобразительного искусства пейзаж, акварелью в технике «по сырому», где цветные пятна соединялись.
Ребята, вы использовали одинаковые цвета акварели, а на рисунках крона деревьев разная. Только ваше старание, помогло вам в рисовании.
А можно ли продолжить сказку? (да, мы можем продолжить сказку!)
Для этого, вам надо выполнить домашнее задание. Научить, своих близких рисовать акварелью в технике «по сырому» (детям раздаются буклеты с рекомендациями по рисованию акварелью в технике «по сырому»)
И начнётся продолжение сказки. Вы научитесь рисовать птиц, не простых, а «птиц сказочных» для нашей «волшебной» рощи. Птиц, которых нельзя встретить на нашей планете.
Дети в восторге соглашаются.
Но это волшебство произойдет в следующей весенней игре – сказке и вы научитесь изображать «сказочных птиц» с помощью геометрических фигур.
Педагог еще раз хвалит ребят за их творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....
Методические материалы для проведения практического занятия «Эффективное разрешение конфликтов в педагогической деятельности»
Методическая разработка содержит подробное описание практических упражнений для тренинга по разрешению конфликтов в учебно-образовательном процессе....
Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по рисованию «Сказочные птицы!»
Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности, развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков....
Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по рисованию «Волшебная нить!»
Побуждать детей передавать особенности «волшебных нитей» , добиваясь выразительности с помощью цвета...
Варианты практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Решение ситуационных задач в разных вариантах....
Методическая разработка интегрированного практического занятия
Методическая разработка интегрированного практического занятия по теме: "Тяжелые металлы глазами эколога"...
Интегрированное практическое занятие «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В 3D ПЛАНИРОВЩИКЕ НАШ САД»
Методическая разработка предназначена преподавателям и студентам, изучающим дисциплины: МДК 01.01. «Основы проектирования объектов садово-паркового и ландшафтного строительства»,...