Конспект урока изобразительного искусства "Народный праздничный костюм (татарский)", 5 класс по ФГОС
план-конспект урока по мхк (5 класс) на тему
Конспект урока ИЗО в 5 классе, по ФГОС на тему "Народный праздничный костюм (татарский народный праздничный костюм)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок изо в 5 классе по ФГОС на тему "Народный праздничный костюм" | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока изобразительного искусства
5 класс 1 четверть
Тема: «Народный праздничный костюм»
- Предмет: изобразительное искусство.
- Класс 5.
- Используемый УМК: Г Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского; Изобразительное искусство «Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 классы»: Москва, Просвещение, 2014 год
- Тема урока: Народный праздничный костюм (женский, татарский)
- Цель урока: формирование: представления об образном строе народного праздничного женского костюма, ценностного отношения к истории, культуре традициям своего народа; творческой и познавательной активности; коммуникативной культуры.
- Задачи урока: расширить представление о богатстве и разнообразии художественного образа народного костюма; поддерживать стремление обучающихся к расширению собственного кругозора; формировать компетенцию самостоятельной работы; коммуникативную компетенцию: общения в диалоге, формулирования вопроса; воспитывать уважение к чужому мнению; воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.
- Планируемые результаты:
- Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- Метапредметные:
- регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;
- коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.
8.Перечень оборудования и оформления доски: компьютер, проектор, выставка «Татарский народный костюм» ,клише для ответов:
«На уроке я узнал…»
«Мне на уроке удалось…»
«Самым интересным на уроке было…»
«Мое настроение …»
9.Список информационных источников:
http://cat.convdocs.org/docs/index-111779.html
http://festival.1september.ru/articles/500619/
http://www.bandyvesti.ru/wp/read/istoriya-russkiy-narodniy-kostyum.php
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Этап урока 1. Организационный момент (1 мин.) | ||
Проверка готовности учащихся к уроку. Мобилизующее начало урока: Ребята, сегодня мы с вами проведем открытый урок. К нам в гости приехали учителя, но пусть вас это не беспокоит, это наша группа поддержки. Прежде чем начать урок мы попросим выйти из класса лень, рассеянность, страх, а позовем на помощь кого? смелость, сообразительность и вдохновение. Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу, гостям и приступим к работе. | Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей | Личностные УУД эмоционально-положительный настрой на урок. Метапредметные: регулятивные: осуществляют самоконтроль; познавательные: интерес к предмету; коммуникативные планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
2. Актуализация знаний . Введение в тему и определение темы(2 мин) | ||
Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, а захватила собой вот эту красивую шкатулку. В течение всего нашего урока, этот чудесный предмет будет помогать нам, ведь он хранит в себе много удивительных тайн. Итак, тайна первая - Какова же тема нашего урока? Открываем шкатулочку….(звучит волшебная музыка). И что же он нам предлагает? Какие-то слова… (учитель достает и прикрепляет на доске слова: костюм, народ, праздник,). Я думаю, что это подсказки. Попробуйте сформулировать тему урока (варианты учащихся). Давайте проверим, правильно ли мы разгадали первую тайну? (на экране высвечивается тема урока «Народный праздничный костюм»). Итак, мы разгадали первую тайну шкатулки. Но шкатулка предлагает сразу вторую тайну (достает из шкатулки сверток со стихотворением. С костюмом какого народа сегодня познакомимся на уроке? Догадайтесь, послушав это красивое стихотворение: (читает стихотворение под тихую народную мелодию) Я сегодня в праздничном наряде, (_татарского)(Открывает выставку «Татарский народный костюм») | Ученики предлагают свои варианты ответов, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока. | Личностные: формируют умения признавать свои ошибки. Предметные: применение знаний полученных на прошлых уроках. Метапредметные: познавательные: ориентируются в своей системе знаний; регулятивные: высказывают своё предположение: коммуникативные: участвуют в диалоге |
3. Определение целей урока (3 мин) | ||
- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о татарском костюме? (примерные ответы детей: -из каких элементов состоит татарский народный костюм, - какой цвет использовали в изготовлении татарского костюма, -при помощи каких узоров, орнаментов украшали одежду и пр.). Молодцы! Конечно же, вы все правы, сегодня на уроке вы познакомимитесь с элементами и символами праздничного костюма татарского народа, а также попробуете создать свой вариант народного праздничного костюма | Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока. Формулируют цели урока , опираясь на слова. | Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Метапредметные: формулируют тему, цель, проблему урока; определяют последовательность действий; |
4. Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала) (13 мин) | ||
Возвращаемся к нашей шкатулке. (звучит музыка, учитель достает из сундучка фразу: Какую подсказку на этот раз дала нам шкатулка? (ответы детей) Конечно же, эта всем известная русская поговорка, пришедшая к нам из глубины столетий. Поговорка русская, но её знают все национальности. А что она обозначает? Молодцы! Я подытожу ваши ответы. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение. - Ребята, а каким образом одежда незнакомца передавала информацию? -Конечно же, одежда каждой области (губернии) России, каждого народа имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. -Ребята, вспомните, что такое орнамент?( Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов;) -Каким он бывает по виду, по происхождению? -Правильно, молодцы, ребята! Давайте попросим нашу волшебную шкатулку показать нам праздничную одежду татарского народа. При просмотре обратите внимание на элементы костюма и местоположение орнаментов. (демонстрация костюма посредством слайдовой презентации, показ сопровождается беседой учителя и детей ) -Скажите, все ли элементы одежды вам знакомы? (нет). -Запомнили названия элементов костюма? -А теперь скажите, какие части костюма наиболее украшены орнаментом? (рукава, горловина, низ(подол) одежды) -Как вы думаете, почему именно тут расположены узоры? (ответы детей) -Правильно, ребята, люди верили в злых и добрых духов. Так вот, считалось, что оголенные части тела (руки, шея, ноги) наиболее привлекательны для злых духов, которые старались всячески испортить жизнь человеку. Поэтому символы-обереги, расположенные вблизи с этими частями тела помогали отпугнуть зло, и принести удачу и благополучие владельцу украшенной одежды. Что ж, молодцы, и с этим заданием вы справились! И вновь, разгадана очередная тайна волшебной шкатулки. -Скажите, пожалуйста, а в нашем, современном мире можно ли увидеть такую одежду? Где? (музеи, картины, выставки, народные гуляния, сказки и пр.) | Ученики отвечают на вопрос учителя, делают сравнительный анализ, высказывают свои предположения, находят правильный ответ. | Личностные: умеют удерживать учебную задачу; Предметные: воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека; Метапредметные: познавательные: находят ответы на вопросы; овладевают умением поиска и выделения необходимой информации; выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение; регулятивные: отличают верно, выполненное задание от неверного; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; аргументируют свое мнение; умение сформулировать вопрос; |
5. Физкультминутка ( 1 мин.) | ||
- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы современных дизайнеров. Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы! | Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. | Личностные УУД: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
6.Первичное закрепление умений. Постановка художественной задачи ( 2 мин) Ребята, давайте узнаем, запомнили или нет названия элементов татарского костюма. Шкатулка предлагает вам игру "Цветик-семицветик " на узнавание понравившегося элемента костюма. Учитель держит цветок, на лепестках которого с обратной стороны написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепесток, достают листочки, читают и показывают на части костюма, расположенные на выставке. Молодцы, ребята! А теперь, вам предстоит выполнить творческое задание. Готовы? | ||
- Вспомните, чему мы должны научиться? (Мы должны научиться украшать татарский народный костюм) - Вы должны разделиться на маленькие группы (Задание дифференцированное) 1 группа: Декорировать , тюбетейки из картона, (для медлительных детей и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением). Самим подобрать цвета и элементы орнамента. 2 группа: “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду. 3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме. 4. группа: Работа на компьютере в программе Paint Главное условие – наличие орнамента в одежде. Этапы работы озвучить для каждой группы: выбрать вариант костюма; построить общую форму костюма; наметить места украшений и орнамента; определить колорит (цвет) костюма; выполнить в цвете работу. | Учащиеся повторяют цель урока, отвечают на вопросы, готовят необходимый материал. | Предметные УУД: формируют конкретные знания; Метапредметные УУД: познавательные: находят ответы на вопросы; регулятивные: волевая саморегуляция ( способность к преодолению препятствий); коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; аргументируют свое мнение; |
7.Самостоятельная работа по предложенному алгоритму (20 мин)Техника безопасности перед началом творческой работы. | ||
контроль -индивидуальный -выборочный Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи. (Выполнение практической работы сопровождается звучанием | Учащиеся выполняют практическую работу, осуществляя проверку и взаимопроверку выполнения задания. Воспринимают на слух советы и ответы учащихся по устранению недочетов в работе | Предметные УУД: умеют применять знания на практике. Метапредметные УУД: познавательные: осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, выбирают нужный уровень сложности регулятивные: контроль, коррекция, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона коммуникативные: рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества. личностные: самоопределение. |
8. Домашнее задание (1 мин) | ||
Альбом и на выбор краски или цветные карандаши. | Учащиеся записывают задание в дневник, с учётом индивидуальных возможностей | Метапредметные УУД: регулятивные: самоконтроль. Личностные: осознание личной значимости; |
9. Самооценка. Рефлексия.(2 мин) | ||
-Где еще можно использовать фигурки женщин , выполненные в такой технике? (закладки, открытки…) -Интересно ли вам было на уроке, довольны ли вы своей работой? Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ. - Продолжите фразу: «На уроке я узнал…» «Мне на уроке удалось…» «Самым интересным на уроке было…» «Урок для меня показался …» «Мое настроение …» Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга , помогали исправить ошибки. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни, как можно чаще звучало слово МЫ. Спасибо вам , ребята! Вы сегодня молодцы! Звучит татарская мелодия. | По рядам показывают работы друг другу. Осуществляют: самооценку; взаимопроверку; формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему?) | Личностные УУД: следуют моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные УУД: регулятивные: контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности; дают оценку деятельности на уроке; коммуникативные: |
Если время останется сыграть в татарскую народную игру «Тюбетейка» с декорированной тюбетейкой из картона. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изобразительного искусства "Жостовская роспись"5 класс.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией и музыкальным сопровождением....
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС) Тема урока: Ловля и передача мяча в движении, в треугольнике. Ведение на месте правой (левой) рукой. Развитие координационных способностей
Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом.Задачи:1. образовательная: познакомить учащихся с рациональным питанием школьников; ф...
Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)"
Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)". Статья из сборника материалов Поволжской научно-практической конференции им. ак. К.А. Валиева...
Конспект урока изобразительного искусства "Народные промыслы" 5 класс
Конспект урока изобразительного искусства содержит рекомендации по разработке технологии использования групповой работы в ходе выполнения творческой работы, знакомства с народными промыслами...
Технологическая карта урока. Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)
Тема урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом....