Конспект урока "Народный праздничный костюм".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Конспект урока по программе Б.М. Неменского в 1 четверти 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kostyum.doc | 52 КБ |
tablitsy_dlya_kostyuma.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство.
Уроки 6.
Тема. Народный праздничный костюм.
Тип урока: комбинированный – урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и продуктивного чтения.
Планируемые результаты:
П. Знать и понимать специфику образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать –земля, конь, птица, солярные знаки). Приобрести опыт выполнения творческого проекта, эскиза (украшение женского и мужского праздничного костюма) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.
М. Уметь осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач. Уметь на рисунке показывать особенности традиционного русского женского костюма. Уметь определять способы действия в рамках необходимых требований. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД | |
1-й урок | |||
действия учителя | действия учеников | ||
I. Создание проблемной ситуации. | Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Она проста и хороша. Учитель, о чем сегодня у нас пойдет речь? - тема урока «Русский народный костюм», | Ученики отвечают на вопросы (возможные ответы учеников):
| Личностные УУД эмоционально-положительный настрой на урок. Метапредметные: регулятивные: осуществляют самоконтроль; познавательные: интерес к предмету; коммуникативные планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
II. Формулирование проблемы. | – Что вас удивляет в этом стихотворении и какой вопрос у вас возникает? – В учебнике уже есть три вопроса, которые помогут вам сформулировать проблему урока, его цель: (стр 50) |
| Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Метапредметные: Формулируют цель, проблему урока; определяют последовательность действий. |
III. Выдвижение гипотез. | – А вы как думаете, что нам уже известно, что нам поможет найти ответы на вопросы? Познакомимся с … Научимся отличать… Научимся использовать… | Предполагают. | |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа с текстом. | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 50–59 и поработать с текстом в технологии продуктивного чтения. До чтения. – Рассмотрите изображения в учебнике на с. 50: все ли изображения одинаковые, в чем их разница? И в чем их сходство, разница (что являлось основой русского костюма)? Во время чтения. – Проверить себя нам сегодня помогут таблицы, которые вы самостоятельно будите заполнять по ходу урока (по парам или по группам), в конце проверим. Давайте разделимся на 3 группы (1гр.-Южный женский костюм, 2 гр. – Женский костюм русского севера, 3гр. – Мужской костюм).
Учитель задает наводящие вопросы по тексту. После чтения. – Проверяем заполнение таблиц? | Дети рассматривают страницы, читают текст, отвечают. Предполагают. Разница - форма? цвет? элементы? Выполняют. Отвечают. | Личностные: умеют удерживать учебную задачу. Предметные: воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека. Метапредметные: познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в тексте; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока. регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его. |
V. Выражение решения проблемы. (VII. Итог урока. Рефлексия). | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. - Вспомните, чему мы должны научиться? -Что мы с вами узнали? -Всё ли Вам понятно? | Отвечают. Учащиеся повторяют цель урока, выясняют какие цели достигнуты. | Предметные УУД: формируют конкретные знания. Метапредметные УУД: познавательные: находят ответы на вопросы. регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; аргументируют свое мнение. |
VI. Применение знаний (продуктивные задания). | практическое задание – нарисовать модель в русском женском или мужском костюме (на втором уроке будем завершать данную работу в аппликации из ткани, бумаги, из подручного материала) | Метапредметные: регулятивные: осуществляют самоконтроль; Предметные УУД: формируют конкретные знания. | |
VIII. Домашнее задание. | – Принести рабочую тетрадь, альбом, материалы для работы над проектом. | Записывают. |
Предварительный просмотр:
Женский костюм русского Севера
Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.
Из каких элементов одежды, обуви, головных уборов состоял Северный женский костюм? Впиши в таблицу названия.
Одежда | Головные уборы | Обувь |
1.______________________ 2.______________________ 3.______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ | ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ УДАЧИ! |
Южный женский костюм
Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.
Из каких элементов одежды, обуви, головных уборов состоял Южный женский костюм? Впиши в таблицу названия.
Одежда | Головные уборы | Обувь |
1.______________________ 2.______________________ 3.______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ ________________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ УДАЧИ! |
Мужской костюм
Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.
Из каких элементов одежды, обуви, головных уборов состоял мужской костюм? Впиши в таблицу названия.
Одежда | Головные уборы | Обувь |
1._____________________ 2._____________________ 3._____________________ | ____________________ | ____________________ УДАЧИ! |
Мужской костюм
Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.
Из каких элементов одежды, обуви, головных уборов состоял мужской костюм? Впиши в таблицу названия.
Одежда | Головные уборы | Обувь |
1._____________________ 2._____________________ 3._____________________ | ____________________ | ____________________ УДАЧИ! |
Мужской костюм
Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.
Из каких элементов одежды, обуви, головных уборов состоял мужской костюм? Впиши в таблицу названия.
Одежда | Головные уборы | Обувь |
1._____________________ 2._____________________ 3._____________________ | ____________________ | ____________________ УДАЧИ! |
Правила работы в группе:
1. Участники выбирают руководителя группы.
2. Руководитель группы должен направлять работу участников так, чтобы все были задействованы, чтобы у каждого было поручение; проверяет правильность выполнения поручений.
3. Каждый участник группы должен сотрудничать друг с другом, слушать руководителя группы, обсуждать данную тему, отвечать на поставленные вопросы.
Защита работы:
1. Группа выступает у доски перед классом.
2. У каждого участника группы должно быть выступление по теме.
3. Весь материал нужно разместить на доске: сначала размещаются элементы одежды, ниже (под элементами одежды) - обувь, а завершают образ - головные уборы (их размещают над одеждой).
4. Все элементы костюма должны сопровождаться надписями.
Ход второго урока
I. Оргмомент
II. Рефлексия первого урока
На первом уроке вы хорошо потрудились, давайте выясним что у нас получилось, а что нет?
Найдите на своих партах «Карту работы на уроке». Ответьте на вопросы таблицы «Оцени свою работу на первом уроке.
Карта работы на уроке.
Фамилия, имя__________________________
Тема урока Русский народный костюм | |
Оцени свою работу на первом уроке, заполнив таблицу. Обведи баллы, соответствующие ответу | |
Я работал (а) с текстом и правильно ответил (а) на поставленные вопросы | 1 б 0б |
Мне было легко находить в тексте ответы на вопросы | 1 б 0б |
Мне было легко работать в группе | 1б 0б |
Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было | 1б 0б |
При выполнении совместного задания, я с принимал мнение одноклассника (цы) | 1 б 0б |
Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз | 1 б 0б |
Считаю, что я могу оценить свою работу в | Мои баллы: ___б |
Перевод в оценку: 6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2» | Моя оценка: «____» |
III. Постановка цели и темы на урок
Мы с Вами продолжаем изучать русский народный костюм. На втором уроке нам предстоит выполнить практическое задание –нарисовать модель в женском или мужском костюме.
IV.Новая тема
Слайд №1 Перед этим мы должны рассмотреть такое понятие, как орнамент.
Вы знакомы с этим понятием?....Что оно означает
Слайд 2. Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются
геометрические или растительные элементы.
Слайд №3. Какие формы орнамента вам известны?
Ответы учеников:
Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
Слайд 4.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.
Слайд 5.
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.
Слайд 6.
Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.
Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?
Ответы учеников: красный, белый…жёлтый, синий
Слайд 7
Русский народный костюм отличает богатая .
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:
Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.
Желтый – тепло солнца.
Зеленый – урожай
Синий, черный – тьма, горе.
Белый – свет, праздник.
Охра – земля
Слайд 8
В вышивке преобладает 4 цвета- красный, белый, синий, серый.
Слайд 9
Орнамент располагают по подолу сарафана;
по середине сарафана;
на рукавах рубахи,
на манжетах,
по поясу у мужчин
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
V.Практическая работа.
Слайд 10.
Итак, приступайте к работе. Сначала нужно прорисовать детали костюма, затем нанести орнамент, раскрасить шаблон. Вырезать фигуру по контурам. Приклеить фигурки к панно, чтобы получился «Хоровод.
Самостоятельная практическая работа учащихся.
В ходе работы звучит русская народная музыка. Учитель помогает тем, кто затрудняется.
Подведение итогов. Посмотрите какая красота у нас получилась.
Я вам предлагаю подвести итог второго урока в «Картах работы на уроке». Что у вас получилось, а что нет?
Ответьте на вопросы таблицы «Оцени свою работу на втором уроке»
Оцени свою работу на втором уроке, заполнив таблицу. Обведи баллы, соответствующие ответу | |
Моя работа выполнена в срок, я всё успел | 1 б 0б |
Моя работа выполнена верно, она соответствует заданию. | 1б 0б |
В своей работе я использовал примеры орнамента | 1б 0б |
В своей работе я сам придумал и разработал орнамент | 1б 0б |
Моя работа выполнена аккуратно | 1б 0б |
Через некоторое время я смогу повторить этот орнамент | 1б 0б |
Считаю, что я могу оценить свою работу в | Мои баллы: ___б |
Перевод в оценку: 6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2» | Моя оценка: «____» |
Домашнее задание
У нас получилось замечательное панно. Оно будет прекрасным наглядным пособием к следующему уроку. Мы с вами изучим тему «Русские народные праздники».
Базовый уровень:
Подобрать зрительный материал о народных праздниках (открытки, иллюстрации из книг и журналов)
Повышенный уровень:
Создать презентацию на тему: «Русский народный праздник»
Карта работы на уроке
Фамилия, имя__________________________
Тема урока Русский народный костюм | |
Оцени свою работу на первом уроке, заполнив таблицу. Обведи баллы, соответствующие ответу | |
Я работал (а) с текстом и правильно ответил (а) на поставленные вопросы | 1 б 0б |
Мне было легко находить в тексте ответы на вопросы | 1 б 0б |
Мне было легко работать в группе | 1б 0б |
Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было | 1б 0б |
При выполнении совместного задания, я с принимал мнение одноклассника (цы) | 1 б 0б |
Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз | 1 б 0б |
Считаю, что я могу оценить свою работу в | Мои баллы:___б |
Перевод в оценку: 6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2» | Моя оценка:«____» |
Карта работы на уроке
Фамилия, имя__________________________
Тема урока Русский народный костюм | |
Оцени свою работу на первом уроке, заполнив таблицу. Обведи баллы, соответствующие ответу | |
Я работал (а) с текстом и правильно ответил (а) на поставленные вопросы | 1 б 0б |
Мне было легко находить в тексте ответы на вопросы | 1 б 0б |
Мне было легко работать в группе | 1б 0б |
Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было | 1б 0б |
При выполнении совместного задания, я с принимал мнение одноклассника (цы) | 1 б 0б |
Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз | 1 б 0б |
Считаю, что я могу оценить свою работу в | Мои баллы:___б |
Перевод в оценку: 6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2» | Моя оценка:«____» |
Карта работы на уроке
Фамилия, имя__________________________
Тема урока Русский народный костюм | |
Оцени свою работу на первом уроке, заполнив таблицу. Обведи баллы, соответствующие ответу | |
Я работал (а) с текстом и правильно ответил (а) на поставленные вопросы | 1 б 0б |
Мне было легко находить в тексте ответы на вопросы | 1 б 0б |
Мне было легко работать в группе | 1б 0б |
Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было | 1б 0б |
При выполнении совместного задания, я с принимал мнение одноклассника (цы) | 1 б 0б |
Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз | 1 б 0б |
Считаю, что я могу оценить свою работу в | Мои баллы:___б |
Перевод в оценку: 6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2» | Моя оценка:«____» |
Оцени свою работу на втором уроке, заполнив таблицу. Обведи баллы, соответствующие ответу | |
Моя работа выполнена в срок, я всё успел | 1 б 0б |
Моя работа выполнена верно, она соответствует заданию. | 1б 0б |
В своей работе я использовал примеры орнамента | 1б 0б |
В своей работе я сам придумал и разработал орнамент | 1б 0б |
Моя работа выполнена аккуратно | 1б 0б |
Через некоторое время я смогу повторить этот орнамент | 1б 0б |
Считаю, что я могу оценить свою работу в | Мои баллы: ___б |
Перевод в оценку: 6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2» | Моя оценка: «____» |
Оцени свою работу на втором уроке, заполнив таблицу. Обведи баллы, соответствующие ответу | |
Моя работа выполнена в срок, я всё успел | 1 б 0б |
Моя работа выполнена верно, она соответствует заданию. | 1б 0б |
В своей работе я использовал примеры орнамента | 1б 0б |
В своей работе я сам придумал и разработал орнамент | 1б 0б |
Моя работа выполнена аккуратно | 1б 0б |
Через некоторое время я смогу повторить этот орнамент | 1б 0б |
Считаю, что я могу оценить свою работу в | Мои баллы: ___б |
Перевод в оценку: 6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2» | Моя оценка: «____» |
Оцени свою работу на втором уроке, заполнив таблицу. Обведи баллы, соответствующие ответу | |
Моя работа выполнена в срок, я всё успел | 1 б 0б |
Моя работа выполнена верно, она соответствует заданию. | 1б 0б |
В своей работе я использовал примеры орнамента | 1б 0б |
В своей работе я сам придумал и разработал орнамент | 1б 0б |
Моя работа выполнена аккуратно | 1б 0б |
Через некоторое время я смогу повторить этот орнамент | 1б 0б |
Считаю, что я могу оценить свою работу в | Мои баллы: ___б |
Перевод в оценку: 6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2» | Моя оценка: «____» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"
конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"...
Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"
На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»
Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...
Конспект урока по теме "Народный праздничный костюм"
Конспект урока "Народный праздничный костюм" к уроку ИЗО в 5классе по программе Б.М.Неменского (с презентацией)...
Конспект урока изобразительного искусства "Народный праздничный костюм (татарский)", 5 класс по ФГОС
Конспект урока ИЗО в 5 классе, по ФГОС на тему "Народный праздничный костюм (татарский народный праздничный костюм)"...
конспект урока в 5 классе "Русский праздничный костюм"
Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.Задачи:Обучающие:Познакомить с элементами народного женского костюма XIX века.Научить пользоваться шаблонами.Рассказат...
конспект урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"
У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и п...